8. «Ghost Stories» (2014)
Если и есть кризисный альбом в дискографии Coldplay, то вот он. Здесь нельзя обойтись без контекста — запись диска сопровождал развод Криса Мартина с Гвинет Пэлтроу, который на общее настроение, безусловно, повлиял: вместо духоподъемных терапевтических мантр здесь тихий плач человека, который всю жизнь помогал другим, но в самый нужный момент будто бы не смог помочь себе. В результате Coldplay предстали в самой неубедительной мелодической форме за всю дискографию, где разом вдруг сработали все хейтерские претензии к ней. Единственный хит, «A Sky Full of Stars», кажется показательным на общем фоне — неутешительный EDM на фоне печали человека, которого жалко. Как пела группа «Хлеб»: «Ты не со мной, слезы льются на рейве».
Слушать: Apple Music, ВКонтакте
7. «Mylo Xyloto» (2011)
Если на предшествовавшем «Viva la Vida or Death and All His Friends» Coldplay достигли собственного идеологического пика как группы авторитарного благополучия, то «Mylo Xyloto» — это упаковка этого благополучия в поп-музыку для радио. Шалость удалась: как минимум здесь есть «Paradise» и «Princess of China». Вторую стоит выделить особняком: в 2011 году фит с Рианной для группы Coldplay казался жестом неслыханной дерзости, но в итоге стал удачным и оправданным чекпойнтом — а удача, как известно, награда за смелость. С другой стороны, именно здесь счастье превратилось в буржуазную самоуспокоенность четырех людей среднего возраста: в погоне за поп-формой группа отсекла от себя мелодическое изобилие и многозвучие прошлого альбома. «Coldplay превратились в аттракцион с конфетти и лакокрасочной мазней», — говорили в комментах на одном уже почившем сайте. Не сказать, что были не правы.
6. «Viva la Vida or Death and All His Friends» + EP «Prospekt’s March» (2008)
«Ваши песни слишком длинные. И вы слишком часто повторяетесь, используя одни и те же трюки. И тексты у вас так себе», — упрекал группу великий продюсер Брайан Ино, а потом помог ей сделать самый переломный альбом в те годы и, наверное, в карьере вообще.
«VLVADAAHF» провела важный водораздел в дискографии: Coldplay выбрались из вязкой топи увядающего постбритпопа, и если не изменили себя, то точно перенастроили. Афробит, благоухающие колокольчики, радужные синтезаторы, мощные боевики после тихих слез, торжество оркестра и струнных — во все это были обернуты очень светлые песни, из которых сочилось чистое нефильтрованное счастье. Катарсисом стала заглавная «Viva la Vida». Но это с одной стороны. С другой — впервые стали говорить, что Coldplay «уже не те». Они действительно стали не те. Группа разменяла звук первых трех альбомов на стадионный саунд раз и навсегда.
Отдельного упоминания заслуживает мини-альбом «Prospekt’s March» — семь отличных песен, которые не затерялись бы и в треклисте основного альбома. Эта вроде бы мелочь в общей дискографии — важный штрих к тотемному статусу большой группы, которая может себе позволить не вклеить в треклист основного альбома вторую часть «Life in Technicolor». Просто потому что может.
Особое мнение редактора раздела «Музыка» Николая Овчинникова. Вообще «Viva la Vida or Death and All His Friends» стал первым альбомом-водоразделом. Coldplay обрели новое лицо, и оно многим не понравилось. Но то был пик их сонграйтерского мастерства. Великолепный заглавный гимн неудачников, который и сейчас рассыпается громогласным «О-о-о-о» по стадиону. Тревожная «Lost». Плач по умирающему миру «Violet Hill». Игривая «Strawberry Swing». Coldplay оторвались от земли, вспорхнули над вечным и выдали серию главных песен о главном. «Viva la Vida» — это альбом надежды. Последний альбом перед новым мировым кризисом, после которого парадигма, в которой Coldplay правили миром, перестала существовать. Только и остается петь: «I used to rule the world».
5. «A Head Full of Dreams» (2015) + EP «Kaleidoscope» (2017)
Вроде бы верный продолжатель дела «Mylo Xyloto», но исходные данные другие: «AHFOD» — не только общая терапия для всех, а постразрывная терапия для самого Криса Мартина, причем жизненно важная для возвращения в форму.
Группе можно сколько угодно ставить в вину слишком доходчивую и возмутительно комфортную музыку на этом альбоме и (особенно) EP, но они оставили после себя как минимум эйфорическую «Hymn for Weekend» с эффектным камео Бейонсе, «Up & Up» с эпической экранизацией и «Adventure of a Lifetime», легитимизировавшую Coldplay на танцполе, — а это не так и мало. Ну а на дополнительном EP была великая песня «Hypnotized», которая напомнила о том, что Coldplay все еще умеют создавать баллады для любого сердца.
4. EP «Safety» (1998) + «Brothers & Sisters» + EP «The Blue Room» (1998; 1999)
По-слушательски жаль, что когда‑то продававшийся в российских магазинах сборник «Without Parachutes» — это пиратская сборка старинных треков группы, не попавших в дебютник, а не легитимный релиз. Что, конечно же, не мешает охватить первые EP одним общим взором.
Зачем слушать первые записи? Смотреть, как люди ищут и находят свой звук, — процесс увлекательный сам по себе. Но в случае Coldplay это еще и хорошие песни, которым трагически не хватило в свое время то ли лучшего продакшена, то ли банально внимания. По ним можно не только отследить корни, которые магистральной веткой через альбомы «The Man Who» группы Travis и «OK Computer» Radiohead ведут прямо к «Grace» Джеффа Бакли, но и увидеть сквозь эти попытки осмыслить чужое творчество вполне самодостаточного мелодиста.
Слушать эти песни и правда есть за что: истерический фузз гитары Джонни Бакленда в «Bigger Stronger», скулящее интро и беспокойный конец в «Such a Rush», пробы фальцета в «Easy to Please» и задатки большого хитмейкера в «Only Superstition».
3. «A Rush of Blood to the Head» (2002)
Первые три альбома группы принято объединять в трилогию — это справедливо, но не совсем. Тут показателен контраст между финальной «Everything’s Not Lost» с дебютника «Parachutes» и открывающей следующий альбом «Politik»: после тихой акустики, не разуваясь при входе, бесцеремонно врывается мощный гитарный залп.
Coldplay здесь обросли статью, напором, размахом — в общем, тем, что отличает успешную стадионную группу от просто успешной. Крис Мартин на этом альбоме избавился от главного соблазна, который возникает в таком случае, — поиграть в страстного рокстара-обольстителя. Это в свое время помешало карьере его кумира детства Мортена Харкета из a-ha, которому такой образ органически не подошел (и Крису Мартину не подошел бы тоже). «Рок-н-ролл — это не только слизывать кокаин со спины проститутки», — сказал тогда вроде бы в шутку Крис Мартин, но при этом ненароком сформулировал манифест группы на долгие годы.
2. «Parachutes» (2000)
Дебютный альбом милоголосых норвежских менестрелей Kings of Convenience назывался «Quiet Is the New Loud», но этим заголовком точнее всего объяснить то, что натворили чуть раньше Coldplay дебютным альбомом.
Уже классика: десять удивительно тишайших акустических песен — через них прорастал голый пульсирующий нерв неуверенного в себе молодого человека чуть за двадцать, который вырос в строгой католической семье и не пользовался популярностью у девушек. Совсем скоро он начнет выстраивать всеобщую благодетель вокруг себя, а пока он сражается с демонами внутри себя. Правда, уже здесь выясняется, что песни, которые обращены к себе, работают и для других — но Крис Мартин об этом пока не знает. «Обаяние» — пожалуй, лучшее слово, чтобы объяснить этот альбом: наблюдать за тем, как юный Крис Мартин отлаживает порядок в себе, — трогательный процесс.
1. «X&Y» (2005)
Вроде парадокс, а вроде и нет: лучшая песенная форма Coldplay пришлась на период турбулентности группы при ощутимых признаках застоя. Поводы есть: во-первых, группа ни до ни после не записывала альбом, играющий на настройках предыдущего. Во-вторых, Coldplay оставил Фил Харви — менеджер, верный друг и визионер группы в одном лице: Мартин потом признавался, что участники чувствовали себя растерянными без него, чаще стали ссориться и глобально не знали, что делать дальше.
«X&Y» стал саундтреком растерянности, внутреннего отчаяния, но непоколебимой веры в то, что все когда‑нибудь как‑нибудь да наладится, потому что ведь иначе быть не может. Именно здесь есть песня с исчерпывающим заглавием «А что, если?». Именно здесь есть важнейшая для идеологии группы песня «Fix You», которую Крис Мартин написал для жены после смерти отца, а получилось, что это посыл для всех: что бы не случилось, найдется тот, кто все починит.
При этом работа на прошлых настройках тоже сыграла в плюс: Coldplay, до того уже замеченные во внимании к деталям, филигранно выточили звук. «X&Y», если угодно, пир уха для перфекциониста: Джонни Бакленд, кажется, не просто выкручивает ручку высоких частот на максимум, а пробивает гитарой стратосферу, фальцет Мартина вместе с щемящими клавишами отправляются туда же. Ни одного лишнего шороха, ни одного шершавого места, звукового кульбита и неожиданного плоттвиста — все будет позже.