Сатанизм
«Реинкарнация» («Hereditary»)
Самый расхваленный хоррор этого года — действительно и очень неглупая, и страшная история про семейные тайны художницы-миниатюристки в исполнении Тони Коллетт. Поначалу фильм дебютанта Ари Астера играет со зрителем, притворяясь безделицей про дом с привидениями, но потом оказывается скорее родственником «Ребенка Розмари».
Индонезийский блокбастер (выпущенный, как еще ряд фильмов в этом списке, в 2017 году, но до нас дошедший лишь в нынешнем) тоже растет из шедевра Поланского — вдобавок это ремейк местного культового хоррора. В начале 1980-х, после смерти певицы, ее четверо детей (в диапазоне от шестилетнего глухонемого мальчика до двадцатилетней красотки) узнают кое‑что о маме и о себе. Снято, как в Индонезии принято (из нового см. также «Пока Дьявол не позовет»), по старинке и местами немного смешно, но основательно.
Зомби
«Париж. Город zомби» («La nuit a dévoré le monde»)
Грустный французский фильм: наш любимый норвежец Андерс Даниельсен Лье играет музыканта, который заходит в Париже к своей бывшей что‑то забрать, у нее вечеринка, он засыпает в глубине квартиры, а когда просыпается, все вокруг залито кровью, по улицам ходят зомби, и ему не остается ничего, как забаррикадироваться в этом здании. Минималистичная и эффектная вариация на знакомую тему постапокалиптического (а значит, и любого другого) одиночества. Впрочем, ненадолго появляется Голшифте Фарахани, а в лифте у героя и вовсе заперт роняющий слюни Дени Лаван.
Фильм из Квебека, тоже отчаянно меланхоличный: канадцы кусают друг друга в красивой сельской местности. Между кровавыми потасовками — долгие задумчивые паузы. Всех очень жалко, и героев — очкарика, маленькую девочку, пару пожилых тетенек, хорошо одетую женщину с мачете — и зомби, которые медленно и тупо строят в чистом поле башню из стульев.
Инопланетяне
«Тихое место» («A Quiet Place»)
Землю завоевали инопланетные (вероятно) чудища, которые ничего не видят, но все слышат, и актер (он же режиссер) Джон Красински, его жена (на экране и в жизни) Эмили Блант и их двое детей (минус один в прологе, плюс один в проекте) прячутся от них на ферме. Главный коммерческий хит в жанре: касса — 350 миллионов при бюджете около 20 (продолжение — в работе). Фильм, на котором людям приходится оставлять нетронутым купленный попкорн, поскольку полтора часа на экране царит звенящая тишина.
Группа женщин во главе с Натали Портман и Дженнифер Джейсон Ли отправляется в загадочную зону, в которой все мутирует и которая растет как опухоль на теле Земли. Второй фильм умницы Алекса Гарленда, масштабный философский сайфай с элементами хоррора, проданный «Нетфликсу» и поэтому мало кем увиденный в кинотеатре, хотя посмотреть там есть на что.
Странная школа
«Суспирия» («Suspiria»)
Многие переживали, что спорный итальянец Лука Гуаданьино, отправившись во владения своего соотечественника Дарио Ардженто, все там опошлит, но не тут-то было. Танцевальная академия, она же ковен ведьм, переехала в Берлин времен холодной войны и левого терроризма и дала там жару. Тильда Суинтон в трех ролях, включая главную мужскую, плач Тома Йорка, пара самых страшных танцевальных номеров в истории и многое другое.
Если вы не девочка-подросток, вряд ли вас увлечет и тем более напугает эта экранизация готического романа Лоис Дункан (да и если девочка — не факт), но что‑то есть в этом фильме про пятерых сложных отроковиц, которые попадают в пансион, где у них внезапно открываются разнообразные таланты. Например, в роли строгой директрисы, говорящей с дурным французским акцентом, — Ума Турман. Иногда играет песенка группы The Kills.
ЛСД
«Мэнди» («Mandy»)
Дичайшая психоделическая баллада про борьбу железного дровосека с озверевшими хиппи и чудо-байкерами, переевшими испорченных наркотиков. Неспешный гипнотизирующий ритм, кислотные пейзажи, Николас Кейдж на грани разумного. Филигранная стилизация под видеокассетные 1980-е, при этом дышащая совершенно незаимствованной страстью.
Кровавый бэд-трип, как «Мэнди», и фильм-танец, как «Суспирия»: формалистская зарисовка Гаспара Ноэ про группу молодых французов разнообразных кровей и сексуальных предпочтений, на репетиции выпивших чан сангрии с ЛСД. Смешное, феноменально энергичное и уж точно запоминающееся кино.
Серийные убийцы
«Дом, который построил Джек» («The House That Jack Built»)
Многословная исповедь архитектора-убийцы; утята, дети, Райли Кио и сошествие в ад. Можно спорить о том, насколько фильм Триера интересен как высказывание или, например, утомителен, но, конечно, ничего более значительного на тему маньяков в этом году снято не было, и как минимум чувство юмора датчанину не изменяет.
Группа подростков следит за соседом-полицейским, всеобщим любимцем, который, возможно, серийный убийца. Симпатичный канадский привет 1980-м в духе «Очень странных дел».
Юноша следит за отцом, набожным разнорабочим и лидером скаутов, который, возможно, серийный убийца. Умный и напряженный маленький фильм.
Становление знаменитого серийного убийцы Джеффри Дамера — экранизация мемуаров человека, который общался с ним в школе в конце 1970-х. Строго говоря, это не хоррор, но жути тут хватает. Очень эффектное преображение Росса Линча, красавчика из бойз-бенда.
Врачи-убийцы
«Не в себе» («Unsane»)
Неброский, но, как всегда у Стивена Содерберга, очень остроумно сделанный триллер про молодую женщину, которая попадает в психушку и не может оттуда выбраться. Классический кошмар, новые технологии: фильм целиком снят на айфон.
Накануне высадки в Нормандии несколько американских солдат проникают во французский городок, где в подвале церкви нацистские ученые проводят адские эксперименты. Бодрый би-муви в духе «Вольфенштайна», спродюсированный Джей Джеем Абрамсом.
Милый неудачник (Джонни Галеки, Леонард из «Теории Большого взрыва») отправляется в пансионат, где из него обещают извлечь все негативное. Фильм ускользающего жанра с хорошими актерами (есть даже Анджелика Хьюстон) — не вполне удавшийся, но любопытный и способный удивлять.
Секты
«Паранормальное» («The Endless»)
Головоломная малобюджетная фантастика про двух братьев, которые едут навестить коммуну, из которой они когда‑то сбежали, и там происходят всякие удивительные вещи. Молодой режиссерский (и актерский) дуэт, снявший примечательный фильм «Весна», многого требует от зрителя, но и многое — скорее в интеллектуальном, впрочем, смысле, чем в эмоциональном, — дает взамен.
В начале прошлого века экс-миссионер едет вызволять сестру с острова, на котором укрылась секта язычников. Оммаж «Плетеному человеку», живописная, мрачная и очень кровавая басня валлийца Гарета Эванса, известного по боевику «Рейд».
Четверо британских мужчин после нелепой смерти своего товарища идут в пеший поход по Швеции и неосмотрительно решают срезать дорогу через лес. Дешево и сердито. Отличный монстр, которого придется подождать.
Привидения
«Маленький незнакомец» («The Little Stranger»)
Британская готическая драма про врача, который сразу после Второй мировой сближается с семьей обедневших аристократов. Особняк, который последние делят с призраком, символизирует классовую пропасть между героями. Прекрасный фильм, тонкий и печальный.
Профессиональный разоблачитель экстрасенсов пытается рационально объяснить три случая с участием потустороннего. Хитроумный английский хоррор, выросший из театрального шоу, — с неожиданной развязкой, от которой еще долго не по себе.
Корейский хит в надоевшем на Западе, но пока не на Востоке жанре found footage. Группа обвешанных гаджетами юношей и девушек с шутками забирается в заброшенную психушку, окруженную легендами, чтобы набрать миллион просмотров на ютьюбе. Все понятно, но сделано весьма недурно. Вдобавок больница Конджиам — реальное место.
Аргентинский фильм, который автор сейчас будет переснимать в Голливуде при содействии Гильермо дель Торо. Трое исследователей паранормального и печальный коп — против чертовщины в нескольких домах на окраине Буэнос-Айреса. Много удач, есть вовсе золотые моменты — например, с голым мужчиной, который вылезает из‑под кровати и уходит в шкаф.
Куклы
«Кукловод: Самый маленький рейх» («Pupper Master: The Littlest Reich»)
Реанимация нишевой франшизы по сценарию С.Крейга Залера: куклы-нацисты, сделанные давно покойным (но не совсем) злодеем (его играет Удо Кир, конечно), оживают и кромсают собравшихся на конвенцию коллекционеров, обращая особое внимание на евреев и представителей разнообразных меньшинств. Не то чтобы выдающийся, но вполне занятный фильм для тех, кто в принципе такое любит.
На сестер-подростков и их маму (ее играет не кто‑нибудь, а Милен Фармер) нападает пара из фургона со сладостями: инфернальный трансвестит и огромный дегенерат, который любит играть в куклы. Новая работа Паскаля Ложье, как и его нашумевшие в свое время «Мученицы», фильм довольно глупый и очень неприятный, но по-своему, безусловно, впечатляющий. Имеется сюжетный поворот и явление писателя Лавкрафта.
Гендерное
«На границе миров» («Gräns»)
Хит последних Канн, сумрачная, хотя и не без юмора, шведская сказка гуманистической направленности про таможенницу неочевидной внешности и с невероятно развитым чутьем, которая делает шокирующие открытия о мире и о собственной идентичности.
Блондинка, которую изнасиловали и сбросили с утеса посреди пустыни, мстит трем богатеньким мужикам. Брутальная феминистская фантазия родом из Франции.
Примерно то же самое, но вместо мужиков — лесбиянка-психопатка, которая отвезла свою жену в лес и тоже сбросила с утеса, а та тоже выжила.
Юная швейцарская девушка ссорится с семьей, заводит подруг в новой школе и меняется — очередная мелодрама пополам с боди-хоррором, где телесные мутации служат метафорой взросления, эмо-версия великолепного прошлогоднего «Сырого».