1910-е годы
Аборты хотят разрешить, мужчин собираются перевоспитать, люди пробуют себя в разнообразных формах отношений
Статья «О половом влечении», 1915 год
Фрагмент стихотворения о любви, вырезка из газеты за 1916 год
Реклама сочинений Марии Покровской, 1916 год
Любовь образца 1916 года, вырезка из газеты
До революции философское и творческое осмысление сексуальности было доступно узкой прослойке интеллигенции. В начале века эротика была в литературе (Бальмонт, Арцыбашев, Сологуб), живописи (Врубель, Серов, Петров-Водкин, Бакст), театре и Дягилевском балете, философии Розанова и Флоренского. Но искусство и литература были недоступны миллионам. В царской России сексуальная жизнь простых людей интересовала власть в основном в демографическом смысле.
В начале века медицинское сообщество обратило внимание на тему планирования беременности: врачи заговорили о возможности декриминализации абортов, а также выступили за расширение доступа к контрацепции. Другая важная проблема, которую стали обсуждать тогда же, — секс-работа. Сначала ответственность за нее возлагали в основном на мужчин: в 1910 году прошел Первый съезд по борьбе с торгом женщинами, на котором предложили «правильно» воспитывать мужчин и даже объяснили, как это делать. Но почти сразу после революции секс-работниц объявили «классовыми врагами».
Одним из первых декретов большевиков стал декрет о гражданском браке, который утвердил правила вступления в законный брак, а также выделил группы лиц, которым регистрация отношений запрещена в принципе (родственники, несовершеннолетние, «умалишенные» и так далее). В то же время начался активный пересмотр «старой морали». Советский дипломат и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай так писала о половых отношениях в послереволюционный период: «Такой пестроты брачных отношений еще не знавала история: неразрывный брак с «устойчивой семьей» и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительство девушки с ее возлюбленным — «дикий брак», брак парный и брак втроем и даже сложная форма брака вчетвером. Там же — в знаменитом труде «Отношение между полами и классовая борьба» — она рефлексирует на тему неравенства полов: «Опыт истории чему-нибудь да учит. Что может помешать воспользоваться им в интересах класса рабочих, борющегося за коммунистический строй и за новые, более совершенные, полные и радостные отношения между полами?»
Врач и одна из первых российских феминисток Мария Покровская выпустила труд «О жертвах общественного темперамента», в котором возложила ответственность за расширение сферы секс-работы на мужчин.
Первый съезд по борьбе с торгом женщинами, на котором предложили «правильно» воспитывать мужчин, закрывать бордели и прекратить практику сексуальной инициации мальчиков из «благородных» семей в домах терпимости.
Съезд Общества российских акушеров и гинекологов, где впервые заговорили о возможности декриминализации абортов в больничных условиях. Также врачи выступили за расширение доступа к контрацепции.
Любая контрацепция была запрещена, поэтому все чаще стали говорить об абортах. Например, медики подсчитали, что только в Петербурге их количество выросло с 1897 по 1912 год в 10 раз.
Медики из Общества русских врачей настаивают на предохранении от нежелательной беременности, называя контрацепцию единственным средством, способным «вытеснить зло», то есть аборты.
В газетах пишут о женской сексуальности: «У мужчины какая-то животная необходимость, а у женщины ее не может и не должно быть. И в то же время […] говорят, что женщина — это воплощение сластолюбия. Понимай тут как хочешь»
Декрет о гражданском браке, который утвердил правила вступления в брак. Психолог Вильгельм Райх оценил его как предоставление женщине права на «сексуальное самоопределение».
Секс-работниц приравняли к «враждебным революции лицам» и «классовым врагам». Ленин 9 августа 1918 году в письме к председателю Нижегородского губернского Совета Г.Ф.Федорову рекомендовал «… расстрелять и вывезти сотни проституток»
Александра Коллонтай пишет о разнообразии отношений в обществе, где традиционный брак соседствует с сексуальной свободой.
1920-е годы
СССР отменяет наказание за мужеложство и становится самой свободной страной Европы. Но сексуальная революция быстро сворачивается
Освобождение советских мусульманок, вырезка из газеты за 1923 год
Н.К. Крупская на обложке «Работницы», 1924 год
«Рабочая газета», 1926 год
Газеты 1927 года заботит мужская мода
Сексуальное просвещение образца 1927 года
Реклама косметических услуг, 1927 год
Это время некоторые исследователи (например, австрийский и американский психолог Вильгельм Райх) называют «сексуальной революцией». В начале второго десятилетия Россия на законодательном уровне стала одной из самых свободных стран Европы в сфере сексуальных отношений.
Советское государство первым в мире разрешает аборты. В выходившей миллионными тиражами «Работнице» публикуют статьи об устройстве женских половых органов: «Внутренние половые органы находится внизу живота, в той части нашего тела, который называется тазом. Самый большой из внутренних женских органов — это матка; […] Матка похожа на небольшую грушу», — материалы написаны примитивно, но и рассчитаны они были на женщин из деревни, многие из которых вообще ничего не знали об устройстве собственного тела и присылали в редакцию письма с вопросами вроде: «Можно ли поить двухлетнюю дочь водкой?»
Со страниц массовой прессы советских граждан просвещают на тему инфекций, передающихся половым путем, тяжелых последствий «домашних родов» и криминальных абортов: «Особенно много вреда приносят бабки. При тяжелых или неправильных родах, когда особенно необходима помощь знающего врача, бабка своим неразумным вмешательством также приносит непоправимый вред женщине. То же относится и к аборту, произведенному бабкой в грязной обстановке и инструментами, совершенно не годными для этой цели», — такие материалы завершаются призывом обращаться к врачу.
В РСФСР отменяется наказание за мужеложство. Социолог и сексолог Игорь Кон в книге «Любовь небесного цвета» писал, что эта инициатива принадлежала не большевикам (те считали гомосексуальность «буржуазной»), а кадетам и анархистам. В уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 годов гомосексуальность не упоминается. Советские медики и юристы очень гордились прогрессивностью своего законодательства, но, по словам Кона, формальная декриминализация не означала прекращения уголовных преследований гомосексуалов «под флагом борьбы с совращением несовершеннолетних». Официальная позиция советской медицины и юриспруденции сводилась к тому, что гомосексуальность — не преступление, а трудноизлечимая или даже вовсе не излечимая болезнь.
Однако уже с середины 20-х годов начинается административное «упорядочивании половой жизни мужчин и женщин». В 1924 году советский психиатр Арон Залкинд выпускает работу «12 половых заповедей революционного пролетариата», где говорит о сексуальном воздержании до брака, необходимости моногамной любви, а также о флирте и кокетстве, которые должны быть под запретом. О пользе воздержания и для подростков, и для взрослых пишут нарком здравоохранения Николай Семашко и академик Владимир Бехтерев, критикуя заодно идею говорить о сексе в принципе. Журналист и автор телеграм-канала «Раскрепощение» Елена Догадина рассказала «Афише Daily», что уже в середине 20-х годов в прессе начинают появляться материалы о том, какой вред здоровью женщины приносят алкоголизм, сквернословие и «беспорядочная» половая жизнь: «Это называют «ложными средствами», которыми женщина хочет достичь полного равноправия с мужчиной».
В 1920-х годах в СССР существовало эротическое искусство, и сексологические опросы, и биолого-медицинские исследования пола. Но с годами становилось понятно, что это не вписывается в стандарт «пролетарской культуры» и существует не благодаря партии, а вопреки ей. В обществе постепенно начала формироваться сексофобия, и главным доводом против секса стало то, что половую энергию надо перенаправлять на более возвышенные социальные цели. Все это подавалось под видом заботы об укреплении брака и семьи.
Советское государство первым в мире разрешает аборты. Декрет 1920 года разрешал прерывать беременность только врачу в больнице, а для операции было достаточно желания женщины.
Принята редакция проекта Уголовного кодекса, в которой не предусматривалось преследование однополых отношений: гомосексуальность фактически декриминализировали. Другое дело, что гомофобные настроения общества никуда не делись.
Психоаналитик Вера Шмидт основала экспериментальный детский сад, где в воспитанниках не подавляли любопытство к сексу, а, наоборот, доступно рассказывали обо всем, что им было интересно. В итоге сад привлек внимание блюстителей морали — и его закрыли.
Например, в «Работнице» врачи рассказывали о заболеваниях, передающихся половым путем: «Сифилисом человек заболевает, оттого что в его организм попадает мельчайшее живое существо — бактерия, настолько малое, что простым глазом его увидеть нельзя».
Этот год Вильгельм Райх назвал началом торможения «советской сексуальной революции»: «Должно быть устранено все, что могло бы повредить «личности» (имеется в виду, конечно, сексуальность), а «необузданное дикое прожигание жизни» противопоставляется «идеальной» связи «двух свободных людей».
Цеткин цитирует Ленина: «Распад, гниение, грязь буржуазного брака […] наполняют лучших людей чувством глубокого отвращения. Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции»
Торможение секспросвета продолжается. Психиатр Арон Залкинд выпускает «Заповеди», где пишет: не должно быть «раннего развития половой жизни», до брака необходимо воздержание, любовь должна быть моногамной, а «половые извращения», флирт и кокетство запрещенными.
Граждан убеждают в том, очень частые половые сношения «вредны даже для здоровых людей», а «половое воздержание не только безвредно для человека, но, наоборот, приносит пользу организму».
Семашко критикует в «Известиях» книгу профессора Здравомыслова «Вопросы половой жизни», хотя это был вполне целомудренный труд о «воспитании масс населения в духе половой гигиены», где, в частности, писали, что аборт «сильно подрывает половое здоровье женщины».
«Половая повестка» закрывается не сразу. Еще можно найти рассуждения о женских оргазмах: «Интенсивность оргазма бывает различна — от приятного ощущения до неистовой страсти». А также о «половой холодности», которая чаще встречается у «более образованных женщин».
Борьбу с секс-работой, которую посчитали несовместимой с социалистическим образом жизни, стали вести административно-репрессивными методами. Заодно покрывалась потребность в даровой рабочей силе — секс-работниц закрывали в спецучреждениях и заставляли трудиться.
20-е годы — это период активного теоретизирования и экспериментирования с тем, как должна или не должна преподаваться половая гигиена у подростков. Единого взгляда у властей на этот вопрос не существовало, а плюралистичность этого короткого периода — по крайней мере в вопросе образования и воспитания— делала ситуацию очень пестрой.
Многие специалисты считают статистику по абортам в СССР заниженной. Надежных средств контрацепции в СССР не существовало ни в 20-е, ни в 60-е, ни 70-е. Презервативы всегда были невероятно дефицитной вещью. Аборты были единственным надежным способом прерывания беременности. Специалисты называют этот феномен «абортной культурой».
Большевики отменили уголовное наказание за мужской однополый секс в 1917 году. Это был беспрецедентный шаг, до этого лишь во Франции кодексом Наполеона было отменено наказание за гомосексуальные контакты. Фактически Россия оказалась одним из самых передовых государств в мире в этом вопросе. Причем за декриминализацией гомосексуальности последовала в целом широкая сексуальная эмансипация: отмена церковных браков, отмена наказания за кровосмешение, упрощение процедуры разводов, отмена уголовного наказания за аборты.
Но несмотря на отмену статьи за мужской однополый секс в разных регионах страны власти пытались так или иначе преследовать гомосексуалов, если они попадались на глаза. А они попадались. Многие люди перестали стесняться себя и своей сексуальности, которую они сводили не к удовлетворению полового желания, но считали интегральной частью своей личности. Идеи рационального, построенного на принципе знания, а не религиозных предрассудков, государства легитимировали, как они считали, их положение.
1930-е годы
Брак всеми силами укрепляют, эротическое искусство душат, а сексуальность отрицают
Сексизм образца 1930 года
Теперь главное — быть матерью. Обложка «Работницы», 1930-е годы
Дети появляются на обложке «Работницы», 1931 год
1932 год
1933 год
Изображения детей в прессе появляются все чаще. 1935 год
Пролайф образца 1935 года
1937 год
Братский союз России и Украины, 1939 год
К концу 20-х годов советская власть явно сожалела о своем решении разрешить аборты. Как пишет социолог и сексолог Игорь Кон, власть пыталась стимулировать рождаемость оказанием материальной помощи матери и ребенку, но к 30-м годам выяснилось, что рождаемость снижается не из-за бедности. Состоятельные городские семьи рожали меньше детей, чем бедные, а образованные работающие женщины часто не хотели рожать вообще, но государству были нужны новые работники и новые солдаты.
Статьи о вреде абортов начали появляться еще в конце предыдущего десятилетия, а в 1930 году аборты становятся платными, хотя в массовой прессе об этом не пишут. Риторика по абортам меняется в сторону критики, и уже 1936 году аборты в стране запрещают. Поднять рождаемость репрессивными мерами советской власти, разумеется, не удалось: после кратковременного подъема уже через два года рождаемость снова стала снижаться, зато доля внебольничных абортов достигла 80–90%.
Тему секса постепенно вычищают из культуры. «Плакатное целомудрие становится условием жизни, — считает гендерный историк Ирина Ролдугина. — Дошло до того, что Сталин лично потребовал вырезать сцену с поцелуем из фильма «Волга-Волга» 1938 года». Телесность выражали в основном физкультурники. В книге «Слово и тело» журналист и искусствовед Михаил Золотоносов пишет, что для фильмов о парадах физкультурников конца 30-х годов (например, «Сталинское племя») атлетов «тщательно выбирали по экстерьеру»: «Набор эстетических требований к мужскому телу включал отсутствие волос на теле и лице, открытый бесхитростный детский взгляд, широкие плечи, выпуклую грудь, крупные гениталии. При этом не допускалось чрезмерности развития мышц: тело не должно было выражать агрессию, пугать».
В начале периода появились предпосылки для криминализации гомосексуальности. Специалист по ЛГБТ-истории России Дан Хили в книге «Гомосексуальное влечение в революционной России» связал это с голодом после первой пятилетки и общим социальным неблагополучием: «В декабре 1932 было приказано провести чистку партийных рядов — гомосексуалы стали «козлами отпущения», которые были нужны правительству». В результате облавы 1930 года арестовали 130 человек: геев обвиняли в шпионаже и в совращении молодежи. Восстановлено уголовное наказание за мужеложство, которое каралось лишением свободы на срок до 8 лет. Гомосексуальность стала «неназываемой» — вплоть до того, что при переводе арабской поэзии любовные стихи, обращенные к мальчикам, переадресовывались девушкам.
Сталинская сексофобия — как по Замятину и Оруэллу — была направлена, в первую очередь, на уничтожение всех социально-культурных различий и установление тотального контроля над личностью. «Борясь за рациональное половое просвещение детей и юношества, мы всегда ссылались на успехи Советского Союза в этой сфере, — пишет в середине 30-х годов австрийский психолог Вильгельм Райх. — Но вот уже который год мы ничего не слышим о каких-либо новых достижениях, кроме того разве, что идеология аскетизма принимает все более жесткие формы. Следовательно, нам приходится констатировать торможение сексуальной революции, более того, возвращение вспять к формам регулирования любовной жизни, основывающимся на авторитарной морали».
В фельетоне «Саванарыло» Илья Ильф и Евгений Петров рассказывают, как редактор ругает художника за его рекламный плакат, в котором увидел очертания груди.
Задержанных гомосексуалов обвиняли в шпионаже и в совращении молодежи. В результате арестовали 130 человек.
К концу года восстановлено уголовное наказание за мужеложство, которое каралось лишением свободы на срок до 8 лет.
Работница Фабрики имени Фрунзе Мария Климова пишет, что родила пятерых детей, муж ушел к женщине, «которая рожать не хочет», детских садов не хватает, но тем не менее: «После родов я выходила на работу здоровой… Когда же делала аборты, не могла ходить от слабости».
Принимают закон СССР «Об ответственности за изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений и иных предметов и за торговлю ими». Расплывчатые и неточные формулировки закона позволяют возбуждать уголовные дела и отправлять людей в тюрьмы по пустяковым поводам.
Полностью запрещают аборты. В тексте постановления пишут, что советское правительство пошло «навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин».
Усложнилась процедура расторжения брака — еще одна административно-правовая мера, ограничивающая права личности.
В «Книге для родителей» классик педагогики пишет: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».
После кратковременного подъема, несмотря на запрет абортов в 1936-м, в этом году рождаемость снова стала снижаться — и в 1940-м вернулась к уровню 1935 года, который был до запрета абортов.
В этом году доля внебольничных абортов достигла 80–90%
Этот период можно охарактеризовать так: секса нет, есть воспроизводство детей. Судя по тому, что пишут в прессе тех лет, роды — это приятное и естественное времяпрепровождение женщины, только роды делают ее жизнь осмысленной. Мужчины, которые предпочитают женщин-чайлдфри, не достойны иметь семью. Предохраняться или нет — решение врача, пара не имеет к этому отношения. Полигамность в отношениях — это плохо. Резкий поворот к гетеронормативной семье, в которой основная нагрузка ложится на женщину, которая должна совмещать в себе работницу, мать, стахановку, парашютистку.
1940-е годы
Женщину учат быть красивой (даже во время войны), из Советского Союза исчезает секс, расцветает гомофобия
Советы женщине о том, как заниматься сексом и рожать, 1940 год
Как избавляться от черных точек между заводом и окопом, 1940 год
Черные точки не дают покоя советской прессе, 1945 год
1948 год
С 1941 года вводится налог на бездетность. Указ от 8 июля 1944 года настолько усложнил процедуру развода, что стал веской причиной не расторгать брак вообще. Игорь Кон пишет, что Великая Отечественная война внесла хаос в сексуальную повестку этого периода: «Серьезную дезорганизацию в брачно-семейные отношения и половую мораль внесла война, оторвавшая миллионы людей от родных мест и породившая множество временных связей и внебрачных детей. Гибель миллионов мужчин на фронте одних женщин сделала вдовами, а других лишила шансов на замужество и создание семьи…»
В 46-м томе первого издания БСЭ (Большая советская энциклопедия. — Прим. ред.), вышедшем в 1940 году, была весьма консервативная статья «Половая жизнь», в которой акцент делался на том, чтобы не вызывать «нездоровый интерес» и добиваться «разумного переключения полового влечения в область трудовых и культурных интересов». Заодно сообщалось, что в СССР нет полового вопроса. В двух послевоенных изданиях БСЭ тело представлено двумя статьями: «Тело алгебраическое» и «Тело геометрическое» плюс «Телесные наказания» и «Телесные повреждения». При этом в прессе много внимания уделяется женскому телу.
Продолжаются преследования по статье «Мужеложство», и чаще всего они носят политический характер. За «мужеложство» осуждены известный советский певец Вадим Козин и начинающий режиссер Сергей Параджанов.
В БСЭ появилась статья «Половая жизнь», в которой сообщалось, что в СССР нет полового вопроса.
Теперь бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны отчислять 6% зарплаты государству.
Указ от 8 июля 1944 года еще больше усложнил процедуру развода, который стало возможно оформить только через суд с двумя инстанциями, обязательной публикацией в местной газете, отметкой о разводе в паспорте и уплатой значительного штрафа.
На 8 лет лагерей за «мужеложство» и «антисоветскую деятельность» осужден известный советский певец Вадим Козин. Считается, что незадолго до ареста у Козина произошел «словесный конфликт» с Берией, который обещал помочь с вывозом семьи певца из блокадного Ленинграда, но не сделал этого.
Первый срок за «мужеложство» получил начинающий режиссер Сергей Параджанов.
Теперь женщина должна заботиться о своей внешности. Оказывается, что она до этого неправильно сидела, ходила, подавала себя, одевалась, была безвкусной и не ухаживала за лицом и не избавлялась от черных точек. К слову, от черных точек она должна была избавляться и непосредственно в годы войны. Начинают появляться нормативы по весу, ведь стране нужны здоровые физкультурницы. О внешности мужчин речи не идет. Понятие «красота» существовало в прессе сразу, хотя постепенно, на протяжении всего века, оно трасформируется из «все по-своему красивы» в красоту отдельных частей тела: «ножки», «лицо», «талия», «волосы», «она знала, что не была красивой».
Есть дневник советского журналиста Лазаря Бронтмана за 1944 год, который он вел во время работы в «Правде», и вот что он пишет: «Два анекдота — отзвук военного положения в Москве. Первый. «Почему все женщины в Москве носят черное трико?» — «Есть приказ затемнять все места общественного пользования». Второй. По карнизу Моссовета ходит человек. «Петров, что вы там ходите?» — «Я лунатик!» — «Сумасшедший, почему же вы ходите днем?!» — «У меня нет ночного пропуска…»
1950-е годы
Сексуальное невежество, запретные шорты, страшный образ алиментщика
Выглядеть красиво нелегко тем, кто «располнел». Бодишейминг был и в 50-х годах
1950-е годы
Как шла под откос жизнь девочки Сони в 1951 году
Акцент смещается с «рожать» на «воспитывать», 1951 год
1951 год
Такие стандарты красоты были в 1955 году
Как советская пресса прививала чувство прекрасного женщинам в 1955 году
1956 год
Женщинам в 1957 году приходилось нелегко
Парашютистка на обложке «Работницы», 1957 год
Обложка «Работницы» в 1957 году
Острый вопрос в 1958 году
В середине 50-х сексуальный дискурс начал возрождаться, но уже в попытках регулирования, медикализации и педагогизации сексуальности. Все 20 лет, с тех пор как аборты запретили, в стране почти не занимались вопросами развития и совершенствования контрацепции — это главное доказательство того, что власти думали не о здоровье женщин. Обучение использованию противозачаточных средств исключили из обязанностей врачей женских консультаций. Количество нелегальных абортов с 1937 года только росло, и в 1955-м прерывание беременности вновь разрешили.
Советских детей отличало чудовищное сексуальное невежество — они не знали азбучных вещей. Особенно плохо дела обстояли в интеллигентских семьях: если рабочие и крестьяне «не просвещали, но и не запугивали», то от городских детей скрывали абсолютно все.
Настроения этого периода прекрасно иллюстрирует отношение общества к такому элементу одежды, как шорты. «В конце 1950-х годов в СССР впервые появились шорты, но, чтобы носить их даже на курортах Крыма и Кавказа, требовалось мужество, — пишет Игорь Кон. — По распоряжению местных властей мужчин в шортах не обслуживали ни в магазинах, ни в столовых, ни в парикмахерских. Увидев за рулем автомобиля водителя в шортах, милиция могла остановить машину и потребовать, чтобы человек переоделся. Местные жители говорили, что шорты оскорбляют их нравственные чувства. В Москве и в Ленинграде шорты постепенно стали привилегией иностранцев, россияне завоевали это право только после крушения советской власти».
В анонимной статье «Гомосексуализм» в БСЭ биологические причины гомосексуальности, которые раньше использовались как довод в пользу декриминализации, полностью отвергаются: «В советском обществе с его здоровой нравственностью Г. как половое извращение считается позорным и преступным».
Количество нелегальных абортов с 1937 года только росло, и в 1955-м прерывание беременности вновь разрешили.
Ко времени выхода второго издания БСЭ (1955 год) в СССР не стало уже не только «полового вопроса», но и «половой жизни».
Война позволила дистанцироваться от тем запрета абортов, нехватки яслей, детских садов и материальной помощи. Но она закончилась — и женщину снова стали просить рожать. В прессе начинают много говорить об открытии новых яслей и садов, а в помощь матери предлагается не государство, а муж. Теперь алиментщик — это страшное проклятие, он займет место домашнего тирана в сатире. Оставшиеся после войны сироты — тоже забота людей, а не государства. Теперь хороший мужчина обязан хотеть брать детей из приюта, а женщина и подавно. Акцент смещается с «рожать» на «воспитывать». Статьи Макаренко появляются в каждом газетном номере, а вместе с этим просматривается однозначная гендерная сегрегация в воспитании детей: «мужчину может воспитать только мужчина, женщину — женщина», «обязанности у родителей разные», «никакая мать не вырастит сына правильно без мужской руки в доме».
1960-е годы
Осмысление секса в медицине, маленькая сексуальная революция
Какие вопросы мучили читательниц в 60-х годах
1960-е годы
Наивная диетология 60-х годов
Обложка «Работницы», 1960 год
Обложка «Работницы», 1961 год
Животрепещущие вопросы 1962 года
О домашнем насилии, 1962 год
Валентина Терешкова, 1963 год
Обложка «Работницы», 1963 год
Обложка «Работницы», 1966 год
Во второй половине 1960-х снова упростилась процедура разводов. «В более широком смысле 1960–1970-е годы вообще можно назвать временем сексуальной революции, конечно, не столь очевидной и заметной, как западная, и проходившей совершенно иначе, — считает гендерный историк Ирина Ролдугина. — По сути, единственной областью знания, в рамках которой шло обсуждение семейной политики (такой советский эвфемизм термина «сексуальность»), была социология. Именно в этом поле дискутировались проблемы, заботившие и власти, и исследователей».
Взрослых начало смущать сексуальное невежество подростков (собственное невежество их пока не смущало). Прогрессивные советские педагоги, врачи и психологи заговорили о необходимости полового воспитания детей. При этом «половое воспитание» воспринималось скорее как воспитание нравственное. По словам Игоря Кона, в школьных учебниках анатомии и физиологии человека описание половой системы отсутствовало, а о размножении говорили на примере кроликов. Любое изображение мужских или женских половых органов считалось порнографическим.
Автор статьи психолог Артур Петровский писал позднее: «Это было первое выступление по поводу ханжеской десексуализации, процветающей в советской школе. [Учителя] Выражали скрытое, а иногда и явное неудовольствие моим вмешательством в нормально протекающий воспитательный процесс».
Первый семинар по подготовке врачей-сексопатологов был проведен в 1963 году в Горьком. Там же состоялись и два других — в 1964 и 1966 годах. Третий провели в 1967 году уже в Москве, на базе отделения сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РСФСР.
Политик В.Скурлатов выпускает «Устав нрава», где пишет: «Не заниматься так называемым «половым воспитанием». Пол — дело интимное, здесь все должно решаться само собой». Также предлагает «провести длительную кампанию о родовой, моральной и физиологической ценности девичьей чистоты и чести».
Закон о браке и семье значительно упростил процедуру разводов.
Морализаторская книга становится бестселлером. В предисловии психолог Колбановский формулирует главную цель полового воспитания — уберечь молодежь от секса: «Необходимо отвлечь внимание растущей молодежи, в большинстве своем учащейся, в сторону познания различных явлений действительности».
На русский язык переводятся вполне целомудренный труд врача Рудольфа Нойберта «Вопросы пола» и знаменитая «Новая книга о супружестве». Книги — довольно примитивные и морализаторские — сразу стали бестселлерами. Но даже такая информация казалась опасной, поэтому в предисловии к «Новой книге о супружестве» советский психолог Виктор Колбановский четко сформулировал главную задачу советского полового воспитания — уберечь молодежь от секса. Взрослым, по мнению Колбановского, также следовало пореже заниматься сексом.
Теме сексуальности было все еще сложно пробиться в науку. В начале десятилетия аспирант Ленинградского университета Сергей Голод — в будущем один из главных советских специалистов по гендерным исследованиям — начал писать диссертацию о сексуальном поведении советской молодежи. Защитить ее он так и не смог: первый секретарь ЦК Е.М.Тяжельников заявил, что работа Голода — «идеологическая диверсия против советской молодежи». Диссертацию Голоду в итоге пришлось писать на другую тему. Однако важным достижением этого периода стало рождение медицинской сексологии, получившей в СССР имя «сексопатология». Это название подразумевает, что «нормальная» сексуальность беспроблемна, в ней все ясно, а тот, у кого проблемы есть, должен отдаться на волю врачей.
1970-е годы
Мужчин жалеют, равноправие критикуют, в культуре вновь появляется эротика
Вырезка из газеты 1975 года
Статья о разводах, 1975 год
Мужское воспитание, 1978 год
О важности отцовского воспитания, 1978 год
Газеты провозглашают разделение на «женское» и «мужское» воспитание, 1978 год
Началась дискуссия о кризисе маскулинности. В публичном поле ее открыл советский демограф Борис Урланис, который заявил на страницах «Литературной газеты» о таких проблемах, как низкая продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами, алкоголизм и курение, но подчеркнул, что «здоровье наших мужчин в руках наших женщин». Гендерные исследователи Елена Темкина и Анна Здравомыслова считают, что в данном дискурсе мужчины рассматривались не как активные творцы собственной судьбы, а как «пассивные жертвы собственной биологической природы или структурно-культурных обстоятельств».
Идею равноправия мужчин и женщин стали активно критиковать. Игорь Кон приводит в пример интервью Валентины Леонтьевой 1970 года, в котором она сказала, что главная ценность ее жизни — работа, и тогда «один разгневанный мужчина написал, что раньше он восхищался Леонтьевой, а теперь понял, что она вообще не женщина, и потому впредь при появлении ее на экране будет выключать телевизор».
Зато сексуальность стала шире изучаться в медицинской среде. Появился Всесоюзный научно-методический центр по вопросам сексопатологии, а также стали создаваться зачатки «курсов» секспросвета. В Ленинграде открылась консультация «Семья и брак» для молодоженов. Там можно было прослушать цикл из двух лекций: о семейной экономике и этике и о сексе. Власти разрешили создать консультацию, хотя строго запретили ее рекламировать.
Урланис написал в «Литературной газете», что мужское здоровье и продолжительность жизни находятся под угрозой, а виноваты в этом фактически женщины.
Появился Всесоюзный научно-методический центр по вопросам сексопатологии.
Консультацию «Семья и брак» открыл психиатр Абрам Свядощ. Цикл из двух лекций — о семейной экономике и этике и о сексе — могли прослушать молодожены. Власти разрешили создать консультацию, хотя строго запретили ее рекламировать.
Психиатр Абрам Свядощ выпускает труд «Женская сексопатология», где пишет о влечении к собственному полу как о болезни. Впрочем, Свядощ признает, что лечение лесбиянок пока не дало результатов. В целом книга стала революционной.
За мужеложство повторно осужден Сергей Параджанов. За его освобождение высказываются многие деятели искусства, а поэт Луи Арагон лично просит Брежнева освободить режиссера, но добивается лишь сокращения срока на один год.
Опрос показал, что москвички самым распространенным методом контрацепции считают календарный метод (31,5%) и барьерную контрацепцию (30%). Противозачаточными таблетками пользуются только 11% женщин, и все они с высшим образованием.
Невропатолог Георгий Васильченко написал первое руководство для врачей по сексопатологии, рассчитанное не только на сексопатологов, но и на специалистов смежных дисциплин: невропатологов, психиатров, эндокринологов, урологов, гинекологов.
Статья провозгласила, что «семья находится под защитой государства». Это стало еще одним шагом к укреплению моногамного брака. К холостякам относились с подозрением, их также могли заподозрить в гомосексуальности.
Появилось множество методов контрацепции, но советские люди не имели к ним доступа, поэтому были обречены использовать малоэффективные традиционные методы. Новые методы контрацепции не только не внедрялись, но всячески дискредитировались. Врачи пугали женщин «канцерогенным эффектом» оральных контрацептивов — в результате они добились того, что таблетки считались опаснее абортов. Причина тому — невежество медиков и неприятие «западных» методов контрацепции. Для власти это было одним из методов демографического регулирования: они боялись, что распространение оральных контрацептивов может привести к значительному снижению рождаемости в стране.
При этом из-за ослабления цензуры начала возрождаться эротика в культуре. «Иностранная литература» печатала «Улисса» Джойса, «Лолиту» Набокова, «Тропик Рака» Миллера и другие известные произведения. Но все это очень строго регулировалось. Чтобы открыть в столице первую выставку эротической книги и живописи из частного собрания Леонида Бессмертных, пришлось собрать целую комиссию, чтобы убедить районные власти в том, что на выставке не будет ничего непристойного.
1980-е годы
Попытка просвещать школьников в вопросах секса, начало эпидемии ВИЧ, старшеклассницы хотят быть секс-работницами
Фельетон об «алиментщиках», 1980 год
Как заставить мужчину помогать по дому: инструкция 1980 года
1986 год
Дискуссия об абортах, 1988 год
Статья с красноречивым названием о том, как относились к жертвам изнасилований, 1988 год
Ужасы родов в 1988 году
Рубрика «Разговор про двоих», 1989 год
О грудном вскармливании, 1989 год
В этот период начали проводиться исследования формирования половой идентичности и полоролевых стереотипов у детей и подростков. В 1983–1985 годах в школах РСФСР появился курс «Гигиеническое и половое воспитание» в восьмом классе и «Этика и психология семейной жизни» в девятых и десятых классах. Этот курс включал и некоторые элементы сексуального просвещения. Пособия для учителей «Девочка — подросток —девушка» и «Мальчик — подросток — юноша» написали педагог Антонина Хрипкова и врач-педиатр Дмитрий Колесов. Но действительно полезные медицинские знания об особенностях организма здесь перемежаются с гендерными стереотипами: «Стремление представителей мужского пола носить прическу, приближающуюся… к традиционно женской, не может не вызывать недоумения»; «Если с курящими [девушками] юноши и мужчины общаются охотно, то замуж их берут не столь охотно». Советская педагогика с задачей секспросвета школьников не справилась, и в итоге этот курс свернули.
Фактически единственным эффективным «способом контрацепции» оставался аборт. Операция была не только болезненной, но и максимально унизительной. Немецкий журналист Адриан Гайгер и его советская коллега Татьяна Суворова в 80-х проводили опросы 18–28-летних девушек о любви и сексе. Вот что одна из них рассказала об аборте: «Операция прошла без наркоза. В больнице была атмосфера как в конюшне. С нами, женщинами, обращались как со шлюхами. Такое впечатление, что сам факт прихода сюда — уже наказание: тебя наказывают за твое поведение, за секс. Невозможно описать мужчине эти переживания — нужно быть женщиной». Как рассказала «Афише Daily» Елена Догадина, в это десятилетие пресса настаивала на том, что рожать необходимо, и даже говорила, когда это делать: «Ссылались на данные Минздрава о том, что рожать первого ребенка нужно в 20–25 лет. У пожилых — больные дети. Откладывать рождение детей до достижения каких-то благ (квартира, машина, диссертация) нецелесообразно».
Еще в начале 1980-х годов врачи отмечали значительный рост хламидиоза и генитального герпеса среди молодежи и подростков. Никакой серьезной профилактики не велось, а люди не знали об этих заболеваниях и стеснялись обратиться в кожвендиспансер. У урологов появился новый диагноз — «хронический юношеский простатит». А в конце десятилетия был заложен «фундамент» сегодняшней эпидемии ВИЧ-инфекции. Вместо информирования о путях передачи ВИЧ советские врачи говорили, что в СССР СПИДа «нет вообще», поскольку это болезнь гомосексуалов и наркопотребителей. Часто тему СПИДа использовали для антиамериканской пропаганды, иногда доходило до того, что газеты уверяли читателей, будто СПИД изобрели американцы.
Издают книгу для школьного курса «Этика и психология семейной жизни» под названием «Девочка — подросток — девушка», а через год выходит книга «Мальчик — подросток — юноша»
В школах РСФСР формально вводится курс «Гигиеническое и половое воспитание».
Ленинградские психиатры Дмитрий Исаев и Виктор Каган изучают подростковую сексуальность. В 1986 году они публикуют первое в своем роде советское руководство для врачей «Психогигиена пола у детей».
В «Московском комсомольце» публикуется очерк «Белый танец» в двух частях о «валютной проституции». Это были первые подобные публикации в советских СМИ о секс-работе.
В СССР зарегистрирован первый случай ВИЧ.
Несмотря на это решение Президиума Верховного Совета СССР, в СМИ продолжают говорить о том, что ВИЧ — болезнь «гомосексуалистов, бисексуалов, наркоманов и проституток».
Среди москвичек провели опрос, что стало для них главным источником знаний о контрацепции. 56% ответили, что это подруги и знакомые; 9,7% узнали о контрацептивах от родителей, 3,8% — от медработников и 1,2% — от учителей.
Вспышки ВИЧ среди детей стали фиксировать в Калмыкии, Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае — все они получили вирус при переливании крови: тогда шприцы были многоразовыми, а иглы толком не дезинфицировали после процедур.
В этом же году валютная проституция оказывается в десятке самых предпочитаемых профессий при анонимном тестировании старшеклассников в Риге и Ленинграде.
Всесоюзный опрос о том, какие каналы секспросвета считаются самыми эффективными, показал: 45,6% высказались за курс в школах, 42,5% — за специальную литературу, 22,2% — за консультации у врачей, 21,4% — за беседы в кругу семьи. О том, что секспросвет вообще не нужен, сказали только 3%.
Выходит первый том иллюстрированной французской «Энциклопедии сексуальной жизни» для чтения с детьми 7 до 9 лет с предисловием Игоря Кона. Книгу резко раскритиковал Валентин Распутин, сказав, что рисунки из книги даже взрослому мужчине смотреть стыдно.
В Москве появляется первая Ассоциация сексуальных меньшинств, которая начала бороться за отмену уголовной статьи о мужеложстве и за равноправие людей вне зависимости от сексуальной ориентации. Тогда же основатели организации создали первую ЛГБТ-газету «Тема».
Еще одна характерная черта этого периода — коммерческий секс. До 80-х годов в СМИ и массовой культуре делали вид, что этой темы не существует. В 1986-м в «Московском комсомольце» был опубликован очерк «Белый танец» о «валютной проституции». В 1988-м бестселером стала повесть Владимира Кунина «Интердевочка», а через год вышел одноименный фильм. Изрядная романтизация темы и однобокость ее представления (о числе убийств и изнасилований среди секс-работниц тогда говорили мало) привели к тому, что валютная секс-работа оказалась в десятке самых предпочитаемых профессий при анонимном тестировании старшеклассников в Риге и Ленинграде.
В конце десятилетия в СМИ начали рефлексировать на тему сексуального насилия. Тогда можно было найти материалы с красноречивым названием «Сама виновата» и перлами вроде «Райком считает, что Таня [несовершеннолетняя пострадавшая от изнасилования] не могла оставаться в составе комитета комсомола школы, не могла больше быть примером и вожаком для ребят. Какое она имела право говорить о нравственности, после того что с ней случилось».
1990-е годы
Секс как нечто вульгарное, проблемы ВИЧ, образ «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», церковь против секспросвета
Начало десятилетия было ознаменовано выходом сексуальности из подполья; резким ухудшением демографических и эпидемиологических показателей; вульгаризацией, коммерциализацией и вестернизацией сексуальности; зарождением элементов новой сексуальной культуры и эротического искусства. Но уже с середины 90-х годов, по мнению Игоря Кона, начинается «крестовый поход против сексуального образования; возрождение сексофобии и попыток решения сексуальных проблем административным путем».
Однополые отношения были декриминализованы в 1993 году, но трудно назвать это достижением ЛГБТ-активизма: власти пошли на этот шаг по политическим мотивам — иначе страну не взяли бы в Совет Европы. А в 1999 году произошло второе знаковое событие: страна перешла на МКБ-10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра. — Прим. ред.), где гомосексуальность и бисексуальность не являются болезнью и не подлежат лечению. Уже в начале десятилетия в ЛГБТ-среде появился собственный секспросвет в виде многочисленных печатных изданий: газета «Голубок» в Чите, «Гей-диалог» в Нижнем Тагиле, «Сиб-10» в Новосибирске, «Сибирский вариант» в Барнауле и так далее. Но ЛГБТ-организации — немноголюдные и разобщенные — занимались в основном локальными проектами и так и не стали реальной политической силой. После декриминализации так и не появилось законов, расширяющих права ЛГБТ-людей и запрещающих дискриминацию.
Социолог Жанна Чернова, изучавшая мужской глянец с 1990 по 2000 год, считает, что в материалах «мужских» и «женских» изданий этого периода происходит формирование концепции мужественности, которая включает образы отца, сына и любовника. Другие роли — мужа, брата, друга — упоминаются вскользь.
90-е — это возвращение патриархальных установок в СМИ. «Настоящий мужчина» — физически сильный, здоровый, богатый, дорого и со вкусом одетый. «Настоящая женщина» — домохозяйка, сексуальный объект или деловая женщина. «Мужчина утверждает наступательную сексуальность. В сексуальной сфере он становится агрессивным завоевателем», — считают социологи Елена Темкина и Анна Здравомыслова. По их мнению, возвращение патриархального сценария тесно связано с позднесоветским кризисом маскулинности. Секс в данном случае не рассматривается как партнерство. Маскулинная мечта тех лет — красивая, пассивная и покорная женщина. Одним из сексуальных сценариев становится рыночный: мужчина — «спонсор», женщина — «содержанка», секс — обмен благами. Секс становится все более коммерческим: на телевидении и в кино все чаще появляется обнаженное тело. Российский видеопрокат зарабатывает за счет эротики и порнографии. В целом до конца 90-х представление о сексе остается наивно-любознательным.
По статье 121 осуждены сотни человек: в 1990-м — 497, в 1991-м — 462, а в первом полугодии 1992-го — 227 человек.
Центр открылся в Усть-Ижоре Ленинградской области. Там проходили лечение дети, которые за несколько лет до этого получили вирус в больницах. Местные жители выступили резко против: тысячи людей собрали подписи за закрытие центра.
Власти пошли на этот шаг по политическим мотивам — иначе страну не взяли бы в Совет Европы.
Минобразования собрало экспертный совет для создания программы полового просвещения для школ (проект не реализован).
Среди опрошенных в 1995 году 16–19-летних только 35% девушек и 15% юношей сказали, что были влюблены в своего первого сексуального партнера. 21% юношей и 11% девушек начали сексуальную жизнь с человеком, которого до этого не знали.
Согласно опросу ВЦИОМ от 1091 года, 87% ответили отрицательно на вопрос о том, рассказали ли им родители о сексе. По данным опроса 1995 года, 70% 16–19-летних подростков черпали знания о сексе из книг, газет и журналов (70%).
С 1990 по 1996 год заболеваемость сифилисом в России возросла в 48 раз, среди детей — в 68 раз.
Но до конца 90-х годов в России ее получали только беременные женщины с ВИЧ.
В опросе 1997 года учеников 7–9 классов о терпимости к гомосексуалам заявили только 37% мальчиков и 53% девочек. В 1998–1999 годах 16,4% старшеклассников заявили, что геев надо убивать, 33,3% — изолировать, 28,2% — принудительно лечить.
За введение специального школьного предмета, посвященного сексуальным отношениям, высказались более 80% педагогов и около 90% учащихся 7–9-х классов и их родителей.
Как только РПЦ узнала об идее ввести секспросвет в школах, она выступила резко против нее, заявив, что курс «может радикально изменить к худшему нравственную атмосферу в обществе, нанести ущерб целостности человеческой личности, особенно в детском и юношеском возрасте».
Страна перешла на МКБ-10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра. — Прим. ред.), где гомосексуальность и бисексуальность не являются болезнью и не подлежат лечению.
Распространение вируса в России и в Украине было беспрецедентным: от нескольких сотен случаев в 1994 году до 30 тысяч в 1999-м.
Революцией в плане секспросвета стало ток-шоу «Про это». Зрители со всей России писали в программу с вопросами о том, как пользоваться секс-игрушками, как найти доминатрикс и где купить кассеты с художественными фильмами об отношениях между женщинами.
В 1991 году в Усть-Ижоре Ленинградской области открылся первый в СССР Детский центр СПИДа — в нем проходили лечение дети, которые за несколько лет до этого получили вирус в больницах. Из-за тотальной непросвещенности о способах передачи ВИЧ местные жители выступили резко против: несколько тысяч работников завода, который находился по соседству с больницей, собирали подписи с требованием закрыть центр. В целом основным способом распространения ВИЧ-инфекции в 90-е было инъекционное наркопотребление.
Игорь Кон рассказывает, что в 1994 году Министерство образования привлекло его и еще нескольких специалистов в общественный экспертный совет, который должен был создать или адаптировать программу полового просвещения для школ. Минобр получил даже финансовую помощь от Фонда народонаселения ООН для проведения экспериментальной работы, но чиновники не позаботились о политическом и морально-психологическом обеспечении проекта, а кроме того, одновременно с информацией о начале работы над проектом разослали по школам пять «альтернативных программ» полового воспитания, которые были написаны отечественными авторами, не имевшими опыта работы в школе. Этой ошибкой воспользовались противники секспросвета. В то время в России активизировались пролайферы, которые требовали запретить не только аборты, но контрацепцию и сексуальное просвещение. Материалы против инициативы начали появляться в СМИ. В одной из статей под названием «Куклы или презерватив?» прямо приравнивали половое просвещение к «сексуальному совращению детей».
Кампанию «против» поддержала РПЦ. По ее мнению, курс полового воспитания мог «радикально изменить к худшему нравственную атмосферу в обществе, нанести ущерб целостности человеческой личности, особенно в детском и юношеском возрасте». А московский священник и писатель Артемий Владимиров в 1997-м писал, что вместо уроков полового просвещения в школах должны быть введены уроки целомудрия, также он упомянул о телегонии: «Человек, лишивший девицу девства (как правило, это люди циничные, развратные, нечистые, больные), отравит всю последующую жизнь не только ей, но и ее детям. Ибо клетки прелюбодея, проникшие в лоно незадачливой романтической девушки, остаются там десятилетия и затем вступают в сражение с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе». После этого проект спустили на тормозах.
2000-е годы
«Сексуальная контрреволюция», расцвет гендерных стереотипов, новый виток гомофобии
Здесь и далее — молодежные журналы для подростков 2000–2001 годов. Источник: паблик «ВКонтакте» «Память»
Период 2000-х годов Игорь Кон метко назвал сексуальной контрреволюцией. По мнению ученого, это результат роста имперских амбиций, свертывания демократических свобод и возрождения авторитаризма, а также клерикализации государственной власти и образования.
Сексуальные сценарии и практики, принятые в молодежной среде, становятся все более ориентированными на гендерное равенство. Но в обществе продолжается рефлексия на тему «рыночной» модели отношений. Сами женщины чаще говорят о том, что вынуждены притворяться такими, какими их хотят видеть мужчины: «У нас же дикая смесь, это и патриархат такой, и помешанность на внешнем виде, при этом мы безумно самостоятельные. Мы же, мы играем из себя девушек и женщин, инфантильных созданий, большинство, я не знаю практически ни одну русскую женщину, которая является инфантильным созданием», — так описывает себя одна из участниц опроса Анны Темкиной, который вошел в книгу «Сексуальная жизнь женщины. Между подчинением и свободой».
Профессор социологии из Нидерландов Эверт Кеттинг, который изучал сексуальное поведение российских подростков в начале нулевых, пришел к выводу, что их сексуальное сознание остается на уровне 1950-х годов. И журналы, и интернет давали подросткам однобокое представление о сексуальности: например, для девушек девственность — ценность, для молодых людей — клеймо. Очень часты незапланированные беременности у подростков. При этом, несовершеннолетние девушки чаще других прибегают к криминальным абортам, чтобы не приходилось сообщать о беременности родителям.
По мнению Кона, сексуальная безграмотность подростков и их связь с криминальными субкультурами способствовала распространению сексуальной агрессии. Социологи из Казани Александр Салагаев и Александр Шашкин, которые интервьюировали местных школьников, описывали нормализацию групповых изнасилований в подростковой среде.
С начала 2000-х годов принят ряд законов о защите «половой безопасности» детей и подростков. Введена либо ужесточена уголовная ответственность за коммерческую сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Но номинальная охрана половой неприкосновенности ребенка идет вразрез с несоблюдением 16-й статьи Конвенции ООН о праве ребенка на личную жизнь. Это выражается, в первую очередь, в резком противодействии ювенальной юстиции со стороны политиков, общества и РПЦ. Яркий пример — широко известный кейс 11-летней Вали Исаевой, которая в 2005 году родила дочь от 19-летнего мужчины. Очевидное нарушение прав ребенка в СМИ освещали как трагическую историю любви, а уголовная ответственность представлялась как попытка разлучить молодую семью. Тогда за освобождение отца ребенка от уголовной ответственности выступил будущий (с 2009 года) детский омбудсмен Павел Астахов.
В 2000 году зарегистрировано больше 2 млн абортов.
С 1999 по 2000 год число ВИЧ-положительных людей увеличилось почти в три раза: с 30 до 89 тысяч.
По данным за 2002 год, 54% всех детей в России были зачаты вне брака.
По данным опроса 2002 года, 38% школьников источником информации о сексе назвали телевидение и радио, 33% —друзей, 35% — любовников. Большая часть подростков (53%) источником информации о сексе назвала книги и журналы.
В 2002 году пропрезидентская фракция «Народный депутат» внесла в Думу законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложство, и одним из его инициаторов стал нынешний зампред правительства Дмитрий Рогозин. Законопроект был отклонен.
Возраст сексуального согласия повышен с 14 до 16 лет.
В 2006 году, когда число пациентов достигло почти 400 тысяч, заработал национальный проект «Здоровье», благодаря которому антиретровирусные препараты стали доступны не только беременным женщинам, но и другим людям, но при этом их катастрофически не хватало.
Разработана программа для подростков 13–17 лет: «Выход — это верность единственному супругу или супруге в течение всей жизни и воздержание до брака».
Жизненно необходимую антиретровирусную терапию получают только 22% людей с ВИЧ.
По данным Роспотребнадзора, в 2008 году 40% россиян по-прежнему уверены в том, что ВИЧ передается с укусами комаров.
Тамбовский губернатор Олег Бетин заявил: «Толерантность?! К черту! Гомиков надо рвать. И по ветру бросать их куски!» Никаких санкций после этого не последовало — Бетин пробыл на своем посту до 2015 года.
По официальным данным ООН, оценочное число людей, живущих с ВИЧ, в Восточной Европе и Центральной Азии увеличилось до 1,5 млн человек — и почти 90% из них живут либо в Российской Федерации (69%), либо на Украине (29%).
Российская ЛГБТ-сеть опубликовала доклад «Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации». По данным доклада, 27% мужчин-геев и бисексуалов подверглись физическому насилию в связи со своей ориентацией. Помощи от властей они не получили.
В новом столетии ухудшается ситуация с эпидемией ВИЧ в России, при этом эффективная профилактика отсутствует, а уровень знаний населения о ВИЧ по-прежнему остается крайне низким. По данным Роспотребнадзора, в 2008 году 40% россиян были уверены в том, что ВИЧ передается с укусами комаров. В то же время из среды наркопотребителей эпидемия попала в гетеросексуальное население: наркопотребители, в том числе бывшие, не зная о диагнозе, инфицировали своих половых партнеров. Только в 2006 году, когда число пациентов достигло почти 400 тысяч, антиретровирусные препараты стали доступны не только беременным женщинам, но и всем остальным.
В массовой культуре присутствует ЛГБТ-тематика. Созданная в 1999 году группа «Тату» к середине нулевых стала одним из самых коммерчески успешных российских музыкальных проектов. Однако уровень гомофобии в обществе оставался высоким. По данным «Левада-центра», в 1998, 2001 и 2005 годах 31% россиян стабильно считают гомосексуальность болезнью или результатом психической травмы, 36% — следствием распущенности, вредной привычкой, и только 20% — сексуальной ориентацией. В последующие годы уровень гомофобии только рос при активной поддержке политиков и РПЦ. Например, в 2006 году в СМИ широко освещали запрет гей-парада в Москве. Патриарх Алексий Второй тогда поблагодарил Юрия Лужкова за запрет «публичной пропаганды безнравственности». В том же году «Левада-центр» провел опрос о том, должны ли представители секс-меньшинств иметь право устраивать уличные манифестации, и 76% россиян сказали нет.
СМИ вовсю транслируют гендерные стереотипы: для женщин важна внешность, для мужчин — их достижения в социуме. «Женская» повестка окончательно уходит в гетто «женских» журналов, в то время как издания, заявленные как гендерно нейтральные, в основном рассчитаны на мужчин. «Издания, не являющиеся гендерно ориентированными, описывают человека «вообще», который традиционно отождествляется с мужчиной», — анализирует СМИ тех лет психолог Наталья Малышева.
Настоящее время
Церковь и власть против абортов, замалчивание актуальных проблем, закон о гей-пропаганде, феминистская повестка в СМИ
Количество абортов в России с начала 2010 годов снижается, но остается выше, чем в других развитых странах. Специалисты связывают снижение не с повышением уровня информированности, а с выплатами «материнского капитала» — эта форма поддержки рождаемости существует с 2007 года. С абортами пытаются бороться в основном запретительными мерами. РПЦ предлагает вывести аборты из ОМС. Депутат Госдумы Елена Мизулина хочет ограничить оборот посткоитальных препаратов и ввести обязательное прослушивание сердцебиения плода перед абортом (только для женщин, не для мужчин). По факту в 2017 году в России существуют регионы, где сделать аборт невозможно.
«У каждой третьей несовершеннолетней беременной выявляют инфекции, передаваемые половым путем, — рассказывает врач врач гинеколог-репродуктолог Владимир Казанцев. — Материнская смертность среди подростков 13–17 лет в 5–8 раз выше, чем в общей популяции. По уровню подростковой беременности Россия занимает «почетное» 42-е место в Европейском регионе (у нас таких беременностей в 2 раза больше, чем в Польше, в 3 раза, чем в Германии, и в 5 раз больше, чем в Нидерландах)». По словам Казанцева, несмотря на данные статистики, просветительская работа в школе категорически запрещается, любые попытки научить детей и подростков азам полового воспитания пресекаются: «Официальных данных нет, но врачей зачастую просто не пускают в школы. Такие лекции [о половом просвещении] не дают читать».
По словам главы Федерального центра СПИДа Вадима Покровского, сегодня от ВИЧ-инфекции в России ежедневно умирают 50 человек. Согласно новому докладу ООН, количество новых случаев ВИЧ-инфекции в России увеличилось на 75% за шесть лет. Профилактику ВИЧ тормозит то, что некоммерческие организации, которые занимаются поддержкой уязвимых групп, признают «иностранными агентами», а региональные организации, которые занимаются профилактикой ВИЧ, подвергаются травле. Так произошло с челябинской организацией «Компас»: в 2017 году активисты организации «Родительское всероссийское сопротивление» опубликовали экспертизу, согласно которой программа семинара-тренинга против ВИЧ направлена на «разрушение российских семейных ценностей» и «эксплуатирует интерес к сексу». В результате сотрудникам «Компаса» пришлось приостановить проведение тренинга.
В 2013 году Госдума приняла поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который фактически вновь криминализует гомосексуальность. В статью «Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» входит информация, «отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». По данной статье, в частности, преследуют основателей проекта «Дети 404», который занимается психологической поддержкой ЛГБТ-подростков. Когда закон находился еще на стадии обсуждения, против его принятия выступил журналист Антон Красовский, который признался в своей гомосексуальности в прямом эфире кремлевского телеканала «Контр ТВ». На следующий день ему пришлось покинуть работу.
В российских школах начали изучать «Основы православной культуры», а вот уроков секспросвета так и не появилось.
Госдумой приняты поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который фактически вновь криминализует гомосексуальность.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил вернуться к обсуждению вопроса о половом просвещении, а в ответ на это Павел Астахов предложил компенсировать отсутствие уроков полового воспитания в российских школах чтением русской классической литературы.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что секспросвета в России не будет никогда.
РПЦ предлагает вывести аборты из ОМС.
Депутат Госдумы Елена Мизулина предлагает ограничить оборот посткоитальных препаратов и ввести обязательное прослушивание сердцебиения плода перед абортом (только для женщин, не для мужчин).
Общее число диагнозов ВИЧ в России достигло 1,1 млн — таковы данные Роспотребнадзора.
Согласно новому докладу ООН, количество новых случаев ВИЧ-инфекции в России увеличилось на 75% за шесть лет.
В 2017 году ЛГБТ-сеть, совместно с журналистами «Новой газеты» провела расследование об убийствах геев в Чечне. После этого началась эвакуация гомосексуалов из республики.
В 2017 году ЛГБТ-сеть совместно с журналистами «Новой газеты» провела расследование об убийствах геев в Чечне. После этого началась эвакуация гомосексуалов из республики. Чеченская правозащитница Хеда Саратова заявила, что не «стала бы даже рассматривать» дела о таких убийствах. Но позднее сказала, что ее неправильно поняли.
Набирает обороты клерикализация образования. С 2010 года в российских школах изучают «Основы православной культуры», а вот уроков секспросвета в российских школах так и не появилось. Хотя в 2013 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил вернуться к обсуждению вопроса о половом просвещении. В ответ на это уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов предложил компенсировать отсутствие уроков полового воспитания в российских школах чтением русской классической литературы: «Сегодня лучшее, вообще-то, половое воспитание — это русская литература. И вообще литература. Больше надо читать детям — и там все есть: и про любовь, и про отношение полов. И воспитывать должна школа детей целомудренными, в духе понимания семейных ценностей».
Борьба за права детей не помешала Астахову стать участником громкого скандала — на сей раз связанного со свадьбой 17-летней чеченской школьницы Хеды Гойлабиевой. Журналисты «Новой газеты» предоставили сведения о том, что девушку принудили к браку с 47-летним Нажудом Гучиговым. Астахов заявил, что данные о «принуждении, насилии, нарушении прав» не подтвердились. Позднее он добавил: «На Кавказе раньше происходит эмансипация и половое созревание, давайте не будем ханжами. Есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50».
В СМИ усиливается феминистская повестка. И если в России до сих пор проводится мало исследований о теле, контрацепции и оргазмах, то новые издания переводят самое интересное. Важнейшая тема 10-х — насилие и личные границы. Деконструкция происходит в основном благодаря конфликтам: флешмоб #янебоюсьсказать, сексуальные домогательства в школе № 57 и в «Лиге школ», истории Анны Сычевой и Дианы Шурыгиной.
Еще одна примета времени — появляются разнообразные курсы секспросвета для взрослых. Взрослые люди делятся историями о собственных подростковых (и не только) сексуальных заблуждениях в рамках флешмоба #секспросветнужен. Секс-блогер Татьяна Никонова запускает двухмесячный сбор средств на учебник секс-просвета для подростков и собирает нужную сумму за неделю.
«Афиша Daily» благодарит журналиста и автора телеграм-канала «Раскрепощение» Елену Догадину за предоставленные вырезки из советских изданий.