Запуск Starship снова закончился взрывом. Это провал или стратегия Илона Маска?

21 ноября 2023 в 18:28
Космический корабль, разработанный SpaceX, не выполнил всех поставленных целей. С членом Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики РФ разбираемся, почему это тоже важный результат, и каких целей придерживается команда «Старшипа».

18 ноября компания SpaceX, принадлежащая Илону Маску, провела повторное испытание системы Starship: ракеты-носителя Super Heavy c космическим кораблем. Запуск прошел на космодроме на юго-востоке штата Техас. В апреле тестовый пуск закончился неудачей: прототип системы Starship поднялся на 38 километров и взорвался на четвертой минуте полета — первая ступень ракеты не отделилась, начала крутиться и взорвалась.

Второй испытательный пуск тоже завершился нештатной ситуацией: в этот раз первая ступень ракеты отсоединилась, но через несколько секунд взорвалась. Вторая ступень смогла подняться на высоту почти 150 километров, после чего связь с ней прервалась. В SpaceX заявили, что, вероятно, запустился алгоритм самоуничтожения — чтобы космический корабль не отклонился от курса.

Пользователь твиттера @kykypy3a_b, называющий себя на платформе «любителем ракет» и бывшим сосрудником компании Nvidia, составил подробный тред с оценкой недавнего запуска.

Автор подчеркивает, что оба полета Starship позиционировались как тестовые: это не была коммерческая миссия или запуск полностью готовой ракеты. Команда, работающая над Starship, придерживается итерационного подхода — она уделяет много времени анализу предыдущих результатов, чтобы осмысленнее подходить ко следующим этапам. Иными словами — позволяет себе ошибки, что невозможно в государственных проектах, где бюджет распределяется более осторожно. «Starship должен поддерживать высокий темп производства, который позволяет [пока что не] очень часто летать и решать узкий набор проблем в рамках каждого полета», — объясняет @kykypy3a_b.

В треде утверждается, что запуск выполнил ключевые задачи поставленной миссии: стартовая площадка понесла минимальный урон — работает новая система подавления, запустилось 33 двигателя (во время апрельского теста три из них вышли из строя на старте, еще пять — во время полета), оправдала надежды система горячего разделенияТехнология подразумевает, что двигатели следующей системы запускаются еще до отделения ракеты.  — во время прошлого пуска ракета не дошла до этого этапа. При этом некоторые планы действительно не осуществились: например, корабль не вышел на заданную незамкнутую орбиту.

Вот что думают в Федерации космонавтики РФ

Александр Хохлов

Член Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики РФ

«Во время второго испытательного полёта „Старшипа“ специалисты компании SpaceX решили три основных проблемы, выявленные во время пуска сверхтяжелой ракеты.

  • Был модернизирован стартовый стол, снизу установили стальную плиту, которая выдержала выхлопные газы, и водяную систему охлаждения, тем самым удалось избежать повреждения двигателей первой ступени Super Heavy (что случилось в первый полет).
  • В это полете была решена задача одновременной работы всех 33 двигателей первой ступени на всем участке полета.
  • Была решена проблема разделения ступеней в горячем режиме, то есть двигатели второй ступени включились до отстыковки первой ступени. В целом такой подход используется на одноразовых ракетах (например, „Союз-2“), но „Старшип“ — многоразовая, поэтому нужно обеспечивать сохранность первой ступени.

После решения первых задач были обнаружены вторичные проблемы, с которыми инженерам SpaceX нужно будет разобраться для следующего испытания. В космической технике есть два способа работы: или создание большого количества наземных стендов для испытания ракеты и ее частей (как было, например, со сверхтяжелыми ракетами „Сатурн-5“ и SLS) либо большое количество реальных полетов прототипов (в том числе с авариями). Второй способ ближе к реальности, более наглядный, может помочь найти комплексную проблему, но его минус в воздействии на окружающую среду, что привело для SpaceX к необходимости получить лицензию от регулятора полетов. Также приходится думать об использовании системы самоуничтожения, чтобы огромная ракета при аварии не упала в район с людьми.

Несомненно, этот испытательный полет можно считать результативным, но хочется пожелать команде во время следующей попытки достигнуть первой космической скорости и выполнить полный виток вокруг Земли».

Интересный факт касается дизайна Starship: Илон Маск настоял на том, чтобы нос космического корабля был острым, подсмотрев идею в комедии «Диктатор». В фильме правитель-тиран требует от инженеров, чтобы у ядерной ракеты, которую они разрабатывают, была не полусферическая форма, а заостренная — чтобы враги сильнее боялись.

Генеральный директор SpaceX рассказал об этом в 2021 году в интервью Джо Рогану. Телеведущий уточнил, как это повлияло на технические характеристики изобретения, на что Маск ответил, что, возможно, это не очень удачное решение с точки зрения аэродинамики, «но выглядит круто».

Расскажите друзьям