перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Лучшие парки Москвы

Парк Горького против «Музеона»: факты, деньги и директора

Перемены
Фотография: Промо

Сегодня парк Горького объединили с «Музеоном», а директором там стала нынешняя глава «Музеона» Елена Тюняева. С руководителем ЦПКиО Ольгой Захаровой контракт не продлен. «Афиша» сравнила два соседних парка и его директоров, собрав факты и комментарии.

Персона директора

Парк Горького

Ольга Захарова родилась 13 декабря 1976 года в Москве. Закончила Московскую академию прикладной биотехнологии по специальности инженер-технолог, в 1999 году основала «Агентство необычных приключений». С 2002 по 2005 год работала на радиостанции «Серебряный дождь», затем была директором модного дома Mia Shvili. С 2008 по 2011 год работала исполнительным директором телеканала «Дождь». Директором парка Горького Захарову назначил Сергей Капков 1 октября 2011 года. Последние полгода до назначения она числилась исполнительным директором парка Горького.

Ольга Захарова Ольга Захарова директор парка Горького

«Официальной информации по поводу моего увольнения у меня нет, подтвердить его я не могу. Но это будет очень странное управленческое решение, если такое огромное учреждение, как парк Горького, присоединят к парку «Музеон». Парк Горького полностью самоокупаем — его содержание стоит 400 млн в год, а зарабатывает он 755 млн. В 2012 году зарабатывал 135 млн. «Музеон» не окупается совсем и известен в основном Крымской набережной. Даже по размеру сравнивать абсурдно: парк Горького — это 250 гектаров земли, а «Музеон» — около 20.

Очень смущает цитата Герасимова о «сокращении директорских составов». У нас что, переизбыток профессиональных управленцев, чтобы их сокращать? И вообще странно, что говорит об этом Герасимов, а не представители Департамента культуры. Это похоже на попытку избежать ответственности за решение. Понятно, что если это решение существует — то это решение главы департамента (Александра Кибовского. — Прим. ред.). Намеков, что меня могут сократить, не было, но нужно понимать, что я не лояльный менеджер. Я профессиональный менеджер и понимаю, что идеологическая лояльность для такого маленького города, как парк Горького, будет губительна. Это будет шаг назад в развитии, — сказала Захарова вчера «Афише». — Назначение меня на должность директора было по согласованию с мэром Москвы. Если меня и сокращать, то, на мой взгляд, без согласования с Собяниным это невозможно. Я возглавляю центральный парк Москвы 4,5 года. И за это время парк стал тем самым «третьим местом», в котором так нуждались москвичи. Без преувеличения парк Горького можно назвать визитной карточкой города».

«Музеон»

Елена Тюняева родилась 20 апреля 1975 года. Закончила РХТУ имени Д.И.Менделеева по специальности «менеджмент». В течение 10 лет находилась в должности арбитражного управляющего, в 2011 году ее назначили директором.

Елена Тюняева Елена Тюняева директор парка «Музеон»

«Пока у меня нет официальной информации о назначении, я нахожусь в таком же информационном поле, как и остальные горожане. Перемены, скорее всего, будут, но конкретно какие — я не знаю. Идея объединить парк Горького и «Музеон» появилась еще в 2014 году. Этот год мы работали в обычном режиме, заканчивали реконструкцию, подводили итоги.

Я готова управлять объединенными парками. Что конкретно хотелось бы изменить или улучшить в парке Горького, я смогу понять, только когда ознакомлюсь с финансовой и хозяйственной деятельностью парка. Строить планы, не ознакомившись с базой, бессмысленно. Там наверняка есть уже и база, и концепция, и стратегия. А все новые решения надо будет согласовывать с Департаментом культуры и городом. Поэтому могу сказать, что потенциально перемены в парке могут быть, а конкретно какие — пока неизвестно.

Если рассматривать парк Горького с точки зрения посетителя, то меня смущало несколько вещей: например, Пушкинская набережная мне кажется несколько пустой. Я знаю, что у парка Горького были планы ее благоустроить. Хотелось бы сделать ее более зеленой. Еще я бы больше работала с малыми архитектурными формами — лавочками, скамейками, хотелось бы, чтобы они были в едином стиле. Но это просто мои пожелания. В одностороннем порядке принимать решения о таком значимом городском пространстве нельзя. Здесь необходим комплексный подход, когда архитекторы, дизайнеры, искусствоведы вместе формируют концепцию общественного пространства.

Как и парк Горького, «Музеон» тоже вышел на самоокупаемость. Мы полностью обеспечиваем жизнь Крымской набережной и парка. Из бюджета нам выделяют деньги только на охрану и выставочную деятельность. Что же касается мероприятий, детских площадок — на это мы используем внебюджетные средства, которые получаем от совместных проектов, арендаторов, проведения спонсорских мероприятий, экскурсий, проката. Иногда получаем также пожертвования. У нас такие же абсолютно статьи дохода, как и у парка Горького. Разница только в объемах и возможностях — у парка Горького их, конечно, больше.

За время моей работы посещаемость «Музеона» выросла в 15 раз — с 450 тыс. человек до 6,7 млн в год. Для нашей территории это большой показатель».

Что говорят о кадровых перестановках коллеги Захаровой и Тюняевой

Сергей Капков Сергей Капков бывший глава Департамента культуры

«Я считаю увольнение Ольги несправедливым. Сколько лет она работала — у нее не было ни одного замечания. Она самостоятельный и сильный руководитель, который всех всегда устраивал. У нее столько наград и благодарностей, что стен не хватает в кабинете! И мэра она всегда устраивала и даже стала его доверенным лицом».

Дарья Беглова Дарья Беглова креативный директор парка Горького

«То, что сейчас происходит, я считаю бессмыслицей. Когда парк создавался, его называли «фабрикой счастливых людей». И сейчас это действительно фабрика счастья — отлаженный механизм, который эффективно работает. Об этом говорят цифры посещаемости, доходов, лайков, хэштегов. А главное — об этом говорят люди, которые приходят сюда снова и снова. Это произошло благодаря большой работе директора и команды. Сложной работе, построенной на нюансах. Мы создаем атмосферу, а это сродни волшебству. Одно неловкое движение, неправильное слово — и атмосферы нет. Ольга Захарова пришла в парк, когда вместо общественных уборных были дырки в земле, когда он был покрыт мусором и ржавыми аттракционами. Посмотрите, что ей удалось сделать за четыре года. Это больше, чем реставрация, это реинкарнация самого красивого места Москвы. Мне посчастливилось работать в команде, которая воссоздала парк Горького. Эта команда состоит из очень большого количества людей, для каждого из которых «я» — последняя буква алфавита. Наш успех основан на том, что мы даем проявиться талантливым людям, предоставляем личностям и сообществам площадку для самовыражения. Да, в сложных обстоятельствах и ограниченных бюджетах, но тем не менее. Успех парка не принадлежит кому-то одному. В парке работали невероятно талантливые люди: Аня Бичевская привела в парк много сообществ и новых людей, Женя Казарновская создавала атмосферу мероприятий в парке, придумала «Зеленую школу», Миша Ганнушкин и команда дизайнеров нарисовали весь парк. Как и многие другие, они входили в состав большой режиссерской группы и делали огромный вклад, при этом не считая успех парка личной заслугой. Работа строилась на совместном доверии, это касалось и работы с Департаментом культуры, который давал нам возможность реализовывать собственные творческие проекты, без диктовки. 

За этот сезон перемены начали чувствоваться, есть отдаление, есть усиление бюрократических процедур, которые осложняют работу. Работа в парке — это работа с живыми людьми, с обстоятельствами, с погодой, с огромным количеством переменных. Через бумаги это увидеть невозможно. Отсутствие взаимопонимания — тревожно. Так, перед Днем города, который прошел под красивой и уютной темой «Московские окна» с квартирниками, акустической музыкой и домашними посиделками, нам приходилось объяснять выбор определенных артистов и просить не закрывать главный вход сценой МЧС. К счастью, Захаровой удалось объяснить, что День города — праздник людей, а не учреждений, и это было услышано. Диалог между учреждениями — нормальный рабочий процесс, и он должен быть живым, а не только бумажным. Я очень надеюсь, что нам удастся все-таки работать на своей волне, создавая каждый раз что-то новое, то, что людям объективно нравится, за чем они приходят в парк снова и снова».

Алексей Гисак Алексей Гисак основатель сети «Воккер», один из коммерческих арендаторов в парке Горького

«Ольга Захарова, без сомнения, идейный человек, который за парк болеет. «Воккер» сейчас — самый старый из арендаторов. Мы пришли в 2011 году, вместе с «Хачапури» и Red Espresso. Те кафе уже давно уехали, а мы остались. Я договаривался обо всем еще лично с Капковым, и он произвел на меня очень хорошее впечатление — с ним было легко договариваться. За время работы Ольги парк, конечно, поменялся. Он стал московским местом силы и даже перенаселился».

Андрей Морозов Андрей Морозов бывший музыкальный директор «Музеона»

«В первую очередь я бы хотел заметить, что не совсем ушел из «Музеона» — да, я больше не числюсь в штате, но продолжаю сотрудничать с Еленой Тюняевой по ряду проектов. За два года в креативном отделе я вместе с коллегами успел сделать множество очень крутых, а местами и вовсе безумных вещей — от программы по экспериментальной озвучке советских фильмов и «Ленивых четвергов» с Powerhouse до фестиваля «Паркотроника» в –25 и авангардной музыкой на День города. За эту творческую свободу стоит сказать спасибо Елене, которая, во-первых, всегда была открыта к новым форматам, а во-вторых, выказывала доверие к нашему отделу, позволяя нам оставаться до определенной степени автономными. Причины моего формального ухода достаточно прозаичны: я устал. Все-таки работа в ГАУК (государственное автономное учреждение культуры. — Прим. ред.) несколько отличается от работы в условном агентстве или коммерческом бренде: внешняя и внутренняя бюрократия отнимают очень много сил, которые хотелось бы тратить чуть более рационально и продуктивно. Думаю, что при нынешнем формате сотрудничества с «Музеоном» именно так и будет».

Анонимный сотрудник правительства Москвы Анонимный сотрудник правительства Москвы

«Елена Тюняева хороший человек, но для Кибовского — удобный управленец. Сама она не сможет управлять такой огромной территорией и бюджетами, поэтому ей потребуется подмога в лице Кибовского и его команды. Захарова его не подпускала, с ней договориться было нельзя. Жалко, что Ольгу убирают таким хитрым методом».

Дарья Зорич Дарья Зорич совладелица кафе La Boule и Win Win в парке Горького и на Воробьевых горах

«Меня все лето потрясывает мелкой дрожью от происходящего — все это началось с момента, когда Кибовский вступил в должность. Когда парк стал штрафовать меня за поставленный на землю стеллаж с книгами, за незаконно повешенный гамак на 30 тысяч и прочее, я поняла, что я уже не в том парке, где работала раньше. Между отъездом Капкова и до его прихода прошел некий период, в котором между Захаровой и Собяниным не оставалось чиновников — с этим периодом она, по-моему, отлично справилась, хотя хаос мог полезть со всех сторон, и нечестные проверки в парке вместе с ним. 

Мне лично кажется, лучше кандидата, чем Капков, на должность главы Департамента культуры нет: он и менеджер хороший, и повеселиться любит, и умный, и умеет работать с деньгами, и просто менее закостенелый, советский, чем другие наши политики. Кибовский ни разу за все лето не заезжал в парк, он почти не дает интервью, и я даже не знаю, как он выглядит. С ним вообще нет никакого диалога, и про его планы и убеждения ничего никому неизвестно. Все, что я узнаю про него к концу сезона, — что Кибовский на досуге пишет книгу про камзолы. На Захарову охотятся, пытаются слить так же, как это было с Капковым. Потом, наверное, будут сливать меня и других, кто хоть как-то относится к этой среде. 

Что касается объединения «Музеона» и парка Горького — мне это кажется похожим на розыгрыш. О Елене, как и об Оле, арендаторы рассказывают всякие страсти, но это нормально, это рабочий процесс. «Музеон» неплохой парк — значит, и директор, наверное, неплохой. Там прекрасно уживаются концерт «Звуков Му», «АукцЫон» и фестиваль «Остров 90-х» с зелеными площадками, законсервированным ЦДХ. Но сравнивать с парком Горького его невозможно: совсем другой масштаб. Зачем директора магазина делать директором мировой корпорации при эффективном, живом и здравом директоре мировой корпорации, мне непонятно».

Площадь и посещаемость

Парк Горького


250 гектаров и 14 миллионов посетителей

«Музеон»


23,46 гектара и 6,7 миллиона посетителей

История реконструкции

Парк Горького

Перемены в парке Горького начались в 2011 году, когда директором парка стал Сергей Капков. В первую очередь демонтировали старые аттракционы, убрали палатки с сомнительным общепитом, а вход сделали бесплатным. Москвичам тогда казалось чудом, что в центре города появилось место, где можно валяться на бесплатных пуфиках, пользоваться вайфаем и сидеть на деревянном причале, сконструированном архитектурным бюро Wowhaus. Парк Горького стал образцом для реконструкции прочих московских садов и парков и одним из самых популярных мест отдыха горожан.

«Музеон»

За «Музеон» департамент принялся в 2012 году. Проект реконструкции с деревянным променадом разработал архитектор Евгений Асс. Все скульптуры советского времени, раскиданные по территории, систематизировали, здесь открыли летний кинотеатр и павильоны для общепита. В 2013 году к парку присоединили Крымскую набережную после реконструкции.

Объекты культурного наследия

Парк Горького

34 штуки, включая центральный вход, усадьбу Голицыных в Нескучном саду. Сам парк считается памятником садово-паркового искусства. 

«Музеон»

Во дворе парка находится здание ЦДХ с отделением Третьяковской галереи, а «Музеон» называет себя «парком-музеем со скульптурами под открытым небом». В его фонде более 900 скульптур и памятников, среди которых есть объекты наследия регионального и федерального значения.

Архитектура нового времени

Парк Горького

Музей современного искусства «Гараж» Рема Колхаса, летний кинотеатр «Пионер», «Оливковый пляж», скейтпарк, набережные Голицынского и Пионерского прудов, павильоны авторства Wowhaus. 

«Музеон»

Деревянный променад Евгения Асса, летний кинотеатр, Крымская набережная с вернисажем, торговые павильоны.

Арендаторы

Парк Горького


Всего 33 арендатора, включая кинотеатр «Пионер» и «Ораторский клуб», и еще 62 точки общепита — от полноценных кафе вроде «Крылышка или ножки» до киосков Puff Point. При этом на территории парка Горького остаются объекты частной собственности: как официальные (музей «Гараж» и ресторан «Времена года»), так и те, с владельцами которых администрация судится уже несколько лет, — в том числе эскалатор на Воробьевых горах, кафе на крыше администрации Воробьевых гор.

Как рассказывают арендаторы в парке, все точки общепита платят парку 15% от выручки плюс фиксированную сумму. У кого-то она может быть 100 тысяч рублей, у кого-то — 200, у некоторых доходит до нескольких миллионов. Кому-то парк ремонтирует павильоны за свой счет, кому-то приходится утеплять конструкции самому. Кроме того, бизнес в парке очень сезонный: хорошая погода — есть заработок, плохая — нет, поэтому для некоторых кафе стоять в парке Горького нецелесообразно. Это понимают не все, но не отпугивает потенциальных арендаторов.

Парк «Музеон»

Всего в парке 20 арендаторов, преимущественно это общепит — среди них кофейни Les, Caffe del parco, лапшичная «Нудл мама», ресторан «Шардам», гастропаб-экспресс Дмитрия Зотова «Крылышко или ножка». Стоит аренда здесь в разы дешевле, чем в соседнем парке Горького: за павильон на Крымской набережной просят около 100 тысяч рублей в месяц — в зависимости от площади. Стоимость проведения мероприятий никто не разгласил, однако все в один голос говорят, что и это здесь гораздо дешевле, чем в парке Горького. 

Другие способы заработка

Парк Горького

Анонимный представитель рекламного агентства Анонимный представитель рекламного агентства

«Оба парка с радостью принимают у себя спонсорские мероприятия. У парка Горького нет точной стоимости аренды квадратного метра. Каждому спонсору назначают свою сумму — для спортивных брендов она обычно ниже, чем для, например, автомобильных. Стоимость спонсорского мероприятия начинается от 2 миллионов рублей за день. Бывает, что в одни выходные проходят сразу два спонсорских фестиваля на одной площадке: в субботу один, в воскресенье — другой. Тогда второму мероприятию приходится монтировать все впопыхах ночью, так как весь день площадка занята».

«Музеон»

Дарья Шадрина Дарья Шадрина директор фестивалей Seasons
«Мы проводили наши фестивали Seasons в «Музеоне» дважды — первый раз это было 3 года назад, осенью 2013 года, это был ежегодный осенний фестиваль Seasons. В то время парк только начинал свое обновление, происходила реконструкция теневой части с постройкой деревянного променада и ротонды, в которой потом проходили занятия архитектурной школы «Марш». Тогда мы впервые познакомились с директором парка Леной Тюняевой и ее командой. Для «Музеона» было интересно и важно видеть фестиваль Seasons и нашу аудиторию на своей площадке, которая тогда совсем не была раскрученным местом для проведения фестивалей и других модных событий. 

Второй раз мы были в «Музеоне» с нашим фестивалем More Amore этим летом, в июле. Фестиваль проходил уже на набережной, никаких особенных проблем или, наоборот, поводов для особой интеграции и сотрудничества с парком у нас не возникало, было много рабочих вопросов, которые есть при организации фестиваля на любой площадке, и они решались в рабочем порядке. Условия аренды были лояльные и сравнимые с другими московскими парками». 

Скандалы

Парк Горького

Долгое время парк Горького обвиняли в том, что они слишком много тратят, — пока парк не вышел на самоокупаемость. Другая громкая история — это разработка фирменного стиля для парка Студией Лебедева, когда дизайнеров обвинили в плагиате. В 2012 году на парк обратили внимание зоозащитники: в Нескучном саду посетители обнаружили раненого олененка в клетке. Оказалось, что животное подарили парку, у него был стресс и он поцарапался о рабицу. С оленем все хорошо закончилось — ему построили большой вольер. Из последних историй — выселение из Нескучного сада конной школы, где занимаются дети-инвалиды. Парк утверждает, что школа находится там без документов, а школа, в свою очередь, утверждает, что ей не дают оформиться.

«Музеон»

Против реконструкции Крымской набережной активно бастовали художники, которые продавали там свои работы. В результате Сергей Капков, под чьим личным руководством проходила реконструкция, пошел на компромисс и на набережной построили площадку для вернисажа. ЦДХ и «Музеон» выступали против платной парковки у главного входа в парк: по их мнению, это должно было уменьшить число посетителей парка, поэтому даже устраивали митинг.

В прошлом году «Музеон» оказался в центре скандала, связанного с кораблем «Брюсов», который в 2014 году превратился в творческий кластер под управлением команды «Флакона». После многочисленных проверок в октябре прошлого года всех арендаторов выгнали, а корабль опечатали до лучших времен. Летом 2015 года команда устранила все недочеты, которые обнаружил Роскомнадзор, и заселила новых арендаторов — пока все спокойно.

Расход бюджетных средств

Парк Горького

99 миллионов рублей на капитальный ремонт Голицынского пруда, 113 миллионов рублей на благоустройство территории, 255 миллионов на реконструкцию главного входа в парк Горького. 

«Музеон»

Из бюджетных средств парк, по словам Тюняевой, сегодня тратит деньги на охрану территории и текущее содержание — все работы по благоустройству и реконструкции парка завершены. Самой большой тратой в «Музеоне» принято считать Крымскую набережную, которая обошлась бюджету в 2 миллиарда рублей. 

Самоокупаемость

Парк Горького

Внебюджетные доходы парка превышают его расходы. Парк в среднем ежегодно тратит 400 миллионов рублей, а зарабатывает 750 миллионов рублей.

«Музеон»

«Музеон» находится в стопроцентной окупаемости: с начала года он заработал 52,5 миллиона рублей. Примерно столько же парк и тратит на себя. 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить