Стремительное погружение детей в цифровой мир — одно из последствий пандемии COVID-19, которое не сразу бросается в глаза. Тем не менее, исследователи, психологи и педагоги уже бьют тревогу: в 2022 году дети проводят за экранами в среднем в два раза больше времени, чем в начале 2020-го. И мы еще не знаем, какие долгосрочные перспективы это сулит.
За первые девять месяцев 2020 года количество детей младше 10 лет, которые пользуются приложением RobloxRobloxИгровая онлайн-платформа и система создания игр. В Roblox играют более половины всех детей США в возрасте до 16 лет. Сайт Roblox занимает второе место по популярности среди подростков, сразу после сайтов Google, включая YouTube., увеличилось на 82%. Похожи и показатели роста количества юных пользователей TikTok, Snapchat и игроков в Fortnite. По данным компании Qustodio, которая отслеживает использование детьми в возрасте от четырех до 15 лет десятков тысяч устройств по всему миру, в США, Великобритании и Испании в мае 2020 года дети стали тратить в среднем 97 минут в день на YouTube, тогда как в январе и феврале — то есть до начала пандемии — этот показатель не превышал 57 минут, а еще годом ранее был в два раза ниже. Компания называет это явление «эффектом Covid».
Чем опасен переизбыток экранного времени?
С «эффектом Covid» столкнулись мы все: за два года пандемии онлайн-сервисы и развлечения стали частью повседневной жизни даже у тех, кто раньше не проводил половину рабочего дня в Zoom и не слишком активно вел аккаунты в соцсетях. У многих взрослых работа, общение и обучение практически полностью переместились в онлайн во время локдауна, а когда она закончилась, так там и остались. Но дети не могут адаптироваться к этому образу жизни так же легко, как взрослые. В тот момент, когда ребенок начинает использовать гаджеты для учебы, общения, развлечения и отдыха, его контакт с внешним миром стремительно слабеет. Устанавливать его заново с каждым разом становится сложнее, но виртуальная среда не способна дать детскому мозгу и психике такой же объем стимулов для развития, какой дает реальность с живым общением, движением, эмоциями и всем спектром сенсорного опыта.
Длительные исследования связывают переизбыток экранного времени у детей с целым рядом последствий
Ежедневная «передозировка» экранного времени у детей младше 11 лет повышает риск компульсивного переедания и других расстройств пищевого поведения. Просмотр телевизора во время еды приводит к потере физической осознанности. В результате ребенок не чувствует насыщения или голода, не может начать разбираться в том, какие вкусы и текстуры ему нравятся, а какие — нет. Отдельную опасность представляют соцсети — в них дети могут столкнуться с представлениями о внешности, которые не соответствуют реальности. Это дополнительно повышает риск РПП.
Использование гаджетов или просмотр телевизора менее чем за час до сна приводит к нервному возбуждению и последующим трудностям с засыпанием. Свет от экранов, направленный прямо в глаза, может подавлять уровень мелатонина — в результате заснуть будет особенно сложно. Кроме того, если доступ к гаджетам вечером и ночью не ограничен, ребенку будет сложно прервать игры или общение с друзьями — соблазн не спать допоздна окажется слишком велик.
Видеоконтент — это слишком интенсивная стимуляция для неразвитого детского мозга. Чтобы научиться концентрироваться на изображениях, словах и действиях, в первые два-три года жизни ребенку особенно необходимо взаимодействие с живыми людьми. Чтение бумажных книжек и «аналоговые» игры, основанные на повторении звуков, слов и жестов, — то, что помогает освоить не только навык говорения, но и язык человеческих эмоций. Чем больше живого общения заменяется экранным временем, тем меньше у маленького ребенка возможностей получить стимулы, необходимые для развития.
Дети, которые проводят более двух часов в день за просмотром телевизора, видеоиграми или другими гаджетами, хуже справляются с эмоциями, сложнее заводят социальные контакты и имеют большую склонность к зависимостям.
Анализ данных по 19 различным исследованиям показал, что длительный просмотр телевизора приводит к росту агрессии и увеличивает вероятность конфликтного поведения среди детей и подростков.
Что вообще мы считаем экранным временем?
Большинство исследований, которые упомянуты в этом материале, подразумевают под экранным временем прямое взаимодействие с экранами: просмотр телевизора, мультфильмов или иного видеоконтента на компьютере, планшете или другом гаджете; игры на компьютере или на игровой консоли, а также в мобильном устройстве; пользование соцсетями и интернетом на любых устройствах.
Считается ли экранным временем чтение книг на планшете? Зависит от возраста ребенка. Детям до пяти лет сложно воспринимать электронное устройство как носитель информации, потому что оно не дает необходимой сенсорной стимуляции при чтении, когда ребенок еще не умеет читать бегло.
Поэтому для маленьких детей просмотр книг на планшете аналогичен просмотру мультфильма в нем же и считается обычным экранным временем. Но если речь идет о детях школьного возраста, которые уже умеют самостоятельно читать многостраничные тексты, большинство исследований показывают, что разница между обычными книгами и электронными несущественна; матовые экраны современных электронных ридеров сводят к минимуму воздействие синего света на глаза, поэтому они подходят даже для чтения перед сном. Их использование по назначению не считается экранным временем.
Считается ли экранным временем присутствие ребенка в одной комнате с включенным телевизором или другим устройством, если он при этом не смотрит в него или занят своим делом? Пассивный просмотр действует на детский мозг иначе, чем вовлеченный просмотр контента на экране; чем старше ребенок, тем выше его способность к концентрации на собственной деятельности, даже если внешняя среда насыщена раздражителями. Но на детей младше трех лет даже работающий рядом телевизор оказывает достаточно сильное воздействие: он на 25% снижает их способность концентрироваться на самостоятельной игре, а значит, влияет на нервную систему и затормаживает развитие внимания.
А сколько экранного времени не навредит ребенку?
Если речь идет о детях до двух лет, то большинство здравоохранительных организаций (в их числе — ЮНИСЕФ и Американская академия педиатрии) рекомендуют полностью оградить их от взаимодействия с экранами.
Норма экранного времени для детей от двух до шести лет — не более часа в день. Детям в возрасте от семи до 12 лет рекомендовано не превышать норму в два часа, а по возможности, когда речь не идет об учебе, сокращать это время до одного часа.
Помимо ограничений по времени, есть еще несколько рекомендаций, которые помогут минимизировать вред от воздействия экрана. Во-первых, не оставляйте детей с телевизором и гаджетами один на один. Чем позже ребенок получит возможность самостоятельно управлять количеством экранного времени в своей жизни, тем более зрелым будет его мозг; а значит, у него будет больше возможностей считывать сигналы усталости от экрана и саморегулироваться. На гаджеты, которые ребенок уносит из дома, установите возрастные ограничения контента и экранного времени. По возможности избегайте бесплатных продуктов, где неограниченно интегрирована реклама. Или хотя бы научите ребенка отключать звук на время ее показа.
Во-вторых, привейте детям полезную привычку делать перерывы во взаимодействии с экраном. Даже если вы смотрите фильм, необходимо устраивать короткие «встряски» каждые 20 минут: попрыгать, пройтись, попить воды, сделать гимнастику и отвлечься от просмотра хотя бы на две-три минуты. Эту практику неплохо бы перенять и взрослым. Самым здоровым диджитал-режимом, вне зависимости от возраста, считается схема «2 раза по 20»: она предполагает, что вы делаете к экрану два подхода по 20 минут, между которыми отвлекаетесь от него хотя бы на две-три минуты, а затем устраиваете более длительный перерыв для отдыха.
Влияют ли современные экраны на зрение? Никаких доказательств, что они увеличивают риск развития детской близорукости (как считалось ранее), нет. Но исследования доказывают, что этот риск увеличивает длительное пребывание в помещении, потому что детским глазам для правильного развития необходимо регулярно наблюдать за далеко расположенными объектами. Поэтому лучшая профилактика близорукости — регулярные прогулки. Тем не менее, некоторые проблемы для глаз экраны все-таки провоцируют: прежде всего это «синдром сухого глаза»Синдром сухого глазаИзменения, происходящие на поверхности роговицы и конъюнктивы из‑за недостаточного количества или низкого качества слезной жидкости. В результате поверхность глаза плохо увлажняется, что может вызвать дискомфорт, проблемы со зрением и травмы роговицы и конъюнктивы., астенопияАстенопияУсталость глазных и других мышц, возникающая из‑за длительной нагрузки. Визуальные задачи, требующие высокой концентрации, вызывают перенапряжение и спазм мышц век, лица и даже челюсти, которые тоже включены в зрительный процесс. Симптомы астенопии — жжение и боль в глазах и зоне вокруг них, размытое изображение и другие временные нарушения зрения, головная боль, болезненные ощущения в шее, повышенная чувствительность к свету., временное нарушения зрения из‑за сложностей с фокусировкой на объектах вблизи или вдали.
Как же быть с учебой или дополнительными занятиями, которые проходят онлайн?
Материал, который предоставила пандемия, все еще слишком свеж и мало изучен. Одно из ранних исследований последствий вынужденного перехода к дистанционному обучению младших школьников показывает, что большинство семей столкнулись с всплеском тревожности у детей, увеличением количества истерик и трудностями с эмоциональным регулированием. Подобные выводы вы, скорее всего, могли сделать, и не будучи ученым: на то, что дистанционное обучение «выводит детей из берегов», во время пандемии жаловались практически все педагоги и родители; в сентябре 2020 года результаты опросов российских школьников показали, что и дети от него не в восторге.
Время, которое ребенок проводит перед экраном во время дистанционных занятий, необходимо регулировать так же, как и в случае с развлечениями. Большинство здравоохранительных организаций во всем мире склоняются к тому, что дистанционное обучение не должно занимать больше двух часов в сутки для детей в возрасте от 12 до 18 лет, а тем, кто младше, стоит ограничиться одним часом. Если ребенок исчерпал допустимый лимит экранного времени на учебу, то от диджитал-развлечений придется отказаться. Вывод напрашивается сам собой: при возможности выбора детям необходимо учиться очно, а любых форм «дистанционки» лучше избегать.
Теперь мне понятно, что экранное время нужно лимитировать. Но раньше у моего ребенка был доступ к экрану 24/7. Как начать сокращать и не сойти с ума?
Действительно, сокращать экранное время, если к нему уже был свободный доступ, может быть очень сложно. Особенно если ребенок был занят активностями, вызывающими зависимость. Например, неограниченно играл в видеоигры, — длительные исследования показывают их влияние на структуры мозга, которые отвечают за формирование устойчивого привыкания.
Помочь ребенку справиться с зависимостью от экранов — задача, которая ложится на плечи взрослых. Важно понимать, что она потребует от вас дополнительных сил и устойчивости, запастись терпением и действовать последовательно.
Эксперты Mayo ClinicMayo ClinicАмериканская некоммерческая организация, один из крупнейших частных медицинских и исследовательских центров мира. В числе прочих направлений Mayo Clinic ведет просветительскую работу, постоянно публикуя свежие экспертные материалы о здоровье, научных исследованиях и достижениях современной медицины, а также основанные на принципах доказательной медицины рекомендации по профилактике различных заболеваний и здоровому образу жизни для широкого круга читателей. составили инструкцию из шести пунктов, которая поможет привести количество экранного времени в жизни ребенка к здоровой норме.
Внезапные запреты — путь к конфликту, а не к решению проблемы. Прежде чем вводить ограничения, обсудите с ребенком, почему это важно. Поделитесь своим беспокойством и объясните, что ваша цель не навязать новые правила силой, а прийти к здоровому компромиссу. Договоритесь о результате, к которому будете двигаться вместе.
Ставьте небольшие цели, которые кажутся достижимыми и вам, и ребенку. Если раньше экраны были в постоянном доступе, то сократить их использование до рекомендуемого часа в день сразу не получится. Начните с сокращения текущего экранного времени на четверть, затем — на треть и так далее.
Замените время в экране живым общением и совместностью. Проводите качественное время с детьми каждый день, будьте вовлечены в разговоры, концентрируйтесь на чувствах и активно слушайте. Помогите ребенку преодолеть этот этап, будучи с ним рядом.
В периоды без гаджетов они убираются на зарядную станцию, а уведомления глушатся, чтобы не привлекать внимание. Будет здорово, если вы поступите и со своими гаджетами так же.
Проще всего начать со столовой или кухни. Правило «нет телефона или телевизора за едой» — простое и понятное.
Совместная прогулка, экскурсия или спортивная тренировка — отличный вариант провести время без экранов, если вы интроверт и вам тяжело заменять гаджеты общением.
Кэтрин Прайс, обозревательница The New York Times и автор бестселлера Break up with your Phone («Разорви связь с телефоном»), уверена, что и взрослым, и детям необходимо вырабатывать полезные привычки, которые помогут поддерживать здоровый баланс между жизнью «в экране» и за его пределами.
Во-первых, она рекомендует научиться распознавать признаки усталости от экрана. У детей одним из симптомов усталости является беспокойное движение. Чем младше ребенок, тем быстрее он начинает ерзать, а иногда и просто скакать перед экраном — это явный сигнал, что нужно сделать перерыв. Детям постарше можно рассказать и о других симптомах — сухости глаз, желании потянуться, отвлечься, что‑то попить или съесть, ощущении тяжести в теле.
Во-вторых, важно осознать, что разные активности перед экраном по-разному влияют на самочувствие. Здоровая и питательная еда полезнее, чем сахар и трансжиры, но иногда нам совершенно необходимо съесть целую коробку шоколадных конфет в одиночестве. Аналогично и с экранами: обучение, чтение книг, просмотр полезного контента или дум-скроллинг в разных жизненных ситуациях могут быть по-разному ценны или вредны.
Важно научить детей оценивать свое состояние после спокойного времени у экрана (например, чтения или рисования на планшете) и после активного — видеоигр, просмотра фильмов или мультиков. Не существует рецепта по абсолютно правильному или неправильному использованию экранов. Смысл в том, чтобы замечать взаимосвязь между потраченным в экране временем и своим самочувствием.
Внимание к своему состоянию и настроению — важнейший навык диджитал-гигиены XXI века. Чем старше становятся дети, тем больше времени в их жизни будут занимать экраны. Способность быть во взаимоотношениях с экраном субъектом, а не объектом, станет крепкой опорой на всю жизнь.