перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Навстречу «Оскарам» «Боец» Дэвида О. Расселла

Странный автор «Флирта с бедой» и «Трех королей», до 50 лет проходивший в вундеркиндах, наконец легализовался большой спортивной драмой с Марком Уолбергом и Кристианом Бейлом — сделанной, впрочем, в слегка человеконенавистническом ключе. 7 оскаровских номинаций — включая лучший фильм, режиссуру и актеров второго плана.

Архив

«Это самовлюбленное говно нельзя показывать военнослужащим!» — ругался Дэвид Раше в великой комедии «In the Loop», обнаружив, что кто-то закупил для воюющих в Ираке десантников партию DVD со «Взломщиками сердец» Дэвида О. Расселла. Новый фильм Расселла как раз легко представить в списке картин, рекомендованных к просмотру в американских вооруженных силах, при том что знаменитого расселловского снобизма в нем не меньше.

Уолберг играет третьеразрядного боксера из жуткой дыры в Массачусетсе — не то что тупого, скорее не злоупотребляющего мозгами за пределами ринга. Карьера идет под гору, на шее сидят старший брат, в прошлом тоже боксер, теперь торчок и грабитель (бенефис Бейла, похожего на водопроводный кран), мама-командирша и семь сестер, одна страшнее другой. Брат мешает тренироваться, мамаша организует заведомо проигрышные бои, при робких попытках вырваться начинаются причитания «так, так, мы же семья». Под ногами путается съемочная группа HBO, якобы освещающая камбэк брата в большой спорт (по крайней мере, все так считают до выхода передачи). Затем героя берет в оборот барменша (Эми Адамс), по местным стандартам — невероятная интеллектуалка (полгода в колледже, потом выгнали за пьянство), объясняет, что родные его используют, и теперь он должен слушаться ее.

Семь сестер

Фотография: «Парадиз»

Шедевр кастинга, шесть (из семи) сестер боксера Уорда. Третья справа — Бьянка Хантер, снимавшаяся в «Плохом лейтенанте» Феррары, в известной неприличной сцене со школьницами в автомобиле

 

Неудачник, нокаутирующий судьбу в последнем раунде — из всех духоподъемных сюжетов этот затаскан сильнее прочих, просто в силу малого числа вариантов его развития (груша, прыгалки, вера, надежда, в конце — триумф или почетное поражение). История Микки Уорда, асфальтоукладчика, ставшего в середине 1990-х чемпионом мира, из общего ряда выделяется разве что красивой рифмой между судьбой человека и его тактикой на ринге — Уорд сперва давал превратить себя в котлету, а потом отвечал один раз, так что противник не поднимался.

Неизвестно, как бы тут выкрутился Даррен Аронофски («Боец» — изначально его проект), но вышедшего в последний момент на замену Расселла спас не столько талант, сколько обилие неприятных качеств. Расселл — циник, эгоцентрик, брезгливо дистанцирующийся от любого сюжета и оживляющийся в основном на чужую глупость. Святые для боксерской драмы понятия — семья, любимая, верные друзья на районе — поначалу забавляют его, потом начинают бесить. Район — помойка, семья — визжащий брейгелевский паноптикум, возлюбленная — вроде да, глазки, губки, незаконченное высшее, а приглядишься — вторая мама. Тот факт, что герои, мягко говоря, простоваты, подчеркивается с веселым злорадством. Поворотный момент, после которого в «Бойца» к собственному удивлению начинаешь влюбляться: Эми Адамс устраивает Уолбергу выволочку, за то что тот на первом свидании повел ее на кино с Пенелопой Крус: «Фильм с субтитрами, блядь? Я тебе что, не нравлюсь? У тебя кто-то еще есть?» (ко всему это еще и зеркальная цитата свидания Де Ниро с Сибиллой Шеперд в «Таксисте»).

Ироническая гримаса столичного умника, приехавшего в глубинку изучать низшие формы жизни, — не самое обаятельное выражение лица (и судя по сюжету с телегруппой, дурящей наивных провинциалов, режиссер, в общем-то, в курсе), но лучше так, чем традиционное снисходительное умиления. «Боец» с его бессловесным, туповатым, очень нормальным героем, который может вырубить противника, но не очень понимает, что делать и куда бить в случае с надвигающимся на него со всех сторон беззлобным, до боли родным скотством, похож на пролетарские драмы какого-нибудь Кена Лоуча, но еще больше — на советское протестное кино конца 1980-х. Странно предположить, что Расселл видел «Маленькую Веру», но проблематика «Бойца» блистательно укладывается в два ключевых вопроса, которые артист Соколов когда-то задавал артистке Негоде: «У тебя цель в жизни есть?» и «Почему твои родители такие тупые?»

Ошибка в тексте
Отправить