Еще на пике своей карьеры рэпер Тимати начал реализовываться как бизнесмен. В минувшую неделю состоялось неоднозначное (как и многие его инициативы) открытие первой точки сети кофеен Stars Coffee, которая сменила ушедший на волне санкций Starbucks. Вспоминаем другие знаковые проекты Тимура Юнусова, превратившегося в адепта импортозамещения.

«Баксы уехали, звезды остались» — новый ребрендинг «Старбакса»

19 августа 2022 года на Новом Арбате открылась кофейня Stars Coffee, отечественный аналог ушедшей с рынка мировой сети Starbucks. Среди новых преемников бизнеса — Тимати, ресторатор Антон Пинский и холдинговая группа «Синдика». Над меню кухни и напитками работали шеф-повар Владимир Чистяков и кондитер Юрий Волков, известные по другим московским проектам, бариста — победители чемпионатов Богдан Прокопчук и Лилия Гадельшина. Партнер по бизнесу Тимати, Антон Пинский, который вообще-то не пьет кофе, писал в соцсетях, что настроен оптимистично и советует как напитки, так и еду в импортозамещенных кофейнях.

Владельцы нового бизнеса планируют расширить сеть до более 200 точек, открыть в новом формате в коллаборации с суши-барами Red Box и заведения ресторанного уровня с другим меню. Тимати описывает свои планы так: «Это городской хаб. Встречи, свидания, времяпрепровождение. Серфинг в социальных сетях. Все это сопряжено с напитком, который бодрит, тонизирует и дарит хорошее настроение. Это напиток королей — изначально кофе пили только короли, насколько мы знаем историю».

К моменту ухода с российского рынка американская компания владела 130 кофейнями, в которых работали более 2000 сотрудников. Сумма сделки не раскрывается, при этом известно, что новые владельцы не могут использовать ни фирменный логотип, ни технологические карты, по которым работали прежние заведения. Предприниматели презентовали логотип с русалкой в кокошнике в фирменных цветах, который схож с оригиналом, поэтому есть вероятность, что сам Starbucks может подать в суд на новых владельцев.

«Все хотят „высокую кухню“ Патриков»

Тимати не первый год сотрудничает с Антоном Пинским. В ноябре прошлого года партнеры совместно представили концепцию паназиатских закусочных Red Box. По их словам, все хотят «высокую кухню» Патриков, при этом соблюдая средний чек в 1000–1500 рублей, но ни одно заведение в городе за эти деньги не может дать соответствующий уровень кухни. Пинский описывал концепцию так: «Это не фастфуд. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас много модных азиатских ресторанов с достаточно высоким средним чеком. Мы же хотим создать сеть заведения с такой же едой, но более доступной и массовой».

Сейчас открыто два ресторана в Москве и один в Петербурге. Партнеры преследуют схожую цель, как и в других проектах, — предлагают кухню более высокого качества, чем фастфуд, при этом бюджетнее, чем в обычном ресторане. По итогу проект собрал неоднозначные отзывы, а информации о выручке и прибыли в открытом доступе нет.

Тимати начал заниматься ресторанным бизнесом еще в 2016 году в рамках холдинга Black Star, и уже к 2019 году прибыль сети бургерных составила 91 млн рублей, по данным СПАРК. Из‑за пандемии и спада волны хайпа компания начала сокращать обороты — на 45% от объема выручки до эпидемии коронавируса. Также некоторые рестораны стали закрываться из‑за жалоб на качество еды (например, в Нижнем Новгороде), несколько бургерных по франшизе остановили работу из‑за пандемии, а выход на американский рынок не увенчался успехом.

Также у Тимура Юнусова был совместный проект с его братом Артемом Юнусовым — Chicken Mafia, запустившийся летом 2020 года, но, судя по немногочисленным негативным отзывам посетителей, домашние рецепты с курицей не принесли ни хайпа, ни прибыли.

«Тимати стал делать лучше, когда ушел из Black Star»

Компания Black Star была основана Тимати, Павлом Пашу Курьяновым и Вальтером Чассемом еще в 2006 году. Она преимущественно ассоциировалась у аудитории с личным брендом рэпера, и все новые стартапы от тату-студий до автомоек соответствовали общей концепции. По мере расширения холдинг включил в себя музыкальный лейбл Black Star, ресторанную сеть, коммуникационное агентство Global Star, футбольное направление — в каждом из сегментов доля рэпера была не меньше 15%. В ранний период доходы компании доходили до миллиарда рублей в год, к 2018-му — до 2 млрд.

Музыкальное творчество, концерты и реклама Тимати приносили лейблу 15–20% от ежегодного дохода. В общей сложности все проекты рэпера (которые также перешли к нему после раздела долей) давали 30% выручки Black Star.

В 2020 году Тимур Юнусов объявил о выходе из бизнеса и регистрации новой, собственной компании — «Ракета», а затем «Ракета Инвест». «Это не спонтанная рефлексия. Это взвешенное решение партнеров, которые провели вместе больше 20 лет, перевернули музыкальный рынок в стране и построили единственный успешный „зонтичный“ бренд, который основывался на музыке, но стал известен и популярен далеко за ее пределами, открыв дорогу сотням молодых имен. На сегодняшний день, превратившись в „Группу компаний“, на мой взгляд, мы потеряли тот самый камерный шарм и сфокусировались на оборотах, статистиках и прочей бюрократии, без которой на самом-то деле невозможна ни одна крупная компания», — делился предприниматель в соцсетях.

На уход из компании звездного сооснователя также повлияли различия в видении бизнеса с партнерами. По словам Тимати, он тоже в большой степени шоумен и продюсер, чем предприниматель, а ажиотажный спрос на свои продукты ему удается создать еще до наступления релиза. При этом он чаще не зависит от партнеров и легко экспериментирует.

Генеральный директор Black Star Павел Курьянов подтверждал эти слова: «Изменилась сама музыкальная индустрия, возможно, она ему не совсем по вкусу. Плюс Тимур не любит системы и стандарты, они стали тесны для него. В системе, которую мы построили, у него была своя роль, которая ставила его собственную музыкальную карьеру на второй план, он по этому поводу сильно расстраивался, и я его хорошо понимаю».

Несмотря на все те же оптимистичные посты в инстаграме* и медийный успех, после ухода Тимати из Black Star всплывают разные истории финансовых проблем — то с налоговой, то с брендами, доставшимися после деления активов. Не все направления и сегменты бизнеса оказались однозначно успешными, а некоторые даже посредственными. Еще до выхода Тимати из совета директоров холдинга у одноименного бренда одежды были выявлены долги на сумму более 6 миллионов рублей.

Рэпер полностью забрал не только собственные песни и клипы, но и барбершоп и тату-салоны 13 by Black Star, 13 Beauty by Black Star и спортивные залы Black Star Fitness, сохранил свои доли в сети бургерных Black Star Burgers, автомойках Black Star Carwash и картинге от лейбла Black Star Karting. При этом Тимати пришлось отдельно покупать торговые марки для фитнес-центров и автомоек, а спортивные залы уже к 2020 году оказались убыточным предприятием: ООО «Меркурий Фитнес» работал с убытком 126 млн рублей при выручке в 25 млн.

Компании «Ракета» и «Ракета Инвест» были зарегистрированы не просто так: тогда в сфере интересов Тимати, помимо его творчества, были табак для кальянов, мобильное приложение для онлайн-шопинга StreamSale и серф-лагерь 13 Surf Camp на Мальдивах. «Прежде всего мне интересны проекты в e-commerce, индустрии развлечений и смежных отраслях. Также я рассматриваю проекты по направлениям здоровье и wellness», — говорил Тимати в интервью изданию Sostav в 2021 году. По словам предпринимателя, серф-лагерь приносит до 20 млн чистой прибыли за один выезд.

«Реальное крутое импортозамещение»

Сейчас все бизнес-концепции, интересующие Тимати, строятся на идее «реального крутого импортозамещения» (об этом он пишет в одной из запрещенных соцсетей), акцент делается на предпринимательстве в России, которое строится на основе полученного опыта и уникальных знаний: «На фоне развития Black Star сформировался богатый опыт продюсирования. Кто бы что ни говорил, но нам удалось конкурировать с мировыми брендами в сложных отраслях: шоу-бизнесе, индустрии развлечений и на рынке фастфуда. Я хочу применить этот опыт для развития отечественных стартапов».

К сожалению, еще два года назад бизнесы артиста оставались для него побочным источником денег. Основной доход Тимати — музыка и рекламные интеграции, иногда комплиментарные представителям власти. Рэпер занимается бизнесом и стартапами много лет, но многие из них оказываются прибыльными на волне хайпа и довольно недолго. В минувшую неделю Stars Coffee на Новом Арбате собиралась очередь, правда, не такая большая и без видимого энтузиазма. Пока остается только наблюдать за везением предпринимателей, удачливости концепции и работой маркетологов нового проекта.

*Instagram принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Подробности по теме
Фраппе, перепутанные имена и звезды индустрии — открытие Stars Coffee вместо Starbucks
Фраппе, перепутанные имена и звезды индустрии — открытие Stars Coffee вместо Starbucks