перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая норма

«Мы все умрем»: владельцы малого бизнеса о новых налоговых ставках

Перемены

В Госдуму поступил законопроект о дополнительных ежеквартальных взносах для владельцев малого бизнеса. Если закон одобрят, предпринимателям придется платить еще одну пошлину, до 2,4 млн рублей в год. «Город» спросил у бизнесменов, как на них повлияет принятие документа.

Что случилось

В Госдуму внесли законопроект с поправками в Налоговый кодекс РФ, которые предполагают дополнительные ежеквартальные сборы с владельцев малого бизнеса. Ставки этих сборов могут увеличивать муниципалитеты, варьируются они от 6 до 600 тысяч рублей.

Законопроект касается 22 видов услуг и затрагивает магазины, кафе, парикмахерские, мастерские, ветеринарные клиники и даже платные туалеты. Одним словом, под удар попадет все то, что принято считать малым бизнесом. Автор идеи — председатель бюджетного комитета Госдумы, член «Единой России» адвокат Андрей Макаров. А это означает, что к инициативе стоит отнестись серьезно, ведь она исходит не от депутата-маргинала. 

«Город» поговорил с московскими предпринимателями о том, как сейчас они платят налоги и насколько пострадает их бизнес, если закон вступит в силу. 

Евгений Денисов Евгений Денисов Совладелец кафе Doodles

«Первые комментарии, безусловно, надо брать у тех людей, от кого эта инициатива исходит. А нам всем не стоит спешить с оценками, потому что, не получив достоверной информации и побежав впереди паровоза, мы будем выглядеть глупо, как это было не раз, когда в СМИ поднимались волны возмущенного обсуждения вброшенной кем-то информации — про запрет Booking.com, долларов, айфонов. Но в той форме, в какой поступила новость, — это безумие в чистом виде». 

Иван Смекалин Иван Смекалин Совладелец магазина пластинок Dig

«Я как индивидуальный предприниматель плачу стандартные взносы, которые составляют около 40 тысяч в год. Плюс мы платим налоги с выручки 6% — там получается около 18 тысяч в квартал. То есть всего в год мы отдаем около 110 тысяч рублей.

Мне вот что непонятно: этот закон распространяется на малый бизнес только — или на микробизнес в том числе? Мы являемся микробизнесом, потому что уровень выручки у нас не доходит до планки малого. Если закон распространяется на всех, то мы просто не сможем существовать, потому что работать будем в минус даже при самой минимальной ставке. Думаю, можно будет забыть про любой бизнес с небольшой аудиторией. Либо будет развиваться черный рынок товаров и услуг специального потребления. Что повысит на них цены, а это опять же ставит под сомнение такие виды деятельности, как продажа винила, например. В любом случае прогнозы не радужные.

Мы никогда не пользовались никакими преференциями от государства и вряд ли будем пользоваться. В основном они тупо предлагают кредитование на условиях низкой ставки, но кредиты мы не можем себе позволить».

Валерия Дородных Валерия Дородных Совладелица «Укулелешной»

«У нас упрощенная система налогообложения. Платим 15% с доходов минус расходы. Закон в той форме, как озвучили сейчас, добавит малому бизнесу пошлину от 24 тысяч до 2,4 миллиона в год! Это притом что оборот неплохого стартапа может составлять 1,5–4 миллиона в год. Это гибель почти всем, кто не сможет уйти в интернет-торговлю. Искренне надеюсь, что законопроект или не пройдет, или будут существенные изменения».

Антон Максаков Антон Максаков совладелец барбершопа Firm

«Firm в Москве работает по упрощенной системе налогообложения, и мы платим 15% от величины доходов, уменьшенных на величину расходов. Так как мы работаем меньше двух месяцев сложно ответить на вопрос о сумме, пока расходы значительно превышают доходы. Однако при 70% записи сумма может составить порядка 500 000 рублей в год.

Единственное, что могу сказать, — если бизнес рентабельный, он им останется. Да, владельцы будут получать меньшую прибыль, но бизнес останется на плаву. К сожалению, нельзя назвать бизнесом тот бизнес, который зависит напрямую от решений в правительстве. Я не хочу сказать, что такая парикмахерская, как наша Firm, может создавать настолько сверхъестественную прибыль, чтобы закрыть глаза на законодательство и налоги. Скорее тут важно отношение к бизнесу: если для владельцев важны обороты, потоки денег и прибыль, то, безусловно, подобные изменения в законе скажутся на настроениях. Для меня, как бы смешно это ни звучало, финансовые показатели имеют вторичное значение. Я так же, как и все люди, которые занимаются частным бизнесом, имею стремления, но они не выражаются в деньгах. Лояльность человека, который к нам зашел, — главное. Именно этому мы уделяем внимание, именно так хотим развивать бизнес, а не смотреть на рынок, на его реакцию».

Александр Кулиш Александр Кулиш Совладелец сети барбершопов Mr. Right

«Мы работаем по упрощенной системе налогообложения — платим 6% от доходов. Это не считая стандартных налогов на зарплату сотрудников, которые платит каждая компания. Если закон будет принят, большая часть малого бизнеса перестанет существовать. Он потому и малый, что не способен генерить баснословные прибыли. Наши расходы высоки — стоимость аренды в центре Москвы постоянно растет, из-за роста курса евро увеличивается стоимость расходных материалов. Постоянно появляющиеся новые законы вроде единых правил оформления фасадов вынуждают нас тратить все больше средств, притом что мы не повышаем цены на основные услуги. Сможем ли существовать мы, если налоговый закон будет принят, неизвестно, поскольку базовые ставки могут быть повышены в 10 раз. Стандартную ставку мы, наверно, переживем, хотя привлекательность нашего бизнеса упадет, а с увеличением ставки даже в несколько раз наш бизнес окажется на грани рентабельности. Про 10 раз я вообще не говорю — можно сразу закрываться. Надо понимать, что введение этого закона, даже если ставка останется стандартной, увеличит срок окупаемости всех стартапов и, как результат, уменьшит рентабельность любого малого бизнеса. Преимущество у нас сейчас есть одно: упрощенная система налогообложения. Но с введением нового закона она перестанет существовать, потому что налогообложение станет двойным».

Алексей Гисак Алексей Гисак Основатель сети кафе «Воккер»


«Мы платим разные налоги — у нас группа компаний, некоторые из них на упрощенке, некоторые на НДС. Налоговая нагрузка у нас уже достаточно тяжелая. Если примут данный закон и за каждое заведение меньше 50 квадратов нам нужно будет платить 600 тысяч, то лично мне проще будет закрыть бизнес и им не заниматься. На 17 точек это по минимуму 10 миллионов рублей. Бизнес будет функционировать в ноль или в минус. Вообще это очень странная ситуация, поскольку подобный налог способен погубить любой малый бизнес в сфере услуг, торговли и питания. Платить такой налог могут только крупные сетевые форматы. Парадокс в том, что малый бизнес — двигатель экономики, все говорят о необходимости его развития, но на деле получается, что все меры направлены исключительно против него. Какой малый предприниматель способен заплатить 600 тысяч в квартал, когда порой его прибыль меньше 200 тысяч в месяц? Это какая-то гигантская глупость. Если малый бизнес начнет банкротиться, налоги все равно не соберутся, дефицит останется. Это исключительно тактическая мера, а стратегически — это полный провал. На выходе же опять пострадает потребитель, поскольку подобные действия ведут к отсутствию конкуренции и монополизации рынка крупными игроками». 

Ольга Опенок Ольга Опенок Владелица цветочного магазина «Городской букет»


«Мы сейчас исправно платим упрощенку 6%. Что будет после принятия столь странного закона — не знаю. Мы, честно говоря, последние два месяца в ежедневных размышлениях о дальнейшем способе существования или выживания — торговля с лета резко упала… Поэтому новость я приняла достаточно спокойно и обреченно: это убьет нас как торговцев, ремесленников, флористов — людей, уже несколько лет ежедневно занимающихся этим непростым делом. Про льготы я ничего, к сожалению, не знаю. Мы пробуем сейчас участвовать во всевозможных тендерах от крупных компаний, которых просто обязали это делать, но ставки настолько унизительно низкие, что это просто невыгодно».

Ошибка в тексте
Отправить