Премьера

«Родину любить обязан»: сборник «Long Play Belarus», как портрет новой белорусской сцены

По мотивам событий последних месяцев 10 музыкантов из Беларуси записали сборник «Long Play Belarus». «Афиша Daily» объясняет, почему эта компиляция особенная даже безотносительно новостной повестки и представляет альбом с комментариями участников. Вырученные со стриминга средства пойдут в том числе в фонды нуждающихся беларусов.

Вообще такие сборники обычно радуют только своим фактом появления, а внутри — кошмар и ужас, но с белорусской сценой все всегда не совсем обычно. «Long Play Belarus» выполняет сразу несколько важных функций. Он показывает, что стремление к переменам объединяет разных — и порой, весьма неожиданных — людей. Идея сборника пришла к группе «Союз», играющую восхитительный эскапистский ретро-поп. Их трек здесь называется «Слово», и он как будто про то, как люди, искавшие раньше способ высказаться максимально витиевато, обретают голос. Причем интересно и эмоциональное измерение. Здесь нет площадных призывов и революционных гимнов, это, прежде всего, песни о любви к родине и рефлексия о том, какое место сами музыканты занимают во всем происходящем.

Но это не все. «Long Play Belarus» еще отлично показывает, что такое новая местная сцена. Многие все еще считают, что Беларусь — это ЛСП, Корж, Тима, Михалок и «Петля Пристрастия». Составители напоминают, что на дворе 2020 год и в Беларуси происходят перемены не только на улицах. Тут и хип-хоп с прищуром от Бакея и Murovei, и нежнейший смарт-поп от Palina, и грубый метал от «Голоса Кинчева», и совершенно навзрыдный трек «Галантереи». Все эти песни отлично работают и вне сборника и ценны сами по себе. Стыд-позор, но мы и сами почти не писали ни о ком из тех, кто в трек-листе. Будем исправляться.

«Союз» «Слово»

Группа «Союз»: ««Слово» появилось случайно: как‑то я сидел на студии, что‑то записывал и начал наигрывать этот мотив. Откуда‑то из головы сами собой пришли и сложились строчки. «Слово» получилось немногословным, но емким и открытым для интерпретации».

Dlina Volny «Glaza»

Группа «Dlina Volny»: «Песня описывает переживания героя, находящегося в постоянном потоке информации, пытающегося не утонуть под давлением лжи, лицемерия и несправедливости, пытающегося зацепиться за правду и удержаться на плаву.»

Palina «Месяц»

Palina: «Я попыталась зафиксировать в этом треке свое внутреннее состояние в период первого месяца после выборов. Это была черная яма безвременья. Когда впервые в жизни видишь столько насилия, абсурда, несправедливости и узнаешь, что эмоции лимитированы, из‑за чего спустя неделю ощущаешь только расширяющуюся пустоту внутри — никогда ранее мной не ощутимый вакуум, который разрушается только тогда, когда ты растворяешься в бело-красно-белой колонне и сотрясающем проспекты «Жыве!».

«Галантерея» «Восень»

Группа «Галантерея»: «Нам не все равно. А из этого уже вытекают другие чувства и эмоции. Это глубокие переживания и ответственность за будущее страны, желание помочь доступными нам способами. С самого начала хотелось обозначить в ней что‑то родное, белорусское, показать, откуда мы. Песня нашла свое место и как нельзя лучше описывает настроение многих белорусов этой осенью»

White Cave «Paranoid Dreams»

Группа White Cave: «Чувство очень продолжительной городской паранойи, от которой не получается отделаться. Идея песни была положена еще зимой, и на фоне прошедших событий она приобрела свою окончательную форму»

Бакей «Родина»

Бакей: «Изначально первый куплет и припев я написал еще до всех этих событий в стране, музыка украинского битмейкера 9 mm.Drumz буквально «вскрыла» эмоциональную крышку. Мне захотелось выразить свои чувства к Родине в форме признания любви к девушке.

Написание немного приостановилось, не мог никак начать второй куплет, предлагал Лизе (Лисе) сделать совместную песню, но тоже не срослось. Поэтому я оставил это на более подходящее время.

Когда Макс [Старцев, координатор проекта и менеджер группы «СОЮЗ»] написал об этом проекте, я вспомнил, что у меня есть почти готовая песня, — вот и пришло время дописать второй куплет. И после оглядки на произошедшие за все это время события в стране, мыслей и переживаний для написания хватило с головой.

Если песня «Голос» с группой «Кислота» — оппозиция и призыв, то песня «Родина» — любовь и восхищение к нашей стране, нашим людям, нашей борьбе, солидарность к участникам акций, сопереживание и поддержка для будущих свершений.

Очень крутой проект, много талантливых белорусских музыкантов, каждый со своим подходом, приятно находиться в такой компании. Ты можешь не любить власть, но Родину любить обязан».

Лиса «Метаморфозы»

Лиса: «Метаморфозы» о том, что личность всегда развивается, человек растет каждый день. Что его взгляды и мысли меняются так же быстро, как времена года. И это нормально. Но иногда такие изменения кому‑то не нравятся, кому‑то мешают. А это — главная странность, ведь почему мы не можем жить так, как хотим сами? Где наша свобода слова и свобода действий? Эта песня о том, что надо быть собой, несмотря ни на что и ни на кого.

Michael Dailida «Мои ковры Средневековья»

Michael Dailida: Песня родилась спонтанно. Я пришел к своему другу, художнику Вадику Фину, попросить акустическую гитару, порепетировать, а у него дома на полу я обнаружил шкуру дикого кабана. Я говорю: «Больше, чем ковер». Вадик отвечает: «Да, ковры, вот такие ковры средневековья». Мне это запомнилось, думаю, будет песенка. Спустя несколько дней дома я внезапно наткнулся на огромного паука, я с ним боролся, он не хотел просто так убегать, он большой король пауков. И тут я вспомнил про ковры средневековья и соединил их с пауком, его одиночеством в огромном мире моей комнаты: паутина, рисунки крестов, он сплетет себе тоже ковер и осенью улетит один.

«Голос Кинчева» «Жирно»

Группа «Голос Кинчева»: Экзистенциальный крик души личности, уставшей от навязчивости социальных отношений, законов, оценок, моральных выборов, идей и идеалов. Крайность, в которой остается лишь бежать, желание спрятаться в себе, в убежище, замкнуться, вплоть до холодной могилы. Абсолютный пессимизм. Призыв-просьба оставить в покое, но в ответ непоколебимый уклад, сценарий, закон стаи, рой, вездесущие доставучие «длинные руки» и «всевидящие ока».

Murovei «Я нарадзіўся тут»

Murovei: «Так уж сложилось, что гимнов свободы в современной Беларуси, действительно, много, думаю, практически у каждого из нас есть свой любимый трек на эту тему, а то и несколько, как и у меня. «Я нарадзіўся тут» — один из них. Первый раз услышал эту песню в исполнении Змицера Войтюшкевича много лет назад: в ней надежда и отчаяние, в ней любовь и грусть, в ней свобода и вера в будущее. С большим уважением и ответственностью я постарался исполнить ее по-своему».

Расскажите друзьям
Читайте также