Каждый месяц Станислав Зельвенский отслеживает интересные фильмы, которые не выйдут в российский прокат, но доступны для домашнего просмотра. В этой сборке: похабные частушки с Эдди Мерфи, тараканы Бабака Анвари, кулаки Джесси Айзенберга, новинки от режиссеров «Человека-швейцарского ножа» и «Машиниста».

«Меня зовут Долемайт» («Dolemite Is My Name»)

«Feel-good movie» года, большое возвращение 58-летнего Эдди Мерфи, комедийный байопик про артиста по имени Руди Рэй Мур. В начале 70-х Мур, безуспешно пытавшийся сделать карьеру в ночных клубах, прислушивается к фольклору черных бездомных и выуживает оттуда персонажа Долемайта, самоуверенного сутенера, от лица которого он начинает читать похабные частушки. Вскоре его стэндап разлетается в гетто на виниле как горячие пирожки; тогда Мур решает выйти на новый уровень и снять про Долемайта кинофильм в духе «Шафта».

Ностальгический трип в эпоху блэксплуатации — смешное и нежное кино про жесткое время. Дуэт сценаристов съел на подобных фильмах про упорных аутсайдеров собаку: они написали «Эда Вуда» и «Большие глаза» для Бертона, «Народ против Ларри Флинта» и «Человек на Луне» для Формана. «Долемайт» — в общем, такая же голливудская сказочка, ни на шаг не отходящая от формулы, но сочная фактура и обаяние Мерфи делают свое дело. Плюс музыка, плюс славный второй план — особенно запоминается выход Уэсли Снайпса в роли еще одной полузабытой иконы жанра. Пристегните ремни: в будущем году режиссер «Долемайта» Крейг Брюэр выпускает с Мерфи сиквел «Поездки в Америки».

Смотреть Netflix

«Раны» («Wounds»)

Второй фильм британского иранца Бабака Анвари, автора нашумевшего хоррора «В тени». Из Тегерана он переезжает сразу в Новый Орлеан — город, куда более укорененный в традиции ужасов. Арми Хаммер играет бармена-циника, к которому вместе с айфоном, оставленным на столе компанией студентов, переходит проклятье — какое‑то ожившее древнее зло, которое прячется в ранах. Это, впрочем, совсем не такой (или не совсем такой) фильм, как можно подумать по описанию. Проблема героя, кажется — не в злых духах, а в его собственном дурном поведении: он хочет изменить Дакоте Джонсон с Зази Битз (соседка Джокера) и вообще слишком легкомысленно ко всему относится. Если «В тени» в свое время явно перехвалили, то «Раны» несправедливо раскритиковали. Безусловно, тут есть к чему прицепиться, если поставить себе такую задачу, но вообще-то это замечательный фильм — оригинальный (при таких-то вводных), красивый, страшный, увлекательный и совсем не глупый.

Смотреть Netflix

«Искусство самообороны» («The Art of Self-Defense»)

Черная комедия, постепенно переходящая в слегка абсурдистский, но вполне серьезный триллер. Джесси Айзенберг — гоголевский бухгалтер, живущий с таксой и от всего шарахающийся. После того, как его до полусмерти избивают какие‑то незнакомцы, он записывается на курсы карате, которые ведет невозмутимый, но излучающий смутную угрозу сенсей (отличный Алессандро Нивола). Это такой «Бойцовский клуб» в постановке Лантимоса — исследование маскулинности в эпоху, когда это слово употребляют исключительно в негативном контексте. Кое-где ирония автора (Райли Стернс, бывший муж Мэри Элизабет Уинстед, поставивший с ней фильм «Изъяны») выглядит грубовато, но в целом все это убедительно, талантливо и по-хорошему странно. Плюс всегда интересно наблюдать, как через айзенберговскую маску интеллигентного мальчика без возраста проглядывает психопат; ему, конечно, надо почаще играть Лекса Лютора.

Смотреть iTunes

«Смерть Дика Лонга» («The Death of Dick Long»)

Трое алабамских реднеков, уложив жен спать и закончив с репетицией своей рок-группы Pink Freud, решают немного пошалить. Под утро двое из них оставляют истекающего кровью третьего на пороге больницы (как несложно догадаться, его зовут Дик Лонг и оставляют его слишком поздно). Что произошло? Что теперь делать? Самую красноречивую подробность сюжета, к сожалению, не рассказать (это будет каким-никаким спойлером), но скажем так, обстоятельства роковой ночи — не то, что вы встречаете в кино (или где‑либо) каждый день. Режиссер этого чудесного фильма — половина дуэта, поставившего «Человек-швейцарский нож». Тут нет сюрреализма, но есть тот же мрачный юмор, без предупреждения переходящий в задушевность. Это выглядит как оммаж Коэнам — два полуграмотных идиота, принимающих максимально нелепые решения в попытках замести следы, колоритная женщина-полицейский (их тут сразу две) и так далее. Но самое драгоценное в «Дике Лонге» — компетентный, издевательский и в то же время сочувственный взгляд на «белое отребье» — явно прожит, а не позаимствован.

Смотреть Amazon

«Перелом» («Fractured»)

Не очень счастливый мужчина (Сэм Уортингтон) едет по шоссе домой с женой и маленькой дочерью, останавливается на заправке, и пока жена в уборной, дочь случайно падает с высоты. Они спешат в госпиталь неподалеку, девочку увозят делать рентген, мужчина дремлет в кресле, а когда просыпается — семьи и след простыл; более того, врачи говорят, что никого и не было. Оставшееся время зрителю, соответственно, предстоит гадать: либо это заговор, либо у героя не все дома.

Разумеется, «Перелом» похож примерно на все триллеры на свете — от Хичкока и Финчера до медицинских страшилок — и явно не дотягивает до лучших образцов. Но это никогда не смущало Брэда Андерсона («Машинист», «Транссибирский экспресс»): он шьет непритязательные, но крепкие, вполне сносные бэхи. И по меркам масс-маркета этот параноидальный детектив сделан совсем не плохо. Подкупающе деревянный Уортингтон, сдержанная палитра, двадцать восемь сюжетных поворотов. Это словно конструктор штампов, собрав которые, мы проберемся к тому или иному дурацкому финалу — не принципиально даже, к какому. Не самое духоподъемное занятие, но вполне сойдет, если надо убить полтора часа.

Смотреть Netflix