«Афиша Daily» вместе с экспертами музыкальной индустрии подводит итоги 30 лет постсоветской музыки, какими они видятся из Москвы. Мы выбрали 100 лучших альбомов эпохи — от «Кто? Ты» до «Жиган-лимона», от «Гранатового альбома» до «Я заказан», от «Реанимации» до «Босоногого мальчика». Сегодня можно почитать про места с 100 по 51. Следующая часть выйдет 3 февраля.
Николай Овчинников
Редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily» и продюсер проекта
Навигация
Изображение Скриптонита на обложке материала и плейлистов удалено в связи с обращением обладателя исключительных прав (лейбл «Музыка 36») на фотографическое произведение, сдержащее изображение гражданина (согласно ГК РФ)
100.
40 минут
9 треков
2013
Одна из главных электронных пластинок России 2010-х. Психоделический эмбиент Мирабеллы Карьяновой (она также выступает как Shadowax) оказывается угоден всем: и составителям плейлистов музыки формата «релакс», и европейским фестивалям, и российским журналистам.
99.
1 час 8 минут
15 треков
2015
Дуэт из Баку приносит (или даже возвращает) в мейнстримовый хип-хоп пацанские будни, русский шансон, красочные нездешние семплы, меметичные рифмы («А ты смотрела передачу „Давай поженимся“? Так вот, давай поженимся» и так далее) и городскую тоску. Если в 2015 году и был переворот игры в русскоязычном рэпе, то «Каспийский груз» — одни из его главных деятелей.
98.
42 минуты
12 треков
2000
Сын продюсера Толмацкого под неусыпным отцовским взглядом в компании Лигалайза и юного Тимати вытаскивает хип-хоп на вершины чартов. Как бы ни ненавидели «Кто? Ты» пуристы жанра в момент его выхода, именно после этого альбома русский рэп перестал быть субкультурой и закрепился в мейнстриме.
97.
29 минут
7 треков
2018
Изящная и грустная хроника взросления. Стартовавший в начале десятых инди-оркестрик снимает розовые очки и смотрит по сторонам — все более грустно и серо, чем казалось раньше. Пронзительнее песни «Вишневый сад» в 2018 году мало что было.
96.
42 минуты
12 треков
2000
Группа-подделка с творческим гением тандема Есенин —Чантурия за спиной выпускает лучший альбом. Наряду с «Гостями из будущего» и Михеем Hi-Fi — одни из главных реформаторов постсоветской поп-музыки: после них она на несколько лет стала страшно прогрессивной и крайне дерзкой.
95.
33 минуты
10 треков
2020
Загадочный дуэт переворачивает, переиначивает и выворачивает наизнанку наследие постсоветской попсы. Сама группа утверждает, что намеренной ностальгии на альбоме нет — ну да, просто дух непошлого прошлого в воздухе витает, а «Тальник» лучше всех его учуял.
94.
38 минут
10 треков
2009
Минская рок-группа на дебютном альбоме показывает, каким должен быть постпанк на русском языке. Сборник удивительных песен о жестокой судьбе маленького человека в постсоветской паршивой реальности, которая с годами стала еще паршивее. С годами «Петля» свой творческий метод развила и расширила, но так грозно, так грязно и так напряженно она больше никогда не звучала.
93.
57 минут
15 треков
1998
Одна из главных пластинок на украинском языке, которую расслушали не только на Украине. Истомленно-дрожащая хрипотца Святослава Вакарчука, свежайший на тот момент гитарный звук и отменная хватка на мелодии: «Океан Ельзи» строил свой европейский проект параллельно Лагутенко и его эпигонам — и не менее успешно. В итоге он покорил все, что было можно, на родине и в России, беспардонно сломав языковой барьер. На Украине «Океан Ельзи» до сих пор главная и самая народная группа, во многом благодаря этому и двум следующим альбомам.
92.
43 минуты
9 треков
1994
Последний по-настоящему великий альбом Бутусова и компании и одна из самых ярких пластинок русского рока девяностых. Это отсюда «Утро Полины», «Тутанхамон» и мрачная заглавная песня, которая отлично описывала состояние российского общества хоть в то время, хоть сейчас.
91.
1 час 6 минут
13 треков
2002
Пятый альбом Tequilajazzz красноречивее всего иллюстрирует главный парадокс этой группы. Руки чешутся назвать ее влиятельной, пока не задумываешься о том, на кого она, собственно, повлияла. В отличие от действительно оставившего свой след в истории российского альтернативного рока «Вируса», «Выше осени» — может статься, лучшая пластинка «Текилы» — существует как будто в вакууме. Что можно сказать и о записавшей ее группе, в какой-то момент откровенно переросшей идеалы радиопередачи «Учитесь плавать» и начавшей играть по своим, надежно защищенным от копирования правилам.
В случае с «Выше осени» их к тому же изрядно перепахала жизнь. Выдав эпохальную серию из трех великих альбомов («Вирус», «Целлулоид» и «150 миллиардов шагов») за 24 месяца, при работе над очередной пластинкой музыканты впервые пережили подобие творческого кризиса: новые песни записывались в муках и получались так себе. Выходом из кризиса стала для фронтмена «Текилы» Евгения Федорова альпинистская экспедиция, по ходу которой он оказался на волосок от смерти, перезарядил собственные батарейки и вернулся в студию с обновленным пониманием того, зачем это все.
С тех пор Tequilajazzz пережили немало передряг и тектонических сдвигов, а прошедшие между релизами «150 миллиардов шагов» и «Выше осени» три года кажутся теперь перерывом на выход за хлебом. Но запись этого альбома ее участники — будь то выросший в композитора широкого профиля Федоров, титанический барабанщик Александр Дусер Воронов или обладатель лучших ушей в русском роке, звукорежиссер Андрей Алякринский — и по сей день, не сговариваясь, вспоминают как лучшие дни в студийной истории группы, которая вдохнула в давно написанные песни второе дыхание.
«Здесь нет никаких фантазий, никаких сюжетов, все исключительно от первого лица, и все эпизоды взяты из жизни, — рассказывал мне Федоров в интервью 20-летней давности. — Никакой выдумки, абсолютная, голая правда». Пластинка, имевшая рабочее название «Non-Fiction», и впрямь покоряет своей недвусмысленностью. Это уравновешенный, зрелый, в меру эклектичный (от брутальной «Укрощая змей» до психоделической «Зимы»), но на редкость монолитный альбом, равных которому нет ни в завидном послужном списке Tequilajazzz, ни в резюме тех, на кого они все же, хочется верить, повлияли.
90.
35 минут
9 треков
1991
Важный реликт сибирского панка. Последний и, вероятно, главный альбом сподвижницы Егора Летова — чувство мелодии без ошибок и укоризны встречает русскую боль, кручину и мрак. Альбом вышел после смерти певицы — это в явочном порядке добавляет записи драматизма.
89.
40 минут
9 треков
2007
Старт самой удивительной карьеры нулевых и десятых: Кирилл Иванов и компания нашли поэзию в шуме и поэзию для шума под слоганом «Пожалуйста, не танцуйте». За этим последовали и мрачный рэп, и оркестр, и «Живи там хорошо», и клипы с Гудковым, и Женя Борзых. Но началось все с этой пластинки, которая четче и ярче описывала умонастроения тех, кто только что получил паспорт и кого потом назовут миллениалами. «Были в „Икее“, видели Бога», — никто лучше на русском языке в конце нулевых не писал.
88.
38 минут
12 треков
1997
Вероятно, главный альбом свободной Украины в «докеановский» период и лучшая пластинка золотого состава группы. Его, например, взял с собой в полет первый украинский космонавт Леонид Каденюк. Подвижный, ироничный, слегка грубый, по-хорошему хабалистый рок для шумных танцев под руководством взбалмошного Олега Скрипки. Его главное достоинство — в переплетении гитарного мейнстрима и этники. Оказалось, что народная музыка может быть озвучена современными инструментами и при этом не выглядеть унылым лубочным шоу для Дня города.
87.
42 минуты
10 треков
1994
Чтобы стать поп-революционеркой, Наталье Ветлицкой хватило одного трека «Посмотри в глаза», но названная так же пластинка окончательно фиксирует большие перемены в постсоветской поп-музыке. Отправная точка и главная причина проекта поп-ностальгии в 2010-х, первая в хронике самых стильных поп-пластинок России 90-х, яркий бриллиант посреди постсоветской разрухи.
86.
43 минуты
13 треков
1992
Вселенная «Аукцыона» с годами ширилась, и в начале 90-х в нее попал поэт-авангардист Алексей Хвостенко. Вместе с ним группа записала два альбома. «Чайник вина» — первый и самый удачный среди них: двухголосие театрально-жеманного Федорова и по-бардовски вкрадчивого Хвостенко мигом зазвучало как родное. Позже фронтмен «Аукцыона» даже назовет поэта своим вторым отцом.
85.
41 минута
10 треков
2013
Третий и, возможно, лучший альбом «Петли пристрастия» (с ним за это звание спорит «Гул», который, увы, в список не попал). На «Фобосе» группа Ильи Черепко-Самохвалова доводит до совершенства разговор о маленьком человеке и от имени маленького человека. «Фобос» — большая ода алкоголю как единственному способу разборок с реальностью и ТЭЦ как единственному возможному пейзажу. Вместо смерти — царапина. И от этого особенно невыносимо.
84.
49 минут
10 треков
2011
Московские модники умело играют томный инди-поп с синтезаторами и ретрофильтрами — и, что бы кто ни говорил, не выглядят имперсонаторами какой-нибудь другой зарубежной группы. Это очень страстная, полная солнечного грува музыка, пригодная для побега от больших проблем. И со своей задачей она справляется по сей день. «Tropical», наряду с дебютником Tesla Boy и «November» On-the-Go, пиковая точка в эскапистском, западническом тренде местной сцены.
83.
55 минут
14 треков
2000
Найк Борзов превращается в одного из главных хитмейкеров нового русского рока. «Супермен» — идеальная поп-рок-пластинка с беззаботными гимнами трем словам, звездам и бардаку в голове, а также пронзительной «Последней песней». После этого Найку Борзову нужно было прыгнуть выше головы, и у него это получилось — с «Занозой» (см. дальше).
82.
21 минута
8 треков
2018
Лучший альбом электронного дуэта, укладывающийся в известную строчку-мем «Россия — наша Родина, смерть неизбежна». Колыбельные для страшных снов беспокойного гражданина. Именно после него Ic3Peak превратились в мрачную совесть новой русской музыки, и именно после него им стали срывать выступления.
81.
41 минута
11 треков
2005
Трагически не засиявший бриллиант русской поп-музыки 2000-х. Пройдя через ряд сомнительных карьерных решений («Евровидение» и ад «Поднебесной»), группа потеряла продюсера, легенду о себе и западного слушателя. Но остались песни. «Люди-инвалиды» звучит даже лучше «200 по встречной», а заглавная песня — и вовсе лучшее, что приходилось петь Катиной и Волковой. Увы, большинству легенда оказалась важнее.
80.
55 минут
15 треков
2007
Марина Максимова принесла в огламурившийся русский поп то, что он успел растерять, — дворовую искренность баллад, близость к слушателю уровня «соседка по общаге» и распахнутую душу, излитую на страницах девичьего дневника, — и записала, кажется, последний альбом с миллионном с плюсом проданных копий в России (на физических носителях).
79.
80 минут
10+11 треков
2017
Двойной альбом-манифест главного музыканта русского рэпа. Адиль документирует путь к славе и то, что случилось потом, а также продолжает таскать себе все, что подслушает, — от плакучих гитар до трип-хопа в подлинном бристольском прочтении. 21 трек — ни одного промаха.
78.
52 минуты
12 треков
1999
Евгений Федоров погружается в пасмурное невское бытие и вглядывается в лебединую сталь в облаках. Самый легкий и самый поэтичный альбом ранних Tequilajazzz (некоторые и вовсе считают его лучшим): тут они еще герои альтернативы с громким и вязким басом, но уже без прежней сырой агрессии.
77.
25 минут
6 треков
2019
Скриптонит бросает хип-хоп и позволяет себе любые вольности — от инди-рока до психофолка с неизменным туманным голосом. Ответ на вопрос, почему Адиль — главный музыкант русскоязычного хип-хопа. Единственный альбом, формально являющийся EP, в этом топе, но слишком заметный и слишком грандиозный, чтобы его выкинуть.
76.
51 минута
13 треков
2005
Одна из самых безысходных — даже по его меркам — пластинок Летова. Заглавная песня — вот уж вправду воплощение великой депрессии духовной и физической и призыв к возвращению из нее к нормальной жизни.
75.
33 минуты
8 треков
1996
Борис Моисеев в умах многих из нас остался каким-то фриком из 90-х, у которого был хит «Голубая луна», да, собственно, и все. Но ситуация с ним и его творчеством куда интереснее, а музыка Моисеева заслуживает внимательного изучения.
Дебютная работа Бориса Михайловича — яркое тому подтверждение. Сумасшедшее сплетение евродэнса, псевдоклассики, театральности и нарочитого эротизма делает «Дитя порока» интересным и 26 лет спустя. Каждая песня — сплошной гротеск, в котором каждая эмоция доведена до максимума и где всем правит отчаянный фатализм: «Три минуты любви, чтоб себя воспеть и к утру умереть».
Тем удивительнее, что такую яркую работу Моисеев сделал, когда ему было за 40, тогда как в 90-х русской эстрадой правили 20-летние. Несмотря на то что эпатаж был повсеместной практикой той эпохи, никто не эксплуатировал его с таким же вкусом и самозабвенностью, как Борис Михайлович. Именно с помощью «Дитя порока» Моисеев окончательно утвердил себя как певца и застолбил за собой место главного поп-провокатора.
74.
43 минуты
11 треков
1991
Финал театрального периода в творчестве группы. Самая резкая и емкая пластинка «Аукцыона». Песня «Зима» — лучшее из написанного творческим дуэтом Озерский — Федоров.
73.
21 минута
6 треков
1997
Дельфин перерастает «Мальчишник» и превращается в главного новатора русскоязычного мейнстрима. Вместо намеков на секс и тотального порока под развеселый хип-хоп-дэнс, семплы Eels и Morphine под грубый бит, а поверх этого — суровая лирика о жизни тех, кто рос вместе с ним в девяностые, при этом почти без единого намека на окружающую реальность.
72.
45 минут
19 треков
1996
Русский романс, фолк и даже джаз маскируются под бардовскую песню со всеми присущими ей кустарностью и минимализмом. Мелодический гений Д’ркина, впрочем, тут сложно утаить, хоть поэтический по закону жанра почитается и сильнее. Все это люди по достоинству оценили, к сожалению, только после смерти героя в 1999 году.
71.
53 минуты
14 треков
1994
До выхода этого альбома о Михаиле Воробьеве знали только в узких кругах. Он уже выступал под псевдонимом Круг на фестивалях и конкурсах авторской песни, записал до «Жиган-лимона» три пластинки, но все они не были выпущены официально. Как утверждал сам певец, демоверсии релизов у него в начале 90-х украли пираты и растиражировали их нелегально.
В 1993 году Круг при поддержке своего друга-предпринимателя (а теперь и самостоятельного шансонье) Леонида Телешева записал в Твери альбом «Жиган-лимон». Сначала он вышел на кассетах, а в 1995-м — на CD-студии Master Sound Records, правда, без песни «Катя» и с двумя дополнительными треками «Светочка» и «День как день». В 2014 году альбом был переиздан на виниле.
Круг на свое пластинке сумел объединить хулиганский манер с лирикой, атмосферу кабака — с болью и тоской, молодецкий задор — со взрослыми серьезными темами. Это был взрыв, который свел с ума отличниц и не только: Круг зазвучал чуть ли не из каждого ларька, из каждого автомобиля. Шансонье стали приглашать с концертами по всей стране. Его считали своим и зэки, и те, кто никак с блатным миром не был связан. О Круге сняли документальный фильм, который транслировали по каналу «Культура», правда, показ состоялся только в конце 90-х. С «Жиган-лимона» началась новая глава в истории русского шансона, где главными хитами были, да и остаются песни Михаила Круга.
70.
43 минуты
12 треков
1998
Красочный финал транзита Александра Васильева из питерского андерграунда и подражаний БГ к большим эфирам и собственному стилю. «Орбит без сахара», «Выхода нет», «Весь этот бред» — моментальная классика и образец этого самого стиля: надрывного русского рока с психоделической лирикой, в которой нет-нет да и проглядывают приметы времени.
69.
44 минуты
10 треков
1992
«Прогулки по воде», «На берегу безымянной реки», «Эти реки» и многое другое. Дуэт Бутусов — Кормильцев достигает своего сонграйтерского пика в момент, когда эпоха советского рока подходит к концу.
68.
52 минуты
17 треков
2007
Первый и все еще лучший альбом одного из самых главных (и спорных) героев русского рэпа. Алексей Долматов — сольно и с группой Centr — нанес Москву на рэп-карту страны (будто ее там и правда не было) и показал, что интересными могут быть тексты про бабушку и Центральный административный округ.
67.
51 минута
10 треков
2014
Первый песенный и, вероятно, главный альбом уральского дуэта из трех десятков прочих. Под кислотный, будто пленку реально разъело вещество, бит едкий голос истошно поет про изоляцию духа и тела и неизбежную их смерть — постпоп, постмузыка, поствсе.
66.
44 минуты
10 треков
1998
Поэт-интеллигент в очках и бывший бард врубает электричество, играет хардкор и наводит ужас на русский рок 1990-х. Для подобной музыки тогда не было нормальной инфраструктуры, а то бы «Бомба» стала бы реальной бомбой для тогдашних радиоэфиров.
65.
44 минуты
14 треков
1997
В 1996 году на лейбле Олега Тинькова «Шок Records» вышел дебютный альбом группы «Кирпичи» — «Кирпичи тяжелы» (название пластинки коллектив позаимствовал у женской гранж-группы L7). Это главная запись золотой эпохи группы и один из самых важных альбомов отечественной рок-музыки девяностых. «Кирпичи» тогда звучали резко и тяжело, а почти любая рифма вокалиста Васи Васина становилась панчлайном.
Тогда в России не было рэпкора в том виде, в котором он на том момент уже несколько лет существовал в США. В нашей стране уже был хип-хоп и начинала появляться экстремальная музыка, зарождению которой способствовал Александр Ф.Скляр и его движение «Учитесь плавать». Коллективы вроде I.F.K и Crocodile T.X. писали материал, который явно не вписывался в традиционную постсоветскую конъюнктуру. Но дебютник «Кирпичей» по праву можно назвать первой полноценной русской рэпкор-пластинкой — и первой русскоязычной.
«Кирпичи тяжелы» — это яркий и слегка грубый портрет времени с его диким капитализмом («Дорого, что дешево, — это одно и то же»), криминалом («Расскажи реальную байку братве»), бандитизмом («Бандюга с волыной наехал на меня»). В этом мире милиция больше не бережет наш покой («Человек просто пописал в кустах, очутился в ментуре в 3 ночи на часах»), а общая цифровизация как никогда сводит с ума («Скорость информации роет мне могилу»).
Несмотря на общую рэпкоровую оболочку, это разнообразная пластинка. На ней можно услышать фанк, рэп, хард-рок, хардкор и даже блюз. Здесь и боевики вроде одноименной «Кирпичи тяжелы», и фанк «Не заражен», «Байка» и депрессивный хип-хоп «Работа-свобода». Дебютник «Кирпичей» наряду с «Вирусом» Tequilajazzz показал, что русская альтернативная музыка может быть стильной и не звучать по-дилетантски.
64.
1 час 6 минут
14 треков
1994
Альбом, при записи которого все перессорились, а вокалист Федор Чистяков, как считается, попал под влияние женщины по прозвищу Комаровская Ведьма. Альбом, давший миру частушку про «рок-говнорок, фендер-стратокастер» и другие уморительно-похабные стишки. По факту последний и лучший альбом «Ноля».
63.
1 час 1 минута
10 треков
2007
Альбом открытых дверей: море приглашенных музыкантов (прежде всего Медески и Рибо), пик многозвучия, многословия и многоголосия группы. Самый удачный выход в свет позднего «Аукцыона».
62.
26 минут
11 треков
2018
Северный хип-хоп в единственном и неповторимом экземпляре. Рэпер из Республики Коми скорострельно читает про холод души и тела и туман, который вечно живет в его голове, под вот уж действительно низкотемпературные аранжировки.
61.
1 час 7 минут
19 треков
2007
Самый светлый альбом поздней «Гражданской обороны», нечаянно ставший красивым и грустным эпилогом в истории группы. Вместо интроспективного ковыряния трогательным ножичком в себе — полеты наяву.
60.
1 час 4 минуты
11 треков
2002
Знаковые записи рока на русском долгое время объединяло то, что они были вдохновлены роком не на русском, но общий с западной музыкой знаменатель — будь то постпанк или бритпоп — находили с ощутимым опозданием. «Заноза» Найка Борзова — один из первых примеров русскоязычного альбома, в подходивший ему контекст встроившегося не только удачно, но и вовремя. Увлекаться электроникой и слушать построк Найк и, например, Дельфин начали более-менее одновременно с группой Radiohead, и их записи начала нулевых хоть и не были явлениями идентичного калибра, явно делили ДНК.
Выпустив «Ткани», Дельфин проложил лыжню, по которой Борзов проехался с олимпийским спокойствием. Наверняка не повредило то, что среди соучастников этой записи числились его прогрессивно мыслившие братья и сестры по разуму — от сопродюсера пластинки Олега Нестерова до будущего фронтмена Tesla Boy Антона Севидова. Исполненная дуэтом с тем же Дельфином «Kingsize» стала одним из первых намеков на то, насколько непохожей на мейнстримовый русскоязычный рок той поры окажется «Заноза»: синтезаторы, драм-машины, минимум гитар — для полной деконструкции не хватило только планировавшегося, но не получившегося видеоклипа в духе «9 песен» Майкла Уинтерботтома (фильма о том, как двое молодых британцев занимаются сексом и ходят на концерты модных рок-групп).
Зато получилось приблизительно все остальное: чеканный ритм, глубокий грув, изощренный сплав компьютерного и аналогового звучания, непохожая вообще ни на что великая песня «Приснится мне, что я тебя» — и чтобы был шанс перевести дух и переварить информацию, безошибочно борзовские баллады вроде «Было, есть и будет». «Заноза» могла стать началом чего-то совсем нового как для Найка, так и для всей русской музыки, но в итоге осталась в памяти как прекрасная аномалия. Что немаловажно, превосходно сохранившаяся — свидетели живого исполнения альбома на одном из Пикников «Афиши» не дадут соврать.
Сергей Степанов
59.
52 минуты
14 треков
1996
Максим Фадеев и его подопечная (потом они по традиции рассорились) показывают, что русский поп может быть зловещим. Монохромная эстетика, басовитый хип-хоп, мелодии и ритмы неведомых народов — страшно и красиво.
58.
43 минуты
11 треков
2000
«Той день», «Мало менi», «Кавачай», «Вiдпусти», «Коли тебе нема» — короче, лучший альбом «Океана Ельзи». Он уже примерно тогда стал превращаться в главную группу Украины, а попадание в саундтрек к «Брату-2» окончательно расстелило Вакарчуку и компании дорожку к российским радиоэфиру и публике.
57.
25 минут
8 треков
2014
Рэп на русском хитро и умело притворяется поп-музыкой, подминая ее методы под себя: мерцает стробоскоп, долбит EDM-бас, Олег Савченко рассказывает мрачные истории про человеческие страсти и то, чем они могут обернуться. Именно после «Виселиццы» и совместного с Оксимироном «Мне скучно жить» «ЛСП» пошла в мейнстрим — там и остается.
56.
43 минуты
11 треков
1993
Наигравшись в грошовый хард-рок и психоделию, «Агата» находит свой звук и пишет первый хит «Как на войне», а Глеб Самойлов выбирается в большие сонграйтеры.
55.
51 минута
13 треков
2000 (официальное издание)
Утаившееся от масс сокровище поп-музыки на русском, новая волна абсолютно нездешнего покроя, ныне позорно позабытая. Записи Агузаровой имели хождение в том или ином виде еще в 1989 - 1990 годах и пользовались определенной популярностью. Пластинка без названия вышла в 1991 году уже после отъезда певицы в США. А в нормальном виде и с нынешним названием она появилась только в 2000 году.
54.
31 минута
10 треков
1993
Стиляги из Москвы в лучшем виде. Возможно, лучшая работа «Браво» с Сюткиным (для попадания в любые топы было бы достаточно заглавного трека и песни про стильный оранжевый галстук, но там вообще все безупречно). Ностальгическое путешествие в несуществующую столицу уже несуществующей страны посреди разрухи девяностых.
53.
46 минут
9 треков
1992
Поэтический и мелодический пик Юрия Шевчука. На фоне болезни и смерти жены после героического «Пластуна» с посвящением Афгану запел про дождь и осень (обе легендарные песни — тут). С «Актрисы Весны» и до сих пор ДДТ — самая народная рок-группа, а Юрий Шевчук — самый народный рок-музыкант, Юра-музыкант.
52.
47 минут
12 треков
1994
Страшно удачная попытка изобразить латину, фанк и соул на русском. С ней сын бывшего вокалиста ВИА «Голубые гитары» смог вынести с ноги дверь в русский шоубиз и остаться там по сей день едва ли не самым уважаемым человеком из своей эпохи.
51.
55 минут
17 треков
2004
Системообразующий альбом в жизни и карьере рэпера из Купчино, который уже почти 18 лет живет с бременем его неподъемного наследия. Во многом благодаря «Кара-Тэ» Петербург окончательно стал считаться важным для русского рэпа городом.
Слушайте плейлист с лучшими песнями из лучших альбомов на «СберЗвуке», Apple Music, Spotify, VK Music и «Яндекс. Музыке»
ПРОДЮСЕР: НИКОЛАЙ ОВЧИННИКОВ; РЕДАКТОР: ВЛАДИМИР ЗАВЬЯЛОВ; АВТОРЫ ТЕКСТОВ: АНТОН ВАГИН, ГЕОРГИЙ ВОЛОДИН, ВЛАДИМИР ЗАВЬЯЛОВ, АРТЕМ МАКАРСКИЙ, НИКОЛАЙ ОВЧИННИКОВ, НИКОЛАЙ РЕДЬКИН, СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ, НАТАЛЬЯ ХОМЯКОВА; ДИЗАЙНЕР: СЕРЕЖА ПЛАЩИНСКИЙ; АРТ-ДИРЕКТОР: АРТЕМ ХАЙРЕЦ; ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: ТРИФОН БЕБУТОВ