«Фигня, притянутая за уши»: россияне африканского происхождения о скандале с H&M

11 января 2018 в 16:39
Год начался со скандала вокруг компании H&M, которая опубликовала у себя на сайте фотографию темнокожего мальчика в худи с надписью «Самая крутая обезьяна в джунглях». «Афиша Daily» узнала у россиян африканского происхождения, как они относятся к рекламе H&M и что считают расизмом вообще.

В январе H&M выпустила детские худи с надписью «Самая крутая обезьяна в джунглях», которые прорекламировал темнокожий мальчик. Пользователи твиттера немедленно обвинили H&M в расизме, посчитав, что слово «обезьяна» отсылает к оскорбительным шуткам в адрес людей африканского происхождения. Резко против рекламы выступил и канадский певец The Weeknd: в своем твиттере он написал, что «глубоко оскорблен», поэтому сотрудничать с H&M больше не будет. В ответ на все претензии компания извинилась за фото, убрала его с сайта и изъяла худи из продажи по всему миру. Дискуссии по поводу того, считается ли это фото расизмом или обвинения притянуты за уши, не утихают уже несколько дней. «Афиша Daily» узнала у россиян африканского происхождения, считают ли они рекламу H&M расистской, есть ли различия в понимании расизма у нас и на Западе и что их оскорбляет на самом деле.

Нненна Римма, 22 года
Модель

«Когда я узнала об этом снимке, моя первая мысль была следующей: «Опять какая-то фигня, притянутая за уши». Я прочитала статью об этом, посмотрела на фотографию, но все это не вызвало у меня возмущения. Для меня это скорее расизм, направленный на самих себя. Если бы в такой кофте стоял белый ребенок, никто бы не увидел проблемы: получается, белые дети могут носить кофту с такой надписью, а черные не могут, потому что это будет считаться расизмом. Те, кто возмущается, сами думают, что черные дети похожи на обезьянок, — и в этом проблема.

На Западе все стараются избегать расизма, и крупные компании вроде Zara и H&M не станут делать никаких провокационных снимков специально. Тех, кто занимался съемками, ничего не смутило, потому что там работали с ребенком и с одеждой без каких-либо задних мыслей. Это проблема покупателей, которые настолько повернуты на расизме, что видят его везде. Их позиция меня не бесит, потому что раз на раз не приходится, бывают действительно оскорбительные вещи. Там это связано с историей борьбы за равноправие, но я никогда не жила в Америке и воспитывалась в другой среде, поэтому не могу до конца понять эту позицию. Кого-то это действительно оскорбило — окей, фото удалили и извинились. Но не очень понятно, зачем создавать такую шумиху и писать: «Больше никогда не буду работать с этим брендом, я так разочарована.

Конечно, есть сумасшедшие люди, которые до сих пор думают, что белые — самые умные люди на земле, а у всех остальных мозг хуже развит. Но я думаю, таких людей очень мало. Для меня расизм — это, например, плакат, который некоторое время назад висел на въезде в Москву: «Купил себе кореянку — почини ее у нас», — и фотография азиатской девушки. Вот это дикий расизм.

Сколько бы россияне ни думали, что наша страна неразвитая, на самом деле у нас редко можно столкнуться с расизмом. Единственное, были случаи, когда у меня спрашивали: «А ты азиатка?» Люди были настолько необразованные, что не понимали, с представителем какой расы они разговаривают. В России плевать на цвет кожи, а проблемы связаны скорее с национальностью — если ты таджик или дагестанец, тогда к тебе могут возникнуть вопросы.

Еще недавно все российские редакции журналов, кроме Vogue, не снимали этнических моделей вообще. У меня была съемка для Harperʼs Bazaar осенью 2016 года, и я была первой этнической моделью в русском «Харпере». Меня это удивило, но все прошло хорошо, все кадры оставили».

Мари Сенн, 24 года
Видеоблогер, певица

«Я узнала об этой рекламе, когда поднялся хайп. Первое мое впечатление было: «Ну зачем вы так сделали?» Я не думаю, что H&M специально хотела кого-то оскорбить, но и не скажу, что мне было приятно это видеть. Я была фотомоделью, поэтому знаю, как проходят фотосессии. Кому подошла толстовка — на того и надели. А получилось что получилось.

Тем не менее я считаю, что это расизм. У нас в России мало кто знает английский и мало кто вникает в надписи на одежде, но это примерно то же самое, как если бы задели чувства евреев, армян, азербайджанцев, написав русскими буквами что-то вроде этого.

В Америке к этому относятся очень серьезно, и я могу это понять. У меня много знакомых и родственников, которые жили в США в 90-е, они рассказывали, как им было сложно. Меня просто обижали, а там людей убивали, останавливали их машины, не пускали в какие-то районы, просто потому, что они черные. В России, может, не так заметна разница в отношении к белым и черным, но в Америке это до сих пор кипит. И сейчас иногда появляются новости, когда полицейский убивает именно черного ребенка.

Есть люди, которые идут спокойно в магазин, покупают продукты, а я, например, когда ходила в детстве по магазинам, слышала: «О, обезьяна идет». Хотя я шла так же, как и другие люди. Да и моим родителям было сложно. Когда мама была беременна мной, все говорили, что она такая плохая, раз у нее парень черный. Люди, которые не прочувствовали это, как раз и говорят, мол, что вы нашли в этой рекламе, тут же ничего такого нет. Я считаю, что есть. Увы, до сих пор никто не может понять, что белые и черные — это одни и те же люди, поэтому расизм так и будет существовать.

Я очень рада, что у меня есть аудитория (около 2,5 миллиона подписчиков на ютьюб-канале. — Прим. ред.), которая в меня поверила, которой все равно на мой цвет кожи. Сейчас растет поколение, которое воспитывают не так, чтобы они судили о людях по цвету кожи. Хотя и сегодня есть люди, которые говорят, что не будут меня смотреть, потому что я черная. Еще есть один видеоблогер, который сказал, что раньше черные были рабами, а сейчас белые фоткаются с ними (так он высказался о моей встрече с подписчиками). Иногда оставляют комментарии, мол, мой папа говорит, что все черные тупые, значит, и ты тупая. Но я хочу подчеркнуть, что у меня огромная аудитория, и это большое достижение в том смысле, что подписчикам все равно, какого я цвета.

У меня есть видео про расизм, где я описала некоторые моменты из своей жизни. В комментариях меня поддерживают, и это помогает русскому человеку понять, что незачем судить людей по цвету кожи. Но я бы не делала никаких видео об этой рекламе, потому что H&M не специально решила унизить какую-то расу. В этом случае лучше просто сказать: «Вот дурачки, зря вы так». Нормальный человек и так все понял».

Марк Нондову, 22 года

«Когда я увидел эту фотографию, у меня не было ощущения, что меня оскорбили, но я почувствовал: это не совсем правильно и не очень красиво, общественность будет бунтовать. Думаю, что если вы такой глобальный и влиятельный проект, как H&M, то лучше учитывать все тонкости нашей реальности. Это касается и темнокожих, и ЛГБТ-сообщества, и женщин — ведь в прошлом году тема женского равноправия вышла на новый уровень.

К темнокожим в Америке относятся вполне лояльно. Они имеют моральное право потопать в пол и напомнить о своих правах. Мне кажется, это именно тот случай, когда темнокожие воспользовались этой возможностью. Хотя, если отбросить предрассудки, ничего такого не произошло: ну, кофточка и кофточка, ребенок и ребенок. Вспомните все происшествия по поводу сексуальных скандалов в Голливуде. Сейчас там мужчины боятся открывать дверь женщине, тысячу раз извиняются за любую неловкую ситуацию. Это, может быть, не слишком оправданно, надо как-то приспосабливаться к реалиям.

Мне кажется, то, что чернокожие так остро реагируют на незначительные вещи, немного слабость. Я бы никогда не стал бунтовать, потому что не считаю, что меня как-то ущемляют. Обиженные всегда найдут повод, чтобы обидеться. Они чувствуют себя чуть-чуть ущемленными, из-за этого замечают каждую пылинку, которая на них падает, и пытаются сделать скандал.

Я родился и вырос в самом центре Петербурга, а сейчас уже год живу в Москве. Я могу судить только об этих двух городах, но здесь я никогда не встречался с расизмом. Сталкивался с глупыми людьми, условно гопниками, которые смеялись и обзывали негром. Могу сказать, что мой цвет кожи, наоборот, помогает в жизни: я всегда был интересен в компании, всегда был интересен девушкам. И вообще, мне прикольно быть черным, я не чувствую, что меня гнобят.

Стелла Казийаке, 24 года
Работает в шоу-руме Friend Function

«Сначала я заметила эту фотографию во французском инстаграме о black fashion. Я сама ничего такого в этом не увидела, поэтому отправила пост маме (она мулатка) и спросила у нее, что случилось. Она рассказала, что разразился скандал, потому что все черные увидели в этом расизм. Сама мама не отреагировала на это остро — сказала только, что, мол, как всегда — расизм был, есть и будет.

Мой русский парень сказал, что это ужасный расизм, мол, почему так не одели белого мальчика. Но я понимаю, что, если бы в эту толстовку одели белого мальчика, никто бы ничего не сказал. Это палка о двух концах. Я считаю, что протестовать и не одеваться больше в этом магазине — бред. У H&M много разных моделей — и азиаты, и черные, и белые. В этом случае просто стилисты немного оплошали.

Мне кажется, больше всех воспротивились афроамериканцы, потому что эта тема для них особенно болезненная. У нас и на Западе расизм понимается по-разному, и там он больше распространен. У них даже на работу нужно брать определенное количество черных или азиатов. Еще я слышала, что там больше расизма среди черных: например, если черная девушка идет с белым парнем, то черные парни очень резко на это реагируют.

В России расизм тоже есть. Когда я училась в университете, люди с высшим образованием высказывали мнения, от которых мне становилось тошно. Но в основном могут говорить что-то оскорбительное люди недалекого ума. В целом во время учебы все было нормально, на работе у меня все тоже хорошо. Я чаще сталкиваюсь с расизмом, когда просто иду по улице и слышу что-то от незнакомых людей. Сейчас я уже привыкла, а раньше могла даже подраться. Моя лучшая подруга — чеченка, и нам в детстве доставалось, так что было много таких случаев. А шутить над цветом кожи можно, но не всем. Когда мои друзья шутят, я хорошо к этому отношусь».