Плейлист года
70 лучших песен последних двенадцати месяцев, выбранных и обоснованных редакцией «Волны»: от Майли Сайрус до Дина Бланта, от Sonic Death до Daft Punk, от Марка Козелека до The Knife.
1
Miley Cyrus «We Can’t Stop»
Вечеринка года; к классической юношеской песне в формате «сегодня мы зажигаем» Майли Сайрус добавляет какой-то неожиданной нежности и поет про то, что никого не надо бояться и ничего не надо стесняться. Чтобы оценить масштабы «We Can't Stop» целиком, советуем взглянуть на вот этот сборник с 37 кавер-версиями и ремиксами песни.
2
Disclosure feat. AlunaGeorge «White Noise»
Одна из лучших поп-песен года, совместно записанная двумя молодыми лондонскими группами; хаус пополам с поп-музыкой будущего. «White Noise» — это декларация независимости, и не только лирической героини Алуны Францис, заявляющей «if you wanna get tough, then let's play rough».
3
M. I. A «Come Walk With Me»
Майя выпустила в этом году крайне спорный альбом и эта песня — хороший показатель. Вроде такая легкая и веселая, явно хочет быть второй «Paper Planes», но уже так все привыкли ждать от Майи какого-нибудь подвоха, что вместо самого радужного номера на пластинке получился самый подозрительный — ну явно же там что-то не так.
4
Justin Velor «Galliano Rocks»
Неожиданный симулякр, дающий убедительный ответ на вопрос как бы звучал мэдчестер, появись он в 2013-м. Выдающийся и совершенно безотказный гедонистический бритрок, словно переизобретенный для нужд тех, у кого классические номера Happy Mondays или Primal Scream в силу возраста уже не вызывают особенной эйфории. Плясовой рок-хит года.
5
Justin Timberlake «Let the Groove Get In»
Впечатляющее выступление в жанре «заело пластинку». Духовые и опорно-двигательная перкуссия выводят несложный, но эффектный афро-кубинский мотив, сто раз повторенные слова припева ближе к третьей минуте (из семи) начинают гипнотизировать; оттого «Let the Groove Get In» и прижилась на модных дискотеках прошедшего лета.
6
Jungle «The Heat»
Это как если бы TV on the Radio спродюсировали на пару Джеймс Блейк и Hot Chip. Теплый ламповый R&B, явно одна из главных групп следующего года.
7
The-Dream feat. Jay-Z «High Art»
Очень простая и четко разъясняющая позиции автора песня: «с пацанами упоремся, с девчонкой полюбимся». Этой своей помпезной простотой и подкупает, ну и еще Джеем Зи с его «burn!».
8
Janelle Monae feat. Miguel «Primetime»
Старорежимный соул про любовь (а не, как можно подумать из названия, про телевидение), разнополый дуэт, вызывающий в памяти поп-музыку 60-х и 70-х.
9
Jai Paul «Crush»
Один из самых странных и по-хорошему сумасшедших электронных артистов современности вытягивает из лап прошлого один из величайших неочевидных поп-шедевров 90-х. Вместе им хорошо.
10
Arctic Monkeys «Why’d You Only Call Me When You’re High?»
Лучшая песня на новом альбома преобразившихся Arctic Monkeys: американский грув, английская душа, одновременно смешной и точный текст о том, как на самом деле выглядит одиночество в современном мире.
11
Metronomy «I’m Aquarius»
Самое заманчивое предчувствие 2014-го из возможных: авторы лучшего каникулярного британского альбома последних лет открыто намекают, что и следующая их запись будет не хуже. Вынесенную в заголовок сентенцию Джозеф Маунт повторяет раз двадцать — а хочется, чтобы повторил двести.
12
Clean Bandit «Dust Clears»
Изобретательное сочетание барочных скрипок и современной электроники, ну а то, с какой садистской радостью вокалистка вступает тут со строчкой «пора бы уж понять, что ты в жопе» заслуживает отдельной награды: «холодный душ года», например.
13
Vampire Weekend «Step»
Размеренный бит, барочный клавесин, воздушная мелодия, отсылки к Джандеку и группе Modest Mouse, топонимы в духе «Анкоридж» и «Ангкор-Ват»; сложная и простейшая песня Vampire Weekend — про молодость и мудрость и то, как отсутствие одного является ценой другого.
14
Nick Cave and the Bad Seeds «Higgs Boson Blues»
Песня Ника Кейва, окончательно перешедшего в статус вечных и великих — собственно, повествующая о вечности; в конце, что примечательно, упоминается Майли Сайрус.
15
A$AP Rocky «Fucking Problems»
Мощнейший бэнгер года, и был бы им, даже если бы Майли назвала «Banger» каждую песню на своем альбоме «Bangerz». С криками, безудержным весельем и блистательным выходом Кендрика Ламара, которому свой куплет настолько понравился, что он зачитывает его на собственных концертах.
16
V V Brown «Igneous»
Самое удивительное превращение года — поп-соул-певица Виви Браун внезапно выпустила электронный альбом, разрывающийся от баса, дыма, мрака, страха и всего-такого прочего. «Igneous» и вовсе звучит как дабстеп-ремикс на Nightwish. Причем очень хороший.
17
Mayer Hawthorne «Her Favorite Song»
Окончательный и бесповоротный уход соул-певца Мэйера Хоуторна в поп-мэйнстрим. Поделом: чем больше таких сахарных, но безотказных поп-песен будет появляться, тем краше будет мир.
18
Sonic Death «Sooosad»
Лучшая русская песня про любовь-2013.
19
Big Sean «Control»
Композиция, важная в первую очередь одним-единственным гостевым куплетом: главный молодой рэпер последних лет, Кендрик Ламар расставляет все по местам и объясняет, кто тут главный — главный, разумеется, он. Рэп-сообщество незамедлительно среагировало; 2013-й многие запомнят по выходу Ламара в «Control».
20
Grumbling Fur «Tilda Holds a Sword and Lilies»
Экспериментальный поп года. Удивительно красивая песня-мантра, состоящая из более или менее одной строчки, от лондонского коллектива, попавшего во многие списки лучшего за год. Затягивает и околдовывает.
21
Mujuice «Не забудем, не простим»
После выхода «Downshifting» Роман Литвинов попытался снова уйти от русскоязычных песен к бессловесной музыке; но песни пока все равно появляются — например, бесподобная «Не забудем, не простим» с вроде как смешным названием и рефреном, на самом деле перемещающая общественное в плоскость личного.
22
Пони «Постпанк-молебен»
Самая точная песня на русском языке о том, как ощущается многими сейчас страна (и мир) вокруг нас. Авторов песни, вдохновившей «Пони» на «Постпанк-молебен», в конце года выпустили из тюрьмы — но смысл не изменился.
23
Savages «She Will»
Женская английская рок-группа Savages возвращает ярость и жизнь в самые базовые гитарные звуки и напоминает, что песни все еще можно писать просто, четко, по делу и бить прямо в цель.
24
Super Besse «Отпусти»
Иногда возникает тревожное ощущение, что люди начинают забывать, что пост-панк должен быть нервным, стремительным и злым. Спасение пришло на этот раз из Минска.
25
Moderat «Bad Kingdom»
Том-Йорк года — не столько как человек, сколько как функция: альянс немецких электронщиков из Apparat и Modelselektor поженил тяжелый цифровой бас и вспыльчивый ритм с повышенной чувственностью и записал альбом, какого многие ждали от Atoms for Peace. В этой песне вышеприведенная формула изложена максимально эффективно.
26
Kanye West «I’m In It»
Самый вызывающий номер на и без того шокирующем альбоме Канье Уэста — разумеется, про секс, разумеется, именно для «I'm In It» Уэст задействовал Джастина Вернона (он же Бон Ивер), так что среди предельно грязной песни вдруг появляется нежность.
27
Mariam the Believer «Invisible Giving»
Загадочный и темный восьмиминутный номер, звучащий так, как если бы молодая Кейт Буш вдохновлялась поздним Скоттом Уокером. Голосистая шведка Мариам Валлентин, участница семейного дуэта Wildbirds & Peacedrums и востребованная авант-джазовая вокалистка, записала любопытный, но неровный дебютный диск, достойный куда большей славы из-за одной лишь гипнотизирующей «Invisible Giving».
28
Vex Ruffin «Hard On Myself»
Рефлексия года. Мелодия, словно позаимствованная у The Velvet Underground, спятившая драм-машина, удивительная откровенность. Три аккорда и небольшой текст, повторяемые по кругу — яркий пример сделанного копеечными средствами произведения, от которого сложно отделаться. Хорошо идет в похмелье.
29
Burial «Rival Dealer»
Все, как и раньше — звуки городской тревоги, голоса потустороннего радио. Непривычный, разве что, ритм — почти брейкбит, во второй половине одиннадцатиминутного трека он сначала выравнивается, а затем исчезает вовсе. Вообще тут много чего происходит; в голове Burial все устроено крайне любопытным образом, и он лишний раз напоминает миру, кто есть кто в современной электронике.
30
Лемондэй «Практически все»
Экзистенциальный ужас, упакованный питерским трио в четыре минуты минималистичной синтетической музыки; одновременно нежно, пронзительно и очень страшно.
31
Daft Punk feat. Panda Bear «Doin’ It Right»
Помимо надоевшего всем хита, на глянцевом и отполированным до блеска альбоме Daft Punk мало жизни; «Doin’ It Right», записанная с вокалистом Animal Colletive Пандой Бером, выделяется особо — бруклинский музыкант добавляет в отточенный механизм Daft Punk немного хаоса и сразу становится интересно.
32
Иван Дорн «Невоспитанный»
Мы вроде и так знали, что Иван все знает и понимает, но оказалось, что знает и понимает даже больше — и как Disclosure умеет делать и рефлексировать на тему просто так невоспитанных аутсайдеров, на которых общество в этом году как-то особенно ополчилось.
33
Paul McCartney «New»
Лаконичный барокко-поп от нестареющего классика с его одноименного (и лучшего за много лет) альбома. Привязывается на раз, напоминает о The Beatles; таких ярких и по-хорошему простых поп-песен от музыкантов с пятидесятилетним стажем обычно не ждешь — тем приятнее, когда они появляются.
34
Chvrches «Gun»
Одни из лучших и самых эффектных дебютантов 2013-го (любимые на Западе, но несправедливо мало оцененные в России), шотландцы Chvrches делают очень простой синти-поп в духе 80-х; с восторженными мелодиями, милой девушкой на вокале и достаточно тоталитарными методами, но уходят в жанр с такой отдачей, что дух захватывает. В песне «Gun» cердце замирает примерно на отметке 2:50, когда вокалистка Лорен Мейберри в третий раз заводит припев.
35
Мох «Власть»
В сюрреалистических сочинениях Антона Кривули («Мох», «Солнцецветы» и уйма других проектов) не стоит искать высказываний из повестки дня (разве что каких-то совсем неочевидных ее отголосков), но тут мерещится обращение к конкретному адресату. «Потеряешь власть — потеряешь страх». Больше так на русском языке никто не сочиняет и не поет, автор узнается на раз.
36
The Lonely Island «Semicolon»
Гимн точке с запятой от главной комедийной группы мира; плюс ко всему — лучший в этом году выход певицы Соланж, исполняющей в «Semicolon» припев.
37
Ylvis «The Fox»
Мем года: норвежские телекомики Ylvis опубликовали свой хит про лису всего три месяца назад и уже набрали 310 миллионов просмотров; обычный танцевальный поп 2010-х, заразивший весь мир благодаря одному простому элементу — юмору.
38
Yola Fatoush «Vibrant»
Заразительнейшая танцевальная песня, решенная в духе гэриджа/тустепа конца девяностых и бодро спетая красивой вокалисткой загадочного дуэта Yola Fatoush. От прочих творений группы отличается разительно.
39
Окуджав «Цирк»
Творческое объединение экс-вокалиста ансамбля «Пилар» и экс-вокалистки группы «Обе две» (в последнем случае, впрочем, хотелось бы верить, что не экс) выдало по-хорошему привязчивую, певучую, ритмичную и поэтичную вещь, построенную на ахах, вздохах, полунамеках и пуантилистской мелодии в духе группы Wild Beasts. Если так и дальше пойдет и если «Окуджав» не изменит вкус, в потенциале это сюжет не меньших масштабов, чем те же «Обе две».
40
David Bowie «Valentine’s Day»
Аристократический рок от одного из главных классиков поп-музыки на планете, лучшая мелодия на новом альбоме Боуи.
41
Мумий Тролль «SOS матросу»
Стремительный краутроковый боевик; самая цепкая русская рок-песня года, которая к тому же максимально ясно и веско замыкает 15-летний круг: «SOS матросу», по сути, есть песня «Девочка», только увиденная со стороны мальчика, который в семи морях давно превратился в мужчину. К декабрю Илья Лагутенко замкнул этот круг и более формальным образом.
42
Black Sabbath «God Is Dead?»
Ветераны года. Дедушки хардрока и виновники появления половины тяжелых жанров выпустили первую за последние 35 лет пластинку с Оззи Осборном у микрофона, «13». Старорежимный звук и плотные, позаимствованные у самих себя риффы тут сочетаются с на удивление хитовым материалом; ничего нового о Black Sabbath «God Is Dead?» не сообщает, но вполне достойно венчает карьеру.
43
Dead Meadow «Yesterday’s Blowing Back»
Похмельные песни — особый любимый жанр, и Dead Meadow удалось записать лучшую всех времен песню, о том, что завтра все-таки наступит. И накажет.
44
БГ «Праздник урожая во дворце труда»
Суровый блюз о нераздельности и неслиянности — как это часто случается с данным автором, Гребенщиков сумел обобщить ощущения от жизни в России в конце 2013-го года точнее и резче, чем кто-либо еще. «Губернатор» и «Не было такой и не будет», две другие песни, вышедшие на сингле в честь 60-летнего юбилея БГ, не хуже.
45
Fuck Buttons «Stalker»
Очередное и веское подтверждение статуса одного из самых эффектных электронных дуэтов на планете. Вязкий и психоделический десятиминутный эпик, глубокое погружение в липкое безвоздушное пространство, на удивление уместное на опустевшем утреннем танцполе.
46
Монти Механик «Пил»
Простейшая, но гениальная песня-зарисовка авторства челябинского самородка. В короткой «Пил» очень много неизбывной светлой печали; более возвышенную и легковесную песню о похмелье и экзистенциальной тоске теперь, кажется, не сочинишь при всем желании.
47
Jorge Elbrecht and Ariel Pink «No Real Friend»
Трогательная совместная песня Ариэля Пинка и майамского музыканта Хорхе Элбрехта: сахарный восьмидесятнический поп как он есть, без обыкновенных для Пинка странностей и ужимок — но так получается не хуже.
48
«Пес и группа» «Не убирай волосы»
В этом году «Пес и группа» снова записывались мало, но метко: «Не убирай волосы» — минималистичная песня про юность, сравнимая с творчеством Арчи Маршалла.
49
James Blake «Retrograde»
В 2013-м Джеймс Блейк стал писать песни еще лучше, чем раньше; приглушенное пианино, хлопки, голос певца и вступающий в самый правильный момент гудящий синтезатор — из всего этого складывается самая нежная и тонкая песня 2013-го.
50
Ducktails «Planet Phrom»
Кавер-версия песни забытого новозеландского музыканта Питера Гаттериджа о чудесной жизни на далекой планете Фром; Ducktails одновременно переносят песню в наше время и оставлюят в 80-х, откуда она родом.
51
Kurt Vile «Wakin’ on a Pretty Day»
Почти десятиминутная песня, в которой под расслабленный гитарный бой американский сингер-сонграйтер Курт Вайл сонным голосом призывает нас притормозить — ведь самое страшное, что может случиться, это смерть, а с ней все равно ничего не сделать. Возможно, самая важная идея для XXI века; гимн неспешности в эпоху зашкаливающих скоростей.
52
Skrillex «Leaving»
Скриллекс давно умел троллить людей, не считающих его музыку за музыку, но тут он вышел на новый уровень. Всем, кто любил понудеть о том, что разве это дабстеп, вот у Burial — дабстеп (ремарка: на самом деле у обоих не дабстеп), Скриллекс решил ответить треком, который сперва — но только сперва — звучит совсем как Burial. Шелестение пластинки, шелковый стелящийся бас, ну а потом уже слышны все фирменные выточенные приемы Скриллекса: акцент на мелодию, постоянная тасовка ритмов, скрипочки и прочие фирменные фишки, по которым понятно, что общее между этими двумя только то, что каждый по-своему уникален. Фанаты тем временем недоумевают, где же дроп.
53
Eminem feat. Rihanna «The Monster»
Вернувшийся в строй белый рэпер Эминем оглядывается на свой путь сквозь медные трубы и приходит к выводу, что ничто не вечно; самый личный номер на альбоме «The Marshall Mathers LP 2». Припев исполняет Рианна — кажется, рэп-номера с ее участием вообще не получаются плохими.
54
The Weeknd «Tears in the Rain»
После этой песни стало вдруг понятно, что The Weeknd — русский народный артист. Послушайте какая здесь ДУША, какая бесстыжесть в оголении самых чутких эмоций, какой разорву-рубаху-на-груди катарсис. При этом иронии и сарказма на «Tears in the Rain» не напасешься — все равно она в сердце ударяет и вот это страшное «She has no recollection of the life she had without me» еще сутки после прослушивания в голове вертится.
55
Haim «My Song 5»
«Honey, I’m not your honey pie» — кандидат на строчку года. Сестры Хэйм в этом году оказались самыми непредсказуемыми новичками — на синглах выдавали белый поп-ритм-н-блюз образца Fleetwood Mac, на концертах играли волосатый рок 80-х, а на альбоме среди прочих затесалась вот такой боевой полуэлектронный манифест эмансипированной женщины.
56
Sonny and the Sunsets «Green Blood»
Драматическая история любви человека и инопланетянки, рассказанная под энергичный гаражный рок; абсурдно, смешно, печально и прекрасно — как всегда у Sonny and the Sunsets. Отдельное внимание обратите на насмешливо-несчастные интонации Сонни Смита.
57
Chikiss «Расписание»
Синтетический сон года: с помощью голоса и синтезатора петербургская певица превратила сочинение сибирской группы ARM Author в негромкий гимн повседневному эскапизму, бытовому не-присутствию, побегу от рутины в собственную голову. Пожалуй, даже из новейших американских исследователей тягучего аналогового звука никто не умел его претворить в настолько тонкую песню.
58
Lorde «Tennis Court»
Самая популярная песня юной новозеландской певицы Лорде в этом году была другая, записанная еще в 2012-м; вышедшая этим летом «Tennis Court» в чем-то даже лучше — горькая и ироничная вещь про девочку-подростка, проснувшуюся популярной. В клипе на «Tennis Court» Лорде смотрит прямо в глаза зрителей, страшно и глубоко; в песне происходит примерно то же самое. Слушая ее и Кинг Крула становится страшно от того, как в XXI веке быстро растут дети.
59
King Krule «A Lizard State»
Самая суровая и безапеляционная песня с альбома девятнадцатилетнего английского музыканта Арчи Маршалла — про то, как уходит любовь.
60
The Retuses «Triangulum»
Самый кровавый, порывистый и громкий номер с альбома «Astra», на котором Михаил Родионов и его оркестр крайне впечатляющим образом изобрели себя заново. Сон золотой, царящий на всей пластинке, тут превращается в кошмарную явь, дайте ему только развернуться. Гитары дребезжат, духовые чувствуют себя неловко, голос срывается на истерику, люди бросаются с крыш, любовь раздирает изнутри — если эта вещь с чем и вызывает ассоциации, то с акустическим альбомом «Короля и шута» (и поверьте, это серьезный комплимент).
61
Mark Kozelek and Jimmy LaValle «You Missed My Heart»
Сотрудничество опытного сингера-сонграйтера Марк Козелека и электронщика Джимми ЛаВалля — лучшее, что случилось с американской песенной культурой в 2013-м году; каждый номер на их альбоме — на вес золота. «You Missed My Heart» — гениальная песня о любви, пропетая уставшим голосом под неспешный бит.
62
«Берген Кремер» «Гроза»
Участники Motorama продолжают записывать в качестве минимал-вейв-группы «Берген Кремер» по две-три песни в год — и все еще такие, что хочется гораздо больше. «Гроза» — песня, как можно догадаться, про грозу; и в ней это погодное явление передано очень точно, через простые звуки синтезатора и драм-машины и постепенное нагнетание. 11 августа, когда песня была опубликована, в Москве шел дождь.
63
Appaloosa «Fill the Blanks»
Томное диско от никому не известной группы, затесавшейся на сборнике лейбла Italians Do It Better «After Dark 2»; стоит за Appaloosa, размуеется, как и за всеми, гениальный руководитель лейбла Джонни Джуэл.
64
Beyonce «No Angel»
Самая соблазнительная песня на неожиданно вышедшем в конце года альбоме Бейонсе, с участием Каролин Полачек из Chairlift.
65
The Uchpochmak «Mistress»
Самая неожиданная коллаборация года: Земфира придумала смешной и трогательный припев — а потом вдохновила Дэвида Брауна на то, чтобы записать лучшую его песню за несколько лет. Камерный, внутренний и интимный альбом «Жить в твоей голове» лучше всего воспринимать целиком — песни же затеянного Земфирой под конец года сайд-проекта The Uchpochmack замечательно живут по отдельности. Живут и утешают.
66
Autre Ne Veut «Play By Play»
Помните, была такая группа Games, которая возродила какие-то совсем тонкие эмоции эфиров MTV 90-х и поп-R&B тех дней, а потом она стала группой For & Lopatin и выпустила очень скучный альбом? В общем, их необязательно теперь помнить, Autre Ne Veut делает все то же самое и лучше.
67
Dean Blunt «King James»
Щемящая и очень лаконичная, одновременно успокаивающая и выворачивающая наизнанку песня, где лиричный и ранимый артист, прячущийся под маской мизантропа, проговаривает простые и важные слова под закольцованный и обработанный флэнжером отрывок неведомой и явно прекрасной старой песни. Что приятно, премьера песни состоялась на «Волне» вместе с альбомом «Каменный остров»; на нем она называлась просто «три».
68
The Knife «Raging Lung»
Многим альбом «Shaking the Habitual» показался излишне экспериментальным и отвернутым от слушателя, но вот же, золотой компромисс — типичная поп-песня, с барабанами как в модном современном скандинавском балеарике, с мелодией, куплетами-припевами и с привязчивым и западающим хуком, сыгранном на чем-то вроде цифрового саксофона. The Knife тут делают то, что умеют лучше всех — шаманят.
69
Федоров Леонид и Крузенштерн «День»
Леонид Федоров напоминает о том, что он не только большой музыкант, но и большой мелодист. Пронзительная любовная баллада, о том, что слова — это смерть; и сложная структурная драматургия совершенно не мешает ей пробирать до костей, до кончиков. В идеальном мире песни с «Быть везде» давно и с обязательным успехом крутили бы по радио.
70
Arcade Fire «Afterlife»
Самый яркий поп-рок-хит года: пружинистый диско-ритм, духоподъемная извилистая мелодия, припев, который невозможно выкинуть из головы. Шестиминутная песня пролетает незаметно и заставляет слушать себя еще и еще. Кроме того, уверенный заход Arcade Fire на дискотеку.