2019 год — в итоговых списках музыкальных изданий: что они значат и какие стоит изучить

10 января 2020 в 18:01
Финальный аккорд в подведении итогов прошлого года. Николай Овчинников посмотрел на списки зарубежных изданий, выбрал самые интересные и сделал неприятные выводы по поводу происходящего.

Самое интересное всегда находится в неконвенциональных плейлистах узкопрофильных изданий, их список будет чуть ниже, но хочется немного поговорить о том, какой видят музыку в 2019 году музыкальные журналисты.

Во-первых, изменился гендерный баланс. Это был год Арианы Гранде и Билли Айлиш, Адрианны Ленкер из Big Thief и Ланы Дель Рей, Тейлор Свифт и Лиззо, FKA Twigs и Clairo. Тут можно было бы, конечно, поискать стремление авторов как‑то успеть за прогрессивной повесткой, но вы сами вспомните, что за диски были в списках лучших у вас в стримингах. Я помню, как серфил в марте по топам Apple Music разных стран. И там был только один исполнитель, общий для всех, — Ариана Гранде. Та же история вскоре повторилась с Билли Айлиш.

Во-вторых, в глазах журналистов хип-хоп перестал быть главной музыкой на планете. Его методы можно найти у многих фигурантов авторских списков, но не более того. Кажется, единственный консенсусный рэп-альбом 2019 года — «Igor» (он и у нас был в топе читательского голосования). 2019-й — год торжества интимной поп-музыки, которая поет о больших чувствах и не прогибается под изменчивый мир: об этом «When We All Fall Asleep…» Билли Айлиш и «Norman Fucking Rockwell» Ланы дель Рей, «Thank U, Next» Арианы Гранде и «When I Get Home» Соланж.

В-третьих, люди с гитарами вновь кому‑то интересны. Black Midi и Fontaines D.C., Idles и Vampire Weekend — рок-музыка избавляется от стадионного пафоса, раздевается до костей и возвращает себе силы. Впрочем, по поводу Black Midi есть ощущение, что сработала инерция первого восторга — их дебютный альбом слушать решительно невозможно.

И главное — в 2019 году не было ни одной записи, по поводу которой хотелось бы поспорить и о которой хотелось бы побольше говорить. Канье? Тут консенсус только по поводу того, что махнуть на него рукой. Билли Айлиш? Все довольны. Экспертный консенсус своей слаженностью и благостностью вызывает тошноту, а смелость иных авторов заключается в том, что Билли Айлиш будет не в топ-20, а в топ-30. 2019 год и вправду был перенасыщен событиями, но по итогу ничего, кроме скуки, не остается. Но это за рубежом. У нас, к счастью, есть хотя бы группа Shortparis, из‑за которой в ноябре все чуть не переругались.

Самые интересные итоговые списки, которые стоит изучить

Лучшие альбомы по мнению издания Fact

Что: британское издание, которое уделяет особое внимание неочевидной поп-музыке, электронике и рэпу.

Как: журналисты поступили самым благоразумным образом и расставили лучшие релизы в алфавитном порядке.

Что внутри: раздолье для тех, кто послушал Энджел Олсен или Charli XCX и хочет еще.

Приятная находка: альбом участницы последнего Пикника «Афиши» Lafawndah. Статический соул с множеством корней. Как FKA Twigs, только медленнее и мрачнее.

Также почитать: подборка лучших альбомов от Quietus (неформальное название — «Список альбомов, которые ты точно не слушал, а зря») и, для контраста, скучный и очевидный список лучших альбомов по версии Pitchfork.

Что: одно из лучших американских музыкальных изданий, пишущих о музыке во всем ее многообразии, но не чурающееся альтернативного рока.

Как: список без ранжирования — впрочем, оно и не нужно.

Что внутри: всего пять позиций, но очень показательных. Maroon 5 поражают скукой, Эд Ширан — тем, что умеет превращать все в до противного паточный поп, Джон Ледженд зачем‑то переделал старый стандарт, и вышло пошло. Не обошлось без Канье. Обошлось без Билли Айлиш.

Приятная находка: таковой можно считать, что составители списка удержались от включения в него Lil Nas X.

Также почитать: воспользуемся служебным положением и порекомендуем наш список худшего в музыке за 2019 год. Там есть Билли Айлиш.

Что: главное издание в мире электронной музыки.

Как: 20 лучших миксов на странице с очень красочным оформлением (правда, очень тяжеловесным — еле скроллится).

Что внутри: выступления на Boiler Room, фестивальные и клубные сеты и отдельно — микс в память о Здаре из Cassius, погибшем в этом году. Есть феерическое выступление Aphex Twin и подборки из DJ-Kicks и Late Night Tales.

Приятная находка: Boiler Room с участием лондонской DJ Sherelle. 50 минут адского джангла. Если вы хотите увидеть лучший Boiler Room, то вот он.

Что: блог, выросший в полноценное издание: пишет равным образом об актуальной новой музыке и — восторженно — о последнем альбоме Селены Гомес. Находится в одном издательском доме с Spin и Billboard.

Как: стандартный список из 10 позиций.

Что внутри: хардкор, металкор, скримо, которые вы, скорее всего, не слушали (во всяком случае, автор текста в 2019-м послушал только 3 позиции из 10). На первом месте — группа Amygdala с альбомом «Our Voices Will Soar Forever», от которого рука так и тянется то ли к булыжнику, то ли к револьверу. Не музыка — ковровая бомбардировка на дискотеке. Плюс язык автора Тома Брейана («Look: I love screamo. Thanks to the Bring Me The Horizons of the world, the genre name is a dirty word in plenty of circles).

Приятные находки: для тех, кто в курсе повестки, там вряд ли будет что‑то интересное, для остальных же — идеальный экскурс по жанру, который все никак себя не похоронит (и слава богу).

Что: американский вебзин, пишущий обо всем, но прежде всего о музыке.

Как: еще один традиционный топ-20 от последнего к первому месту, ничего особенного по форме.

Что внутри: начнем с того, что о важности малых форм говорят уже лет 10. Но EP в традиционных медиа все еще значатся как некое дополнение к полноценному альбому, а зря. Список Paste Magazine отлично объясняет, почему это не так. В списке — в основном инди с гитарами и близкие к тому музыканты. В том числе Sunflower Bean и Broken Social Scene (у них EP вообще безупречный получился, получше многих альбомов).

Приятные находки: на первом месте — инди-артистка Люси Дакус, у которой есть как минимум милый кавер на «In the Air Tonight» Фила Коллинза.