Человек сидит в кресле с ноутбуком и замечает, что за ним кто‑то наблюдает через скрытую камеру. Он сначала переживает, потом танцует и внезапно падает замертво. Наблюдающий в это время вычеркивает его из какого‑то списка. Так выглядит один из фильмов тикток-режиссера Итана Фрэнка, на которого уже подписались 123 тыс. человек.
«Как только я узнал, что TikTok — это не просто платформа, где танцуют и липсинкуют, но и социальная сеть, полная талантливых артистов, я подумал, что это идеальное место для моих кинороликов, — говорит Фрэнк «Афише Daily». — До этого я размещал их в инстаграме, но охваты там значительно меньше, да и видеоформат смотрят менее охотно, чем фото».
Как выглядит тикток-кино
В отличие от подавляющего большинства видео из тиктока, в кинематографических тиктоках часто присутствуют сюжет, монтаж, съемки с нескольких ракурсов. При этом привычные для тиктока приемы — съемка самого себя с руки, разговор с камерой, узнаваемые мемы — почти не встречаются.
Чаще всего сюжет фильмов строится на необычных ситуациях, в которых реальность соединяется с абсурдом. Так, в одном из видео 26-летней тиктокерки Мадлен Тернер детективное агентство заявляет героине, что ее золотая рыбка — международная преступница, разыскиваемая в нескольких странах. В видео можно заметить много необычного реквизита, тем не менее авторка признавалась, что снимает все в домашних условиях: в ее квартире много безделушек и горы старой ткани, которые отдала ей мама.
Тикток-режиссеры ограничены хронометражем в одну минуту. Возможно, именно поэтому многие из них пытаются сразу привлечь внимание зрителя и выделиться на фоне других видео в ленте. Некоторые просто накладывают фильтр или делают цветокоррекцию, как в абстрактных видео человека по имени LukaBigPants. Другие имитируют стилистику из фильмов известных режиссеров. Например, так делает музыкантка Тори Ромо, в видео которой можно найти ссылки на работы Уэса Андерсона и студии A24.
Семь заметных тикток-режиссеров
Чаще всего ее ролики выглядят как эпизоды из несуществующих клипов и трейлеры неснятых фильмов. Иногда стилизует видео под работы Уэса Андерсона.
Делает тревожные короткометражные триллеры о бытовых ситуациях, где все пошло не так.
Пародирует «Ход королевы», снимает неочевидные мэшапы вроде инструкции по выживанию во время пандемии в стиле Уэса Андерсона. Среди источников вдохновения: старые мультфильмы, экранизации Джейн Остин и викторины, которые устраивают в пабах. «Мне нравятся вещи, которые воспринимают себя серьезно».
В его роликах смешное смешивается с грустным, а в профиле — атмосферные и нарративные видео.
Абстрактные хорроры. Жуткие, но заставят улыбнуться любого, кто смотрел хотя бы несколько фильмов ужасов.
Яркий пример стилизации под записанный на VHS-кассету сериал 1980-х (но из альтернативной реальности).
Можно ли считать тиктоки фильмами?
Ректор Высшей школы кино «Арка», академический руководитель магистратуры по кинопроизводству НИУ ВШЭ.
«Один из первых фильмов, комедийный «Политый поливальщик» Луи Люмьера, с которого началась история кино в 1895 году, длится ровно минуту, а знаменитый «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и того меньше — всего 50 секунд. Это вполне себе короткометражные фильмы, в «Поливальщике» даже есть полноценная трехактная драматургическая структура.
Мне кажется, чтобы называться кино, контент должен иметь какую‑то авторскую мысль, авторский месседж. Если человеку есть что сказать миру, и он облекает это в художественную форму, то это вполне может быть кино. Разумеется, никто не отменял понимание элементарных законов композиции кадра, ракурсов, крупностей, «восьмерок», внутрикадрового монтажа и прочих киноприемов и правил.
Даже 15-секундные ролики могут полноправно считаться короткометражным кино. Вспомните, например, проект «Eva Stories» — веб-сериал на основе дневников еврейской девочки Евы Хейман, который публиковался в формате сторис. А в прошлом году на Каннском фестивале студенты режиссерского курса нашей Высшей школы кино «Арка» вместе с мастером Николаем Лебедевым представили в русском павильоне одноминутные фильмы для инстаграма на тему «Милосердие — вклад в будущее».
Хоррор и карантин
Создатели тикток-короткометражек непостоянны и слишком сильно друг от друга отличаются, поэтому среди них можно выделить только два больших жанра. Самым популярным, вероятно, окажется хоррор, который еще летом отметили несколько англоязычных медиа. Другое важное направление — стилизованные ролики, например под стиль другого режиссера, или телевидение 1980-х.
21-летний студент школы кино в Новом Орлеане Стэнли Ластман стал одним из первых, кто начал работать в жанре странного тикток-видео на стыке хоррора, триллера и фильмов Дэвида Линча. В конце 2019 года он выложил вирусный ролик, в котором он и его маленькая собака по имени Сэди смотрят друг на друга под музыку из фильма «Реинкарнация».
«Я постоянно думал, как попасть на страницу «Рекомендуем» в тиктоке, — рассказывал он о начале своего творческого пути. — Если вы просто случайный зритель, скроллите ее и даже не знаете, кто я такой, то что заставит вас остановиться и посмотреть видео. Я подумал, что эта музыка и собака идеально подойдут». Его видео стало вдохновением для других авторов, в частности, в этом признавался создатель другого тикток-шедевра «Бесконечная борьба за совершенство».
Расцвет тикток-короткометражек часто связывают с карантином. Весной TikTok по числу загрузок обогнал Instagram, множество творческих людей, которые оказались заперты дома, решили вложить силы и время в съемку коротких видео. «Когда ввели карантин, внезапно исчезли обязанности, которые меня занимали, и я подумала: «Почему бы и нет?» — рассказывала Мадлен Тернер, которая до карантина была занята в модной индустрии, а работать с видео училась по урокам в интернете. В итоге ее стилизацию под фильмы Уэса Андерсона заметили в Vulture, Vox и других медиа.
Так же поступил и Райли Бона, автор вирусного тиктока о том, как тревожные мысли съедают людей в изоляции. Герой его ролика готовит пирог, но постепенно впадает в маниакальное состояние. Его сюжет совпал с чувствами многих людей, а сам ролик набрал несколько миллионов просмотров. «Так много людей, и я в том числе, снимали видео о том, как нам хорошо на карантине, — рассказал он позже в интервью Time. И я подумал, было бы забавно точнее отразить то, что все мы сейчас чувствуем».
«Наверное, мой любимый мини-фильм — история любви о том, как я нахожу призрака и влюбляюсь в него, — рассказывает Фрэнк о жанрах в своем профиле. — В этом 25-секундном видео соединяются юмор, милая романтичная история и несколько глубоких эмоций. Мне кажется, именно это и делает его таким крутым». Как и у многих других авторов из тиктока, у него нет никакого профильного образования. Пока он учится в колледже, но собирается поступать в киношколу. Благодаря тиктокам ему уже предлагают сотрудничать — недавно он снял клип для Бена Кесслера.
Новая эра вертикального видео
Еще одна важная особенность фильмов в тиктоке — все они вертикальные. Медиа уже много лет говорят, что будущее социальных сетей будет именно за вертикальными роликами, ведь чаще всего мы смотрим видео на телефоне, который обычно находится в вертикальном положении. Но пока вертикальные клипы и фильмы выходят редко, сам формат воспринимается новаторским и необычным.
Когда Apple выложила короткометражку «The Stunt Double» режиссера Дэмиена Шазелла, о ее нестандартном вертикальном формате сообщали буквально в каждом заголовке. «Что действительно забавно в вертикальном видео, — рассказывал режиссер о своих впечатлениях после работы с форматом, — это играть с тем, как заставить зрителей смотреть вверх и вниз, а не по сторонам, как они привыкли».
Социальные медиа давно пытаются приучить пользователей к вертикальному видео. Еще в 2015 году Snapchat запустил секцию с такими роликами, созданными крупными редакциями The Wall Street Journal, Vice и другими. В 2020 году популяризировать вертикальное видео попробовал стриминг Quibi, но провалился. За вертикальный формат всегда брались люди, для которых он никогда не был родным, и, возможно, именно в этом заключались причины неудач. Тиктокеры, которые каждый день ищут новое в вертикальном формате, конечно, от них отличаются.
Ректор Высшей школы кино «Арка», академический руководитель магистратуры по кинопроизводству НИУ ВШЭ
«Главными чертами вертикальных фильмов и даже появившихся уже сериалов стали динамичность, живость и удобство для просмотра на экране смартфона — гаджета, с которым не расстаются более 90% миллениалов и зумеров. Современные подростки смотрят телевидение на 40% реже, чем пять лет назад.
Посмотрите, например, первый документальный веб-сериал «1968.Digital» или веб-сериал «Ночные мертвецы», доступный в Snapchat, сценаристами и режиссерами которого стали лауреаты «Каннских львов» Шон и Эндрю Хигтоны. Оба этих проекта в качестве продюсера поддержал Тимур Бекмамбетов. Все происходящие в «Ночных мертвецах» истории о девочке-подростке, оказавшейся в центре зомби-апокалипсиса, зритель видит исключительно с экрана ее телефона — это формат ScreenLife (когда события фильма происходят внутри интерфейса операционной системы, в нем, например, снят фильм «Убрать из друзей». — Прим. ред.), апогей вертикального видео.
В ближайшие годы таких проектов будет все больше. Мне кажется, формат вертикального кино, инстаграм- или тикток-фильмов — это отличная возможность для начинающих кинематографистов быстро создать что‑то интересное, новаторское, продемонстрировать креатив, горячее желание снимать, не дожидаясь больших бюджетов. За этими экспериментальными форматами большое будущее, которое, конечно, не отменяет, а дополняет большое классическое кино на экранах кинотеатров».