Как говорить с детьми

Как поговорить с ребенком о стрельбе в школах? Отвечают психолог и эксперт по безопасности

Фото: Five Buck Photos/Getty Images
Утром 26 сентября мужчина ворвался в школу в Ижевске и открыл стрельбу. В результате, по данным на момент публикации материала, пострадали 39 человек; погибли 11 детей и 4 взрослых. Стоит ли говорить о подобных инцидентах с детьми? Если да, то как? Отвечают психолог платформы Alter Елена Кандыбина и эксперт по безопасности Ольга Бочкова.
Елена Кандыбина

Семейный и детский психолог

Случаи со стрельбой в школах невозможно предугадать, к ним нельзя хорошо подготовиться заранее. Именно поэтому после такого события взрослые часто оказываются в растерянности. Несмотря на то, что им самим тревожно, они чувствуют себя обязанными успокоить ребенка, который, возможно, сам оказался рядом с трагедией либо узнал о ней от друзей или из соцсетей и СМИ.

Сначала определите собственное отношение к ситуации

Задайте себе вопрос, в каком состоянии вы находитесь, когда думаете о случившейся стрельбе в школе. Вы в отчаянии и боитесь отпускать ребенка в школу? Не верите в происходящее? Считаете, что СМИ все преувеличивают? Злитесь на школьные службы безопасности, от которых никакого толку?

С собственными переживаниями необходимо справиться до того, как вы начнете разговор с ребенком.

Поговорите о своих чувствах с друзьями, членами семьи или с психологом. Используйте дыхательные практики и успокаивающие упражнения, чтобы вернуть ясность восприятия. В разговоре с ребенком важной задачей становятся оказание ему эмоциональной поддержки, помощь в совладании с переживаниями, а это возможно только в том случае, если взрослого самого не затапливает чувствами.

Не ждите вопросов

Поговорить с ребенком стоит не только в том случае, если он сам пришел к вам с вопросами, если он сам или его знакомые были рядом с местом трагедии, но и тогда, если ребенок кажется вам неожиданно подавленным или испуганным, хотя ничего не говорит. Сядьте рядом, обнимите ребенка, скажите ему: «Я вижу, что ты чем‑то расстроен/что тебя что‑то беспокоит. Расскажи мне, что случилось. Я с тобой и хочу тебе помочь».

Разговаривая о страшном событии, стоит начать с признания тяжелых чувств. Трудные, пугающие ситуации приносят нам трудные, пугающие чувства, как черная туча приносит дождь.

Бояться, злиться и быть в отчаянии — нормально.

Мы можем ощущать, проживать и проявлять эти чувства: плакать, кричать, бить подушки, плеваться. Можем выразить чувства в движениях или нарисовать их на большом листе бумаги, прямо пальцами зачерпнув краску.

В этот момент важно разрешить ребенку искать защиты, «стать маленьким». Если вдруг ребенок начинает бояться темноты или просит проводить до школы, то не стоит критиковать его. Такое поведение нормально и вскоре пройдет.

Жизнь продолжается, мы живы, и хорошее в жизни есть, поэтому в такие периоды, не отрицая трудных чувств, давая поддержку ребенку больше, чем обычно, все-таки важно вспоминать и о хорошем. Старайтесь больше двигаться и обниматься, замечая приятные телесные ощущения, отмечайте радости и достижения повседневной жизни, хорошую погоду и приятные неожиданности. Чаще говорите друг другу добрые слова.

Обсуждайте правила безопасности, когда сильные эмоции отступят

Когда ребенок начнет лучше справляться с чувствами (для кого‑то это будет почти сразу, а для кого‑то — возможно, через несколько дней), мы можем начать обсуждать само событие: рассказать, что стрельба в школе случается в разных странах, но довольно редко. Обсудить, что именно взрослые делают, чтобы предотвратить такие события (например, поговорить о запрете на свободную продажу оружия у нас в стране или о мерах защиты в школе).

Важно не возлагать на ребенка чрезмерной ответственности за собственную безопасность, а говорить о том, кто из взрослых отвечает за это. И, конечно же, если ребенок сам столкнулся с трагедией и гибелью друзей, важно возражать против нереалистичных самообвинений («я в этом виноват», «я мог это изменить» и т. п.).

Если вы замечаете, что эмоциональное состояние ребенка не улучшается, и понимаете, что вам трудно помочь ему самостоятельно, обязательно обратитесь к психологу.

Ольга Бочкова

Cемейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог

Вооруженное нападение в школе или детском саду — сложная ситуация, при которой против агрессора много детей и мало взрослых. Поэтому правила индивидуального спасения просто могут не подойти. Но есть универсальная схема трех шагов, разработанная американскими инструкторами по безопасности на случаи шутинга (стрельбы) в школе. Об этих шагах важно знать и учителям, и детям.

Беги!

Первый и главный шаг — оценить возможность эвакуации. Если дорога открыта, выстрелы далеко от вас, выводите детей и бегите подальше от школы или детсада. Оставьте все вещи, иначе они задержат вас и детей. В холодное время года не тратьте время на одевание детей, бегите до ближайшего безопасного строения. Полицию лучше вызывать уже оттуда.

Прячься!

Если убежать невозможно (например, стрелок перекрыл лестницы или находится в коридоре на вашем этаже или если у вас куча малышей, с которыми просто невозможно успеть добежать до безопасного места), то забаррикадируйтесь в помещении, придвинув к дверям шкафы, столы, чтобы было невозможно вскрыть двери, выключайте звук и вибрацию на телефоне, выключайте свет в кабинете. Задача — создать впечатление, что помещение пустое и закрыто на ключ.

Борись!

Ключевое правило: ваша жизнь важнее всего. Не надо геройствовать! Но если случилось так, что стрелок прямо перед вами и от него не убежать и не спрятаться, нужно бороться за жизнь. Любая вещь в ваших руках может стать оружием, когда ваша задача — выжить.

Расскажите друзьям
Читайте также