Как построить бизнес на аренде зонтов
Идея появилась этим летом — в знойный солнечный день, когда на небе не было ни облачка. Стояла 30-градусная жара, а я шел в костюме. Мне было так плохо, что в какой‑то момент я понял, что отдал бы что угодно за зонт.
Позже решил развить задумку и осознал, что зонт — инструмент довольно универсальный. Он спасает и в дождь, и при палящем солнце. Причем мы часто вообще не задумываемся о том, чтобы захватить его в жаркую погоду и часто забываем, даже когда пасмурно.
Дальше начал размышлять о бизнес-аспектах потенциального проекта: тестировать гипотезы, изучать рынки и конкурентов. Прикинул финансовую модель и понял, что такой бизнес может окупиться, значит, идею стоит реализовать.
Один из способов монетизации нашего проекта — семейная подписка на четыре человека. По ней можно будет брать зонты бесплатно на сутки, потенциально по всей стране. Будет и вариант посуточной аренды стоимостью около 100 рублей. Но нам крайне важно приносить людям пользу: зонты будут качественными и удобными, а аппараты будут располагаться в популярных локациях.
Еще один важный аспект — сезонность бизнеса. В городах с холодными зимами сервис в этот период будет недоступен. Но маржинальность за лето, весну и осень позволяет зимой дорабатывать технологию, планировать следующий сезон и расширение локализации. В южных городах или странах, где зимы не такие суровые и периодически бывают осадки с дождем или мокрым снегом, аппараты можно оставлять.
После того как я придумал идею, я подавал заявки в разные акселераторы, в том числе в «Сбер». Участие в акселераторе помогает в доработке продукта на каждом этапе: от идеи, прототипа, минимального жизнеспособного продукта до роста, продаж или масштабирования. Это позволяет пообщаться с экспертами, которые подскажут, как решить стоящую перед тобой задачу.
Как подростку начать предпринимательский путь
Wish — не первый мой стартап. Мне постоянно приходят в голову разные бизнес-идеи. Порой просто иду по улице и резко останавливаюсь, чтобы записать в заметки новую задумку.
Я начал в пандемию, когда мне было 13. На все свои сбережения купил 3D-принтер и стал печатать на нем игрушки и всякие прикольные вещи. Родители всегда поддерживают мои идеи и часто даже сами помогают придумывать и дорабатывать проекты. «Печатай что‑то полезное», — посоветовали они мне, после того как я завалил весь дом 3D-игрушками. Я прислушался и начал искать заказы на «Авито» и «Профи». Это был мой первый предпринимательский опыт.
О том, как устроена базовая проектная работа и питчинг, как создавать продукт и разрабатывать технологию, я узнал еще в школе. Там вместе с одноклассницей и научным руководителем мы разрабатывали проект купола для церкви. С ним мы ездили по конференциям и конкурсам, пачками забирали дипломы победителей и призеров. А купол в итоге действительно установили. Я не ожидал, что моя жизнь так повернется в восьмом классе.
Где искать знания
Про школьные и студенческие акселераторы «Сбера» я узнал года три назад. Долго хотел туда попасть, но с первого раза не получилось: проект был не очень перспективным и ему было не место среди остальных. В этом году мой проект вошел в топ-100 самых классных и получил поддержку.
Я участвовал в семи акселераторах — для разных возрастов, категорий и бизнесов. Часто там задают вопросы, на которые уже знаешь ответ. В акселераторе «Сбера» такого не было. Вопросы наставников всегда были профессиональными и заставляли глубже посмотреть в проект, проработать каждый шаг, каждую бизнес-метрику.
Помимо этого, материалы курса помогли разобраться в основах бизнес-проектирования на примере кейсов успешных предпринимателей. Я получил представление о том, как сформировать видение своего продукта, найти кадры и привлечь финансирование. А также узнал, что такое юнит-экономика, финансовая модель и кастдев. Лишь получив эти знания, можно развить идею собственного проекта с ментором и начать воплощать ее в жизнь.
Немаловажная составляющая — нетворкинг с другими ребятами, которые работают над своими стартапами. Это прокачивает насмотренность и позволяет найти знакомства в сфере технологического предпринимательства.
Как «Битва стартапов» помогла довести идею до реализации
Шоу — место, где уже нужно продемонстрировать свои навыки и готовый продукт. Прокачать их в процессе, учитывая очень сжатый формат, практически невозможно — для этого подойдет акселератор.
В «Битве стартапов» ты делишься своим бэкграундом, показываешь, как общаешься с людьми. Во многом это саморефлексия: я вспомнил все свои работы, использовал весь свой опыт. Без этого с многими заданиями я бы просто не справился. Так, в одной серии мы много общались с незнакомыми людьми. И в этом мне очень помогла работа в организации, где приходилось разговаривать с людьми на улицах. Я быстро сориентировался и прошел испытание.
Среди конкурсных заданий был выбор разработчика от «Школы 21». Это бесплатная школа цифровых технологий «Сбера», в которой можно освоить IT-профессию. Один из десяти разработчиков был фальшивым. Если остановишься на ненастоящем — покинешь шоу. Я выбрал Сергея, который был сильно старше меня. Несмотря на это, наше общение прошло комфортно: у меня уже есть подобный опыт взаимодействия по работе. Мы с Сергеем сошлись характерами, и вся команда его очень полюбила.
В рамках шоу был демодень — финальные презентации проектов перед экспертами, партнерами и инвесторами «Сбера». Было волнительно и ответственно: на кону стоял призовой фонд — 6 млн рублей, которые можно использовать для развития проекта. Но разум выше эмоций, поэтому я собрался и сделал это. Ведь возможность поговорить с реальными инвесторами и топ-менеджерами «Сбера» и получить от них обратную связь уникальная. В обычной жизни до них сложно дотянуться. Мы прошли все испытания и получили главный приз — 6 млн рублей. Это хорошая сумма для старта.
На момент победы в шоу в нашей команде было уже 11 человек. Среди них мои знакомые и их знакомые из разных городов: Москвы, Петербурга, Казани. Кого‑то мы искали в чатах и проводили собеседования, давали тестовые. Получился сплоченный коллектив очень молодых, но очень амбициозных и крутых ребят с огромным будущим.
Сейчас мы работаем над реализацией стартапа, весь призовой фонд ушел именно на это. Разрабатываем ИТ-систему, ищем точки для размещения наших аппаратов и прорабатываем стратегию продвижения. Подбираем контрактное производство, производим аппараты по нашим чертежам.
Благодаря «Битве стартапов» у нас появилась широкая известность. Важно теперь правильно использовать ее. В первую очередь уже в 2025-м планируем запуститься в Санкт-Петербурге и Москве. Затем — расширяться по всей России и ближайшему зарубежью. Планы у нас грандиозные. Гарантирую, что наше появление будет очень ярким и очень шумным, каждый москвич о нас услышит.
Посмотреть все выпуски шоу и познакомиться с героями можно здесь.