Канны-2013 Франсуа Озон переснимает «Дневную красавицу», София Коппола отвечает Хармони Кор
Вчера в Каннах показом «Великого Гэтсби» открылся 66-й Каннский фестиваль. «Афиша» следит за фильмами официальной и параллельных программ.
«Великий Гэтсби»
Фестиваль открылся трехмерным аттракционом База Лурманна — книга Фицджеральда экранизирована очень близко к тексту; впрочем, это кино рассчитано скорее на тех, кто прочитает потом — или никогда. По прошествии некоторого времени после просмотра понимаешь, что основной мотив этой экранизации — противостояние аристократии и нуворишей, скорее всего, за счет отрицательного обаяния Джоэла Эджертона, сыгравшего Тома Бьюкенена, мужа Дейзи, в которую долгие годы влюблен позавчера разбогатевший Гэтсби. Полубезумному идеалисту в вяловатом исполнении Ди Каприо противостоит человек, который при любых обстоятельствах и по праву рождения остается хозяином положения. Деньги решают все, но в острые моменты важнее то, кто ими распоряжается; эти довольно мрачные наблюдения за социальным зоопарком резко контрастируют с трехмерным разноцветным балаганом на экране. Лурманн действительно снял «первую настоящую драму в 3D» для России, которая вся про деньги-деньги-деньги, очень поучительная.
«Всего 17»
Каннский фестиваль помешан на рифмах — и первым сеансом конкурсной программы стал фильм Франсуа Озона «Всего 17»/«Jeune et jolie», оригинальное название которого звучит как цитата из саундтрека к «Великому Гэтсби», в котором Лана Дель Рей спрашивает у невидимого собеседника: «Will you still love me when I'm no longer young and beautiful?» Эта картина — максимум того, что можно ждать от французского кино вообще и от Озона в частности. Актриса и фотомодель Марина Вакт играет старшеклассницу из буржуазной семьи — после короткого романа на каникулах она возвращается домой и втайне от всех (включая лучшую подругу) начинает через интернет знакомиться с мужчинами, которые готовы платить за секс. Помимо неожиданных поворотов сюжета и гипнотической внешности Марины Вакт, лицо которой почти ничего не выражает, кроме скуки, новая версия «Дневной красавицы» ставит и частично отвечает на ряд не последних вопросов. Что чувствуют родители, когда понимают, что в доме завелся Чужой — нечто им уже совершенно не принадлежащее, со своими собственными представлениями о дозволенном? Почему с посторонними пожилыми людьми (а встречается девушка в основном с пожилыми) близость (не в сексуальном смысле) возможна, а с родителями нет? Честно ли отнимать деньги, заработанные несовершеннолетней проституткой? Помимо рискованного акцента на возраст («всего 17»), Озон провоцирует и основным посылом картины: схема «деньги — товар» здесь выглядит предельно честным и здоровым подходом к сексуальным отношениям — так проще, лучше, выгоднее и приятнее, чем по любви; просто отстаньте от нее — и общество, и родители, и глупые ровесники из школы.
«Элитное общество»
Новый фильм Софии Копполы сегодня открывает параллельную программу «Особый взгляд» — и это еще одна рифма к двум пунктам выше. Картина основана на реальных событиях и статье из Vanity Fair: несколько подростков из небедных калифорнийских семей по ночам проникают в пустые особняки знаменитостей — от Пэрис Хилтон до Орландо Блума, — подробно изучают «лайфстайл» и прихватывают с собой особо понравившиеся вещи. Родители, как и у Озона, долго ни о чем не догадываются — вчерашние дети почему-то живут отдельной от них жизнью и идут своим путем. «Элитное общество» — это бесконечный перечень брендов, вечеринки не хуже, чем у Гэтсби, легкая сатира на шоу-бизнес (в доме Пэрис Хилтон на диванах лежат подушки с портретом Пэрис Хилтон) и полное отсутствие драматургии — в глянцевых журналах, которые маниакально листают главные герои, ее, вероятно, в разы больше. Немного похоже на «Отвязные каникулы» Хармони Корина (там тоже тинейджерское американское безумие), но как-то попроще; это как сравнивать галлюцинацию со светской хроникой. Как всегда у Копполы: мило, смешно, однообразно и вызывает постоянно тикающий вопрос — а не бездарно ли?