перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Навстречу «Оскарам» Документальная номинация

«Выход через сувенирную лавку» и другие, более вероятные, претенденты на самое громкое гражданское высказывание года.

Архив

Все, разумеется, болеют за «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси — хотя бы потому, что это единственный номинант, который все видели. Но его шансы на успех кажутся довольно мизерными. Во-первых, потому что история мутная — где там кончается розыгрыш и кончается ли, непонятно; что выкинет Бэнкси, получив приз, непонятно тем более — вряд ли Академии захочется влезать в сюжет с таким количеством неизвестных. Во-вторых, по правде говоря, фильм смешной и поучительный, но не более — и, например, будь он минут на двадцать короче, стал бы только лучше. Словом, ничего специально скандального в том, чтобы его прокатить, нет — и мудрецы почти наверняка этим воспользуются.

К Бэнкси примыкает еще один номинант под названием «Свалка» — про то, как современный художник Вик Мюнис возвращается в свою родную Бразилию и вовлекает в творческий процесс бомжей, которые обитают на гигантской свалке. Т.е., кажется, та же «Лавка», только всерьез. Я, к сожалению, этот фильм не смотрел, поэтому добавить ничего не могу — но у букмекеров он не слишком котируется.

Фотография: Almega Projects

«Свалка»

 

 Далее идет фильм «Газовая страна» — в обязательной с некоторых пор подноминации «Майкл Мур». Это такое наполовину эссе, наполовину расследование очкастого парня, который однажды узнает, что у него в огороде водится природный газ. И мало-помалу перед нашими глазами встает апокалиптическая картина: корпоративные монстры добывают этот газ из американских недр, страшно вредя экологии. Причем главным виноватым оказывается, как всегда, Дик Чейни.

Фильм производит довольно симпатичное впечатление — главным образом благодаря приятному тембру голоса рассказчика, он же автор, — он как-то очень расслабленно обличает зло. Плюс смешные кадры, где они удачно поджигают воду из крана. Но в целом, конечно, нелегко проникнуться столь специализированной проблематикой (хотя в финале герой мрачно говорит: «Сегодня мой огородик, завтра ваш»).

Фотография: HBO Documentary Films

«Газовая страна»

 

Следующий претендент называется «Рестрепо» (это сперва фамилия, а потом имя собственное). Он совсем простой, но в некотором роде беспроигрышный: режиссеры год сидят с группой американских солдат в Афганистане. Армейские будни, снятые изнутри спецоперации, какие-то немудреные, но, типа, выстраданные соображения солдат на камеру и т.д. Словом, хороший документальный фильм — совсем без позерства, честный, где-то скучный, где-то (в основном на сценах общения американцев с местными стариками) очень крутой. Уже получил Гран-при на «Сандэнсе». Если выиграет «Оскар» — никто слова не скажет, все уважительно стоя похлопают.

Фотография: National Geographic Entertainment

«Рестрепо»

 

 И, наконец, пятый и, кажется, самый вероятный кандидат — «Inside Job». Блокбастерное название хочется образно перевести каким-то выражением из забытых — «Вредители»? «Внутренний враг»? «Пятая колонна»? Это дико подробный, страшно серьезный трактат о причинах американского и, далее, мирового финансового кризиса. Теглайн — «Фильм, который стоил 20 триллионов долларов», закадровый голос — Мэтт Деймон. Фильм состоит из говорящих голов, разнообразных графиков и снятых с вертолета небоскребов, а-ля стоуновский «Уолл-стрит». Собственно, Уолл-стриту и посвящен. Проблема разжевана, виновные названы поименно, с указанием должностей и чуть ли не домашних адресов. В какой-то момент появляется невероятная содержательница элитного борделя для финансистов — и начинается совсем какой-то Брет Истон Эллис (причем авторы прямо намекают, что не худо бы гособвинителям развязать банкирам языки с помощью шантажа). Катком проезжают — хотя и чуть деликатнее, чем по предшественникам, — уже и по Обаме, который ничего не сумел изменить. С особенным омерзением упирают на «золотые парашюты» и бонусы в конце года. Заканчивается фильм, натурально, облетом статуи Свободы на словах «есть вещи, за которые стоит сражаться».

В общем, какая уж тут сувенирная лавка.

Фотография: Sony Classics

«Inside Job»

 

Ошибка в тексте
Отправить