Канны-2013 Китано продюсирует Чжанкэ, новое имя в британском кино
«Эгоистичный гигант»/«The Selfish Giant»
«Эгоистичный гигант» — игровой дебют британского режиссера Клио Барнард, на счету которой несколько документальных и полудокументальных работ, в том числе картина 2010 года «Арбор» (про девочку-драматурга из депрессивного района в Западном Йоркшире и про сам район). Новая картина, представленная в параллельной каннской программе «Двухнедельник режиссеров», на первый взгляд может показаться регулярным английским фильмом «про мальчика» (с неизбежной отсылкой к лоучевскому «Кесу»): два друга-школьника (один, как раз по имени Арбор, — социопат на таблетках, второй — олицетворение совести и самопожертвования, его вечный спаситель). Временно исключенные из школы за выкрутасы Арбора, они зарабатывают сбором металлолома и иногда крадут кабель (а это преступление, чреватое серьезными сроками) и присматриваются к электрическим проводам. Фактура умирающих промышленных городов обеспечивает британскому кино узнаваемую картинку, но Барнард обладает способностью разглядеть в этой неприглядной реальности потаенную магию; первый кадр картины — лошади, пасущиеся на фоне звездного неба, затем — два мальчика верхом на коне. И даже когда уже начинает казаться, что да — все-таки кино «про мальчика», с легким социальным уклоном, на экране происходит трагедия, а за ней катарсис — редчайший зрительский опыт; имя Клио Барнард надо запомнить.
«Прикосновение греха»
Поразительная коллаборация в конкурсе: студия Такеши Китано спродюсировала картину Цзя Чжанкэ, автора «Платформы», «Натюрморта» и других фильмов о современной китайской жизни, реалистичных, но с запоминающимся авторским отклонением. В новой работе не едят медитативно лапшу, и не прогуливаются по парку развлечений — это почти комикс о звериной несправедливости и звериной на нее реакции; несколько почти несвязанных между собой новелл о людях, которых «достало» или которые не знают своих границ. В контексте творчества Чжанкэ необычны не только гейзеры крови (которые проще всего приписать влиянию Китано), но и непривычная тщательность и декоративность интерьеров и костюмов (алые брызги на желтой коже салона дорогого автомобиля — это почти «Убить Билла»). Зрелище необычное и поучительное (если верить режиссеру, в Китае с социальной справедливостью все несопоставимо хуже, чем в России), но все-таки удивляться этой перемене на протяжении всех двух с лишним часов трудновато.