Стартовав в дни всемирного локдауна, новый видеосервис Quibi не только не совершил революции в медиапотреблении, но и получил множество негативных отзывов. Поможет ли окончание карантина встать ему на ноги или сервис навсегда канет в Лету, мы узнаем в ближайшее время. А пока поговорим о первых итогах и о том, что и как можно посмотреть на «Квиби».

Несвоевременный запуск

Реклама Quibi

Стриминговая платформа Quibi заработала в США 6 апреля, прямо в разгар карантина. Запуску предшествовала масштабная маркетинговая кампания — рекламный ролик показали во время Супербоула-2020, — а сумма инвестиций составила почти $1,8 млрд. Создатели обещали изменить привычное медиапотребление, предложив смотреть качественный и эксклюзивный контент прямо в телефоне, который теперь даже не обязательно поворачивать горизонтально. По их задумке, серии шоу и сериалов, которые длятся не более 10 минут, пользователь должен был смотреть буквально на ходу.

Сервис, призванный скрасить время ожидания поезда в метро или заказа в ресторане, запустился в тот самый момент, когда все потенциальные зрители переместились с улиц и общественных пространств в свои квартиры. Ждать стало нечего, а «быстрые перекусы» (название стриминга — сокращение от английского quick bites) сменились на неторопливые «застолья» с полнометражными фильмами или сериалами в домашних кинотеатрах. К тому же контент сервиса оказался вовсе не так хорош, как было обещано.

Сейчас, спустя три с небольшим месяца после запуска, все это кажется точно не историей грандиозного успеха, на который рассчитывали основатели сервиса и настоящие титаны индустрии Джеффри Катценберг (бывший председатель совета директоров The Walt Disney Company и бывший глава DreamWorks Animation) и Маргарет Уитмен (бывшая гендиректор eBay и управляющая Hewlett-Packard). Как можно было решить, что начало всемирного карантина — тот самый момент для нового стриминга? Сначала Катценберг и Уитмен объясняли свое решение тем, что карантин — хорошая возможность все проверить, исправить и изучить поведение потребителей. А еще приучить их к новому продукту, чтобы, когда все войдет в привычное русло, они уже не представляли своей жизни без Quibi. Для тех, кто успел зарегистрироваться до 30 апреля, даже сделали бесплатный 90-дневный пробный период. По оценкам экспертов, после окончания пробного периода (6 июля) платную подписку не купили около 90% пользователей.

Спустя уже несколько недель после запуска сервис ждали падение в топах мобильных приложений, недовольные отзывы и неутешительные прогнозы экспертов. Аналитик консалтинговой компании Forrester Research Джеймс Маккиви и вовсе предсказал закрытие Quibi к началу 2021 года. Недавно крупные рекламодатели (Pepsi, Taco Bell, Walmart и другие) потребовали пересмотреть условия размещения рекламы на платформе в связи с низкими показателями. Вишенкой на торте стал судебный иск от компании Eko, требовавший запретить стримингу использование функции turnstyle, якобы украденной у них. К счастью, 13 июля судебное разбирательство завершилось в пользу Quibi.

Чем недовольны пользователи

Фрагмент из карантинного фильма «Принцесса-невеста»

В майском программном интервью NYT Катценберг делился своими разочарованиями и обвинял во всем коронавирус. Сейчас он все еще надеется, что все наладится в июле, когда жизнь войдет в привычный ритм, а в мир вернутся очереди. Его коллега в разговоре с CNN Business была более оптимистичной и уверенной в успехе продукта, который запускается с нуля. Коронавирус и карантин, заставивший всех сидеть дома, и правда стали для стриминга огромной проблемой. Но кажется, что главная проблема сервиса — попытка заставить пользователей изменить все свои привычки и подчиниться новым сценариям, искусственно придуманным разработчиками.

Катценберг отмечал, что целевая аудитория сервиса — миллениалы в возрасте от 25 до 35 лет, активные пользователи соцсетей, не представляющие своей жизни без телефона. Тот факт, что свободные минуты в транспорте или во время ожидания эти пользователи проводят в бесплатных ютьюбе, тиктоке и инстаграме, просматривая любимый контент, почему‑то не остановил создателей Quibi. По их прогнозам, увидев продукт, качественно отличающийся от любительских роликов, зрители без раздумий выберут платную подписку на Quibi.

Вот только многие зрители сразу обвинили стриминг в том, что практически весь контент сервиса выглядит очень дешево, будто бы бюджет ушел на оплату гонораров звезд, а на производство ничего не осталось. Ответом на претензии стал недавно вышедший на сервисе ремейк культовой «Принцессы-невесты». Фильм был снят в домашних условиях и с использованием подручных материалов десятками голливудских актеров, которые находятся в изоляции по домам. Эстетика, отсылающая куда‑то к «Перемотке» Мишеля Гондри, наконец, смогла вдохнуть жизнь в умирающий сервис.

Сейчас каталог сервиса полон ребутами или шоу, похожими на уже существующие. Содержание пока сильно уступает форме и концепции, заложенной создателями, а одна из главных фишек сервиса — портретный и пейзажный режимы изображения — не особенно впечатляет. Разработчики обещают, что в будущем шоу стриминга станут более интерактивными, а происходящее на экране будет меняться в зависимости от режима просмотра. Сейчас все отличие — в кадрировании и количестве крупных планов, преобладающих в портретном режиме.

Еще одна особенность приложения, которая сыграла злую шутку с разработчиками, заключается в том, что Quibi не позволяет позалипать в телефоне. Ведь вы смотрите сериал прямо на экране, не имея возможности перекинуться сообщениями в мессенджере или отвлечься от скучной сцены, листая ленту инстаграма. Кроме того, в отличие от того же ютьюба, в приложении нельзя делать скриншоты и оставлять комментарии. Все это оказалось серьезной проблемой для пользователей-миллениалов.

Спустя всего месяц после запуска создатели сдались и пообещали добавить возможность делиться сериалом или видео в твиттере, фейсбуке, инстаграме, тиктоке или на reddit. К настоящему моменту проекты сервиса уже можно смотреть по телевизору, например, используя приложение Chromecast or Apple TV. Разумеется, только в горизонтальном формате. Кроме того, сервис выложил несколько серий на официальный ютьюб-канал.

Революция и новаторство или хороший пиар?

Трейлер сериала с Кевином Хартом

Сейчас весь контент стриминга разделен на три категории: кино и главы, шоу и документальные проекты, новостные шоу. Фильмы, сериалы и шоу в общей сложности длятся от двух до четырех часов и разделены на короткие серии длиной от 6 до 10 минут. В отличие от других стриминговых платформ в каталоге Quibi есть новостные программы, выходящие каждый день и сделанные в партнерстве с NBC, BBC, ESPN и Telemundo. Каждая из них также длится не дольше 10 минут. Все премьеры выходят в понедельник, а новые серии — ежедневно. Это сделано для того, чтобы каждый день по пути на работу вам было что посмотреть.

Новаторский вертикальный формат, который так активно продвигает сервис, — не такая уж редкость, особенно для России. Именно в таком формате сняты сериал Тимура Бекмамбетова «Ночные мертвецы» для Snapchat, сериал Михаила Зыгаря «1968.Digital», а в 2019 году российский стриминг Okko вообще запустил отдельную платформу okko.move с вертикальными видео. Что касается скромного хронометража, то тут тоже есть что вспомнить. Например, культовый французский сериал «Короче», серия которого длилась 2 минуты.

Говоря о новаторстве, можно отметить, что Quibi выбрал интересную модель. В отличие от других стримингов платформа не требует от авторов эксклюзивных прав на контент. Уже спустя два года режиссеры, чьи фильмы все еще будут доступны на Quibi, смогут перемонтировать и «переупаковать» их в более привычный формат, а после продать права другим стриминговым сервисам или телеканалам. А через семь лет права на фильм полностью возвращаются к создателю.

Несмотря на не слишком хороший старт, планы у Quibi грандиозные. По замечанию The New York Times, кажется, что в создание контента вовлечен практически весь Голливуд. В списке будущих проектов заявлены новые драмы, комедии, документальные фильмы, реалити-шоу, анимационные проекты, мюзикл и даже адаптация манги.

Среди заявленных проектов — сериал Кэтрин Хардвик, хоррор Стивена Спилберга, серии которого можно будет посмотреть только после заката, и шоу про стендап с Уиллом Смитом. Кроме того, в будущих проектах примут участие Гильермо дель Торо, Ридли Скотт, Сэм Рейми, Кевин Харт, Том Круз, Эрик Андре, Билл Берр, Кара Делевинь, Лора Дерн, Билл Мюррей (комедия братьев Фаррелли «The Now» с Мюрреем в роли психотерапевта Дейва Франко должна была стартовать на сервисе 10 июля, но была отложена на неопределенный срок) и многие другие.

Что и как все еще можно посмотреть на Quibi

Официально Quibi работает только на территории США и Канады, и пока о планах по расширению географии речи не идет. Именно поэтому пользователям из России, которые хотят ознакомиться с контентом сервиса, придется приложить немного больше усилий. Бесплатный пробный период для всех пользователей сейчас составляет 14 дней. Стоимость ежемесячной подписки — $4,99 с рекламой и $7,99 без рекламы.

Приложение можно скачать в App Store и Google Play. Обладателям смартфона на Android необходимо установить любой понравившийся VPN‑сервис, выбрать из списка стран США и сменить страну в Google Play (имейте в виду, что делать это можно только раз в год). Для того чтобы установить приложение на iPhone, нужно создать новый американский Apple ID, предварительно выйдя из существующего.

Есть и еще одно важное условие: версия операционной системы Android должна быть не ниже 7.1, а iOS — не ниже 11.0. В противном случае приложение просто не скачается.

На стриминге доступны английские и испанские субтитры, а одним из главных преимуществ сервиса можно назвать продолжительность серии. Только представьте: всего за час можно посмотреть около 10 сериалов или шоу и выбрать то, что больше всего зацепит.

10 сериалов и телешоу Quibi

«Самая опасная игра» («Most Dangerous Game»)

Вольная адаптация одноименного рассказа Ричарда Коннелла. Опубликованная в 1924 году история об охоте на людей сейчас входит в американскую школьную программу и была первоисточником для кино и телевидения множество раз. В версии Quibi действие перенесено в Детройт. Главный герой с говорящем именем Додж (Лиам Хемсворт) оказывается в бедственном положении. Он банкрот с терминальной стадией рака и беременной женой. Для того чтобы обеспечить ей и ребенку безбедное будущее, Додж соглашается на предложение Майлза (Кристоф Вальц) — организатора смертельно опасной, но крайне прибыльной игры на выживание. С этого момента Додж становится целью охоты совершенно поехавшей пятерки незнакомцев. В течение 24 часов он будет убегать, прятаться и делать все, чтобы дотянуть до рассвета и получить главный приз.

Первый эпизод сериала в вертикальном и горизонтальном форматах доступен на ютьюбе.

«Выжить» («Survive»)

Еще один проект Quibi, имеющий литературную основу, — одноименный роман Алекса Мореля. В центре сюжета история Джейн (Софи Тернер, старательно пытающаяся избавиться от шлейфа «Игры престолов», но пока не слишком в этом преуспевшая), чьи бабушка и отец покончили с собой. У нее самой за плечами несколько попыток суицида и год лечения в дорогой психиатрической клинике. Обретенный душевный покой — на самом деле всего лишь притворство, а Джейн твердо решает покончить с собой прямо в самолете по пути домой. В дело вмешается судьба, самолет падает, а единственными выжившими в авиакатастрофе оказываются Джейн и сидевшей рядом с ней Пол (Кори Хокинс). Он серьезно ранен, Джейн — его единственный шанс на спасение, так что впереди их ждет опасное путешествие, которое отодвинет мысли о самоубийстве. А дальше — все как в поговорке: сильнее всего начинаешь ценить то, что можешь вот-вот потерять. Кстати, маленькую Джейн во флешбэках играет российская актриса Марта Тимофеева («Гоголь», «Звоните ДиКаприо!», «Союз спасения»), успешно начинающая свою карьеру в Голливуде.

«Водные ослы» («Agua Donkeys»)

В отличие многих других премьер Quibi, старающихся выглядеть большими и серьезными студийными проектами, «Водные ослы» — образец независимого американского кино во всей его красе. Некоторые критики даже окрестили его калифорнийским «Наполеоном Динамитом». Сериал стал расширенной версией короткометражного фильма ЭмПи Каннингема 2018 года, дополненного новыми персонажами и ситуациями. Главные герои истории — ЭмПи (сам Каннингем) и Джер (Джереми Джексон), сотрудники компании Agua Donkeys, предоставляющей услуги по очистке бассейнов. Кроме основной работы, которой они не слишком увлечены, у придурковатых приятелей есть несколько важных дел. Например, добиться идеального загара, а также свидания с симпатичной коллегой, к которой они оба неравнодушны. Понять, как все это выглядит, можно, даже не устанавливая Quibi — множество сцен заботливо нарезал и выложил в своем инстаграме сам режиссер.

«Незнакомец» («The Stranger»)

Клер (Майка Монро) и ее маленькая собачка, гонимые ветром перемен и призраками прошлого, покидают Канзас и отправляются на поиски счастья в Лос-Анджелес. Клер сразу устраивается на работу водителем такси и в первый же вечер знакомится с клиентом по имени Карл (Дейн ДеХаан) — психопатом с безумным взглядом и странными просьбами. Кажется, только что он убил целую семью, а теперь сидит на переднем пассажирском сидении и почему‑то прекрасно осведомлен о жизни Клер. Кто он, откуда взялся и чего добивается? Словно сам дьявол, он будет преследовать девушку на протяжении одной ночи, оставляя за собой смертельный след и превращая калифорнийскую мечту в калифорнийский кошмар. Дополнительных смыслов сериалу добавляет то, что особенно уязвимой героиню делает ее собственный мобильный телефон.

Первый эпизод сериала в вертикальном и горизонтальном форматах доступен на ютьюбе.

«Кукла» («Dummy»)

Странная история то ли помешательства писательницы Коди (Анна Кендрик), то ли ее дружбы с говорящей секс-куклой бойфренда (Донал Лог) и их приключений. Коварная и самовлюбленная секс-игрушка уговаривает Коди забрать ее у парня и отправиться в путешествие, а взамен обещает помочь с написанием новой книги. Сериал родился из пилотной серии, предназначенной для телевидения, которая впоследствии была переработана для Quibi. Автором сценария «Куклы» выступила Коди Хеллер («Шучу»), которая призналась в интервью, что привнесла в историю многое из своей жизни и из отношений с женихом Дэном Хармоном, одним из создателей «Рика и Морти» и «Сообщества».

«50 штатов страха» («50 States of Fright»)

«50 штатов страха» можно назвать сказками Братьев Гримм на новый лад. С той лишь разницей, что счастливого конца в этих сказках ждать не стоит. В антологии рассказываются леденящие душу легенды разных американских штатов, каждая из которых умещается в 2–3 серии. Одним из продюсеров сериала стал Сэм Рейми, режиссер «Зловещих мертвецов» и трилогии «Человек-паук». Главные роли в этом калейдоскопе ужасов исполняют Рейчел Броснахан, Эйса Баттерфилд, Кристина Риччи, Таисса Фармига, Трэвис Фиммел и многие другие.

«Под уличными фонарями» («When the Street Lights Go On»)

За полюбившуюся всем после «Очень странных дел» ретроэстетику и подростковые фильмы в каталоге Quibi отвечает проект «Под уличными фонарями». И, что логично, одним из двух его режиссеров является Ребекка Томас, как раз и причастная к созданию «Очень странных дел». Сюжет как будто бы хорошо нам знаком: одним очень жарким летом 1995 года в одном маленьком американском городке происходит таинственное убийство школьницы и ее учителя (а по совместительству и бойфренда). Смерть девушки шокирует город и его жителей, под подозрение попадают многие, а за расследование берется школьник и юный журналист Чарли (Чоузен Джейкобс). Он же является рассказчиком, вспоминающим историю спустя много лет. Известно, что задолго до своего появления на стриминге, сценарий проекта угодил в черный список лучших сценариев Голливуда.

«Форма пасты» («Shape of Pasta»)

Кулинарно-этнографическое шоу, снятое в духе аналогичных проектов Netflix «Chef’s Table», «Street Food» или недавнего «Salt Fat Acid Heat». Ведущий, шеф-повар Эван Функе, отправляется в захватывающее путешествие по разным регионам Италии, чтобы узнать забытые или редкие рецепты пасты, не получившие общемировую известность и популярность. Как и всегда в подобных шоу, еда оказывается не только средством утоления голода, но и поводом поговорить об истории и традициях, которые передаются из поколения в поколение.

«Перевернуть место преступления» («Murder House Flip»)

Шоу, отлично рифмующееся с сериалом «50 штатов страха». Экстремальный вариант программы «Квартирный вопрос», где объектом переделки становится симпатичный с виду домик, в котором было совершено одно или несколько хладнокровных убийств. Посмотрев сезон, вы узнаете множество леденящих душу историй одноэтажной Америки. Подобные дома, представленные на рынке недвижимости США, стоят обычно значительно дешевле аналогов с неподмоченной репутацией. Девиз программы: «Каждый дом заслуживает второго шанса». Эксперты берут все заботы по ремонту на себя, а хозяевам нужно только вернуться и восхищаться результатом.

«Ночнушки» («NightGowns»)

Пожалуй, самый красивый и яркий проект сервиса, рассказывающий о постановке дрэг-шоу Саши Велюр. Саша (Александр Хеджес Штайнберг) — участник и победитель девятого сезона шоу «Королевские гонки Ру Пола», дрэг-дива и основательница дрэг-журнала Velour. Это настоящий документальный фильм, разделенный на 8 частей, каждая из которых посвящена истории участницы основного состава шоу «NightGowns».