«Три мушкетера: Д’Артаньян»
С 6 апреля
Молодой гасконский дворянин по фамилии д’Артаньян (Франсуа Сивиль) присоединяется к мушкетерам Атосу (Венсан Кассель), Портосу (Пио Мармаи) и Арамису (Ромен Дюрис), чтобы защитить короля Людовика XIII (Луи Гаррель) от коварных планов кардинала Ришелье (Эрик Руф) и Миледи Винтер (Ева Грин).
Может показаться, что экранизаций знаменитого приключенческого романа Александра Дюма существует в таком избытке, что у нового фильма вообще нет причин выходить на экраны. Ведь в прошлом десятилетии была и трехмерная голливудская версия Пола У.С.Андерсона, и отечественная экранизация впервые без песен, и даже корейская дорама. Последняя на сегодняшний день киноадапатция и вовсе выходила в российский прокат две недели назад. Но то была низкобюджетная британская поделка, а сейчас зрителям предлагается французская версия со всеми звездами и восьмизначным бюджетом одновременно с прокатом на родине. Трудно поверить, но это первая попытка французов сделать блокбастер по «Трем мушкетерами» за более чем полвека — есть подозрение, что у режиссера Мартена Бурбулона («Эйфель») все получится, ведь кому, если не самим французам, виднее, где именно находится идеальный баланс между иронией и пафосом, легкой пародийностью и подлинным волнением.
«Бюро магических услуг»
С 6 апреля
Молодой человек (Патрик Гибсон) устраивается в лондонское министерство магии. На работе под руководством противных начальников (Кристоф Вальц, Сэм Нилл) ему предстоит организовывать различные совпадения и фантастические удачи, так чтобы рядовые маглы друг в друга влюблялись.
Австралийская фэнтези-комедия «Бюро магических услуг» всеми силами пытается воссоздать на экране хотя бы толику уюта из вселенной «Гарри Поттера». Насколько авторам (режиссер Джеффри Уокер ранее занимался сериалами, среди которых великие «Злые парни») это удается — вопрос открытый, но антиуютную (и оттого, кажется, закрытую) официальную постпоттеровскую серию «Фантастические твари» они уже, кажется, обскакали.
«Прямой эфир»
С 6 апреля
Видеоблогер с забитым партаками лицом ведет стрим, где дрифтует на машине где‑то в Кавказских горах. Все идет не по плану, когда сопровождающий его автодилер наступает на мину и уже не может двинуться с места. Вместо звонка саперам чуткий на хайп блогер решает продолжить стрим уже в новом, как говорится, треш-ключе, когда человек на экране имеет все шансы погибнуть прямо на глазах у зрителей.
Ситуация, показанная в триллере «Прямой эфир» выглядит примерно так же неправдоподобно, как накаляканные тату на лбу героя. Да и сам пафос изобличения молодых хайпожоров из интернета сильно отдает душным бумерством. Однако в пользу просмотра картины говорит одно важное обстоятельство: режиссер Карен Оганесян, как мы знаем из его хитового триллера «Игра на выживание», мастерски умеет выдерживать саспенс на длинной дистанции. Для высококонцептуального триллера это куда ценнее, чем реализм или культурная релевантность.
«Мгла»
С 6 апреля
Жители панельки обнаруживают, что весь дом оторван от какого‑либо внешнего мира черной, непроницаемой, смертельной мглой. Вместо того чтобы, подобно японским школьникам, оказавшимся в аналогичной ситуации в аниме «Sonny Boy», предаться философским разговорам, французские представители рабочего класса начинают сражаться на арматуре, поедать тараканов и лишаться конечностей.
Режиссер Гийом Никлу за последнее десятилетие прославился драмами с Жераром Депардье из каннского, берлинского и сан-себастьянского фестивальных конкурсов. Однако в нулевые он начинал с триллеров и вот наконец вернулся к истокам: хоррор «Мгла» был показан в конкурсе фестиваля ужасов и фантастики в Ситжесе. Это кино, навеянное пандемийным локдауном, но при этом продолжающее традиции нового французского экстрима: мрачный, почти монохромный цветокор и дроун-саундтрек Тима Хекера («Бескрайний бассейн») возвышают кино в плане стиля над рядовыми жанровыми конкурентами.
«Блуждающая Земля-2»
С 12 апреля
Объединенное мировое правительство, центральную позицию в котором занимает Китай, объявляет войну взрывающемуся Солнцу и падающей Луне. План китайских военных — превратить Землю в гигантский космический корабль и улететь на другой конец Галактики.
Как вы думаете, какие фильмы состоят в числе самых кассовых в мировом прокате за первую треть 2023-го («Аватар-2», вышедший в прошлом году, не в счет)? Может быть, что‑то из «Марвел»? Да, «Человек-муравей-3» есть в топ-10, но не на первых позициях. Как насчет «Чебурашки»? Увы, самый кассовый российский фильм в истории даже отметку в 100 миллионов долларов по курсу пока что не преодолел. На самом деле первые две строчки топа (и 5 позиций в топ-10) мирового проката-2023 занимают китайские фильмы. «Блуждающая Земля-2», приквел фильма 2019 года (не выходившего в российский прокат из‑за эксклюзивного релиза на «Нетфликсе»), — на втором месте с 600 миллионами. Это не какой‑то внутренний культурный феномен КНР, а полнокровный блокбастер в самых грандиозных голливудских традициях: нарисованные на компьютере кадры исполинских сооружений и планетарных катастроф заставляют иные работы Майкла Бэя и Роланда Эммериха смотреться как камерные драмы.
«Звезды в полдень»
С 13 апреля
Во время командировки в опасную Никарагуа американская журналистка (Маргарет Куолли) знакомится с красивым таинственным англичанином (Джо Элвин). Она не может понять, химик ли он (как сам заявляет), шпион или просто преступник, но именно эта неопределенность и чувство опасности подогревает страсть между героями.
Новейшая англоязычная мелодрама Клер Дени, живого классика так называемого кино тела (менее точное альтернативное название движения — новый французский экстрим). Впрочем, экстрим в режиссуре этой постановщицы, если когда‑то и присутствовал, нынче отыскать сложно, осталось только глубокое чувственное понимание человеческой связи. После каннской премьеры критики восприняли картину прохладно, однако пламенные поклонники нашлись и у нее, как у каждого фильма Дени — вспомнить хотя бы наш опрос кинокритиков, где в числе лучших фильмов 2022 года «Звезды в полдень» упоминаются трижды. Или тот факт, что по решению фестивального жюри (его возглавлял постоянный актер Дени Венсан Линдон) картина разделила каннский Гран-при (не путать с «Золотой пальмовой ветвью»).
«Не слышу зла»
С 13 апреля
Глухонемая работница кол-центра (речь, разумеется, о видеозвонках) по пути домой сталкивается с местным маньяком, не успевающим из‑за появления свидетельницы разделаться с жертвой. Теперь уже главная героиня становится целью для него и его топора в ближайшую ночь. Слава богу, та не лыком шита.
Режиссер-дебютант Квон О Сын продолжает славные традиции корейских фильмов-погонь (от «Преследователя» до «Я видел дьявола»). И, как сообщают посмотревшие «Не слышу зла» критики (100% положительных отзывов на Rotten Tomatoes), это кино моментально входит в пантеон триллеров, держащих зрителя в неослабевающем напряжении два часа подряд.
«Возвращение в Сеул»
С 13 апреля
25-летняя француженка Фредди, воспитанная в приемной семье, навещает свою этническую родину — Южную Корею. Там она поначалу притворяется, что не интересуется биологическими родителями, но вскоре, как и полагается француженке, с головой ныряет в душераздирающую мелодраму, в которой даже незнание корейского не помеха выяснению чувств.
«Возвращение в Сеул» — хит прошлогоднего Каннского кинофестиваля (самая сильная критика из всей программы «Особый взгляд»). Дави Чоу — французский режиссер камбоджийского происхождения, для которого поиски идентичности главной героиней без пяти минут автобиографичны. При этом искренняя интонация рассказа о специфике азиатской души здесь сочетается с отчетливо европейской кинематографической школой — в частности, оператора Чоу позаимствовал у Пьера Леона, а монтажера — у Шарунаса Бартаса.
«Паранормальные явления. Отель призраков»
С 13 апреля
Пранкер-ютубер, увлекшийся разоблачением паранормальных явлений, проводит стрим из якобы проклятого сгоревшего отеля. Во время стрима, разумеется, выясняется, что все возможные заклятья, проклятья и зловещие мертвецы более чем реальны.
Ироничный стример — герой многих современных хорроров, в частности, в прошлом году это были (отличные) «Регистратор» и «Паранормальные явления. Дом призраков» (да, отечественные прокатчики не отличаются фантазией). Кажется, типаж себя все еще не исчерпал: ведь, как сообщает американская пресса (75% на Rotten Tomatoes), «Паранормальные явления. Отель призраков» — тоже на удивление свежий и энергичный образец жанра фаунд-футедж-ужастика.
«Земля Алькаррас»
С 20 апреля
Семья, выращивающая персики в упоительной каталонской глубинке, сталкивается с суровой реальностью, когда выясняется, что никаких документов на землю, доставшуюся им после Гражданской войны, не существует, и в скором будущем какие‑то злодеи (юридические хозяева земли) собираются срубить все деревья ради установки солнечных батарей. Вопрос не сугубо материальный: компенсацию горе-семье выплатят с лихвой, вот только для некоторых персиковый сад дороже денег.
«Земля Алькаррас» — чуть ли не самая прославленная европейская драма прошлого года («Золотой медведь» Берлинале, выдвижение на «Оскар» от лица Испании). Секрет успеха второго фильма каталонской режиссерки Карлы Симон, кажется, скрывается в следующем парадоксе: вариация на тему «Вишневого сада» снята совсем не гнетуще и не пугающе, а в теплых тонах, среди солнца, зелени и розовых рубашек, так что предполагаемая трагедия начинает казаться чистой утопией, вызывающей не сострадание, а белую зависть.
«Вызов»
С 20 апреля
Чтобы спасти космонавта, который после перенесенного на орбите приступа рискует не пережить посадку на Землю, Центр управления полетами не придумывает ничего лучше, чем отправить кардиохирургиню на Международную космическую станцию.
Чтобы догнать и перегнать космический блокбастер «Гравитация», отечественные продюсеры тоже не придумали ничего лучше, чем отправить съемочную группу прямиком на Международную космическую станцию. Режиссер Клип Шипенко (памятный триллер в корейском стиле «Текст», комедия в российском стиле «Холоп») и актриса Юлия Пересильд вдвоем провели на орбите (режиссер также был оператором, гримером и худпостом) почти две недели, чтобы там снять примерно треть картины. В Голливуде Том Круз только планирует что‑то такое провернуть, однако нужно отметить, что «Вызов» не первый игровой фильм, частично произведенный в космосе. Сорок лет назад украинская Киностудия имени Довженко сделала фильм «Возвращение с орбиты», где есть эпизоды, снятые космонавтами на борту орбитальной станции «Салют-7».
Так или иначе, зрителей в залы привлекать будут не обстоятельства съемок (им уже был посвящен документальный сериал на Первом канале в 2021 году), а непосредственное сюжетное содержание. Что ж, нельзя отрицать, что завязка со срочным хирургическим вмешательством в космосе звучит как саспенс, особенно если режиссер Шипенко снова пойдет по пути триллера в корейском стиле.
«Мизантроп»
С 20 апреля
Молодая полицейская (Шейлин Вудли) объединяет усилия с фэбээровским начальником (Бен Менделсон), чтобы поймать снайпера-психопата, орудующего в городе по заветам стрелка-злодея из «Грязного Гарри». К героине, впрочем, в отличие от Клинта Иствуда, звучное прозвище еще не прицепилось: она просто Элинор.
Также и сам фильм «Мизантроп» пока что выглядит просто как самый стандартный неонуар про сыщиков и серийного убийцу. Рецензий на фильм нет, ведь мировая премьера состоится в России раньше всех остальных стран (включаю родину фильма — США, где он выйдет в прокат на день позже). Но это еще не самое интересное обстоятельство: стандартная жанровая картина — англоязычный дебют совершенно неординарного аргентинского постановщика Дамиана Шифрона (номинированные на «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскар» «Дикие истории»).
«Возрожденные»
С 27 апреля
Ватикан находит способ воскрешать умерших. Однако спустя несколько лет воскресшие начинают время от времени массово убивать живых. Молодому служителю виртуальной церкви, несколько лет назад воскресившему собственного сынишку, придется во всем разобраться, не выходя из зума.
Да, вы правильно догадались, это очередной продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, несколько лет назад увлекшегося десктоп-кино — то есть теми фильмами, где все действие разворачивается на экране компьютера или смартфона, принадлежащего герою. И если у некоторых из предыдущих работ студии были претензии на изящество («Профиль» выигрывал награды на фестивалях, «Поиск» собрал феноменальную критику и кассу), то «Возрожденные» — это уход на территорию чистого эксплуатационного кино. Вместо звезд в ролях кардиналов и епископов снимаются неизвестные двойники Стеллана Скарсгорда (Брэд Гринквист) и Кристофера Ллойда (Эзра Баззингтон), а интерес к философским темам у режиссера Егора Баранова («Гоголь») явно затмевается страстью к изображению жестокостей. И все равно уникальный для XXI века формат повествования даже заезженную историю категории «Б» (в качестве аналога вспоминается, например, религиозный хоррор Ларри Коэна «Бог велел мне») освежает и оживляет.