перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Состояние ТВ «Глухарь», «Варенька» и другие по-настоящему популярные в России сериалы

Ничто не популярно на российском телевидении так, как плохие дневные сериалы. «Афиша» выбрала четыре самых популярных российских сериала за последний год, которые опережают в рейтингах «Доктора Хауса», и поговорила с теми, кто их делает и кто их смотрит.

архив

«Глухарь»

Ефим Любинский

генеральный продюсер DixiMedia, продюсер сериала

«Я бы не сказал, что весь народ поголовно замирал перед телевизором, когда шел в эфире «Глухарь». Его столько человек любит, сколько же и не любит. И не любят как раз менты. Ну то есть рядовые-то любят, а вот их начальники нет, что мне высказывалось — не лично, по телефону. Какой вы подаете пример в регионы? Зачем вы создаете отрицательный образ московского милиционера? Люди не понимают, что образ Глухарева глубоко положительный, несмотря на свою внешнюю отрицательность. Вот Нургалиев понял — честь ему и хвала, — хотя тоже поначалу сильно напрягался, насколько я знаю.

Вот все мы ментов ругаем-ругаем, а представьте, что человек всю свою сознательную жизнь проводит не в белом пушистом стерильном интерьере с прекрасными и добрыми людьми, а в допросных с говнюками и уродами, и каждый день он должен выводить этих людей на чистую воду, искать доказательства, сажать в тюрьму, наконец. Поставьте себя на их место. Я тут недавно попробовал на самолетном тренажере позаниматься и понял, что никакой романтики там нет, что это жутко тяжелая работа — летчиком быть, уж не говоря об их ответственности за наши жизни. И так везде. Мы вот только что сделали сериал «Страна 03» — его никто еще не видел, так вот там и про скорую помощь, и про больницу, — вы думаете, у врачей жизнь легче, чем у полицейских и летчиков?

Есть темы, которые не будут пользоваться успехом. Сериал про внутреннюю жизнь телевидения или про закулисную жизнь театра никто смотреть не будет. А про ментов и МЧС будут. Понимаете разницу? Рейтинговым станет тот проект, который понравится хотя бы пяти миллионам зрителей. Это массовая культура, и у нее есть свои законы. Пяти миллионам интересно? Будет рейтинг. Неинтересно? Спасибо, до свидания. В России производится сериалов больше, чем во всей Европе вместе взятой. И хороших среди них, понятно, немного. Что такое хороший сериал? На 90 процентов это интересный сюжет, а не «рояль в кустах», как я называю, и на 10% органичные актеры и более-менее хорошая съемка. Производить хорошие сериалы каждый день не получается. Но ведь вы черную икру и торты каждый день не едите? А во все остальные дни кушаете хлеб? Вот вам и ответ на вопрос».

Александр Собакин, фанат «Глухаря»

«Мне нравится, что «Глухарь» — наиболее реалистичный из всех ментовских сериалов, а я видел их много. Там еще создали хороший и добрый образ главного героя, таких не хватает сейчас в жизни. Глухарь — личность, он добрый, умный, юморной. Вообще очень хороший юмор в сериале. Я вспомнить конкретное не могу, но смотреть было весело»

 

«Варенька»

Александр Кушаев

главный продюсер службы кинопоказа ГТК «Телеканал «Россия»

Рецепт идеального сериала — внятная драматургия, понятные персонажи, цепляющая за живое история. Без насилия, но с хеппи-эндом. У людей есть выбор: хочешь — смотри Малахова по Первому, хочешь — «Ментовские войны» по НТВ, хочешь — трансляцию из Ла Скала по «Культуре». А хочешь — выключи на фиг телик и скачай из интернета все то, что по телевизору не показывают. Плюс десятки кабельных каналов, рассказывающих обо всем — от охоты до вышивания крестиком. Все телеканалы следят за рейтингами и долями. Результаты по понедельникам приходят, и это — скажу я вам — как в тотализатор на скачках играть. На правильную лошадку поставил — и вроде как довольным себя чувствуешь.

В 2006 году мы впервые задумались над тем, а не начать ли самим снимать телефильмы, и если снимать, то о чем. Очевидно, что «Россию» смотрят в основном женщины, а они воспринимают кино совсем не как мужчины. Им нужно ставить себя на место главной героини, ужасаться ее падениям, радоваться ее взлетам и в результате надеяться на некий хеппи-энд и в собственной личной жизни. Так что выбор жанра был элементарный — мелодрама.

«Варенька» была одним из первых и, в общем-то, одним из самых удачных опытов. Отчасти это удалось интуитивно, отчасти потому что мы законы построения сюжета не игнорировали. Авторы, которые писали первую «Вареньку» — Екатерина Половнева и Тим Тиммов, — до этого никаких сценариев не писали. Мы встретились в кафе, посидели, набросали истории, потом что-то выбросили — вообще «Вареньку» доводили до ума довольно долго. Но главную роль в успехе проекта, по-моему, сыграла актриса Ирина Пегова. Зрительницы хотели видеть в ней отражение себя, и каждый из следующих фильмов — «Варенька. Испытание любви», «Варенька. Наперекор судьбе», «Варенька. И в горе, и в радости» — неизменно собирал доли больше 30 и по результатам года находился в топе где-то между новогодним поздравлением президента и «Голубым огоньком на Шаболовке». Ну, кстати, история «Вареньки» подходит к концу: летом мы снимем заключительную часть ее хождений по мукам. А пока — если вы обратили внимание — на «России» запустился новый сериал. «Гюльчатай», по подсчетам, смотрят 50 процентов всей телеаудитории. То есть каждый второй телевизор!

Анна, фанатка «Вареньки»

Анна, 25 лет, ходит на прослушивания для кино

«Я посмотрела сначала все серии «Вареньки» по телевизору, а сейчас пересматриваю во «Вконтакте». Ну он очень хороший, вообще мало таких на нашем телевидении, поднимает много проблем. Например, проблему друзей, когда главную героиню все бросают. Стоит ли заводить вообще друзей? Стоит ли доверять людям? Есть тема предательства — это когда ее муж предает. И после всех трудностей героиня остается человеком, после просмотра у меня появлялись силы, и вообще кино нам дано, чтобы мы верили, что трудности можно решить не только в сказках»

 

«Серафима прекрасная»

Вадим Серебренников

исполнительный директор компании «Киносеанс», продюсер сериала «Серафима прекрасная»

Люди должны получать то, что они хотят. И совершенно очевидно, что русский народ хочет сериалов. Раньше нас учили, что после Октябрьской революции было триумфальное шествие советской власти по стране. Сейчас происходит триумфальное шествие российских сериалов. Они, безусловно, победили все латиноамериканские сериалы и — за редким исключением — американские. В отличие от кинематографа, где доля российских фильмов в бокс-офисе неуклонно падает. «Елена» Звягинцева и «Жила-была одна баба» Смирнова, к слову, мне не понравились, несмотря на то, что подход там тот же, что у нас в «Серафиме прекрасной», — женские судьбы. Когда Каринэ Фолиянц принесла нам сценарий, в нем уже было то, что, как мы полагаем, и принесло успех «Серафиме»: образ абсолютно некрасивой и непривлекательной русской женщины с несчастливым детством и непростой судьбой, но сильной духом. О таких ведь писал Некрасов, да? «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Звучит цинично, но это сериал для народа и про народ.

Нет формулы, с помощью которой, подставляя в нее разные параметры, можно достичь искомого результата рейтинга, снять популярный сериал. Но есть очень хорошая фраза. Я ее очень люблю: «Хочешь стать богатым — работай для бедных». Не нами она придумана. Американская эта фраза. Притом что бедных зрителей всегда больше, чем богатых. Особенно если учесть, что телевидение у нас пока бесплатное. Сам я сериалы практически не смотрю. Более того, считаю, что смотрение сериалов, особенно импортных, никак не продвинет меня в понимании адресата. Как у Антона Павловича Чехова в рассказе «Ванька»? Куда его герой писал письмо про свою жизнь плохую? На деревню дедушке. А потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Так вот большинство наших сериалов адресова­ны «на деревню дедушке». И даже если ты до­пишешь «Константин Макарычу», письмо твое не дойдет.

Судьба универсальных каналов, которыми являются все федеральные телеканалы, к сожалению, похоже, предрешена. У них падает рейтинг стабильно из года в год. Пять лет назад у Первого канала был среднегодовой рейтинг 20, а сейчас — 16–15. Люди выбирают каналы нишевые. Рано или поздно и Первый, и НТВ, и «Россия» должны будут как-то специализироваться. Кто-то, возможно, станет сериальным каналом, где бесконечные телефильмы будут перебиваться новостями, потому что государство от механизма формирования общественного мнения через подачу новостей вряд ли в обозримом будущем откажется.

Галина Николаевна, фанатка «Серафимы прекрасной»

Галина Николаевна Рындова, 57 лет, домохозяйка

«Мне все серии очень понравились. Героиня в «Серафиме» — очень сильная духом женщина, упертая, сражалась всю жизнь за свою любовь. Вы ведь знаете сюжет? Она его любила с детства, со школы, потом попала в детский дом, потом опять страдала по нему, а он любил другую. Продолжение хотелось бы, но как — он умер в конце. Добрый сериал, очень добрый. У меня и дочка его иногда смотрела, а на даче — соседка, бабулька семидесяти лет, там я специально к ней ездила обсудить»

 

«Брак по завещанию»

Ольга Манеева

продюсер сериала «Брак по завещанию», генеральный продюсер кинокомпании «Артлайн»

Русский народ — это миллионы телезрителей. И о том, что эти миллионы видят на экране, мало кто заботится. Уверяю вас, процентов восемьдесят людей, которые принимают участие в производстве телесериалов и телепередач, вообще не думают ни о какой ответственности. Они думают о рейтингах и о доле, потому что это напрямую связано с деньгами. Что касается ответственности, то, пожалуйста, к каналу «Культура», который показывает совсем другие программы, но который смотрит меньше двух процентов населения. Если говорить о сегодняшнем массовом телевидении, то кто что формирует? Что первое — курица или яйцо? Показывают то, что хочет зритель, или зритель хочет то, что показывают? Обмануть ­себя или зрителя невозможно. Можно испортить хорошую историю, но сделать из плохой истории хороший телефильм нельзя. В кино все иначе: ты купил билет, попал в зал, если не понравилось, можешь встать и уйти, а можешь поспать, поцеловаться, пошептаться, подумать о чем-то своем в темноте. Кончится, понятно, все тем, что ты выйдешь с мыслью: «Господи, ну как же жалко двух часов!» Но фильм-то ты уже посмотрел. А с телевизором разговор короткий: не понравилось, нажал на кнопку — и ушел на другое. А еще лучше, пошел на кухню и сделал бутерброд.

«Брак по завещанию» — это двухтомник Елены Жариновой. Я его прочла на отдыхе. Знаете, когда от всего устаешь — от людей и от себя, — надо взять перерыв, перестать читать умные статьи и книжки, взять в руки что-то совсем другое, что приглянулось по обложке или по названию, и — читать. И вот лежу я на пляже в Дубае — море плещется, солнце светит, меня никто не дергает, — и вдруг появляется ощущение: а из этого можно кое-что сделать. И такое легкое приятное состояние, когда кончики пальцев покалывает, длится всего несколько минут.

Я против того, чтобы, посмотрев сериал, человеку захотелось повеситься. Я за то, чтобы после просмотра у него появились силы жить счастливо. Заработать на этом сложно. Куда выгоднее показывать дерьмо, кровь, грязь — все то низменное, что так или иначе привлекает человеческое внимание. Примеры вам нужны? Включите телевизор и посмотрите. Какой канал? Так я и сказала! Ну, допустим, сериал «Глухарь». Главный герой, безусловно, носитель добра, но в нем присутствуют черты, которые раньше невозможно было представить в положительном герое. К примеру, он берет взятки, что в нашем ненормальном мире уже кажется нормальным. Помню, была в шоке, когда попала на такой эпизод: в квартире убитого над трупом открывается холодильник, вынимается водка и под закуску, под разговор выпивается. Да, в жизни именно так оно и есть. Но мы же не документальное кино и не публицистика. Мы — художественное кино. Но, кстати говоря, рейтинг и доля у «Глухаря» — ну просто потрясающие!

Никита Бекетов, фанат «Брака по завещанию»

Никита Бекетов, 21 год, студент

«В целом мне понравился сам сюжет, но еще больше, как главная героиня перевоплощалась из Саши Козинцевой в Сандру Сеймур. Еще понравилась, как играла свою героиню Татьяна Арнтгольц, она вжилась, это чувствуется. А группу «Вконтакте» я создал для отзывов и впечатлений от просмотра серий»

 

Редакция благодарит Георгия Мхеидзе за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте
Отправить