Что смотреть в сети: Эдди Мерфи снова принц, Мел Гибсон босс, Куриленко мочит русских

В рубрике «Мимо проката» кинокритик Станислав Зельвенский отслеживает самые заметные вышедшие фильмы. Эдди Мерфи в продолжении «Поездки в Америку», Мел Гибсон в «Дне курка», фем-квир в «Мире грядущем», русская мафия в боевике с Ольгой Куриленко, а также апокалипсис по-британски «Школа отменяется навсегда».

«Поездка в Америку-2» («Coming 2 America»)

Наполовину сиквел, наполовину, как всегда в таких случаях, ремейк комедии Джона Лэндиса 1988 года, одного из главных хитов золотого периода Эдди Мерфи. Сюжет такой: спустя 30 лет принц Аким выясняет, что во время знаменательной поездки в Нью-Йорк от него забеременела одна легкомысленная женщина, и теперь в Квинсе у него есть взрослый сын. А принцу, у которого три дочери, как раз срочно нужен наследник; соответственно, на этот раз американец, наоборот, едет в Африку — и тоже с перспективой свадьбы.

Это не столько кинофильм, сколько капустник: песни, пляски, возвращение знакомых лиц (удачным образом все артисты живы, включая Джеймса Эрла Джонса) и знакомых шуток (начиная, разумеется, с «королевский пенис чист»). Плюс новое поколение афроамериканских звезд, плюс камео ветеранов от ансамбля Salt-n-Pepa до Моргана Фримена, плюс развивающий свой комедийный дар Уэсли Снайпс («Поездку» поставил тот же режиссер, что и «Меня зовут Долемайт»). Положа руку на сердце — это очень, очень плохо и выглядит, в общем, как неудачная SNL-овская пародия на «Черную Пантеру» с натужными остротами на злобу дня. С другой стороны, все на экране так явно хорошо проводят время, что если настроиться соответствующим образом, это может сойти и за guilty pleasure.

Смотреть

на Amazon Prime

«Мир грядущий» («The World to Come»)

Участник венецианского конкурса (где он, впрочем, получил только «квир-льва»), второй фильм живущей в Америке (с Брейди Корбетом) норвежки Моны Фастволль. Дело происходит в середине XIX века на американском северо-востоке. Персонажа, в общем, четыре, две живущие по соседству пары фермеров: Кэтрин Уотерстон замужем за Кейси Аффлеком (у них от дифтерии умерла дочка), Ванесса Кирби — за Кристофером Эбботтом. Аффлек холодный и печальный, Эбботт — вообще тиран, и на этом фоне у Уотерстон и Кирби начинается роман.

Это фильм неброско живописный и чрезвычайно литературный: сценарий сочинили два пожилых писателя по рассказу одного из них. Всю дорогу в лесной тишине мы слушаем закадровый голос героини Уотерстон, ведущей дневник, героиня Кирби пытается сочинять стихи, они обмениваются письмами и даже устно предпочитают общаться сложноподчиненными предложениями. Поиск синонимов, поиск слов и смыслов оказывается в одном ряду с поиском любви, дефицит которой остро ощущается в обоих домах. По большому счету, это вообще не лесбийский фильм (хотя, несомненно, женский): он про чувства против рутины, против удушающе незыблемых жизненных обстоятельств, против снега, против истории. Несмотря на конъюнктуру, «Мир» — слишком тихое, умное и, наверное, бесстрастное кино, чтобы привлечь такое же внимание, как, скажем, куда менее талантливый «Портрет девушки в огне», но оно забирается под кожу и не спешит оттуда вылезать.

Смотреть

на Amazon

«Часовой» («Sentinelle»)

Французский нетфликсовский боевичок в модном жанре фемсплуатации. Героиня Ольги Куриленко по имени Клара возвращается из Сирии с посттравматическим расстройством и начинает патрулировать Ниццу в рамках операции «Часовой» (это вооруженные до зубов военные, которых можно наблюдать в последние годы на французских улицах). Но уже через пару дней они с сестрой идут в ночной клуб, где сама героиня удачно оказывается лесбиянкой, а сестра путается с компанией русских, ее избивает и насилует на своей вилле олигарх Кадников, и Кларе приходится за нее жестоко мстить.

Единственная радость, и то сомнительная в таком контексте — регулярно звучащая русская речь, причем Куриленко говорит, конечно, чище, чем гнусный Кадников в исполнении бельгийского артиста по фамилии Набокофф (якобы дальнего родственника писателя). В остальном это угнетающее, тупое зрелище, изнурительное даже в своем щадящем хронометраже: драка в сортире, убийство вилкой, много скупых слез и ходьбы по улице. Если хочется чего‑то в такой стилистике и с русским духом, лучше пересмотреть что‑нибудь из наследия Майкла Дудикоффа.

Смотреть

на Netflix

«Школа отменяется навсегда» («School’s Out Forever»)

Апокалипсис по-британски — в закрытой школе для мальчиков. Пятнадцатилетнего Ли выгоняют из школы Святого Марка за шутки и марихуану, но тут начинается страшная эпидемия, и, похоронив отца, он возвращается обратно. Вскоре группе детей и паре взрослых приходится, попутно решая внутренние конфликты, держать в величественном школьном здании оборону от банды из соседнего городка.

Недорогая ладная экранизация подростковой трилогии, спродюсированная нишевым английским издательством Rebellion где‑то рядом с видеоиграми и комиксами. Черная комедия, политическая притча и тин-триллер на тему конца света, «Повелитель мух» встречается с «Ходячими мертвецами» (хотя зомби и вообще ничего сверхъестественного тут нет), и уже вместе они передают привет ковидной реальности. Сценарий не без слабых мест, но фильм — бойкий, кровавый и, главное, регулярно удивляющий.

Смотреть

на Amazon

«День курка» («Boss Level»)

И вновь временная петля (на что намекает незамысловатый каламбур прокатчиков). Матерый экс-спецназовец (Фрэнк Грилло) бесконечно проживает тяжелое утро, в котором за ним гоняется — пока не настигает — толпа колоритных убийц: от азиатки с мечом до карлика с динамитом. Постепенно выясняется, что это как‑то связано с его давно оставленной женой (Наоми Уоттс), которая работает в военной лаборатории под руководством планирующего что‑то дурное мужчины (Мел Гибсон).

А вот, для разнообразия, отличная идея: «День сурка» как экшен, но не блокбастер вроде «Граней будущего», а среднебюджетный комедийный боевик категории «Б», в котором ежедневной попытке выжить найдена идеальная метафора — уровень компьютерной игры (где Мел Гибсон выступает в небольшой роли босса как в буквальном смысле, так и в геймерском). У Грилло (не говоря уж про Гибсона) — масса олдскульного обаяния, Джо Карнахан, несмотря на неровную карьеру, остается умелым экшен-постановщиком, и в целом это превосходное безмозглое развлечение, которое слегка портит разве что вялый финал.

Смотреть

в iTunes

А также в кино

с 11 марта