Русские медиа изнутри
«Пусть хипстеры стыдятся»: Даниил Трабун о том, как изменится журнал «Афиша»
С 1 августа у журнала «Афиша» будет новый главный редактор: на смену Александру Горбачеву придет Даниил Трабун из Look At Me. «Город» обсудил с ним, как в последнее время изменилась Москва — и как это скажется на «Афише»
- Журнал «Афиша» по нынешним меркам выходит с незапамятных времен, как газета «Искра» практически. У многих есть любимый период, когда журнал с ним резонировал, а все остальные — нелюбимые. Тебе «Афиша» когда нравилась?
Та «Афиша», которая сильнее всего меняла мое сознание, — это журнал с котиком на обложке, который вышел в конце 2007 года, номер про новогодние каникулы. В нем было передано ощущение и того, что
происходит с редакцией, и того, что нам всем хочется делать после 31 декабря — то есть ничего. Там были инструкции совершенно идиотские: танцы, фокусы, снежинки. Плюс этот номер был соединен с диджиталом. Мне казалось, что видео с Сапрыкиным, который играет песню Рианны «Umbrella», было приложением к номеру, без которого нельзя было понять, что происходит на бумаге. А без номера, собственно, неясно, почему главред, одетый в костюм медведя, играет на аккордеоне. Афиша всегда была таким ощущением. Да, эпохальный номер про новые медиа был классный, но любить будут «Афишу» за обложку с Мелом Гибсоном, на которой написано «Алкоголь», или огненного Цоя, подписанного строчкой «Мы хотим перемен». Вот это нужно держать в голове при работе над следующими номерами. И, как маленькому ребенку, пропихивать информацию вместе с котенком в гобеленах. Ну, собственно, так сегодня все и работает.И все-таки природа «Афиши» какая, это развлекательный городской журнал или он может быть социальный и про политику?
Я тут недавно вспоминал программу «Куклы» на НТВ и понял, что я рос с телевизором, который был свободным и веселым. И политика была свободной и веселой — то есть это вещи, которые друг другу абсолютно не должны противоречить. И если чуть-чуть глобально на все это посмотреть, становится понятно: социалка может быть развлечением, политика — сто лет как поп-культура. Вирусные ролики на каком-нибудь Upworthy, где люди приходят на собственные похороны, чтобы убедиться в том, что водить нужно пристегнувшись, набирают сотни миллионов просмотров. Так что да, конечно, «Афиша» развлекательный городской журнал, но ощущение реальности из него исчезать не может и не должно. Просто можно все так устроить, всех так перехитрить и сделать в конце концов честно, ярко и остро, но при этом интересно и легко.
Маска Астробоя на Трабуне вовсе не означает, что «Афиша» будет теперь писать исключительно об андроидах
Есть такая претензия к поколению «Афиши» и Look At Me: хипстеры, русофобы, ничем серьезным не интересуются, только смотрят сериалы и ходят в бургерные и сосисочные. Такие и профукали страну.
Это такая инфантильная черта, мне кажется: всегда лучше на кого-то ответственность переложить, пусть хипстеры стыдятся. Если в таких терминах говорить, то страну профукали вообще все, а параллельно мы наоткрывали сосисочных и подключили в парках вайфай. Теперь давайте с сосисками, уличным интернетом и библиотеками-коворкингами все-таки оглянемся, оценим и разберемся, что там вообще такое произошло. Недавно вышедший документальный фильм «Срок» нам всем в помощь. Ну и конечно, неверно говорить, что это поколение не интересуется политикой: вот Ежику или Илье Клишину сколько лет?
Несколько лет назад мы считали, что принимаем участие в политике, хотя на поверку оказалось, что мы как раз развлекались, а настоящая политика еще впереди и мы к ней не имеем никакого отношения.
Я всегда завидовал американской системе образования, потому что там в школах учат дебатам. Дети тренируются обсуждать что-то, отстаивать свою позицию. В России дебатам никто не научился, текст Конституции никто не помнит, а некоторые даже не читали. Политику вдруг заметили в сериале «Карточный домик», жаль, он вышел после событий на Болотной.
Тогда было модно говорить об изменениях. Как «Афиша» меняет город, как The Village меняет среду, так и митинги на Болотной изменят большую политику. Казалось, город сначала изменится декоративно, а потом и по-настоящему. Было время, когда установка любой новой лавочки вызывала невероятный восторг. Каждый шарик мороженого, в который подмешали ложку бузины, — вообще разрыв шаблона. Мы все были в плену милой иллюзии, которую сами же и создавали.
Да, а на самом деле, кроме всех прекрасных качеств, велодорожка — это политический капитал, который кто-то зарабатывает. Но мы до сих пор этими шариками мороженого наши расстройства заедаем. Маятник как-то качнулся назад, второй шанс, в общем, всегда есть, просто потраченного времени жалко.
Казалось, что если можно сделать красивый и удобный город, значит, можно и другие системы заставить эффективно работать. Поэтому довольно страшно сейчас очнуться и почитать, например, переписку Антона Буслова с Ольгой Голодец. Или увидеть, например, как быстро уезжает из страны Дуров, который казался неприкосновенным.
Но, в отличие от Дурова, все население России не будет искать страны для эмиграции на своей личной странице в фейсбуке. Если уж я был рупором, который рассказывал, что наши города меняются к лучшему, что наша поп-культура не менее интересна, чем мировая, что наши дизайнеры и технологические компании невероятно крутые и что не надо никуда переезжать, а сам в итоге эмигрировал, я, получается, миссию провалил. Читатели останутся и будут расхлебывать все, что здесь происходит.
Главная проблема, конечно, в том, что сейчас происходит с новостными изданиями. Невозможно прорываться через поток даже не пропаганды, а цитирования бредовых депутатских запретов то одного, то другого — повестка дня совершенно фиктивная получается.
Надо из этой информационной помойки вылезать и формировать свою повестку. Выбирать между новой патриотической книгой Мединского, его критикой современного искусства и новыми законами, ограничивающими интернет.
Фотография с обложки номера «Афиши», посвященного 15-летию издания
Давай вместо прустовской анкеты я тебя попрошу обсудить номер, который «Афиша» на пятнадцатилетие выпустила. Есть много священных героев — Муджус, Noize MC, Оксана Акиньшина, Капков, Собчак, Шнур, Олег Кулик, — которые тебе достаются по наследству, и непонятно, кого из них ты возьмешь в будущее.
Муджуса — обязательно. Для многих это символ хипстеров, человек, который не умеет петь, рифмует кровь с любовью. Для меня Муджус — современный художник, который использует совершенно разные инструменты для того, чтобы свои идеи людям передавать. Он еще не раз всех удивит, уверен. Noize MC, так же как и Ляпис Трубецкой, это музыканты с социальной позицией. И того и другого я бы в пантеоне «Афиши» оставил. Шнуров ни в какую «Афишу» больше сам не хочет, у него главное медиа теперь YouTube. Кулик и другие прекрасные современные художники важны: они рождают новые смыслы независимо от того, что происходит в стране. Ну а Капков, Собчак и другие политические трикстеры — тоже обязательные герои. Вообще, мне кажется, ну никак не получается расстрельный список. Старые герои отваливаться должны естественным образом, заменяясь новыми. А новые появляются уже сейчас, в этом сомнений нет.
Денис Симачев? Мне кажется, тебе наглая риторика начала и вся эта симачевщина и хохлома не очень близка.
Симачева я бы оставил, потому что мне хочется сделать номер про осознание русскости и соединить в нем Симачева, Рубчинского, Эрнста и Путина. Вероятно, этот журнал вызовет возмущение — ну и отлично. Сейчас нам насаждают идею про великий русский народ — вот были Олимпийские игры, на которых Эрнст показал, что такое Россия для него. Было бы здорово узнать мнение остальных культурных героев.
А Эрнста ты бы в своем журнале оставил? Тебе понравились церемонии на Олимпийских играх?
Мне не понравилось, что в фейсбуке люди легко простили Первому каналу все новости с Катей Андреевой только потому, что приметили Марка Шагала в шоу на открытии Олимпиады. Лично на Эрнста я при этом совсем не зол. Именно благодаря ему на Первом канале есть такие сериалы, как «Оттепель», которые мы все хоть разок да посмотрели. Там когда-нибудь запустится сериал «Москва — город Грозный», пролежав на полке фантастическое количество времени. Эрнст сам по себе — очень интересный. Про него надо снимать фильмы и писать книги.
Тебе, конечно, тяжело. Продолжать «Афишу» Сапрыкина–Красильщика–Горбачева было бы неамбициозно. А взять все переломать и развернуть в совершенно другую сторону ты сможешь?
«Афиша» довольно долго существовала вне правил, на некой такой внутренней интуиции, нелюбви-любви. Силы все сломать, конечно, есть, вот Look At Me же ломали. Но лучше сначала понять, как «Афиша» работает, какими крючками она связана. «Афиша» — семья, секта, любовь большая, и то, какими силами это все держится, секрет.
Первый номер «Афиши» под руководством Даниила Трабуна выйдет 29 августа.