Падение рубля и уход брендов особенно ударили по среднему и малому бизнесу в России. «Афиша Daily» поговорила с основателями фешен-брендов, рестораторами, издателями и музыкальными менеджерами о том, как им удалось перестроить свой бизнес на новые рельсы, чего они ждут от будущего и что делать, если у вас самих есть маленький бизнес.

Кратко


  • Подорожало практически все, но паники нет.
  • Из‑за логистики много проблем с поставками из‑за рубежа, особенно Европы и США: стоит подумать об альтернативе в виде Азии, если без поставок никак
  • Но лучше придумывать что‑то на основе локальной продукции: это касается не только ресторанов.
  • Оптимизация расходов — полдела, вторая половина — поднятие цен, оно неизбежно: как минимум, на 10-20 процентов.
  • Поддерживайте другой малый бизнес.
  • Пользователи ждут общения с брендами, но стоит быть аккуратным в соцсетях. И не стоит чураться «ВКонтакте».
  • При этом что будет с аудиторией потом — неизвестно.
Андрей Кравцов

Основатель бренда одежды Shu

Нам пришлось серьезно перестраивать все наши процессы, связанные как с производством, так и с работой внутри команды. Мы сохранили штат сотрудников в полном составе и будем стараться, чтобы экономические изменения не отразились на них.

Что касается цен, то в течение месяца мы сдерживали их, чтобы понять, как нам выполнять наши прежние задачи так же хорошо, как и раньше, в абсолютно новых условиях. Мы понимали, что роста не избежать, ведь большая часть нашего производства находится в Китае, а платежи связаны с валютой. В итоге цены вырастут с начала апреля, о чем мы заранее предупредили наших покупателей.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы часть ассортимента начать выпускать в России. В конце прошлого года мы открыли собственное производство в Великом Новгороде. Планируем создавать там не только верхнюю одежду, но и хлопковую линейку. Параллельно ведем переговоры с партнерами из Турции, чтобы отшивать у них деним. К сожалению, планы с нашими европейскими байерами поставлены на паузу из‑за происходящих в мире событий. Мы также продолжаем налаживать логистику: проблемы с поставками начались у нас во время пандемии и не разрешились до сих пор.

У нас большая интернациональная команда, которая работает в подразделениях России, Китая и Европы, поэтому очень важно, чтобы мы все оставались в контакте друг с другом, особенно в такое время. Мы и раньше сообщали обо всех важных новостях во внутреннем чате, продолжаем общаться на этой площадке и сейчас. Понимая, что в эти дни большинству нужна моральная поддержка, мы организовали профессиональную психологическую помощь за счет бренда тем, кому это необходимо.

То, что происходит, отразилось на каждом из нас, резко поменяло планы и на время лишило уверенности. Но мы продолжаем делать все, что должны, и просто выполнять свою работу.

Нам важно выпускать комфортную и функциональную одежду, которую многие любят и носят каждый день. Можно даже сказать, что мы видим в этом сейчас свою миссию, так как одежда нужна всем.

В соцсетях мы стали чуть более сдержанными, а также не спешим с публикацией какого‑то другого контента, кроме продуктового. Используем те же площадки, что и раньше, — «ВКонтакте», Instagram* и Telegram. Обычно мы писали о путешествиях, рассказывали о наших проектах и планах, а также о музыке и кино. Теперь мы стали чаще писать о том, как строится наша работа, так как многих это особенно интересует на фоне последних новостей.

Спрос на одежду Shu вырос. Видимо, многие увидели в нас альтернативу популярным европейским брендам, так как нас рекомендовало большое количество стилистов и других людей в соцсетях. Но что будет дальше, сказать трудно. Мы продолжим выпускать наши самые популярные модели. В нашей одежде каждая деталь имеет функцию и обеспечивает комфорт, поэтому нам крайне важно сохранить эту концепцию.

Производственный цикл по-прежнему рассчитывается до восьми месяцев вперед. Правда, на запуск некоторых моделей, которые мы начинаем отшивать на нашем локальном производстве в России, уходит порядка двух недель — в этом случае логистика намного проще. Мы пока не можем позволить себе планировать что‑либо масштабное или долгосрочное. Мы пока сосредоточены на том, как сохранить то, что у нас есть, и сделать все, чтобы бренд продолжил существование.

Подробности по теме
Uniqlo и H&M ушли. Где покупать базовую одежду — от рубашек и футболок до белья и носков?
Uniqlo и H&M ушли. Где покупать базовую одежду — от рубашек и футболок до белья и носков?
Дмитрий Яковлев

Директор издательства «Бумкнига»

Мы перестали размещаться на Instagram и Facebook*. Теперь остались каналы в Telegram и «ВКонтакте», а также публикуем статьи и интервью в «Яндекс.Дзене». Из‑за закрытия [российским пользователям] доступа к аккаунту Mailchimp мы потеряли базу рассылки, поэтому сейчас ищем альтернативу. Соцсети будем вести более сдержанно, давать фактическую информацию, а также попробуем включить поддерживающий контент.
​​

Мы почти не сокращали расходы. У нас их не так много: отказались от печати открыток, может быть, части поездок по России. Впрок закупились коробками для упаковки заказов. В конце февраля мы оплатили все договоры с российскими авторами и переводчиками, далее нужно понять, что делать с выплатами роялти. Наш банк оказался под санкциями, но мы уже открыли счет в другом. Теперь нужно копить средства. Ну и, конечно, больше всего денег мы тратим на печать книг.

Сейчас, скорее всего, придется приостановить выпуск книг, пока ситуация не станет более прогнозируемой.

​​
Мы продолжаем работать, как и раньше, вовремя отправляем нашим покупателям книги. С друзьями из книжных мы время от времени созваниваемся, чтобы поддержать друг друга и быть в курсе ситуации на рынке.​

Подробности по теме
Книги, мерч, винил: как поддержать любимых музыкантов и издательства
Книги, мерч, винил: как поддержать любимых музыкантов и издательства
Алексей Буров

Совладелец Smoke BBQ Moscow

У нас нет продуктов, которые пропали, и дефицита мы не наблюдаем. Ушли только американское пиво и бурбоны, но это случилось еще несколько месяцев назад. У нас пока есть запасы продукта, а если уж совсем будет необходимо, то сможем наладить поставку через Казахстан. Поднялись цены на свежую рыбу, ее невозможно закупить впрок. Из‑за увеличения закупочных цен прогнозируем суммарный рост стоимости блюд на 10–15%. Но мы проработаем этот момент: продумаем рецепты блюд, найдем альтернативы продуктам. Например, вместо рыбы-соль можно покупать камбалу. И мы уже это делаем, поэтому рост цен у нас будет ниже, чем в ретейле, промтоварах.

Я верю, что получится найти замену большинству продуктов: у нас лучшие фрукты и овощи. Я живу в Греции несколько месяцев в году и путешествую. Помидоров лучше, чем на Дорогомиловском рынке, нет нигде. Сейчас как раз пойдет сезон местных фруктов и овощей. По крайней мере в ближайшие пару месяцев будет все окей.

Мы продолжаем вести соцсети, но приостановили рекламу. Просмотры даже возросли: по нашим ощущениям, люди сейчас стали активнее ими пользоваться. Сокращать расходы мы начали еще в ноябре, начиная с изменений в структуре компании. На фоне происходящего было меньше сопротивлений, и мы успели перестроиться к апрелю, а не к сентябрю, как было ранее запланировано.

Мы сокращаем расходы и начали это делать не из‑за кризиса. В принципе рентабельность бизнеса падает в последние пару лет. В октябре мы приняли программу, которую успешно реализовали. Это прежде всего меры разумных изменений в бизнесе, которые необходимы, и они нам сейчас помогли. Например, отказались от части программных продуктов, сократили меню. Мне вообще всегда казался странным огромный выбор блюд. Перестроили работу топ-менеджеров в сервис из офиса.

Я вообще не жалуюсь, если честно. Это у нас еще одна черта — люди любят жаловаться. А толку жаловаться-то?

Нужно смотреть вперед, а не назад. Мне кажется, это часть моих обязательств перед гостями и людьми, с которыми работаю. Мы стараемся испытывать оптимизм, потому что это необходимо с прикладной точки зрения. Наша задача как бизнеса, чтобы гость пришел к нам и не почувствовал никаких изменений. Наоборот, еще большую уверенность в нас. Чем лучше мы это делаем, тем меньше внешние факторы влияют на наши результаты.

Катерина Карпова

Основательница бренда косметики Pure Love

Еще три недели назад (разговор состоялся в конце марта — Прим. ред.) было совсем непонятно, как дальше работать производству. Помимо быстро растущего курса — а все закупки, как правило, в евро и долларах — из‑за санкций [западных стран против России] приостановились поставки ингредиентов. Несколько представительств производителей сырья ушли с рынка совсем.

Найти аналоги сырья в других странах не такая простая задача, как может показаться. Мы среагировали оперативно и пополнили склад активами и базовым сырьем на полгода вперед. Но понимаем, что формулы будут со временем адаптированы. Что касается цен, то они пока выросли только на 15%: это при том, что в закупке ингредиенты на некоторые позиции выросли в два раза.

В целом у нас сейчас очень много работы, так как мы дополнительно оказываем услуги по контрактному производству (создание косметику для других марок. — Прим. ред.). Пришло много заказов на запуск новых российских брендов. Наш коллектив очень сплотился, и все настроены на активный рост компании. Будем расширять штат в ближайшее время.

Общение с покупателями, как и раньше, ведем в основном через Telegram и WhatsApp, где индивидуально консультируем по подбору косметики и ее правильному применению. Контент переместили из Instagram* в телеграм-канал, где рассказываем о бренде и косметическом уходе. Очень круто, что нас поддерживают авторы каналов с большой аудиторией. Планируем в ближайшее время обновить страницу «ВКонтакте».

Продажи Pure Love выросли за последний месяц. Поступило много предложений поставлять наш продукт в магазины, с которыми мы еще не работали. Есть заявки от крупных торговых сетей. Сейчас мы стараемся правильно рассчитать свои силы и ресурсы, чтобы удовлетворить повышенный спрос.

Осенне-зимний сезон пока сложно прогнозировать, но в планах расширять производство и выпустить косметику в новом сегменте. Есть готовые наработки формул с активами российского производства, которые показали отличные результаты в продолжительном применении.

Максим Задворнов

музыкальный PR-менеджер, ex-PR Black Star

Во-первых, музыкантам не надо сейчас бояться пользоваться новыми площадками, или новыми старыми, как «ВКонтакте». Пробовать, работать без истерик в духе «Я ухожу из этой соцсети только в эту», но и не хаотично, а системно: делать контент-планы, рубрикаторы. В общем, подходить стратегически к размещению на новых площадках.

С другой стороны, если вести не получается (допустим, вас бесят яппи) — не мучайтесь, протестируйте Thriller. Или «VK Клипы». Еще можно завести TikTok с азербайджанской симки. Но не насилуйте себя, если не идет.

При этом надо понимать, что если вы решили сидеть сложа руки, это не из‑за соцсетей. Вы просто лентяй!

В остальном соцсети нужно вести, как и прежде: планомерно, продуманно, но с личными эмоциями и мнением. Экспертам или артистам, которые строят свое присутствие в интернете на коммуникации с аудиторией, я советую Telegram. Это максимально крутая площадка с возможностями монетизации и размещения любого типа контента: текст, фото, видео в разных форматах и даже стримы.

Сейчас я рекомендую не расширять команду из собственных специалистов, а пользоваться услугами профессионалов на аутсорсе. По сути, артисту нужен только многофункциональный менеджер. PR- и SMM-специалисты могут работать время от времени «под задачу», давать консультации. Хороший менеджер артиста может консультироваться с ними еженедельно — получать креативы, контакты СМИ, идеи для интервью, а далее самостоятельно организовывать активность. В моменте это поможет сильно сократить расходы, при этом сохраняя эффективность. Но нельзя оставлять эту схему на долгий срок, и не всем артистам она подойдет.

Сейчас с аудиторией нужно больше коммуницировать. Избегайте банальностей «Подпишитесь на меня в Telegram», а предлагайте креативы, новые форматы для общения: квартирники, конкурсы, победители которых встречаются с артистом или попадают в закрытые диалоги, и другое. Это очень поддержит ваших поклонников и сделает их ближе к кумиру. Вам, артистам, это также поможет почувствовать обратную связь и вдохновиться своими фанатами.

Давид Стеньшин

Куратор ресторанов She и «Горыныч», сооснователь первой онлайн — барной школы Solution, бармен в баре «Коробок»

Наши рестораны быстро среагировали на внешние события и развернули кампанию антикризисного менеджмента. Сейчас наблюдаем трудности с поставками с Запада, тогда как нет проблем с Востоком. Выросли цены на многие виды продуктов: говядина, курица, яйца, молоко. Это связано с подорожанием не только доставки, но и упаковки. Увеличение в цене сырья привело к росту себестоимости самого продукта. Сейчас многие рестораторы меняют меню. Удешевляют стоимость позиций за счет снижения их себестоимости. Что‑то просто убирают, но мы увидим это еще в будущем.

Мы постоянно реагируем на ценообразование наших блюд и напитков. Что касается бара, история следующая: есть крупные поставщики, до 10 самых крупных игроков. У них сохраняются основные дистрибьюторы. Продуктов на складе хватит примерно еще на полгода. Но они не распродают большими партиями, постоянно корректируют цену на входящий продукт. Если мы говорим про продукты, то там все намного жестче. Особенно все, что касается зелени, фруктов, рыбы, мяса, круп. Как будет меняться поведение гостей: они будут спускаться на уровень ниже, переходить на более дешевые продукты.

Красочная реклама Bar Solution

Ведение соцсетей и продвижение в целом — сейчас очень больная история для всех. Рестораторы боятся этого из‑за возможного хейта, думают о переходе во «ВКонтакте». Там нет всей этой платежеспособной аудитории, и вообще, там сидят немного другие пользователи.

Мы ощутили упадок аудитории, но в зависимости от ресторана к ресторану. Если брать общую массу, то ресторанная группа пострадала на 20–30%. Я не думаю, что сейчас существуют какие‑то особенные способы возврата клиентов. Для этого используют доставку, акции, публикации в соцсетях. Сокращали расходы первым делом за счет снижения аренды. Просили о скидке в 50% — каким‑то ресторанам дали, каким‑то нет. Далее снизился фонд оплаты труда, исходя из загруженности работы заведения. Также снизили цены на товары малой стоимости: перчатки, зубочистки, салфетки, бумагу и другие.

Мы видим, что с рынка уходят крупные компании. Но это не прямой уход, а скорее передача бизнеса в другие руки и продажа его каким‑то будущим держателям этого бизнеса.

Некоторые уходят полностью, но делают это неохотно. По нашим ощущениям, крупные алкогольные компании не хотят уходить с российского рынка. Возможно, будут продолжать работу больше в тени, не проводить крупные медиамероприятия. Также снизится доля инвестиций в российский бизнес. Но многие продолжают выполнять свои обязательства из‑за уже согласованных планов и бюджетов на 2022 год.

Сейчас рестораторы, особенно крупные, будут заниматься созданием своего монобренда для того, чтобы увеличить прибыль. Алкогольные компании листуются в ресторанах. Платят определенную сумму в год, а потом дают еще скидку на свою продукцию. Но если этого не происходит, то смысл переплачивать. Думаю, у ресторанов могут появиться новые альтернативы популярным брендам.

Малика Хидирова

A&R-менеджер в «Первом музыкальном»

В это непростое время люди ищут что‑то относительно стабильное. Иными словами, то, что вернет их хотя бы на пару секунд в привычную жизнь, оградит от большого количества негативной информации, ежедневно появляющейся в соцсетях, новостях и по радио. Ваше творчество — глоток свежего воздуха для них. Не перекрывайте им кислород.

Но важно фильтровать то, что вы выкладываете в свое интернет-пространство. Если раньше можно было спокойно выставлять видео и фото с тусовок, петь про разгульный и развратный образ жизни (ну и снимать его), то сейчас лучше обойтись без такого вида контента и заменить его на что‑то более полезное! Например, показать, как вы работаете на студии, как проходит подготовка к релизу. Поделиться бэкстейджами со съемок, а также тем, что вас вдохновляет.

Наверное, оптимизация расходов — мое любимое занятие. Что я могу посоветовать и что я делаю сама в случае, когда ограничен бюджет? Составьте смету: что вам нужно, от чего можно отказаться и как заменить; Переоцените и пересмотрите каждую статью расходов.

Помните, что «хочется» не всегда равно «нужно».

Во-вторых, ищите талантливых и ответственных людей, но не очень известных. Всегда хочется работать с теми, у кого есть громкие кейсы и аудитория, но за это ребята берут приличные деньги (и имеют на это полное право). Дайте шанс начинающим, неважно, кто вам нужен: дизайнер, фотограф, видеограф, сонграйтер.

Сейчас всем, как никогда ранее, необходим момент близости, искренности и честного принимающего диалога. Не бойтесь вступать с аудиторией в прямую коммуникацию на волнующие или оправданно отвлеченные темы.

На чем хочу сконцентрировать свое и ваше внимание: в такое время важно грамотно и аккуратно обращаться с теми словами, которые вы произносите или пишите. Избегайте резких высказываний о происходящем и помните, что они могут повлиять на жизни других людей как позитивно, так и негативно. Мы все переживаем достаточно непростое время, вне зависимости от того, кто мы: рок-стар в свете софитов или же просто слушатель.

Оля Михайлова

Управляющая Mitzva Bar

Сейчас мы работаем с себестоимостью блюд так, чтобы остаться на том же уровне ценообразования. На кухне у нас ничего не изменилось, мы вывели пока что только одно блюдо из‑за резкого скачка закупочной цены и отсутствия альтернатив на него. В баре у нас единая стоимость на все коктейли, кроме трех. В начале марта мы повысили цену с 660 до 770, а три коктейля стоят теперь 990 рублей. Сделать это мы планировали давно и держать их ниже среднерыночной цены больше не имеем возможности.

В первую неделю марта мы сделали стратегический запас алкоголя и продуктов на 2–3 недели. Как раз, чтобы спокойно принимать решение о замене или выводе позиций из меню. Некоторые алкогольные компании приостановили работу с Россией и вместе с этим выплату маркетинговых бюджетов. У поставщиков еще остался продукт, но все внутренние скидки от алкогольных компаний отменены, закупочные цены выросли из‑за падения рубля, возникли сложности с доставкой. В общем, с этой стороны наша защитная стена рухнула, и остался только фундамент. Строим ее заново: находим алкоголь другой фирмы, где‑то проигрываем в себестоимости, где‑то выигрываем. Для нас важно, чтобы качество продукта осталось неизменным. Но пока не придумали на что менять ром, текилу и бурбон, в России их не производят. Грустно будет остаться без «Виски сауэр» или «Маргариты».

Многие забывают, что заведение — это не только алкоголь и продукты. Это еще, например, посуда и хозтовары. Посуда выросла в цене в несколько раз: с 180 до 624 р. за бокал, а еще ее нет на стоках. Даже если и будет, то мы не станем покупать ее, потому что не можем себе это позволить. Ищем альтернативы, но про хрусталь придется забыть — надеемся, что на время.

Цены выросли практически на все.

К счастью, пока на цитрусы держится в допустимых пределах. Очень хочется делать коктейли на живом лимоне и лайме, так как альтернативы не устраивают нас по вкусу. Сложнее всего с тем, что цены фиксируют на один день, и если не оплатить прямо сейчас, то завтра этого уже может не быть или будет дороже. Поэтому планировать непросто, постоянно держим руку на пульсе.

Сейчас мы ведем социальные сети в обычном режиме, но отменили все мероприятия. Хочется быть тем местом, куда могут прийти гости и почувствовать себя в безопасности, поговорить друг с другом или персоналом. Критичного оттока аудитории пока не произошло. Мы планируем держать качество и быть тем знаковым местом, как и раньше, до тех пор, пока это возможно. Готовимся к летнему сезону, чтобы встречать гостей на нашей веранде и звенеть бокалами с коктейлями.

Сейчас мы остановили все расходы по улучшению — не будем обновлять вещи в интерьере, потому что сейчас это не приоритет. Сократили бюджеты на мероприятия. Прогнозов у меня нет. Моя задача — подстраиваться под обстоятельства и сохранить проект как для гостей, так и для нас, его сотрудников. Мне безумно повезло с командой: мы все остаемся в Москве, поддерживаем друг друга, много обнимаемся, смеемся. Наша тактика очень простая — работаем с тем, что есть. Воспринимаем все как игру в тетрис, а падающие сверху новости встраиваем в нашу работу так, чтобы выиграть раунд.

Антон Выборнов

Маркетолог в индустрии музыки и развлечений, ex-SMM-head на лейбле Respect Production, лейбл «М2», «Мумий Тролль», Антоха МС

Первое время артисты массово переносили релизы и контент-планы. Спустя время стало очевидно, что переждать этот период не получится, а значит, с материалом, который скопился, надо что‑то делать. Посты следует публиковать, потому что это сильно сказывается и на активности, и на самом настроении музыкантов и их слушателей.

Однозначно советую убрать из постов юмор, мемы, приколы, а также определиться, хотите ли вы открыто транслировать свою гражданскую позицию как артист. Любая фраза в этом направлении может сейчас стать предметом ожесточенных споров в комментариях, поэтому, если вам не хочется уходить в эту сторону, возможно, стоит сконцентрироваться именно на музыке.

Конечно, сейчас и в этом направлении немало дискуссий: стоит ли выпускать релизы, проводить концерты, делать промо. Но на этот вопрос каждый должен сам найти ответ, потому что, на мой взгляд, правильной и неправильной позиции тут нет.

Пишите о своей деятельности, делитесь творческими планами и делайте акцент на музыке.

Расходы уже в целом снизились после того, как рекламу для российских артистов стало невозможно проводить через TikTok, YouTube, Instagram и Facebook. Бюджеты либо уменьшились, либо направлены на продвижение во «ВКонтакте»; многие добавляют в ряд Telegram, «Яндекс.Дзен», Likee и другие площадки, но я рекомендовал бы артистам тщательно выбирать места для размещений. Не все они одинаково нужны, и я наблюдаю, как многие музыканты в спешке регистрируются там просто потому, что так надо. Думаю, что можно ожидать более точечного таргетинга и глубокой аналитики для достижения нужных результатов на ограниченные деньги. Подход с широким охватом теперь будет не самый рабочий, потому что рынок того же «ВКонтакте» очень сильно расширился, стал более конкурентным и дорогим.

Одни из клиентов лейбла «М2» — группа «Привет», у которой осенью прошлого года вышел вот такой клип об отсутствии коммуникации между старшим поколением и зумерами

При работе с аудиторией очень важен подход. Найти правильный баланс в публикациях, не частить с пацифисткой риторикой, но и не затрагивать лишний раз больные темы, если вы сознательно хотите избежать этого. Или делайте это тонко и метафорично, передавая свои личные мысли через визуалы и сниппеты. Некоторые артисты сейчас вспомнили, что выпускали ранее песни с актуальной сегодня тематикой, например, антивоенное или тревожное с подходящей лирикой, и завлекают новую аудиторию с их помощью. Действительно, у многих артистов есть злободневные песни, но я бы рекомендовал пользоваться ими в коммуникациях с осторожностью: убирать излишне прямые образы и сравнения, показывая, что это ваш стандартный тон, а не игра с повесткой. И, конечно, просто старайтесь быть добрыми, отзывчивыми и понимающими. Даже на негатив не спешите отвечать негативом. Сегодня люди максимально напряжены и порой срываются, а кроме как в комментариях, им больше и негде.

Мария Дмитриева

Основательница гастрономического лейбла Food Rec.

Сейчас, уже по прошествии месяца, можно сказать, что в среднем по больнице продуктовая себестоимость увеличилась на 10–15%, рестораны и производства увеличили цены на 5–10% (а те, кто не готов жертвовать маржой и не боится оттока клиентов, больше). Это неизбежный процесс, потому что на большинстве предприятий произошли кассовые разрывы из‑за того, что поставщики сократили сроки оплаты поставок или вообще перешли на предоплату.

Мы не наблюдали дефицита, но пришлось найти альтернативу как продуктам, так и поставщикам.

Некоторые фирмы в какой‑то странной истерике просили подписать бумагу, что генеральный директор несет ответственность собственным имуществом, если, например, не будет оплачен сыр.

К счастью, эмоциональный фон начинает выравниваться, уже можно вести переговоры в рабочем режиме, а не отталкиваясь от выдуманных юридических процедур.

Цены повысились на весь импорт, но были и откровенные спекуляции, когда поставщик это делал на фоне всеобщей паники и потому что так делали все. От работы с ними мы отказываемся и закупаем продукты у добросовестных продавцов. Почти все сырье заменили на отечественное, а там, где не успели, это произойдет в ближайший месяц.

Пока ничего не понятно, что будет с аудиторией, если честно. В баре был отток по посещаемости просто в силу того, что отменилось несколько мероприятий, а трафик в нем именно за счет вечеринок. Производство, напротив, увеличило свой оборот и продолжает расти. Есть большая надежда на лето: если оно будет ранним и теплым, то, скорее всего, за счет летней веранды удастся выйти на привычные обороты.

Заработную плату никому не сокращали, это недальновидно. Всегда надо вкладываться в команду, даже если это съедает прибыль. Но это в том случае, если вы планируете дальше работать. Просто взяли под еще более жесткий контроль закупочные цены и списания. А также хозтовары, упаковку и прочие мелочи, покупка которых по итогам месяца всегда становится значимой статьей расходов.

Что дальше? Как говорят некоторые психотерапевты, хорошо не будет, будет по-разному. Поэтому настрой — сохранять себя, чтобы быть точкой опоры для тех, кто работает вместе с нами, и продолжать делать что‑то хорошее.

Валерий Плихта

Совладелец, управляющий партнер баров More и Zero (Казань)

Своей главной задачей во время всех кризисов, проблем и потрясений считаю сохранение команды путем сохранения бизнеса. Ценообразование наших баров сейчас построено для сохранения уровня рентабельности, позволяющего содержать команду. Цены будут повышаться, но только тогда, когда мы уже не сможем влезать в необходимый максимальный фуд-кост. Размер повышения будет минимален, насколько это возможно.

Есть разные пути формирования ценообразования. Просто брать себестоимость и умножать ее на какой‑то коэффициент не наш путь. Удержать минимально возможную цену на блюда и напитки нам помогают наши технологии по изготовлению инфьюзов с максимально интенсивными вкусами по минимальной себестоимости. Еще мы самостоятельно выращиваем ботаникалы для напитков в теплице, расположенной прямо в баре. Закупка у локальных производителей всегда была для нас приоритетом не только в плане выгодной экономики.

Важную роль играет эмоциональная составляющая поддержки микробизнеса, «бабушки, живущей по соседству».

Приостановка поставок некоторых алкогольных брендов стала для нас новым вызовом. Мы никогда не были баром, просто смешивающим купленный алкоголь. Чтобы добиться необходимого вкуса, аромата и текстуры, придется прикладывать еще больше усилий: мы уже интегрировали в бары ряд домашних ликеров, джина, вермутов, биттеров и прочих напитков. Часть нашей команды проводит много времени в лаборатории. А те продукты, которые невозможно воспроизвести самостоятельно, мы будем обходить рецептурно или искать альтернативу.

Расходы мы не сокращали, потому что они у нас всегда были оптимальны. Фонд оплаты труда точно не должен страдать. Возможно, будем экономить на части хозяйственных товаров. Мы работаем с двумя агентствами по продвижению. Пока что главной платформой по-прежнему остается Instagram*. Но мы давно хотели увеличить нашу активность еще в Telegram. Нашими инструментами привлечения гостей есть и будут personal touch, искреннее гостеприимство и качество продукта в целом. Мы будем адаптироваться к действительности, следить за тем, какими каналами связи пользуется наша целевая аудитория, и двигаться с ней в унисон.

Наша команда сохраняет позитивный настрой. Мы всей командой делаем все для того, чтобы мир вокруг нас оставался гармоничен, добр и светел. Но если этого не случится, то это будет неприятной неожиданностью, которую мы ни в коем случае не станем приближать грустными гримасами.

*Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана властями России экстремистской, ее деятельность на территории РФ запрещена.

Подробности по теме
Как жить в Москве: гид по новой реальности
Как жить в Москве: гид по новой реальности