С электронной музыкой из России в отличие от хип-хопа в этом году все было очень хорошо. По просьбе «Афиши Daily» Валерия Рясина выбрала 11 самых интересных альбомов: от переиначивания русской попсы до техно, от деформированной этники до хтонических песен по мотивам службы в армии.

Narcissi «Narcissi EP»

Narcissi — краснодарский дуэт, реинкарнировавшийся из некогда популярного, но распавшегося электронного трио Modul. В 2019-м внезапно объединившиеся Александр Точилкин и Евгений Щукин обратилась к корням традиционной казацкой музыки, пропустив ее через привычную для себя электронику советских и японских синтезаторов. Эксперимент не могла не заметить поклонница потусторонних диковин и гиперреальных голосов Аиша Деви, выпустившая EP на своем лейбле Dense Noire.

Foresteppe «Karaul»

С первого альбома «No Time to Hurry» бердский музыкант Егор Клочихин стал одним из главных героев российской фолктроники и последние лет пять красиво наполнял эту нишу своими неспешными душевными мелодиями со скрипами, гитарными переборами, расстроенными шкатулками-игрушками и кассетными пленками. Но на последнем альбоме «Karaul» он сломал привычную для себя парадигму положительного медитативного созерцания и закинул какой‑то темной, местами хтонической, действительности. Причина — добровольный поход в армию, который он и отрефлексировал с помощью пластинки. Пример — трек «3Z», который кажется таким же бесконечным и монотонным, как пресловутая армейская служба.

Zurkas Tepla «Occasion Smell»

Московский продюсер Zurkas Tepla пишет музыку не первый год, и еще пару лет назад его альбом вышел на лейбле британца Forest Swords. Но именно в 2019-м он оказался в эпицентре экспериментальной московской сцены, выступив сразу на нескольких больших событиях в «Мутаборе», а также на фестивале Urvakan в Ереване. Его «Occasion Smell» продолжает историю разрушенного контекста и обрывков смыслов: он собран из неуютных коллажей, обрывков фраз и звуков, которые заставляют ощущать себя в комнате страха, сделанной под старые советские ужасы в духе «Вия».

А вот вам еще небольшой инсайт: выступление Zurkas Tepla на фестивале Fields очень оценил участник важного анонимного дуэта SHXCXCHCXSH, сказав, что «это лучший электронный лайв, что он слышал за последние лет десять».

Shadowax «Николай Рептайл»

Мирабелла Карьянова, поклонники которой жаждут новых альбомов, выпустила в этом году EP под своим вторым псевдонимом Shadowax. «Николай Рептайл» продемонстрировал любовь Миры к наследию российской хип-хоп-сцены 90-х и британскому саунду, но при этом в свойственной для исполнительницы ироничной и в чем‑то наивной манере. Релиз вышел на лейбле Нины Кравиц «Трип», а Мира стала в этом году электронным артистом года по версии пусть и не самой объективной, но все-таки единственной независимой премии Jager Music Awards.

Подробности по теме
«Я не знаю, что такое рейв. Я его не застала»: познакомьтесь с Ishome (она же — Shadowax)
«Я не знаю, что такое рейв. Я его не застала»: познакомьтесь с Ishome (она же — Shadowax)

Moa Pillar «Well-Balanced Rollback»

По собственному признанию Федор Переверзев записал свой самый танцевальный альбом. С этим не поспоришь: треки здесь длятся канонично для танцпола — в среднем по четыре-пять минут (кроме финального «Rollback»), а спиритуальные мелодии буквально нашинкованы на какие‑то лоскуты. Лучше всего работа слушается в лайв-формате, когда монотонно повторяющиеся взрывные биты переходят из трека в трек и поддерживают накал на танцполе. В следующем году Moa Pillar явно окажется в центре внимания техно-промоутеров, которые вряд ли промахнутся, если позовут его на мейны в прайм-тайм.

Подробности по теме
«Я не то чтобы гениальный мелодист»: большое интервью с Moa Pillar
«Я не то чтобы гениальный мелодист»: большое интервью с Moa Pillar

PTU «Am I Who I Am»

Похоже, что разорванность контекстов и саунда можно считать трендом последнего года. Среди примеров — дуэт PTU. Группа сумела перепридумать техно так, чтобы оно оставалось в мейнстриме андеграунда, но при этом не было похоже больше ни на что. Причины такого уникального звучания просты: у ребят серьезный слушательский бэкграунд, в котором ощущается вся электронная плеяда музыкантов, отмеченных Гороховым в «Музпросвете», с классической британской школой электроники, темная сторона немецкого индастриала, а также российский нойз в духе того же Борисова.

Bad Zu «Varvar»

Брейкбит плюс грайм, плюс пост-R’n’B, плюс gcom, плюс бейс, плюс ориентальные мелодии и влияния других культур — второй альбом Bad Zu на лейбле Hyperboloid можно было бы назвать просто пушкой. Каждый трек — выстрел в новый жанр, да так метко, что остается только удивляться, как один человек может переварить такое количество влияний и не превратить свою музыку в кашу. В целом на альбоме местами можно услышать как будто и хитовость Holly Herndon с хорами в ее лучших проявлениях, и Roly Porter с его басовыми экспериментами, и даже грозные танцевальные биты Moa Pillar. Но главное, что этот релиз — победа российского саунда.

Дмитрий Курляндский «Non-Lieux»

Один из самых востребованных российских академических композиторов выпустил в 2019 году эмбиент-альбом. Вместе с саунд-артистом Олегом Макаровым Курляндский вступает в диалог с компьютерной программой, которая по сути переосмысляла запущенные в нее музыкальные партии. На выходе — коллективная работа человека и машины, но с последующей селекцией. В каком‑то смысле этот альбом приблизил нас к будущему, в котором, возможно, больше всего будут цениться именно селекторы, отбирающие из потока генеративной музыки те самые хиты, которые в дальнейшем будут доходить до широкого слушателя. Структурно альбом состоит из равновеликих композиций, которые при этом наполнены совершенно разным по плотности и структуре содержанием. По ощущению — это прогулка по туманному лесу, в котором ты постоянно натыкаешься на какие‑то неожиданные виражи: подъемы и спады, шорохи и потусторонне-инопланетных пришельцев.

Vtgnike «Steals»

У Vtgnike в 2019-м вышел второй релиз на лейбле Николаса Джаара и снова оказался удачным, как и выпущенный в 2014-м там же. Однако теперь продюсер отправился по медитативным лоуфай-эмбиент-просторам, какими‑то — как бы странно ни звучало — балладными хип-хоп-тропами. На этом альбоме Vtgnike проявляет себя как искусного мелодиста, каждый трек которого отпечатывается в памяти, а не проваливается в бездонную пучину сознания цельным куском альбома.

Drojji «Future Sound of Russia»

Недооцененный на родине московский лейбл Kotä еще в прошлом году обзавелся для своего ростера гениальным дуэтом Drojji. В своей музыке они используют популярную сегодня этнику и обходятся без пошлостей: вместо привычной аппроприации ориентальных мотивов — лишь намек на заимствования, главный же акцент смещается на лоскутную форму и повествовательность в духе поп-песен. Под альбом «Future Sound of Russia» хочется только неистово и конвульсивно трястись, представляя себе мировой фольклор будущего.

Kedr Livanskiy «Your Need»

На новом альбоме Яна Кедрина обратилась к наследию поп-песен 90-х, пригласила к сотрудничеству резидента лейбла «ГОСТ Звук», электронного продюсера Flaty, который помог сделать битовый шероховатый и цепкий каркас, а также написала цепкую и искреннюю лирику, наполненную личными переживаниями. Итог — легкие танцевальные хиты, которые легко напевать себе под нос во время танцев. С «Your Need» российская электроника интегрируется в поп-музыку.

Подробности по теме
«У меня своя повестка»: интервью с Яной Кедриной о девяностых, политике и Фейсе
«У меня своя повестка»: интервью с Яной Кедриной о девяностых, политике и Фейсе