Сериалы

«Расследование»: скандинавский мини-сериал о нашумевшем убийстве на подлодке

13 ноября 2020 в 15:01
Вышел датский мини-сериал «Расследование», в котором Тобиас Линдхольм (сценарист «Охотника за разумом» Дэвида Финчера и постоянный компаньон Томаса Винтерберга) максимально уважительно реконструирует «дело о подлодке», потрясшее весь мир в 2017 году. Сериал не стоит пропускать ни фанатам скандинавских нуаров, ни ценителям реалистичных драм.

Краткая справка «дела о подлодке»

10 августа 2017 года 30-летняя шведская фриланс-журналистка Ким Валль по заданию журнала Wired поднялась на борт частной сверхмалой подводной лодки UC3 Nautilus, чтобы взять интервью у ее владельца, датского изобретателя Петера Мадсена. После этого больше никто не видел Ким живой. На следующий день подлодка затонула, а Мадсен, которому удалось спастись, заявил, что высадил журналистку еще вечером 10 августа в порту Копенгагена, на полуострове Рефсхалеёэн. Тем не менее Мадсена оперативно взяли под стражу по подозрению в непредумышленном убийстве. Позже, когда подлодку подняли на поверхность и на ней была обнаружена кровь Ким Валль, изобретатель заявил, что журналистка стала жертвой фатального несчастного случая: 70-килограммовый люк подлодки упал девушке на голову, после чего он, запаниковав, сбросил тело в воду. По ходу следствия, когда появлялись новые улики, подозреваемый несколько раз менял свои показания.

Спустя 10 дней после исчезновения Ким Валль на острове Амагер обнаружили ее туловище без рук, ног и головы, но обвиняемый продолжал хранить молчание. Гораздо позже, в октябре, в результате неимоверных усилий водолазов и кинологов, а также океанографа, специалиста по картам течений Балтийского моря, были найдены конечности и голова жертвы вместе с ее одеждой. На этот раз Мадсену ничего не оставалось, как признаться в расчленении трупа Ким Валль, а также выдвинуть новую версию ее гибели — отравление угарным газом, потому что на черепе жертвы не обнаружили никаких переломов или иных следов тупой травмы.

25 апреля 2018 года Петер Мадсен был признан виновным в убийстве Ким Валль и приговорен к пожизненному заключению. Во время суда обвиняемый продолжал настаивать, что смерть журналистки произошла в результате несчастного случая. Невероятная жестокость и бессмысленность преступления так же, как и множество странностей в поведении преступника (среди прочего на компьютере Мадсена были обнаружены видеозаписи, на которых женщин обезглавливали на камеру), сделали «дело о подлодке» одним из самых резонансных расследований в истории Скандинавии.

Русский тизер сериала «Расследование»

С тех пор заключенный Мадсен уже дважды умудрился напомнить о себе: в первый раз в январе этого года, когда вступил в брак с российской политической активисткой Дженни Курпен, получившей политическое убежище в Финляндии, а во второй — совсем недавно, когда попытался сбежать из тюрьмы, угрожая жизни женщины-психолога. Похоже, эта история не собирается просто так сходить со страниц мировых таблоидов, а заодно и с экранов ваших гаджетов. Незадолго до выхода «Расследования» датское подразделение канала Discovery начало показывать основанный на телефонных интервью с Мадсеном документальный сериал, в котором преступник впервые признается в убийстве. Австралийская документалка «Into the Deep», которая фокусируется на Мадсене и людях, с которыми он работал, была куплена Netflix, но стриминговый гигант пока не успел ее показать.

Перенести эту историю на экран отважился датчанин Тобиас Линдхольм, сценарист «Охотника за разумом» Дэвида Финчера и постоянный компаньон Томаса Винтерберга, написавший сценарий ко многим его фильмам, включая «Охоту» и новинку «Еще по одной». Также на его счету работа над успешным датским сериалом «Правительство» и номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за режиссерскую работу «Война». С помощью реальных участников событий Линдхольму удалось снять максимально уважительную реконструкцию расследования этого громкого дела.

Вы, конечно, можете спросить: а зачем смотреть историю, финал которой известен? Во-первых, как вы, наверное, заметили, эта история не закончилась, а продолжает обрастать все новыми подробностями и событиями. А во-вторых, если вы не следили пристально за делом, то вы, скорее всего, не знаете, с какими сложностями пришлось столкнуться следствию, как оно продвигалось, на какие уловки шел подозреваемый и как же все-таки удалось доказать его вину и приговорить к пожизненному заключению. Прокурора по делу Мадсена сыграл Пилоу Асбек (Эурон Грейджой из «Игры престолов»).

Неожиданно деликатный скандинавский нуар

Несмотря на формальную принадлежность сериала к жанру скандинавского нуара, «Расследование» старательно избегает некоторых привычных внешних атрибутов этого жанра. В кадре нет натуралистичных подробностей, мы не видим расчлененного тела жертвы, и самое главное, нам не показывают лица обвиняемого — это принципиальный момент для создателей сериала. «У меня не было на него времени», — говорит Линдхольм в интервью New York Times.

При этом по атмосфере «Расследование» — вполне себе образцовый скандинавский нуар. Постоянный дождь, поливающий хмурые улицы Копенгагена, смешивается с суровыми видами норвежской природы. На смену уютным жилищам с панорамными видами на мокрый лес или неприветливое побережье Балтийского моря приходят строгие офисные помещения и залитый ночными огнями большой город. Всего этого здесь хватает в избытке. Даже тот самый мост, что дал название одному из самых заметных представителей жанра, изредка мелькает в кадре.

На месте и критика несовершенства юридической системы, и жестокая правды жизни: на летучке в убойном отделе звучит сводка поступивших заявлений, которые отличаются невероятной циничностью и жестокостью. Например, групповое изнасилование, которое никак не доказать.

Главный герой «Расследования», естественно, трудоголик, сердобольный, но жесткий следователь, а его подчиненные просто одержимы своим делом (как же по-другому?). Есть здесь и семейная драма — еще одна немаловажная традиционная составляющая скандинавского нуара. У следователя Меллера никак не складываются отношения с его дочерью, беременной своим первенцем.

реклама

И конечно, нельзя не обратить внимания на неспешный темп сериала. Например, в одной из сцен процесс распечатки фотографии на принтере показан полностью, от и до, со всей документальной дотошностью. Так что, когда нам показывают подъем затонувшей подлодки, в определенный момент начинаешь волноваться: неужели нам собираются показывать и этот процесс целиком в реальном времени? В сериале многое заимствовано у фильмов-расследований — такая внимательность к деталям здесь оттуда. Как бы вы еще узнали подробности датского законодательства? Например, что в Дании нельзя арестовывать человека, не предъявив ему обвинения, или что обвиняемый может менять показания сколько ему угодно раз.

Но послание «Расследования» и большинства типичных произведений скандинавского нуара кардинально противоположны. Там, где известные представители жанра пытаются показать всю бессмысленность и жестокость жизни, порочность системы, «Расследование» ставит себе задачей вернуть зрителю веру в человечество и его институты. «Системы, которые работают, и люди, которые верят в общество, — это тоже скандинавская история», — уверяет режиссер.

Тобиас Линдхольм и его команда подошли к воссозданию трагических событий максимально деликатно. В работе над сериалом принимали участие не только реальный глава отдела убийств полиции Копенгагена Йенс Меллер, возглавлявший это расследование, но и родители жертвы — Йоаким и Ингрид Валль. Более того, пес четы Валль по кличке Исо играет в сериале самого себя.

Кстати, в «Расследовании» вообще много собак: помимо Исо в кадре постоянно появляются два лохматых питомца следователя Йенса Меллера и поисковые собаки из Швеции, которые, забравшись на нос полицейского катера, кропотливо стараются учуять под толщей воды останки тела Ким Валль. Тесное сотрудничество с семьей погибшей и использование на съемках реальной собаки Валлей очень показательно и многое говорит о самом проекте, о том, как он устроен и что его авторы пытаются сказать. Очевидно, что создатели «Расследования» не только стремились максимально четко придерживаться фактов, но и попытались сконцентрироваться на доброте и великодушии людей в истории, которая, судя по всему, произошла из‑за людской развращенности и безнравственности.

Во время просмотра «Расследования», особенно на сценах, когда Меллер общается с родителями жертвы, с которыми он и в реальной жизни стал весьма дружен, невольно вспоминается наша «Нелюбовь», а конкретно диалог сотрудника полиции с матерью пропавшего мальчика. Ловишь себя на мысли, что отечественному зрителю будет сложновато поверить, что где‑то общение между замученным работой следователем и семьей жертвы может быть настолько доверительным. Удивляешься — неужели в Дании все следователи такие тактичные и внимательные к чужому горю, а приемные в полицейских участках такие стильные и уютные, с дизайнерскими конструкциями на стенах и большими домашними растениями в горшках?

В «Расследовании» нет никаких погонь, схваток с преступниками, выпрыгивающих из‑за угла маньяков. Только следственная рутина, бессонные ночи, бесконечное ожидание необходимой информации от патологоанатома, бюрократическая волокита, пресс-конференции и собрания следственной группы, на которых, как правило, все приходят к выводу, что пытаются «собрать пазл, в котором есть только половина кусочков». Саспенс «Расследования» строится исключительно на том, кто все-таки совершит роковую ошибку, следствие или преступник. А в качестве благодарности измученным и растерянным детективам, сумевшим найти маленькую несостыковку в показаниях обвиняемого, — звонок прокурора с фразой «Рождество отменяется, будем сажать убийцу».

Истории про преступления — не развлечения

По сути, «Расследование», несмотря на свое название, — это своего рода антидетектив, антитриллер. Чем все закончится, все примерно представляют, убийцу и жертву нам не показывают, все натуралистичные подробности случившегося остаются за кадром, мы только слышим как о них разговаривают герои. Но, как известно, фантазия зрителей способна создать монстров, до которых не додумается ни один специалист по визуальным эффектам. Весь ужас «Расследования» заключается в том, что это реальная история. «Я расследовал 138 убийств за свою карьеру, но ни с чем подобным никогда не сталкивался», — признается следователь Йенс Меллер в финале. «А им все мало», — добавляет он, обернувшись на собравшихся рядом журналистов. Но мы-то с вами понимаем, что создатели сериала, вложившие в его уста эту фразу, имеют в виду и нас — зрителей и читателей — тоже.

«Чем цивилизованней мы становимся, тем сильнее нас тянет заглянуть во тьму», — выдвигает теорию прокурор Якоб Бух-Йепсен.

Очевидно, мораль «Расследования» заключается в том, что нам всем хватит уже смотреть в бездну, а то ведь и бездна в любой момент может посмотреть на нас. Кажется, авторы сериала пытаются предупредить об опасности повсеместной моды преподносить преступников и преступления как развлечение. Пусть и делают это в слегка прямолинейной манере.

Финал сериала в некотором смысле открытый. Не спешите нажимать на стоп: в самом конце покажут отца Ким Валль, который продолжает искать телефон убитой дочери. Ведь так до сих пор и непонятно, что же на самом деле произошло на подлодке UC3 Nautilus 10 августа 2017 года.

Расследование
на More.tv
Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия