Департамент Капкова Марина Лошак, Кирилл Серебренников, Борис Куприянов и другие деятели культуры о
Вчера появились сведения о том, что Сергей Капков может оставить пост руководителя Департамента культуры Москвы. Пока никакого официального подтверждения или опровержения этой информации нет, «Афиша» спросила представителей городских культурных институтов, как им работалось с Капковым и что будет, е
Марина Лошак
директор музея им. Пушкина
«Это обсуждение, может быть, добавит очков Сергею Александровичу, потому что, как я понимаю, никакого решения относительно него не принято — если только сам Сергей Александрович такое решение принял. Тем не менее, если он уйдет, будет очень грустно, потому что этот человек очень многое сделал для города, и каждый из нас, деятелей культуры, ощутил на себе влияние его политики и действие его команды, которая совершенно потрясающая, состоит из людей, которые абсолютно не меркантильны, которыми движет сверхидея: изменить к лучшему, сделать правильно, сделать нашу жизнь более европейской, более открытой. Мне кажется, все это происходило и происходит с Москвой в данный момент, и расставаться с тем, что сейчас происходит с Москвой, нам, людям, которые к этим изменениям уже привыкли, будет довольно сложно. У Капкова и его команды есть стратегия развития, и все, что мы сейчас ощущаем, — это только начало движения, впереди еще лет пять ощутимой работы. Что же касается Пушкинского музея, то он федеральный, и в общем город не слишком влияет на его жизнь, хотя в нашем сегодняшнем контексте будет влиять чрезвычайно мощно, потому что мы сейчас интенсивно занимаемся строительством и наша взаимосвязь с Москвой и, в частности, с Министерством культуры должна быть очень плотной. Поэтому нам очень важно, кем будет тот человек, который сменит Сергея Александровича, если слухи подтвердятся. Может быть, кто-то из его команды придет на его место — там есть замечательные люди. Например, его заместитель Екатерина Проничева — человек, которым я восхищаюсь: для меня она идеал бюрократа, чиновника от культуры. Если бы такой человек, как она, встал на место Сергея Александровича, это не было бы шагом назад. Конечно, есть достойные преемники, но Капков — это человек стратегически мыслящий, способный видеть общее, а не частное и обладающий еще очень большим количеством достоинств».
Борис Куприянов
заместитель директора Московского городского библиотечного центра, создатель магазина «Фаланстер»
«Меня на работу пригласил Сергей Александрович, я занимаюсь тем, чем занимаюсь (хотя это очень сложно — общаться с чиновниками-бюрократами), только потому что я ему лично верю. Я абсолютно точно знаю, что он выполняет свои обещания, а еще я всегда могу прийти к нему поговорить, и он всегда скажет, что нужно делать, что не нужно, — у нас есть прямой контакт. Если Сергей Александрович уйдет, я задумаюсь: работать или не работать, потому что для меня очень важны взаимоотношения. Мне сложно работать на власть, трудно работать с членом «Единой России», я не очень системный человек. Я могу делать это только в том случае, если я лично доверяю. Насколько я знаю, много людей, которые привлечены Сергеем Александровичем к городским работам, если можно так сказать, работают только потому, что лично доверяют ему. Если он уйдет, для меня это будет личной трагедией. Капков хочет удовлетворять интересы жителей, а это входит в радикальный разрез с тем, на что настроены библиотеки. У них 25 лет был один заказчик — Департамент культуры, а Капков сказал им: заказчик не я, заказчик — жители. Если горожанам нравится, хорошо, если нет — извините. Была революция. Он воспринимается как монстр: представьте, что вы кушали руками, а вам пришли и сказали: надо кушать ложкой. Для них мир перевернулся. Они приспособятся и привыкнут, но пока воспринимают это как ужас: у нас было так хорошо, так уютно, у нас кофе рос. А людям на фиг этот кофе не нужен — им почитать было негде».
Константин Богомолов
театральный режиссер, создатель Актерской школы №24 при Московской школе нового кино
«Кроме матерной ругани, у меня нет никаких соображений по поводу того, что с нами происходит последние несколько лет. Безусловно, Капков — человек, который многое сделал для города. В ситуации, когда городом руководят ..., единственный адекватный человек во власти — это хоть какое-то утешение для всех нас. При этом я считаю, что Капков, конечно, теряет себя, работая с людьми не его крови, ему чуждыми. Это молодой, остроумный и деятельный человек. Для города, если он уйдет, это несомненная потеря, а для него, как ни странно, выигрыш в смысле сохранения себя. Не думаю, что он испытывает большую радость при общении с вышестоящими начальниками. Впрочем, это только мои догадки, основанные на ощущениях. Все, что он сделал, естественным образом повлияло на атмосферу в городе. С другой стороны, во всей этой ситуации с уходом Капкова могу сказать одно — иногда мне кажется, что чем хуже, тем лучше. Чем быстрее из этой власти уйдут все приличные люди, тем быстрее все это грохнется — я имею в виду систему эту. Так что говорить в категориях «хуже» или «лучше» уже давно бесполезно, мы в такой жопе, в какой неуместны подобные градации. Не верю и в идею постепенных улучшений — они только длят агонию этой системы. Мерзкой и античеловечной. Есть ли отдельные хорошие люди в этой системе? Есть. Хорошо ли, что эти люди там присутствуют и отчасти руководят нами? С одной стороны — хорошо. С другой, повторюсь, может лучше всем приличным людям отступить — как Кутузову — и пусть эти оккупанты сами себя сгрызут? В любом случае, если вместо Капкова назначат какого-нибудь дебила, то надо будет выходить на улицы — но не с тем, чтобы назначили обратно Капкова, а с тем, чтобы этой власти просто дать по голове чем-нибудь тупым, чтобы она окочурилась уже наконец».
Кирилл Серебренников
режиссер, руководитель Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя
«Вот читаю в фейсбуке: «Жителям Нигерии не нужен вайфай в парках, велодорожки, модные места и Гоголь-центр, жителям Нигерии сначала нужно здравоохранение, канавы засыпать, снести трущобы и научиться не убивать друг друга при ссорах и т.д.». То есть упрекают Капкова в том, что он слишком неуместен для бедных наших людей и для суровой нашей жизни. А вы меня просите рассказать, чем запомнилась мне его работа? Ну вот именно тем и запомнилась — попыткой превратить «Нигерию» в «Швейцарию». Вполне себе удавшейся попыткой. Понятно, что для получения реальной Швейцарии, надо сначала победить «внутреннюю Нигерию», но это, может, не вполне к нему претензии. Капков как умный политик понимает культуру как среду, как часть города, как неотъемлемую часть общественного пространства. Он понимает, что цель преобразования театра заключается не только в появлении в репертуаре хороших спектаклей, но и в приближении театра к городу, к изменению окружающей культурной среды: вокруг хорошего театра возникают ресторанчики, мостятся улицы, район становится привлекательным для строительства квартир и так далее, и так далее. В этом году Дэвид Камерон пытался урезать лондонским театрам финансирование — тогда люди из экспертного совета, которые занимаются именно театром, показали на фактах и цифрах, что посетители районов, существующих вокруг театров, приносят в казну города ежегодно миллиарды фунтов, возникающих из активности городской среды вокруг качественной культурной программы. То есть театр — это не только развлечение узкого круга заядлых театралов, это серьезный элемент городской инфраструктуры, городской экономики. Так что шанс превратить «Нигерию» в «Швейцарию» не только внешне, но и по сути, при Капкове все же был, да теперь, видимо, сплыл».
Ольга Захарова
директор парка Горького
«Сергей Александрович — необычный чиновник, ему до всего есть дело, он все пропускает через себя, ему важны детали: приезжая в парк, он обращает внимание в том числе и на то, как пострижены газоны, кронированы деревья, достаточно ли лавочек и урн. Он хорошо знает, как устроен и работает государственный аппарат, и при этом он всегда открыт к людям, на интуитивном уровне чувствует их потребности и умеет улавливать их настроение».