Из первых рук

«Думала, я сейчас приду и всех спасу»: разбираем главные мифы о благотворительности

25 августа 2020 в 17:15
Фото: «Ночлежка»
Сегодня люди из бизнеса все чаще уходят работать в некоммерческие организации. Этот выбор уже не кажется странным, хотя по-прежнему окружен предрассудками. Попросили трех девушек, сменивших карьеру аудитора, искусствоведа и антикризисного менеджера на работу в благотворительности, рассказать про главные стереотипы, с которыми они сталкивались.
Маруся Лежнева
Директор ассоциации «Благополучие животных», в прошлом искусствовед
Евгения Белотелова
Управляющий партнер группы компаний Philin Philgood, ex-CEO фонда «Друзья», в прошлом антикризисный менеджер индустрии моды
Дарья Байбакова
Руководитель московского филиала благотворительной организации «Ночлежка», в прошлом финансовый аудитор

«А что, благотворительность — это работа? Там ведь одни волонтеры»

Маруся Лежнева: Семья всегда на моей стороне, но решение о смене работы стало для них шоком. Мне говорили: «Зачем ты куда‑то уходишь, у тебя ведь нормальная профессия? Какие собаки?» С течением времени это изменилось. Сейчас они — моя главная поддержка. И да, это работа, на которой есть зарплата. Конечно, она не будет, как в какой‑нибудь большой консалтинговой компании, зато возможностей реализации себя будет больше, чем где бы то ни было. В благотворительность приходит много молодых ребят. Они выстраивают горизонтальные связи, а не заскорузлые вертикальные, как в больших компаниях.

Евгения Белотелова: Друзья и близкие сначала не понимали, как будет устроена моя новая работа. Пришлось рассказывать, что благотворительность — интересная быстрорастущая сфера, где происходит очень много изменений. За этим интересно наблюдать, в этом интересно участвовать. И, конечно, это не только волонтерство, хотя начать с него свой путь в сфере — здорово. Волонтерство — хороший способ проверить свое желание на прочность.

Дарья Байбакова: Когда я только искала работу в некоммерческом секторе, первая сложность оказалась в том, чтобы разобраться, какие специалисты нужны фондам. Многие вакансии, например, не публикуют на HeadHunter, и человеку не из благотворительного мира бывает сложно понять, куда лучше отправить резюме. Я несколько месяцев выписывала все фонды, которые знала, искала людей, связанных со сферой, рассылала резюме через них, просто писала в НКО: «Вот мое резюме. Нет ли у вас подходящих вакансий?» Казалось, в фондах работают только те, кто хорошо знаком со сферой, долго волонтерил, сразу пришел после университета в НКО или создал собственную организацию. В моем случае сработал контакт девушки, которой я позвонила посоветоваться, как лучше искать работу. Она передала мое резюме Валерию Панюшкину, который как раз открывал новый фонд и искал первых сотрудников.

«В благотворительности работают светлейшие люди»

Евгения Белотелова: В благотворительности совершаются добрые дела, поэтому я думала, что и внутри сферы все очень добры друг к другу. Но эти догадки не оправдались.

Благотворительность — как любое человеческое сообщество. Здесь есть разные люди с разной мотивацией и разным восприятием, и это нормально.

Если бы все были одинаковые, стремительного развития сферы могло бы и не произойти. Мне очень нравится фраза «You don't get harmony when everyone sings the same note» («Не получится гармонии, когда все поют одну и ту же ноту»).

Дарья Байбакова: Многие люди, которые приходят в НКО, наделены повышенным чувством справедливости и эмпатией. В коммерческих компаниях это тоже есть, просто из‑за специфики работы концентрация таких людей в благотворительности выше. Чтобы работать было комфортно и интересно, важно совпасть с фондом, коллегами, руководителем. В некоммерческом секторе роль руководителя НКО — очень важная. Если вы — структурный человек, которому важны планы, этапы и видение, а руководитель — харизматичный человек с более свободным и менее структурированным типом личности, работать может быть тяжело. Фонды тоже все разные. Кто‑то больше концентрируется на адресной помощи, кто‑то на системной. Какие‑то организации больше похожи на коммерческие, а в каких‑то меньше структуры и больше свободы, неформальности, импульсивных решений. Важно найти свое место.

«Фонды — это одна большая семья»

Дарья Байбакова: Во многом так и есть. Мир благотворительности очень маленький, и через одно-два рукопожатия можно получить любую консультацию. К кому бы я ни обратилась, не представляю, что мне бы отказали в совете. Такую гибкость и открытость совершенно невозможно представить в крупных компаниях. Например, я не смогу легко пойти за советом к управляющему партнеру компании «большой четверки». А вот к руководителю даже самого крупного фонда при желании попасть можно. Но есть и другая сторона. Здесь много неформального общения. Если кто‑то с кем‑то не согласен и хочет высказаться, все это делают. Когда мы были в непростой ситуации с открытием прачечной, нас окружило огромное количество поддержки от коллег из других фондов. Но при этом были и те, кто в закрытой группе фейсбука затевал обсуждение о том, что мы действуем неправильно, давал советы. И это, честно говоря, временами только добавляло напряжения.

Евгения Белотелова: Мой путь в благотворительности начался с фонда «Друзья». Когда я погрузилась в сферу, то удивилась, увидев, что фонды, занимающиеся одной проблемой, могут не общаться или даже конфликтовать. Не все были готовы обмениваться экспертизой, работать совместно. Конечно, сейчас ситуация меняется. Фонды становятся более открыты друг к другу. Есть НКО, которые дружат между собой и помогают. Например, если коммерческая компания предложила крупное партнерство фонду, а ему сейчас оно не подходит, то фонд может соединить бренд с дружественными НКО. Или для усиления масштаба фонды могут организовать совместную акцию. Например, мощный проект «Помощь рядом» был запущен «Яндексом» совместно сразу с несколькими крупными фондами.

«Я классный состоявшийся специалист, пойду в благотворительность за релаксом, заодно и карму почищу»

Маруся Лежнева: Я знаю людей, которые поработали в рекламном агентстве и уходят в НКО со словами «Хочу перестать продавать газировку и травить людей, хочу почистить карму». Знаю, что некоторые приходят работать, потому что модно. Хотя, возможно, мода уже прошла. Но чаще всего, в том числе в нашу ассоциацию, люди приходят, потому что видят здесь возможности для развития. Мне кажется, у нас сейчас такое общество: оно хочет что‑то менять, помогать.

Дарья Байбакова: Я пришла после управленческой позиции, где у меня были ассистент и команда. А здесь таких ресурсов не было. Все, что нужно делать своими руками. Удивительная новая жизнь. Сейчас это уже частая история: люди меняют работу и уходят в НКО. Можно быть врачом, учителем, работать в технологической компании, а можно работать в благотворительности. В сфере появляется все больше профессионалов. Они приходят не только из‑за того, что люди хорошие, но и из‑за того, что крутые SMM-специалисты или хорошо разбираются в социальной рекламе. А в НКО готовы работать, потому что находят здесь дополнительный смысл, которого может быть меньше в бизнесе, и потому что здесь очень заметны результаты работы.

Евгения Белотелова: Мне кажется, что для начала важно проверить свое желание работать в благотворительности. Во-первых, получить волонтерский опыт, лучше в нескольких фондах. Во-вторых, побывать на профильных мероприятиях для профессионального сообщества. Это могут быть конференции, круглые столы, где происходит профессиональная дискуссия, а в зале и «на сцене» сидят те, кто работает в благотворительности. Так можно лучше понять, с каким кругом задач и людей придется иметь дело. А после нужно настроиться на учебу и работу. Какой бы ты ни был классный специалист, благотворительность — это специфическая история. Придется многому учиться, во многое вникать, пересматривать профессиональные подходы. Нужно быть готовым встать в позицию ученика. Кроме того, важно, чтобы вы, ваша мотивация коррелировали с фондом и его миссией. В общем, важно понять, совместимы ли вы и благотворительность.

«Там работают только женщины 40+, мужчин вообще нет»

Маруся Лежнева: Я думала, что это сфера взрослых людей за 40 или за 50 даже. И, конечно, абсолютно женская история, которая совсем не соотносится с мужчинами. Но сейчас в благотворительности много молодых. Например, у нас в ассоциации полностью молодая команда до 40 лет, у которой очень много энергии.

Дарья Байбакова: В момент моего перехода я слышала много разных комментариев. Например, что работа в благотворительности — это исключительно удел женщин, которые могут позволить себе не работать, потому что семьи обеспечивает муж. Зарплата для этих женщин неважна, и они могут работать в благотворительности. На самом деле, это не правило — в этой сфере встречаются разные истории.

«Люди в благотворительность идут с травмой, у них личная жизнь просто не устроена»

Маруся Лежнева: Сначала я хотела спасти мир. Думала, вот я сейчас пойду и ух как всех спасу!

Сейчас я уже не хочу его спасать. Он живет, как живет. Просто если есть вещи, которые в твоих силах изменить, то их надо менять, а если нет, то нет.
реклама

Я хочу построить систему, которая решает задачу в целом. Возможно, это будет плохо звучать с точки зрения благотворительности, но мне это интересно именно как кейс. Интересно, как этого добиться. Не из‑за того, что решение — и сам процесс — принесет безусловное благо кому‑то. Хотя и благо оно, безусловно, принесет.

Дарья Байбакова: Некоторые друзья думали, что благотворительность — это исключительно удел людей, готовых пожертвовать всем, отказаться от всего ради идеи, обречь себя на крошечную зарплату, перестать ездить в отпуск. Мне было важно уберечь себя от этой истории. Когда я пришла в благотворительность, то моя зарплата сократилась почти вдвое, и я была к этому готова. Но для меня важно продолжать жить, потому что только так можно хорошо и профессионально работать. И этого же я хочу для своей команды.

Евгения Белотелова: Благотворительность — это зона психологического риска. В силу своей специфики эта сфера собирает эмоциональных людей, даже если эти люди пришли из бизнеса. Нужно быть готовым, что работа в НКО всецело наполняет жизнь не только смыслом, но и огромной ответственностью. Вероятно, вы будете очень много работать и столкнетесь с самыми сложными профессиональными задачами. Но также вероятно, что вам будет интересно, как никогда. А если вы собираетесь занять руководящую должность в НКО, будьте готовы, что такой сильной мотивации, как у сотрудников фондов, практически невозможно найти ни в одном бизнесе.

Пять особенностей работы в благотворительности

Благотворительность — это не отдых и не дауншифтинг. Будьте готовы работать на стыке нескольких специальностей, выполнять разноплановые задачи своими руками в горящем режиме.

Трезво оцените свои потребности, совместимость с фондом, его миссией и задачами конкретной позиции. Нужно время, чтобы погрузиться в специфику и программы НКО.

Сотрудник, который проработал месяц и ушел, — потеря времени как для самого человека, так и для фонда.

Не пытайтесь решить личные проблемы через благотворительность. Не идите спасать мир. Если у вас сложный период в жизни, то попробуйте лучше заняться волонтерством или помочь близкому вам фонду финансово.

Работа в благотворительности — это сложный и безумно интересный кейс. Сейчас сфера в том состоянии, когда еще многое не сделано. НКО очень гибкие, открытые для всего нового. Если вам пришла в голову мысль, то период от идеи до реализации очень короткий.
Если правильно выбрать организацию, у вас не будет стоять вопроса, зачем вы это делаете. Ответ всегда будет перед глазами.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия