Жизнь на окраинах
Один день в Гольяново, Люблино, Бирюлево и других неблагополучных районах Москвы
Специальная серия материалов про жизнь на окраинах из нового номера журнала «Афиша». В первом выпуске — дневник Егора Мостовщикова из московских районов с традиционно плохой репутацией.
Утро, Бескудниково
Если вдруг повезет и выдастся хорошая погода, то это солнечное утро застанет вас в пасторальном пейзаже района Бескудниково, где-нибудь у огороженного забором неказистого скейт-парка. Видимо, раньше площадку запирали на замок, поэтому рядом с незакрытой корявой калиткой в заборе зияет дыра. И все равно никто не катается — неудобно: у кривых рамп высокий порог, пирамидки больше похожи на пандусы для инвалидов, из-за забора тесно; так, скейт-парк вечером превращается в бар «Бескудниково». Вокруг деревья, широкий пруд, баскетбольная площадка с женщиной, которая уже двадцать минут не может попасть в корзину, мамы с колясками и мечта столичного урбаниста — велодорожки. У торгового центра «Петровский» работает будка народного телефона — можно бесплатно позвонить, если есть куда. До ближайшей станции метро ехать минут двадцать; в какой-то момент может показаться, что вы стоите посреди спокойного провинциального городка. Тихую утреннюю спальную идиллию
не может нарушить даже местная шаурма, от которой так скручивает живот,
что хочется лечь на первую же лавочку и умереть. Пока очередь ожидает, когда доделают шаурму, девушка в теплом спортивном костюме просовывает голову в окошко шаурмиста и протягивает ему белый пятый айфон. «Настоящий?» — кидает шаурмист, раскладывая лук. «Нормальный,
оригинальный! — лениво тянет девушка. — Не нужен?» Шаурмист не отвечает. «Слу-у-ушай. А ты не видел здесь такого парня плотного. Нормального такого, он должен был мне сообщение оставить». Шаурмист качает головой. «Вам с собой или прямо здесь?»
В середине нулевых в недрах «Программы максимум» был придуман термин «бескудниковский постмодернизм»; то, что было принято считать синдромом усталости молодых телевизионщиков от производимой ими чернухи, здесь становится основой мироздания, надо только посмотреть по сторонам. Вдоль Бескудниковского бульвара в землю вкопаны устрашающие матрешки в человеческий рост с выпученными глазами. Если одна стена трансформаторной будки разукрашена патриотическими граффити в честь Отечественной войны 1812 года, то на другой обязательно будет изображен дезоморфинно-кислотный ад с цветными конусами, захватившими небо, и выброшенным в мусорку логотипом «Спартака». На границе с соседним Восточным Дегунино водружены разукрашенные под богатырей валуны, охраняющие дневной покой.
Тревожное сообщение о том, что тишина здесь — лишь пелена, посылается намеками. Стены гаражей у скейт-площадки исписаны невразумительными граффити, прочитать можно только слово «убей», повторяемое раз за разом. На стене торгового центра едва затерта надпись «Русские, беритесь за нож!». На мусорке у теплоузла кем-то выведен самодельный логотип «Адидаса», на стене — небольшая надпись «Чурки гоу хом». На багажнике черного семейного хетчбэка наклейка — сталинская высотка с подписью «Москва гостям не верит».
Бескудниково чем-то похоже на питерский район у метро «Приморская»: такое же нагромождение тоскливых высоток, просторы, ленивая неспешность в движениях. Не хватает разве что только моря, но, как сказано на одном из бескудниковских заборов: «Нет, … вам».
Полдень, Гольяново
Последнее место на земле, на которое вы рассчитываете натолкнуться, прогуливаясь вдоль кладбища и пожарной части в Гольяново, это антикафе «Белый кролик». Хозяйка Наталья поднимет на вас от стойки не менее удивленный взгляд: сегодня гостей нет. В антикафе тихо, евроремонт, есть настольные игры, Xbox и полное собрание сочинений о суперагенте ФСБ Глебе Сиверове по кличке Слепой. Час в антикафе стоит 150 рублей, напитки и печенья бесплатно.
«Мы решили рискнуть, — вздыхает Наталья. — Антикафе обычно находятся у метро и в центре города, а здесь редко кто ходит. И открылись мы не в сезон, в июне». По словам хозяйки, которая по совместительству работает поваром, окупаться дело если и начнет, то через много лет. Чтобы завлечь местных Кладбище домашних животных в Гольяновожителей, Наталья вместе с двумя партнерами раздает флаеры и придумывает мероприятия вроде кукольного театра и развивающих занятий. Утром
приходят родители с маленькими детьми, потом родители с детьми после детского сада, вечером — антикафе. Почему «Белый кролик» называется? «Сами решайте — либо «Алиса в Стране чудес», либо «Матрица». Здесь ты можешь посидеть в одиночестве, можешь взять подруг и посплетничать. Здесь ты попадаешь в Зазеркалье, а все проблемы остаются за дверью».
За дверью — гостеприимное Гольяново, которое в 2011 году компания Penny Lane Realty назвала самым опасным районом в Москве. После наступления темноты из домов стараются не выходить, с незнакомцами не разговаривают, хотя днем все спокойно. На окраине парка «Лосиный Остров» можно встретить молодых лосей, несущих вглубь леса пакеты с пивом, — тихих, удовлетворенных. Здесь же можно наткнуться на кладбище гольяновских животных: маленькие могилки окружены заборчиками, стоят фотографии, цветы и подпись, выведенная неровной рукой на картонке: «Лорик, как тебя любили мы молились за тебя и ты ушел ты тихо-тихо не шумя и не крича спи спакойно дорогой наш не забудим никогда. Леня. Лена. Катя». Азербайджанская диаспора держит кафе по всему району, а в «Березках», самом известном питейном заведении в округе, есть загон с животными — чтобы занять детей, пока родители едят.
Днем, пока улицы пусты от уехавших на работу жителей, можно встретить разве что пенсионеров. Семен Петрович каждый день гуляет по парку по одной и той же петляющей дорожке. «У нас здесь двести пятьдесят тысяч приезжих, — делится дед подсчетами, не учитывая тот факт, что в Гольяново всего живет 158 тысяч человек. — Очень криминогенный район. Мне вот в подъезд газету приносят, я ее читаю, а там постоянно — недавно на Амурской избили женщину, а на Суздальской двадцатилетние изнасиловали пятидесятивосьмилетнюю, деньги забрали. Я хожу спокойно, мне бояться нечего: меня ж не изнасилуют. Морду могут набить и денег потребовать, а денег все равно нет. — Потом добавляет: — Есть среди них и хорошие люди, конечно, да и среди наших подонков хватает».
Этим летом в Гольяново был развернут лагерь для нелегальных мигрантов. Сегодня на его месте за шестиметровой бетонной стеной — лишь груда ломаных кроватей и рваных матрацев, брошенный кем-то фиолетовый таз и сковородка. Открытие палаточного городка было событием громким, но если попросить кого-нибудь из Гольяново показать, где находился лагерь, то никогда его не найдешь: все указывают в разные стороны. Кто в дом соседки, кто в лесопарковую зону, кто на склад кондиционеров, кто еще куда. Будто бы здесь вокруг один большой депортационный лагерь.
День, Люблино
Алексей Йесод, первый в России раввин-самосвят, говорит, что никогда не забудет своего первого знакомства с Люблино семь лет назад, когда он тут еще не жил. Алексей вместе с другом приехал в кинотеатр «Солярис» смотреть какой-то слешер и вышел из зала в ночи. В голове стояли кадры с расчлененкой и убийствами, на улице темно, полночь. «Мы дошли до метро на стреме, — смеется Алексей. — Я тогда еще подумал, как же хорошо, что я здесь не живу. Но теперь понимаю: нормально абсолютно, если отделаться от стереотипов».
Вечером, после окончания рабочего дня, у станции метро «Люблино» все уже выпивают и слушают концерт ВИА псевдоиндейцев. Все лавочки в округе оккупированы, между высотками гуляет пронизывающий бетонный ветер. Сегодня в Люблино не проводится «Русский марш», поэтому люди не прильнули с камерами к окнам, не перекрыты центральные улицы, не видно милиционеров, не закрыты черным полиэтиленом вывески кафе восточной кухни, не ходят люди в медвежьих шкурах и с барабанами, не зигует неонацистская молодежь, не выступает группа «Коловрат». «У нас можно наблюдать еще и второй русский марш, — рассказывает Алексей Йесод. — И он ежедневный, в отличие от первого. Каждый день я смотрю, как толпы идут по тому же маршруту в «Ашан», и мне иногда кажется, что их больше, чем приходит на первый марш». По словам раввина-самосвята, для Люблино «Русский марш» — явление совсем неочевидное: местность была навязана организаторам шествия мэрией, а так никаких причин, чтобы здесь его провести, не было. «Местные жители в целом не знают, что это такое, потому что это тусовочная народная вещь. Забавная очень! В этом году вот пришли экофашисты».
Алексей не согласен с общепринятым мнением, что Люблино — это этнический район. «Район молодой, бизнесовый. Понятно, что есть «Садовод», на который переехали многие с Черкизона, но вообще район направлен в будущее. Здесь много маленьких бизнесов, многие сюда приезжают на работу, есть магазины, в которые даже из центра приезжают. Бывают, конечно, сомнительные вещи вроде букмекерской конторы без окон, я только один раз видел, чтобы там была какая-то активность: мент Шифер вокруг помойки в Люблинозаходил. Теперь там стоит банк». Из негативного Алексей упоминает лишь «печальную близость к Мордору — Капотне»: «У нас ходят легенды, хотя я сам не видел никогда, что с нефтеперерабатывающего завода сюда выплывают облака едкого тумана. Экология и правда здесь ужасная».
Люблино, безусловно, должно было бы стать прообразом для новой части GTA. Здесь есть вообще все, что только может пригодиться для настоящего веселья великого люблинского автоугонщика. Много дорогих и хороших машин. Темные углы. Широкие улицы. Здоровенные парки. Москва-река и плавсредства. Этнические группы. Промзоны. Футбольные поля. Есть даже три дома с вертолетными площадками — здания, как говорит Алексей, образуют отдельный феодальный замок-велаят. По рассказам местных, вертолетные площадки, облагороженные искусственным газоном, считаются лучшим местом для выпивания. Ну а если вдруг прилетает вертолет, то быстро сбегаешь. Что еще вообще может пригодиться для разнузданного веселья? Есть хаммам, есть суши, есть специальное место, где принято встречать закат, есть глухие дворы и стены с надписями «Зига-бро», есть, в конце концов, концерт псевдоиндейцев. Люблинские говорят про себя, что, в принципе, они могут и не выезжать из своего района, потому что здесь и так есть все что нужно. Ну а нарваться, говорит первый в стране раввин-самосвят, можно везде.
Вечер, Бирюлево
Молодой короткостриженый дружинник Тимофей проходит через бирюлевский сквер «Школьный», более известный среди местных как «Чурбан-штрассе», и останавливается у магазина «Седьмой континент». В торце здания ресторан Bella Napoli, прозванный «Пицца-хач», и Тимофей, занимающийся автомобилями, со знанием дела всматривается в припаркованный у входа белый «кадиллак» и с нежностью протягивает: «Американец». Интонация резко меняется: «Ну смотри, вот сейчас будет. Ага. ВИП-персона, мля». Из ресторана выходит мужчина восточной внешности, в дорогом пальто и блестящих туфлях, открывает заднюю дверцу «кадиллака», смотрит по сторонам, садится. «Поехал, ага», — зло шипит Тимофей и предлагает отойти в сторону: если долго тереться у этого пятачка, обязательно «у этих» возникнут вопросы.
После того как 10 октября этого года уроженец Азербайджана Орхан Зейналов предположительно убил жителя Западного Бирюлево Егора Щербакова, Тимофей, как и многие другие юноши района, вошел в народную дружину, которая взялась патрулировать и блюсти порядок. По рассказам Тимофея и его коллеги Анастасии, правоохранительные органы, которые на волне бирюлевских погромов обещали во всем помогать дружине, после того как все затихло, вместо помощи стали только мешать и ставить палки в колеса. Дружине, чтобы на законных основаниях выполнять свои обязанности, необходим полицейский в сопровождении, но их никто не
выделяет. «Ведь даже организовали специальную горячую линию для дружинников, но там никогда не берут трубку. Понятно, почему так происходит, — говорит Анастасия и трет большим пальцем об указательный. — Кто ж к своей кормушке-то подпустит. Работать нам приходится на голом энтузиазме. Бог им, конечно, судья, если они покрывают оккупантов».
Технология работы дружины простая: в районе регулярно сменяется патруль, который прогуливается по улицам и, если замечает что-то неладное — от неправильно припаркованных «газелей» до драк, — пытается разобраться своими силами или звонит 02. Проблем, по словам дружинников, после погромов меньше не стало. Анастасия перечисляет: резиновые квартиры никуда не делись; первые дни после погромов со дворов убирали припаркованные «газели», в которых, по ее заверениям, приезжие собирают металлолом, но сейчас они снова повсюду стоят; появилось много дагестанцев; вопреки обещаниям управы, кавказские кафе и рестораны не закрыты, работают кавказские сауны. «Их тоже обещали закрыть, — заверяет Анастасия. — Я сама видела, как туда машинами свозят кавказских дам нелегкого поведения, а они сидят на заборах и ждут клиентов». С кафе, квартирами и «газелями» дружинники пытаются бороться своими силами: снимают посетителей кафе на камеру, собирают и проверяют информацию о квартирах, фотографируют машины, собранное передают правоохранительным органам, но уверены, что дальше с этим ничего не делают.
Дружинники доходят до ТЦ «Бирюза», который в день погромов разгромили первым, — все работает. Тимофей проходит внутрь через кафе и многозначительно шепотом считает кавказцев, сидящих за столиками: четверо. Покупает сигареты и колу, выходит обратно на улицу, следующий пункт — сауна. По словам дружинников, в Бирюлево опасно ходить уже в шесть-семь вечера, как стемнело, и даже они, хоть и ходят группой, не хотят соваться в некоторые места вроде так называемого Гарлема за Покровским кладбищем. Туда если и ехать, говорит Анастасия, то только на машине инкассаторов, да и то не факт, что выберешься живым. «Туда даже патрульные не ездят. Никто ничего не услышит, машину заблокировать — как делать нечего», — утверждает девушка. Мимо дружины проезжает знакомый на суровом джипе, и они начинают шутить, что им нужен такой же, только с пулеметной башней сверху. «Настя! Давайте скинемся и купим БТР? Всего триста тысяч», — смеется Тимофей. «Ага, — отвечает она. — Ты пойдешь в электричке собирать, а я в метро».
Тимофей и Настя заверяют, что в погромах не участвовали и смотрели со стороны. Они уверены, что толпа «националистов, вооруженных арматурой», была кем-то спровоцирована, и не исключают, что это было сделано для того, чтобы очистить «Бирюзу» и овощебазу для кого-то. «Овощебаза все так же функционирует, кстати, — говорит Тимофей. — Ездят фуры туда-обратно». Еще они считают, что в те несколько дней, что Западное Бирюлево гремело на всю страну, здесь наконец-то было лучше. «Порядок в Бирюлево был всего три дня. Но неужели, чтобы в Западном Бирюлево был порядок, надо вводить сюда армию?» — недовольно восклицает Анастасия, стоя рядом со скейт-площадкой у ТЦ «Бирюза», примерно такой же, какая есть в Бескудниково. Вечером в день погромов на этой скейт-площадке сидели и стояли местные жители, взбирались на рампы, чтобы лучше видеть цепочку ОМОНа, которая то просто стояла, то неслась и повязывала кого-нибудь из местных жителей. Кто-то кидал в полицейских бутылки, остальные орали: «Менты! Зачем вы русских забираете?!» Дружинник Тимофей не сомневается, что бирюлевские погромы повторятся — и очень скоро: «Люди напряжены, им нужна только вспышка, хоть что-нибудь произойдет, и все будет еще хуже, чем было».