Мы тебя научим родину любить: что поменяется в российских школах с этого сентября

30 августа 2023 в 18:50
Фото: Michael Prince/Getty Images
С нового учебного года российские школы получат обновленные учебники по истории, а сама образовательная программа станет единой для всей страны. «Афиша Daily» изучила, как будут реализованы эти и другие изменения, а также попросила преподавателей рассказать о своем отношении к ним.

Абсолютная стандартизация

Программа в школах с сентября 2023 года станет единой — все российские образовательные учреждения перейдут на общий ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Он затронет шесть предметов, преподавание которых будет регламентировано Министерством просвещения, — в это число войдут русский язык, литература, обществознание, история, география и ОБЖ. В результате «золотой стандарт» — как и о чем именно рассказывать школьникам — будет установлен государством и обязателен к соблюдению, а не рекомендован, как раньше.

Такие изменения должны упростить обучение для детей — особенно тех, кто меняет школу из‑за переезда или по каким‑то другим причинам. До нового учебного года учреждения, получая рекомендации Минпросвещения, имели право изменить программу на свое усмотрение, из‑за чего она могла сильно отличаться от региона к региону. Теперь она повсеместно будет одинаковой, а ученикам будет проще к ней адаптироваться. Отличия в преподавании «программных» предметов будут зависеть теперь только от того, насколько креативно сам педагог подойдет к обучению.

Другой неочевидный плюс этих нововведений — устранение сложностей во время сдачи ЕГЭ. «Единая линейка учебников избавит школьников от проблем на экзаменах, когда им не засчитывались баллы, потому что составители решили взять какой‑нибудь термин из учебника, который давно уже не используется», — объясняет Кирилл (имя героя изменено по его просьбе. — Прим. ред.), учитель истории и обществознания в одной из школ в Кемеровской области. Особенно это важно, по его словам, для обществознания: общий учебник и единые методические пособия для учителей унифицируют программу, а вместе с ней — и вопросы для сдающих ОГЭ и ЕГЭ.

Хотя новый подход и упростит адаптацию детей к программе при переходе из одного учреждения в другое и сделает составление вопросов для государственных экзаменов более прозрачным, фактически он сделает невозможным использование каких‑либо других учебников и лишит учителей возможности индивидуально подходить к интересам и запросам самих учеников. В этом, к примеру, убежден академик, психолог и педагог Александр Асмолов, который называет такие перемены «похоронами вариативного образования в России». «Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования», — заявил он.

Новая реальность с новым учебником

Частью единой программы в школах станут обновленные учебники истории, главная идея которого — «уход от европоцентризма». Их содержание, как и авторов — ими стали ректор МГИМО Анатолий Торкунов и помощник президента Владимир Мединский, — определяло Министерство просвещения. Предполагается, что аналогичным образом будут создаваться и другие учебные пособия по остальным предметам, которые входят в «золотой стандарт».

Слитая в сеть версия учебника Мединского и Торкунова для старшеклассников, в которой уделяется больше внимания истории России (в том числе событиям на Украине и СВО), Азии, Африки и Латинской Америки и меньше — США и Европе, вызвала большой резонанс. В частности, пособие критикуют за ангажированность, искажение событий сталинской эпохи и излишнюю критику гуманистических ценностей и гражданских свобод. Оно не снискало поддержки и у научных деятелей — в том числе и у историка и социолога Михаила Рожанского, увидевшего в содержании учебника «черно-белую оптику в духе холодной войны». Рожанский уверен, что авторы держат школьников «за детей, готовых принять на веру все, что скажет дядя». При этом научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков считает, что в новом пособии Сталин и его политика изложены более «объективно», чем в «учебниках, финансированных в 1990-е годы Фондом Сороса и других», где генсек был показан «тираном, зверем, бездарным командующим, который завалил врага трупами». Кстати, председателем РВИО является Владимир Мединский.

По мнению Кирилла, преподающего историю, в новом пособии роль Сталина оценивается «примерно так же, как в прежней линейке учебников Торкунова». «Это „антигерой“, который что‑то делал и хорошее, но и что‑то плохое. Вскользь упоминается про внутрипартийную борьбу, репрессии в адрес „ленинградской группы“ и „дело врачей“. На мой взгляд, это не пропаганда — вот когда коллектив Мединского выпустит учебник за 10-й класс и там будет про „репрессии 1937 года — это хорошо“, то тогда точно нужно будет напрячься», — размышляет педагог.

«По моему мнению, не все так страшно. Мне лично в учебнике больше не нравятся главы, посвященные двухтысячным годам — там определенно нет объективного отображения прошлого, потому что насчет этой эпохи еще не сложился консенсус», — делится преподаватель. В одной из глав, например, говорится о создании разведкой австрийского Генштаба на Украине XIX века «антимосковской Руси» и «украинофильского движения» — это, по оценкам педагога, «не что иное, как старый интернет-мем „Украину придумал австрийский Генштаб“». «Кроме того, сам параграф написан не в научном стиле, а больше в публицистическом. Такое для учебника некорректно», — добавляет он.

Еще один пример — параграф про внешнюю политику России в 1990-е и 2000-е годы. «В вопросе о том, когда у России начали портиться отношения с Западом, историография традиционно считает поворотным 2007 год, когда Путин произнес знаменитую Мюнхенскую речь. Однако учебник утверждает, что водоразделом послужили бомбардировки Югославии [в 1999 году], хотя это нет так: с 2001 года отношения РФ и США были дружескими, а Буш и Путин ездили друг к другу в гости и демонстрировали близкие отношения. Более того, существовали планы ассоциации с Евросоюзом. К сожалению, ради стройной патриотической концепции это в учебнике не отобразили», — объясняет Кирилл.

Кроме того, в учебнике есть раздел, посвященный СВО, — как и обещало Министерство просвещения еще весной 2023 года. В нем рассказывается о том, что «Украина — ультранационалистическое государство» с биолабораториями США, которое готовило нападение на Россию с целью ее дестабилизации по указанию НАТО. Причиной СВО учебник называет провал Минских соглашений и планы Украины вступить в НАТО для возвращения Крыма в ее состав: если бы не Россия, уверяют авторы нового пособия, то случился бы «конец цивилизации».

Преподаватель в целом относится к новому учебнику сдержанно. Он отмечает: с точки зрения изменений в отражении истории СССР абсолютной пропагандой и зомбированием детей назвать его не нельзя. «Нельзя забывать и про талант учителя и его харизму. Если педагог будет „харизматичным патриотом“, то такими же будут дети, а если наоборот, то вы поняли», — говорит Кирилл. Говоря об описании событий СВО, он отмечает, что это уже больше похоже на пропаганду, но напоминает, что учебник — лишь «дополнительный материал»: «Важна личность учителя. Если бы на людей эффективно действовало написанное в школьных учебниках, то люди поголовно были бы инженерами, математиками и космонавтами».

Вопрос пятидневки так и не решен

Пятидневная учебная неделя — по-прежнему камень преткновения российской образовательной системы. Призывы ввести ее звучали еще в 2022 году, однако в 2023 году все останется по-прежнему: ученики первого класса будут учиться пять дней в неделю, а количество учебных дней для учащихся 2–11-х классов будет определяться администрацией школ.

Мария Туркова, советник директора по воспитанию в одной из московских школ, отмечает, что в большинстве образовательных учреждений России пятидневная система обучения уже введена. Как правило, она используется в школах, где обучение происходит по триместрам, чуть реже — по четвертям. Решение о формате учебной недели всегда принимается руководством школы и зависит от общей предметной нагрузки. «Пятидневка требует более плотного расписания. В среднем это семь-восемь уроков в день для старших классов. Шестидневная неделя, конечно, разгружает такой график», — говорит советник директора.

Страна советов

С 2023 года во всех российских школах должен появиться советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими организациями. Эту должность экспериментально вводили в отдельных регионах с 2021 года, а теперь она выйдет на федеральный уровень. Такие советники должны будут работать во всех школьных образовательных учреждениях, а в перспективе и в техникумах и колледжах.

«Многие не понимают, что это значит, ведь есть педагог-организатор и заместитель директора по воспитательной работе. Но первый принимает участие непосредственно в мероприятиях, которые проходят в школах, а второй занимает административную должность», — объясняет принцип работы Мария Туркова. «По сути, советник директора — тот, кто работает с детьми, ведет с ними беседы и вовлекает как можно больше школьников в процесс внеурочной деятельности. Это участие в конкурсах, юнармии, российском движении молодежи», — добавляет она.

Труд без согласия родителей

В новом учебном году для школьников станет обязательным трудовое воспитание — закон об этом Госдума приняла в июле 2023 года. Речь идет об «общественно-полезном труде: высадке деревьев, цветов на пришкольной территории, участии в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощи в библиотеке, в музее». По словам законодателей, обязанности детей будут предусмотрены «образовательной программой с учетом их возрастных и психофизических особенностей» и могут быть разными — от уборки класса до пошива костюмов для школьных спектаклей. Привлекать детей к этим и другим задачам учителя и администрация смогут без обязательного согласия родителей.

Военная подготовка и профориентация

В конце 2022 года Министерство просвещения утвердило обновления в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» — теперь там появится начальная военная подготовка. В нее войдет обучение строевой подготовке, использованию оружия и другим навыкам, которые могут пригодиться при участии в военных действиях. Само название предмета останется прежним — по крайней мере, до 2024 года, когда его планируют переименовать в «Основы безопасности и защита Родины». К разработке программы хотят привлечь Министерство обороны и МЧС.

С сентября 2023 года школьников ждет и совершенно новый предмет — профессиональное ориентирование. Он будет расцениваться как внеурочная деятельность и разделен на базовый, основной или глубокий уровни — их школы смогут выбрать самостоятельно. Четких объяснений, в какой конкретно форме будет реализовано профориентирование, Минпросвещения пока не дало.

О том, как именно будут работать эти нововведения, учителя пока точно не знают: «Афиша Daily» поговорила с преподавателями и выяснила, что они пока не получали инструкций и рекомендаций от администраций учебных заведений. Согласно открытым источникам, трудовое воспитание и военная подготовка будут обязательными, а профориентация вводится на факультативной основе.

Расскажите друзьям