Этой осенью на стримингах вышло несколько новых заметных мультсериалов для взрослых — комедий и приключений; мощных камбэков и попыток запустить франшизу. Рассказываем, на что следует обратить внимание в первую очередь.

«Десятилетний Том»

«Ten Year Old Tom»

Необычайно безэмоциональный школьник по имени Том попадает в стыдные и странные ситуации, от которых бы даже Ларри Дэвид покринжовал. Запись в школьную команду по бейсболу оборачивается походом в торговый центр за допингом по наводке водилы автобуса. Поездка с соседским батей на рыбалку оказывается невыносимой холостяцкой попойкой, с которой хотят сбежать даже друзья мужчины. После падения Тома с турника в спортзале мама нанимает адвоката, чтобы довести судебную тяжбу со школой до прибыльного конца. В общем, во всех эпизодах десятилетний Том непременно сталкивается с жестоким и трагикомичным миром взрослых, а зрителям предлагается посмотреть на этот до боли знакомый мир незамутненным взглядом наивного ребенка.

Мультсериал «Десятилетний Том» — камбэк Стива Дилдариана, взявшего почти что 10-летний отпуск после завершения своего культового анимационного ситкома «Жизнь и приключения Тима». Новый ситком выполнен в абсолютно узнаваемом авторском стиле: Дилдариан снова лично написал и поставил все серии, а также озвучил главного героя в неподражаемой сухой манере. Его герои — нарочито скованные в экспрессии кривули, будто выцарапанные на школьной парте; однако чувствуется, что для актеров озвучки (например, учителя озвучивает ни много ни мало Джон Малкович, а одноклассницу — Джиллиан Джейкобс) попасть в авторскую вселенную Дилдариана — большая честь, и они выкладываются на все сто. Отпуск явно пошел автору на пользу: сценарии ситкома блещут свежестью и остроумием; пропорция неловкого реализма и дурацкого сюрреализма выдерживается с большим вкусом. Ну и самое главное — это определенно тот случай, когда соло-выступление одного эксцентричного автора приводит к тысячекратно более уморительным результатам, чем плод деятельности самых высококвалифицированных кабинетов сценаристов.

Подробнее на «Афише»
Смотреть на HBO Max

«Корпорация „Заговор“»

«Inside Job»

Что, если все теории заговора, когда‑либо опубликованные на интернет-форумах и прогорланенные городскими сумасшедшими, разом окажутся правдой? Во вселенной мультфильма «Корпорация „Заговор“» есть место и тайному теневому правительству, и манипулирующим сознанием вышкам 5G, и рептилоидам, и сатанистам, контролирующим биржевые индексы с помощью жертвоприношений. Неожиданный поворот состоит в том, что этот мир вовсе не страшный, а умеренно смешной; даже самые безумные политические секреты при ближайшем рассмотрении превращаются в скучную бюрократию. Собственно, главная героиня по имени Рейган, работающая в секретной корпорации, управляющей Америкой, — и есть скучная бюрократка. А весь сериал — это «Секретные материалы», скрещенные с «Офисом»: жизнь Рейган больше всего осложняют коллеги по кабинету — среди них есть и вновь прибывший раздражающий мажор, и обладающая похотливым сознанием колония психоделических грибов со щупальцами (не спрашивайте).

«Корпорация „Заговор“» — еще один громкий камбэк: это первый сценарно-продюсерский проект Алекса Хирша после окончания «Гравити Фолз» в 2016-м. Впрочем, на этот раз шоураннером выступает не он, а Сион Такэути, давно работавшая с ним в команде. И Хирш, и Такэути — в равной степени талантливые сценаристы анимационной комедии, которым взрослый рейтинг идет даже больше работы на детскую аудиторию. Пилотный эпизод про замену президента роботом, написанный Такэути, и хиршевская серия про разрешение пиар-кризиса после обидного комментария главы тайного правительства по отношению к расе рептилоидов, несомненно, достигают кровавого драйва и скорострельности панчей лучших ранних эпизодов «Рика и Морти».

Проблема в том, что почти все остальные эпизоды сезона, написанные рядовыми авторами из сценарной комнаты, — скучные филлеры. Серии вроде той, где Рейган решает найти бойфренда в «Тиндере», или той, где весь отдел отправляется в городок, силами одного правительственного заговора навек застрявший в 80-х, — это просто беззубая сатира на актуальные тренды, имеющая до обидного мало общего с заявленной темой деконструкции теорий заговора. Ближе к концу сезона в сериале просыпается основной сюжет, однако хоть сколь осознанно и внимательно следить за этими перипетиями уже невозможно, ведь вся полушутливая-полусерьезная заговорщицкая атмосфера была разрушена низкопробными шутками. Правильная тональность комедии строится целыми сезонами, а рушится за один посредственный филлер.

Подробнее на «Афише»
Смотреть на Netflix
Подробности по теме
Геноцид под веселую музыку: почему «Рик и Морти» уже не те
Геноцид под веселую музыку: почему «Рик и Морти» уже не те

«Аркейн»

«Arcane»

Английское слово arcane, оставленное без перевода в названии мультсериала по игре League of Legends (сокращенно LoL, в простонародье — «Лолка»), означает «тайный», «запретный». Именно этим словом в данном фантазийном мире характеризуется магия, которую пытаются в домашних лабораториях культивировать местные ученые. На одну из этих лабораторий вместе с друзьями совершают налет две осиротевшие сестры-бандитки. Во время ограбления происходит магический взрыв, и сюжет закручивается так, что вскоре два населенных пункта — утопический город, где жил ученый, и подземные трущобы, откуда вышли девушки-грабители, — оказываются на грани войны. После череды стычек сестры окажутся по разные стороны баррикад, а спустя годы забьются татуировками и встретятся уже в качестве полноправных воительниц-чемпионок. Для геймеров, изначально знакомых с именами и способностями героев, эта история становления, разумеется, смотрится особенно эпично.

Мультсериал «Аркейн» производит ошеломительное первое впечатление: визуальное решение в технике сел-шейдинга (то есть комбинации из 3D- и 2D-анимации) — это что‑то на уровне «Клауса», «Человека-паука: Через вселенные», лучших серий «Любви, смерти и роботов», или даже выше всех перечисленных примеров. Живописные мазки кисти ложатся на мультяшные модели максимально естественным образом, цвета и фоновые эффекты — глубокие и живые, движения персонажей во время экшен-сцен абсолютно раскованные. В общем, скромное американо-корейское аниме по «Доте» и рядом не стояло; даже удивительно, как таких красот смогла добиться малоизвестная французская студия Fortiche в своем первом большом проекте.

С драматургией все не так радужно. Начинается сериал слишком просто и наивно (противоположные по темпераменту сестры-разбойницы борются за одобрение авторитетного приемного отца), а потом мигом становится сложноустроенной политической эпопеей (за армией персонажей, возникающих из ниоткуда во втором и третьем эпизоде, физически невозможно уследить). На трансформацию из примитивного подросткового боевика в комплексный заговорщицкий триллер у фэнтези-эталона нашего времени «Атаки титанов» ушло пять сезонов, а «Аркейн» пытается все то же самое провернуть буквально в трех первых сериях (сезон мультсериала разделен на три «акта» по три 40-минутные серии).

Качественный жанровый продукт необязательно должен быть революционным и сверхоригинальным, однако у штампов и банальностей вообще нет никакого шанса ожить на экране, когда их прогоняют перед носом зрителя в таком безумном темпе. Конечно, всегда есть шанс, что третий акт зрелища как‑то особенно всех поразит и тронет, но с таким невразумительным вступлением-фундаментом, как здесь, это маловероятно.

Подробнее на «Афише»
Смотреть на Netflix
Подробности по теме
«DOTA», «Солнечные противоположности» и «Непобедимый»: три мультсериала месяца
«DOTA», «Солнечные противоположности» и «Непобедимый»: три мультсериала месяца

«Мэтт и Берд рвутся на волю»

«Matt & Bird Break Loose»

© Zapruder Films

Сыграем немного не по правилам. В заголовке этой статьи мы обещали мультсериалы для взрослых и до сих пор обещанию следовали. Но вот последний пункт из нашего списка — «Мэтт и Берд рвутся на волю» — позиционируется стриминговыми менеджерами как самый что ни на есть детский мультик. С этим очень хочется поспорить: не в том смысле, что нужно запретить его показывать детям, а в том, что взрослые могут получить от него особенное удовольствие. Решение корпорации Amazon поместить эту работу в гетто детского контента вызывает острое чувство несправедливости — ведь в ротации приложения Amazon Kids+ у него очень мало шансов найти широкую аудиторию; на полноценный маркетинг тоже никто не стал тратиться — спустя два месяца после премьеры у мультсериала даже нет трейлера на ютьюбе.

Мультфильм создали авторы великой метакомедии «Шоу Группы Нирванны» Мэтт Джонсон и Джей МакКэррол, и это более-менее авторемейк. Снова в центре истории дисфункциональная дружба двух оболтусов — на сей раз обезьянки по имени Мэтт и птицы по имени Берд. В каждой серии они сбегают из зоопарка, будучи ведомыми тщеславием: пытаются попасть в музыкальное реалити-шоу, построить карьеру фокусников или выиграть соревнование по серфингу (пока что вышло три серии). И каждый раз предприятие терпит крах из‑за мелочных разногласий, ущемленных эго и того простого факта, что этим зверушкам никогда не стать людьми. Да, пожалуй, для детей это шоу может оказаться слишком эмоционально сырым и психологически достоверным.

Как и в «Шоу Группы Нирванны», импровизированные перепалки между Мэттом и Джеем — это все еще пик современной разговорной комедии и броманс-химии. И тот факт, что отыгрывать все приходится лишь голосом, не помеха, ведь замечательная анимация в духе Ханны и Барберы оживляет персонажей не хуже актерской игры, не говоря уже о новых горизонтах визуальных гэгов, которые и не снились в мокьюментари-формате. Увы, так же, как и «Шоу Группы Нирванны», мультсериал «Мэтт и Берд рвутся на волю» стал жертвой стриминговых управленцев: третий сезон «Нирванны» уже три года лежит на полке, а «Мэтт и Берд» прямо с момента премьеры угодил в лимб, где его не могут найти зрители. Ну не так все печально, конечно, — кто ищет, тот всегда найдет, особенно если получит хорошую наводку.

Смотреть на Amazon Kids+
Подробности по теме
«Лука», «Митчеллы против машин» и аниме: всем пора смотреть мультфильмы
«Лука», «Митчеллы против машин» и аниме: всем пора смотреть мультфильмы