Когда все началось?
Началом тренда называют 1965 год, когда четырехдневную рабочую неделю ввела британская Roundpay Metal Finishers. Подобные эксперименты, конечно, проводились и раньше, но эта компания первая публично рассказала о своих результатах: расходы на энергию и воду сократились, повысив чистую прибыль, а работники стали чувствовать себя лучше.
Пять лет назад эту систему стали активно обсуждать во всем мире. В 2018 году популяризацией идеи занялся новозеландский некоммерческий проект 4 Day Week Global. Организация призывает компании в разных странах присоединяться к эксперименту по введению четырехдневной рабочей недели. Они выдают работодателям методички о том, как организовать этот процесс, а в случае трудностей 4 Day Week Global подключает экспертов, которые помогают разобраться с ними.
Первой в рамках проекта на четырехдневку перешла новозеландская трастовая компания Perpetual Guardian по инициативе ее главы Эндрю Барнса (он же — сооснователь 4 Day Week Global). Организация выделила работникам дополнительный выходной, но оставила прежнюю зарплату и количество рабочих часов в день. По итогам эксперимента повысилась производительность, работники стали лучше себя чувствовать, наладили баланс между работой и жизнью, а выручка осталась на прежнем уровне. Чистая прибыль при этом повысилась, поскольку сократились затраты на электроэнергию. К пятидневке Perpetual Guardian уже не вернулась.
Сейчас 4 Day Week Global сотрудничает с Центром исследования благополучия при Оксфордском университете, Уортонской школой бизнеса при Пенсильванском университете, Гарвардской школой бизнеса, Бостонским колледжем и Кембриджским университетом. Исследователи анализируют результаты экспериментов и помогают разрабатывать план перехода на четырехдневку.
Популярность четырехдневной рабочей недели начала расти во время пандемии. Во-первых, сотрудники могут отдыхать в разные дни, таким образом снижая количество контактов. Во-вторых, ученые говорят, что пандемия заставила всех осознать важность здоровья, в том числе ментального, а четырехдневка как минимум помогает снизить уровень стресса.
Опыт Великобритании и выводы Кембриджа
Британский эксперимент 4 Day Week Global стал крупнейшим в мире — в нем приняли участие 2900 работников из 61 компании. Сперва работодатели два месяца готовились к испытанию: общались с коллегами, которые уже ввели четырехдневку, наставниками и коучами. Следующие полгода их сотрудники отдыхали три дня в неделю вместо стандартных двух, но при этом получали полную зарплату. 4 Day Week Global все это время изучал внутренние документы компаний и финансовые отчеты и опрашивал работников.
По результатам пробного периода выручка компаний выросла в среднем на 35% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Число больничных и увольнений сократилось на 65% и 57% соответственно. Шанс выгорания у сотрудников снизился на 71%, участники эксперимента отметили, что у них снизился уровень стресса, 15% из них ни за какие деньги не готовы вернуться к пятидневке.
В составлении отчета 4 Day Week Global по итогам испытания участвовали и ученые из Кембриджского университета. Но, пообщавшись с работодателями и сотрудниками, они решили отдельно опубликовать собственное исследование. Ученые выяснили, что ни одна из организаций не принимала участия в эксперименте только потому, что технологии снизили потребность в человеческом труде. В основном на эту авантюру согласились компании, которые хотели избавиться от выгораний, привлечь новых сотрудников хорошими условиями труда или видели в этом рациональный ответ на пандемию.
«До начала эксперимента многие задавались вопросом, увидим ли мы увеличение производительности, которое компенсирует сокращение рабочего времени. Но именно так и произошло. Многие сотрудники сами стремились найти способ повысить свою эффективность», — заявил социолог, профессор Кембриджского университета Брендан Берчелл, который руководил исследованием.
По словам Берчелла, сотрудники «были гораздо менее склонны убивать время» и сами искали способы быть продуктивнее, чтобы сокращение рабочего времени проходило без ущерба для целей. Большинство решило проводить более короткие встречи без разговоров не по теме, ввели периоды сфокусированной работы без перерывов, создали правила этикета общения по электронной почте (главный принцип — все четко и по делу) и начали писать чек-листы задач на день.
«Один человек рассказал нам, что у него исчез „страх воскресений“», — отметил член исследовательской группы Ниам Бридсон Хаббард. Новый свободный день сотрудники, как правило, использовали, чтобы сделать все повседневные задачи — например, сходить в магазин или прибраться дома. А суббота и воскресенье становились полноценными выходными, в которые можно отдохнуть или развлечься. Из‑за этого также снизился уровень стресса — люди чувствовали себя спокойнее, находясь дома и зная, что все дела уже сделаны.
Участники эксперимента с маленькими детьми экономили на нянях, у некоторых появились новые хобби, кто‑то записался на курсы повышения квалификации, а кто‑то начал заниматься волонтерством. Также сотрудники рассказывали, что стали чувствовать себя более ценными, описывали желание успеть выполнить больше задач за четыре рабочих дня.
В итоге 92% компаний заявили, что готовы продолжить эксперимент. А 18 из 61 организации решили перейти на четырехдневный график навсегда. Эксперимент продемонстрировал только два случая неудачного перехода на четырехдневную неделю. Ими стали крупная компания, которая увеличила количество рабочих часов в оставшиеся четыре будних дня, и креативная фирма, которая отказалась от рабочего чата из‑за лишней информации, но выяснила, что этот хаос часто порождал новые идеи.
Четырехдневка в других странах
До Великобритании 4 Day Week Global экспериментировали в США и Ирландии. В декабре 2022 года 900 работников из 33 компаний в этих двух странах перешли на четырехдневную рабочую неделю в тестовом режиме. В итоге ни одна из организаций не заявила о планах вернуться к стандартной пятидневке, 97% сотрудников захотели продолжить работу в таком графике, а работодатели заявили, что бизнес никак не пострадал — средняя выручка увеличилась на 38% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Участники эксперимента оценили систему на 9,1 из 10 баллов и рассказали, что уровень их производительности повысился, а выгорания и эмоциональной усталости — снизился. Они лучше контролировали свой график и успевали заниматься другими делами в дополнительный выходной.
В 2015–2019 годах ассоциация Alda и британский аналитический центр Autonomy (сейчас работает вместе с 4 Day Week Global) испытывали четырехдневку в Исландии. Проект поддержало правительство страны. Результаты примерно те же: производительность либо осталась на прежнем уровне, либо повысилась, а эмоциональное состояние сотрудников улучшилось. В Японии таким занимаются только крупные компании — например, Microsoft, который в итоге сообщил о повышении производительности на 40% и снижении затрат на бумагу и электроэнергию.
В Шотландии эксперименты с дополнительным выходным с 2018 года проводит некоммерческая организация Advice Direct Scotland, а в 2021-м систему решило поддержать местное правительство, которое выделило 10 млн фунтов стерлингов на случай убытков. Исследования ADS показали, что сокращенная рабочая неделя напрямую влияет на состояние сотрудников. Они стали с большим энтузиазмом подходить к своей работе, меньше нервничать, увольняться и брать больничные.
В Бельгии в 2022 году четырехдневку с сохранением зарплаты разрешили на законодательном уровне в рамках реформы сферы трудаВ стране не хватает рабочей силы, при этом много безработных. Причина в том, что в Бельгии мало низкооплачиваемых и гибких рабочих мест, которые могли бы занять новички или низкоквалифицированные сотрудники.. Бельгийские сотрудники могут заявить о своем желании отдыхать на один день больше. При этом количество рабочих часов в неделю сохранится — их распределят между другими днями. «Цель состоит в том, чтобы дать людям и компаниям больше свободы в организации своего рабочего времени», — сказал местный премьер-министр Александр Де Кро. Тем не менее это тоже шаг к более гибкому графику.
А что в России?
В России начали говорить о введении четырехдневки летом 2019 года. Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра, сказал, что технологический прогресс ведет к сокращению рабочего времени, в том числе к переходу на четырехдневную рабочую неделю. На законодательном уровне эту идею так и не проработали. В марте 2021-го спикер Совфеда Валентина Матвиенко говорила, что в России этот вопрос еще не назрел.
В 2022 году сервис Superjob провел опрос на эту тему среди менеджеров по персоналу и работоспособных россиян. Работодатели на такую систему переходить не спешат — четырехдневка введена только в 1% компаний, а обсуждали эту идею и пришли к выводу о ее допустимости 2% работодателей. Среди россиян сокращенную рабочую неделю поддерживают 48% людей, а 64% считают, что могли бы выполнить тот же объем работы за более короткий срок.
«Афиша Daily» в своем телеграм-канале тоже провела опрос об отношении людей к четырехдневной рабочей неделе. 79% из 2 050 участников заявили, что они поддерживают такую систему.
Сейчас четырехдневка в России — это инициатива отдельных компаний. Например, Aktavest Property Management, которая управляет коммерческой недвижимостью, в 2020 году ввела четырехдневку для всех офисных работников и 5–7% сотрудников на объектах. АвтоВАЗ перевел на такой формат всех своих сотрудников, но спустя пять месяцев вернулся к стандартному графику, так как не успевал удовлетворять спрос на новые автомобили. Более того, на части предприятий компания ввела шестидневную рабочую неделю «со скользящим выходным».
О неудачном опыте введения четырехдневки рассказывало диджитал-агентство «Первый бит». Дополнительный выходной был назначен на пятницу, но клиенты продолжали писать в этот день, и зачастую некоторым сотрудникам приходилось выполнять некоторые срочные задачи или отвечать на вопросы в выходной. При этом по прибыли этот период оказался удачным, хотя, как отметили в агентстве, в летний период у них обычно есть спад.
А есть минусы у такой системы?
Кембриджский университет отмечает, что некоторые сотрудники жаловались на увеличение нагрузки в оставшиеся рабочие дни. Другие рассказывали, что во время пятидневки часто отвлекались на рабочий чат, в котором, пусть и зачастую в виде хаоса, появлялись новые идеи, но во время четырехдневки люди меньше уделяли ему внимание.
В России компании, как правило, переживают, что такой эксперимент может обойтись для них очень дорого. Гарантий увеличения продуктивности нет, поэтому работодателям нужно пойти на риск. Например, партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн утверждает, что «переход на четырехдневную рабочую неделю равнозначен сокращению 20% штата».
Прогнозы экспертов
Президент рекрутингового сервиса Superjob
Количество рабочих часов в неделе сокращается пропорционально росту производительности труда. Этой тенденции 200 лет. Думаю, что именно четырехдневная рабочая неделя — это не то, о чем нужно и имеет смысл говорить. А вот уменьшение количества рабочих часов мы увидим. Но не в ближайшие пять лет.
Управляющий партнер «Лаборатории карьеры Алены Владимирской»
На мой взгляд, именно в России такая система неэффективна и большого распространения пока не находит. Причин этому несколько.
Во-первых, в нашей культуре не выстроены этические и профессиональные нормы коммуникации. Если в западной части мира, где опыт четырехдневки признан успешным, правила взаимодействия прописаны в корпоративном кодексе и требуют строгого соблюдения (вплоть до судебных разбирательств), то в российской ментальности кодекс корпоративной этики — это что‑то, что надо прочитать при приеме на работу и благополучно забыть. «Прости, что в выходной, но это срочно» — нормальная практика решения вопросов в российском коропоративном мире. Поэтому даже если четырехдневку и введут, то по факту люди продолжат трудиться.
Во-вторых, в России подвиг и надрыв — то, чем хвалятся на встречах с друзьями. Выгорание воспринимается как знак качества и профессионализма. Пятилетка в три года прочно засела в умах даже самых прогрессивных белых воротничков. До тех пор, пока в среде офисных сотрудников не сменится эта парадигма, повышение эффективности за счет укорачивания рабочей недели не сработает.
Ну и в-третьих, чтобы узнать эффективность нововведений, нужны инструменты для такой оценки и прозрачность внутри компании, а в области управления процессами и их цифровизации мы только начали разбираться.
Эта система сможет распространяться активнее при выполнении нескольких условий:
- повышение эффективности труда при стандартном графике, сейчас на международном уровне она все еще очень низкая;
- улучшение общей дисциплины труда, то есть более четкое следование корпоративным правилам;
- развитие цифровизации процессов;
- изменение пропорции поколений, увеличение количества людей, родившихся после 2000 года, в общем объеме трудового населения;
- изменение взглядов на work & life balance.
Руководитель направления интернет-маркетинга в диджитал-агентстве «Первый бит»
«Первый бит» перешел на четырехдневную рабочую неделю летом 2022 года. Мы не пошли по пути западных компаний, а попробовали придумать свою конструкцию: увеличили количество рабочих часов в остальные дни, так как у наших специалистов почасовая ставка. Ребята нормально так упарывались по будням. Переключиться на такой режим с непривычки сложно, особенно в первые недели две. Работа интеллектуальная — мозг начинает подвыгорать, но три выходных дня действительно помогают, ты успеваешь восстановиться.
При этом в выходные сотрудников регулярно отвлекали клиенты — в нашей профессии бывают пожары и срочные задачки. Со временем мы перестроились и стали назначать ответственного за пятничные дела, но все равно получалось очень сумбурно.
Я бы сказал, что с учетом того, что количество отработанных часов не поменялось, на эффективность это никак не повлияло. Но энергии по будням добавилось, потому что, когда ты знаешь, что у тебя впереди три выходных, ты на последнем издыхании в четверг быстренько классно доделываешь все задачи. Скорее всего, мы снова сделаем это [перейдем на четырехдневную рабочую неделю] летом.
Что касается будущего такой системы в России, думаю, это сработает, только если в эту историю включится государство: разработает законопроект, регламенты, будет поощрять компании, которые переходят на четырехдневку. Пока это скорее инициатива частников и мелкого бизнеса.
Я бы сказал, что четырехдневка сложно реализуема повсеместно. Цель любого бизнеса — максимизация прибыли. Это возможно только в том случае, если будет положительно сказываться на эффективности — когда с наименьшими затратами ресурсов мы получим наибольший результат. А у нас в стране нет культуры эффективности. В советское время, до 1970-х, она была. Сейчас многие частные компании стараются привить ее своим сотрудникам. Мы начали двигаться в этом направлении только последние полгода-год. Мы понимаем, что сейчас другого выхода нет, мы должны развиваться. Главное, не стоять на месте.