перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кинопотери 5 причин, почему хорошее китайское кино не покажут в России

На прошлой неделе министр культуры Владимир Мединский заявил, что будет продвигать в России китайское кино и способствовать появлению русских фильмов в кинотеатрах КНР. «Воздух» считает, что хорошего китайского кино в российском прокате от этого больше не станет.

Кино
5 причин, почему хорошее китайское кино не покажут в России
01

Российский кинопрокат

Так получилось, что для российского зрителя китайское кино — это прежде всего кунг-фу. В прошлом году все четыре выпущенных у нас в прокат китайских кинофильма были про боевые искусства и сняты в КНР режиссерами из Гонконга. В том числе «Великий мастер» Вонга Кар Вая, который, будь он не про кунг-фу, в прокат, может, и не попал бы — фильмы других жанров из Китая или Гонконга в Россию перестали возить уже давно. Причем даже кунг-фу-блокбастеры прошлого года, кроме «Доспехов бога-3» Джеки Чана, шли ограниченным прокатом, как арт-мейнстрим. В этом году вымерла и эта ниша: пока в России не вышло ни одного китайского кинофильма, и в декабре релизов не предвидится. Непонятно, кто будет закупать и показывать новое китайское кино, если прокатчики от него фактически отказались.

02

Китайский кинематографический пузырь

Как это ни странно, российские прокатчики в игнорировании китайского кино следуют мировым тенденциям. В США и Европу китайских фильмов закупают тоже меньше, чем раньше. В киноиндустрии КНР который год продолжается бум, но все его достижения финансовые, а не художественные. Режиссеры ориентируются на юного зрителя и делают по-голливудски дорогое кино со спецэффектами в 3D. В Китае это собирает кассу, но больше нигде — невыносимая компьютерная графика по техническому исполнению и эстетике отстает от тех самых голливудских стандартов лет на 10. Вообще, в китайском прокате сейчас заработать может все что угодно. В этом году в Китае больше 100 миллионов долларов в эквиваленте собрал фильм «Папа, ты куда?» — выпущенный в кинотеатрах обычный эпизод телевизионного реалити-шоу про китайских знаменитостей и их маленьких детей. Понятно, почему китайский рынок интересен русским кинопродюсерам.

03

Цензура

Главная проблема китайского кино и причина творческой стагнации последних лет — цензура. Ее проходят все фильмы, которые снимаются на территории страны и выпускаются там в прокат, независимо от источников финансирования. В Китае цензура двойная: сначала надо утвердить сценарий, потом цензоры дополнительно обрабатывают уже готовый фильм. Снять что-либо в обход цензуры — значит получить запрет на прокат фильма или вообще на профессию, и раньше некоторые на это шли, но в нынешней ситуации индустриального бума никто не рискует. Даже если сложный фестивальный фильм плохо пройдет в прокате, потом можно снять что-нибудь жанровое, молодежный ромком или кунг-фу в 3D — запрет на профессию помешает успешной карьере. Тех, кто не желает вписываться в выгодную схему, жестко подавляют. В этом году, например, разогнали Пекинский фестиваль независимого кино — дело дошло до арестов. Все это объясняет, почему после пятого поколения китайских режиссеров (Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу) и шестого (Чжан Юань, Ван Сяошуай, Цзя Чжанкэ) так и не появились седьмое и восьмое поколения — хотя, казалось бы, уже давно пора.

04

Мультфильмы

Китайского кино в этом году в российском прокате не было, но выходил один мультфильм — глупая анимационная комедия «Медведи-соседи». У себя на родине это самый успешный полнометражный анимационный фильм местного производства — киноверсия популярного телесериала. В русской версии, правда, вся китайская идентичность картины стерта и титульных медведей почему-то зовут по-английски Брэмбл и Бриар. В прошлом году другой китайский мультфильм «Юго и Лала» прокатчик превратил в «Приключения Маши в Стране чудес». Это типичные примеры адаптации азиатской анимации не первого разряда, когда страну происхождения и авторство считают недостатком. Так или иначе, это редкие китайские фильмы, которые еще выходят в России сами по себе, и в перспективе курируемого государством культурного обмена можно ожидать, что их станет больше.

05

Бюрократия

Главное в новой инициативе по продвижению китайского кино сюда и российского туда — равноценный обмен. Предположим, каким-то образом удалось подобрать и закупить китайские фильмы и убедить кинотеатры их взять, но зачем все это, если количество русских фильмов на экранах Поднебесной никак не увеличится? Сейчас в кинопрокате КНР действует квота на 34 иностранных фильма в год. За нее конкурируют и голливудские фильмы, и европейские, но за последнее время только «Сталинграду» удалось в нее попасть. Единственный способ для иностранного фильма обойти квоту — копродукция. Например, «Железного человека-3» показывали в Китае в обход квоты — как совместный китайско-американский проект. Но необходимые объемы русско-китайских фильмов появятся не скоро. Несмотря на все заявления, непохоже, что международная интеграция на данный момент является приоритетной для Министерства культуры.

Ошибка в тексте
Отправить