Сериал «Король и Шут» Дмитрия Нелидова и Рустама Мосафира, премьера которого состоялась на «Кинопоиске» 2 марта, оказался подобен настоящему колдуну из песни группы «Король и Шут». Его магии оказались подвластны и рейтинги просмотров, и информационное поле.
Летом прошлого года было объявлено о старте съемок, в январе этого — прошла подробная презентация проекта, на которой Константин Плотников (Михаил Горшенев, он же Горшок), Васса Бокова (скрипачка Маша), Валерия Зоидова (Анфиса, первая жена Горшка), Ян Ильвес, (гитарист и вокалист Ренегат), Андрей Князев (сопродюсер, солист группы «Король и Шут», он же «Княzz») рассказали о съемках. Трейлер и персонажные постеры появились буквально за несколько дней до премьеры, а «Плюс Студия» запустила множество специальных событий — от выставки на «Винзаводе» и подкастов до чата в телеграме.
Итог — огромное количество просмотров, волна интереса к старым песням, громкие споры на тему схожести реального и сериального Горшеневых, формата повествования и допустимости вольного рассказа о тех, кто уже умер.
Одни восхищены смелостью создателей, другие негодуют из‑за перепутанных дат и фактов, третьи не согласны с визуальным решением, четвертые традиционно не смотрели, но осуждают.
«Король и Шут» — культовая советская и российская хоррор-панк-группа, выпустившая за 26 лет существования 19 альбомов и сборников. Она была основана в 1988 году, когда трое одноклассников Михаил Горшенев, Александр Щиголев, Александр Балунов создали проект под названием «Контора». Спустя год, учась в реставрационном училище, Горшенев познакомился с Андреем Князевым, автором множества текстов песен, будущим своим другом и соратником. Имя «Король и Шут» группа взяла в 1990 году.
Сериал «Король и Шут» — оригинальный проект «Кинопоиска» в жанре панк-сказки, режиссер — Рустам Мосафир («Скиф»), шоураннер — Дмитрий Нелидов («Последний министр»), автор сценария — Дмитрий Лемешев («Контакт»).
Во время подготовки к съемкам актеры изучали записи концертов и архивы группы, исполнитель роли Горшка Константин Плотников встречался с мамой и братом своего героя, а исполнителя роли Князя Влада Коноплева активно консультировал Андрей Князев.
Страшная сказка
«На площадке часто слышали фразу „Так не было“, но мы снимали кино, нам были важны драма и художественная драматургия. Одновременно мы старались оставаться верными духу группы и ее творчеству», — подчеркивает Дмитрий Нелидов, шоураннер проекта.
Важно обратить внимание на жанр, обозначенный самими же создателями с первых дней работы. «Король и Шут» — не документальное кино о представителях панк-культуры, как, например, «Гнев и ярость» (1998) и не биографическое, как «Сид и Нэнси» (1986) и «Дорз» (1991). Это панк-сказка. Попытка соединить драму и зрелищность, настоящее и вымышленное, музыку и свои представления о ней.
«Для меня важно сделать не просто байопик, а зацепиться за фактуру, которую они создавали сказками, концертами, историями людей и даже фантасмагориями, присущими их песням», — сказал за несколько месяцев до официальной премьеры режиссер Рустам Мосафир. Вот так амбициозно и бескомпромиссно: да или нет, все или ничего, панк или пропал.
Два друга — Горшок (Константин Плотников) и Князь (Влад Коноплев), два мира, которые язык не поворачивается назвать параллельными. Скорее переплетенными.
В одном мире они играют концерт в «Юбилейном», колесят по стране, знакомятся с женами (вдова Михаила Горшенева довольно резко высказалась на тему образа супруга). В другом — держат путь из средневекового кабака в замок колдуна, чтобы спасти принцессу. И из‑за собственной дурости — Горшок жаждал приключений, и ради песенного бессмертия — в случае успеха король пообещал сделать их придворными менестрелями.
Режиссер
«До съемок я не был фанатом и не слушал музыку «Короля и Шута». Когда я стал думать, как подойти к реализации этой истории, то понял, что это такая «новая волна», очень живое кино, как дыхание, как фильмы Годара. Поэтому есть некоторые сцены, снятые в духе «новой волны». Во время съемок мы иногда меняли диалоги, потому что становилось понятно, что сцену следует решить иначе. Мне этот подход понравился, он помог сделать сериал нештампованным, непостановочным.
Танец на грани
К созданию сериала авторы подошли с большим размахом: съемки в концертных залах, графика, яркая массовка. В одной из начальных серий— зрелищная и довольно опасная сцена у баннера на большой высоте, где Горшок впервые встречает Шута (Евгений Ткачук). Шут читает стихотворение Заболоцкого и подстрекает Горшка прыгнуть вниз. Горшок сомневается; появляется Князь, спасает друга, ситуацию, группу.
Такая схема (в разных вариациях) будет работать несколько серий подряд — что в декорациях реального мира, что в сеттинге сказки. Как можно догадаться, многие персонажи существуют в обоих пространствах, но в разных образах. А события волшебного мира вдохновлены сюжетами песен группы, среди которых — «Дурак и молния», «Лесник», «Повелительница мух», «Вдова и горбун».
С деталями все намного сложнее. Разговор про хронологию, ошибки в элементах одежды и фактологических неточностях тянет на еще один лонгрид.
Отдельного восхищенного упоминания заслуживает постер с огромным количеством пасхалок «для тех, кто в теме»: табличка «Миллионная улица», где была первая репетиционная точка группы, птичья клетка, из которой на «Нашествии» должны были вылететь вороны. Каждая сказка — изящная выдумка. А в ней намек.
Режиссер
«Исходный текст сценария тяготел к «Монти Пайтон». Там есть некоторые серии, в которых присутствуют гротеск, абсурдистский юмор и фэнтези. В сериале фэнтези мы уже доводим до максимума.
Сериал про группу «Король и Шут» существует на стыке разных жанров. Вот «Запределье» — это эпигонский артхаус и очень красивый фильм. Там есть актеры, которые играют персонажей и в реальности, и в фантазийном мире. В нашем сериале так же: практически все персонажи, которые появляются в реальности, которых встречают Горшок и Князь, они также присутствуют в фэнтези, с обратной стороны. Илья Хвостиков — одновременно и жестокий медбрат в наркологической клинике, и «говорящая голова» в фэнтезийной части. «Запределье», «Братья Гримм», «Монти Пайтон» — это все наши референсы. И старое доброе фэнтези 80-х.
Атмосферу олдскульного фэнтези 80-х я отразил в стилистике съемок и в графике. Графика как у «Марвел» здесь была не нужна. Наш выбор — фильмы 80-х: «Принцесса-невеста», «Легенда», «Бесконечная история» или «Горец». Вспомните афишу фильма «Горец»: герои дерутся, а вокруг — рисованные молнии. Это такая аналоговая графика, у меня она ассоциируется с фэнтези 80-х. И мы специально сделали такую же. Нарочито.
К Голливуду восьмидесятых отсылает и подход к освещению, например, леса, залитого синим светом. Частично наш сериал рифмуется с «Братьями Гримм». В итоге получился такой микс из гротеска, иронии, фэнтези и чего‑то душевного и аналогового».
Актер, исполнитель роли Михаила Горшенева
«Это моя первая большая роль в кино, поэтому для меня каждый съемочный день был погружением в невероятный мир — независимо, снимали мы фэнтези или быт. Но меня как театрального человека просто покорила фэнтези-линия, а еще классные декорации, абсолютная свобода и точное попадание в суть „Короля и Шута“ — сочетание песни и сказочного мира. И в сказке у Горшка нет никаких преград.
Моя самая любимая фэнтезийная сцена — с лесником. Там мы идем по сюжету песни, дословно ее показываем. Мой герой наивно не понимает, что происходит и кто самый страшный зверь на свете. Такая детская наивность невозможна в реальности, которая не всегда легкая и прикольная, даже если ты рок-звезда.
Еще был, кстати, очень забавный момент в сцене с горбуном, его играл Олег Гаркуша из „Аукцыона“… У горбуна, конечно, был ненастоящий горб, по сценарию ему этот горб отрубают. И, естественно, актер физически ничего не ощущает в этот момент, и Олег Гаркуша чуть-чуть запаздывал с реакцией — он же спиной ничего не видит и не чувствует. И он мне говорит: „Слушай, Костя, давай ты в этот момент плюнешь мне в лицо, чтобы я действительно отыграл“. А мне так не хочется того делать! Но с другой стороны, он меня просит об этом искренне… В итоге я сымитировал плевок. Гаркуша услышал характерный звук — и мы отсняли сцену.
А я был так рад, что я избежал плевка в лицо Гаркуше, которого слушал в плеере!».
Заложники образов
Плотников визуально очень похож на Горшенева: посмотрев вперемешку пару серий и несколько интервью, можно запросто не отличить одного от другого. Другое дело, что после выхода сериала Плотников рискует надолго остаться артистом одной роли. Но схожесть схожестью, а вот сыграть Горшка, сочетающего невероятную витальность с тягой к саморазрушению, — актерский вызов.
Горшок любил Моцарта и Прокофьева (хоть и был уверен, что экспериментируют только рокеры). Говорил, что никогда не сможет спеть на корпоративе, потому что ему жизненно необходим обмен энергией со зрителем. Мог бы сняться у Балабанова, но проект не состоялся. Однако знают его совсем другим. Вернее, хотят знать: образ — вещь, с которой непросто бороться. И хотя на сцене Горшок мог быть разным, ждали от него конкретных поступков, действий и слов.
Актер, исполнитель роли Михаила Горшенева
«До начала съемок я смотрел интервью Михаила, документальные фильмы о „Короле и Шуте“, читал книги Балунова, слушал музыку, изучил идеологию анархизма через труды Кропоткина и Бакунина.
Я завел актерский „дневник Михаила Горшенева“, в котором отмечал важные моменты: что известно о родителях, семье, когда он на ком женился, какие были поворотные события в жизни. Отдельно вел словарь Миши, там записывал, какие слова он употреблял. Я ездил на Ржевку и гулял по району, ходил к его школе. Общался с Алексеем Горшеневым и его сыном, Князем и его женой, познакомился с мамой Михаила. Я очень волновался перед каждой из этих встреч, но все было очень дружелюбно.
Каждый раз по дороге на съемочную площадку слушал „Короля и Шута“, чтобы настроиться. Заранее отмечал, какие сцены будем снимать, находил интервью примерно того периода и старался уловить настроение».
Бессмертие как цель
«Когда‑нибудь я сдохну. И это случится не позднее шестидесяти, потому что я молод душой и не хочу разлагаться морально и физически. Я хочу умереть молодым. И вы все будете выть и бухать по моему уходу, а я буду сидеть на мокрой лавке под дождем на Тверской. <…> А я как даже умру, все равно в метро будет ехать пацанчик, у которого из наушников будет звучать моя песня», — беспощадно говорил о себе Михаил Горшенев. Собственно, так и случилось: его нет, а музыка в наушниках все еще звучит. И это, скорее всего, «Кукла колдуна», «Ели мясо мужики» и «Прыгну со скалы». Вся ирония в том, что эти песни Горшенев не очень-то и любил.
Музыкальный критик
«Именно эти песни популярны, потому что в них квинтэссенция всего, чем знаменита группа «Король и Шут». Я не могу сказать, что их творчество переживало сильные колебания из стороны в сторону — они довольно быстро нашли свой стиль, свою интонацию, свое музыкальное лицо. Но, как всегда бывает, есть песни, в которых удается выразить примерно все, а есть те, в которых не удается. «Кукла колдуна», «Проклятый старый дом», «Ели мясо мужики», «Прыгну со скалы» — собирательный образ всего, в этом смысле их популярность вполне логична, потому что она отвечает содержанию группы.
Почему они «работали» и раньше, и сейчас? Есть несколько причин. С одной стороны, благодаря простоте (в самом хорошем смысле): как известно, сочинить простую песню, но яркую и удачную, эффективно работающую, зачастую сложнее, чем что‑то мудреное, заковыристое, экспериментальное. Простота здесь — в бодром, энергичном ритме, каких‑то гармонических решениях (вроде бы тривиальных, но очень хорошо проработанных). Например, гармония, аккорды «Куклы колдуна» — абсолютная классика, идеально ложащаяся на слух. Использованная миллиарды раз и другими. Но музыканты обращаются с ней так, что она не воспринимается повтором и плагиатом. Это заставляет мгновенно запомнить песню, мгновенно захотеть исполнить ее хором. Неважно, на концерте, в караоке, дома.
Помимо этого, конечно, очень яркие динамические приемы. Но опять-таки: в них нет ничего супероригинального. Например, из разреженного куплета мы «выруливаем» на мощный припев с включением всех возможных инструментов, выкрученных на максимум (тяжелые гитары, скрипка, ритм-секция). Это всегда очень здорово действует. В той же «Кукле колдуна» есть дополнительная строчка, дополнительный музыкальный эпизод перед куплетом, который, с точки зрения работы песни, находится абсолютно на своем месте и еще больше подогревает ожидание припева. Ну и мелодическая структура песен с размашистыми темами — это тоже очень здорово. Она провоцирует на то, чтобы орать песни вместе. В ней есть раскрепощающая энергия, которая всякий раз не перестает захватывать слушателя.
Плюс ко всему песни работают благодаря лирике, текстам. Конечно, есть ощущение, что их песни складываются в одну историю. Вернее, в набор примерно одинаковых, но весьма функциональных в своем жанре произведений, в своеобразный сборник. Ближайший аналог — жанр страшилок, леденящих душу баек, которые рассказывают у костра. И благодаря этому любой из нас может себя идентифицировать с этой ситуацией. Специфической, но довольно тонко схваченной. Дело не только в сюжете, в отдельно выхваченных словах, в деталях, в сказочном вайбе. Дело в лексике, в эпическом рассказе. Фраза «все расхваливали ужин» звучит не очень для популярной музыки, но придает песням «Короля и Шута» захватывающую оригинальность и интересность.
Это довольно универсальная музыка, у которой нет срока давности. Мне кажется, современная молодежь, а также молодежь спустя 10, 20 лет будет понимать песни «Короля и Шута» не хуже тех, кто был подростком, когда эти песни записывались и создавались».
Музыка о музыке
Если бы в сериале про «Короля и Шута» играли композиции «Алисы» или «ДДТ», ход, конечно, был бы необычный, но вряд ли удачный. Так что с музыкой все примерно ясно заранее. Казалось бы. Песен группы здесь просто море (да и не только песен, но и звуков, фона): известные и не очень, напористо звучащие со сцены, хрипящие с кассет. За музыкальную часть проекта отвечал Алексей Горшенев, младший брат Михаила. Он человек, который сам играет концерты уже много лет и не понаслышке знает о том, что студийные записи, записи с концертов и варианты музыки для кино — далеко не одно и то же.
Музыкант, композитор, брат Михаила Горшенева
«Есть два пути работы над саундтреком к фильму. Первый, когда тебе показывают черновой монтаж, а режиссер дает какие‑то музыкальные референсы, отталкиваясь от своих задач. А есть второй: когда ты без зрителей смотришь серию и думаешь, как мог бы ее озвучить.
Я хожу и думаю, что мне откликнулось, какие чувства я испытываю после просмотра. После этого я уже делаю небольшие музыкальные отрывки, слушаю. Добавляю композиции «Короля и Шута» — но в кино нельзя просто поставить песню целиком, это так не работает. В обработке, в аранжировках, вставляются музыкальные мотивы — все это должно повлиять на зрителя, чтобы вызвать у него чувства, задеть струны его души. В итоге в сериале звучит не канонический «Лесник», а его кинематографическая версия, дополненная моей музыкой.
В своей работе я объединяю оба пути: референсы и чистое творчество. Конечно, я слушаю режиссера, у Рустама Мосафира пытливый ум, интересное видение, мы нашли общий язык. Но как музыкант я позволяю себе добавлять какие‑то хулиганские вещи. Ведь моя самая главная задача — это в симбиозе с режиссером раскрыть характер персонажа и дать больше развития сценам, чтобы человек ощутил все эмоции гипертрофированно, за короткий промежуток времени испытал полную палитру чувств. Для этого музыка и существует.
Сказка и реальность, конечно, и звучат по-разному. В выдуманном средневековом мире, который создан на основе песен «Короля и Шута», слышна флейта, она подчеркивает сказочность и временной переход в фэнтези-реальность. Там же — волынка и бубен. А вот в реальном мире тема «Воспоминания о былой любви» играется скрипкой, потому что флейта и волынка туда решительно не подходят.
Создавать музыку для фэнтези эмоционально мне было проще, потому что там выдуманные персонажи совершают выдуманные подвиги, там важнее действие, яркий видеоряд главенствует, а музыка звучит фоном. Но при этом все равно очень сложная работа.
В сценах реальности все намного серьезнее — и музыка серьезнее. Там важнее раскрыть эмоциональную составляющую момента, там больше погружения — и музыка работает наравне с видеорядом, а может, даже важнее. Работая над саундтреком к сценам из истории, я то и дело погружался в воспоминания, отвлекался на персонажей, это все очень осложняло работу».
Пусть говорят
«За время съемок, мне кажется, я Горшка очень хорошо узнал, — рассуждает актер Константин Плотников. — Я погрузился в его жизнь, изучил биографические сведения, факты о семье, тусовке, взрослении, образовании группы и так далее. С одной стороны, в нем видна наивность в хорошем смысле, что‑то от ребенка, а с другой — смелость и уверенность в правильности своего пути.
Я копировал его взгляд, жесты, походку. Как известно, временами у Горшка передних зубов не было. И это довольно сложно: играть то, что у тебя нет передних зубов и что тебя (то есть Горшка) это абсолютно не смущает. Это видно по всем его интервью.
У Горшка я научился не переживать о том, что подумают люди».
Кстати, незадолго до смерти сам Горшенев в интервью говорил так: «Король и Шут» всегда находилась под огнем из разных мнений. Для одних мы — пример, а для других — подонки и сатанисты».
Можно предположить, что если бы Горшок и Князь жили в проклятом старом доме и у них там была форточка, то абсолютно точно между ними рано или поздно случился бы вечный конфликт между «душно» и «дует».
Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем и вокруг сериала, зрители которого разделились на несколько групп. Кому‑то не хватает драматичности, фактов, глубины любовных линий. Кому‑то недостает подробности сказочного мира: раскрытия персонажей, их мотивов и причин их «наличия». Кто‑то восхищен найденным балансом между фактом и вымыслом, а кто‑то считает, что при рассказах о музыкантах уместны только реальные живые кадры.
Впрочем, полярность мнений и жанров, когда кто‑то снимает фильм о кумирах многих, — это нормально. А возможность увидеть несколько фильмов, связанных с одними и теми же героями и событиями, — просто шик.
Кстати, сразу после окончания премьерного показа на Okko выходит фильм «Михаил Горшенев. Легенда о «Короле и Шуте»». И он заявлен (радуйтесь, любители фактов!) как полностью документальный.