Интернет-культура

Самые смешные мемы о кино: почему всем нужно завести профиль на Letterboxd

7 ноября 2023 в 16:07
Впервые мы написали о Letterboxd в 2016 году — тогда сайт только набирал популярность и стал узнаваемым среди синефилов. Сейчас вокруг платформы сформировалось огромное комьюнити: причем не только любителей кино, но и мемов. Но в России про него почти не знают — и зря.

Сайт Letterboxd придумали дизайнеры из Новой Зеландии Мэттью Бьюкенен и Карл фон Рэндоу в 2011 году как альтернативу IMDb. Они заметили, что никто не делится своими профилями на популярных сервисах для оценки кино, а обсуждать сами фильмы там и вовсе не принято. Letterboxd решал эту проблему: и стал чем‑то вроде онлайн-дневника и твиттера, только для синефилов.

Скачок популярности Letterboxd произошел в 2020 году. Журналист Скотт Тобиас связывает это с тем, что пандемия сильно повлияла на опыт киносмотрения. «Пандемия ускорила переход от кинотеатров к домашнему просмотру. И переход кинокритики от призвания к хобби. Меньше людей смотрят кино одновременно, и у нас не осталось невиртуальных способов обсуждать просмотренное. Letterboxd оказался в нужное время в нужном месте», — пишет он.

По данным Similarweb, сейчас Letterboxd пользуется почти 30 млн человек. Больше всего юзеров — в США, Великобритании, Бразилии, Турции и Канаде. Причем аудитория сайта чуть помоложе, чем на том же IMDb, и параллельно с Letterboxd активно сидит в твиттере.

Очень (!) смешные ревью в формате твиттера и крутое комьюнити

Дата релиза фильма не имеет значения. «Я знаю, что могу посмотреть любое кино, и, к счастью, всегда есть место, где найдутся желающие его со мной обсудить», — рассказывает сценарист и комик Деми Адеджуигбе.

Главное преимущество Letterboxd — это живая и молодая аудитория, которая вместо длинных и заумных рецензий оставляет емкие и забавные комментарии. В итоге для пользователей платформы просмотр кино превращается в соревнование на самую смешную рецензию: ее нужно написать быстрее всех и получить как можно больше лайков, чтобы она оказалась в топе отзывов.

Так сайт выигрывает у других сервисов для оценки кино: люди не упражняются в интеллектуальности своих рецензий, а просто наслаждаются хобби и не боятся осуждения.

Отзывы к крупным блокбастерам или громким премьерам — кладезь искрометных шуток. Например, в комментариях к «Барби» восторгаются Райаном Гослингом, под «Властелином колец» шутят о гомоэротичности, а под «Убить Билла» устраивают конкурс на самый остроумный каламбур по названию фильма. Откройте страничку любого фильма — и под ним обязательно будет какая‑то шутка (даже под советской классикой или российскими картинами вроде «Майора Грома»). В твиттере есть целый аккаунт, который собирает смешные, дикие или странные комментарии к фильмам. Сейчас на него подписаны 254 тысячи человек.

В итоге синефильский сервис разросся до локального интернет-феномена: приобрел преданную фан-базу и породил кучу мемов в тиктоке и твиттере. Пользователи шутят, что используют платформу, чтобы собрать лайки на свой отзыв и поднять самооценку, посталкерить крашей и узнать их предпочтения. Или иронизируют над собой, что иногда смотрят кино только для того, чтобы отметить его на Letterboxd и получить быстрые дофамины и чувство завершенности.

«Я в ту же секунду после того, как посмотрел фильм»

Можно сталкерить актеров и режиссеров

Пользователи Letterboxd охотятся за страничками деятелей кино — от актеров до продюсеров и монтажеров. Например, в мае 2022 года фанаты случайно наткнулись на профиль, по всей видимости, Марго Робби. Ник найденного аккаунта MaggieAckerley был подозрительно созвучен с прозвищем актрисы и фамилией ее мужа Тома Акерли. В профиле было два общедоступных списка: «Посмотреть для „Барби“» с «Шоу Трумана», «Поющими под дождем» и «Всплеском», и «Посмотреть для „Вавилона“» с классикой голливудского кинематографа начала XX века. У Марго Робби нет никаких профилей в соцсетях, поэтому даже намек на ее присутствие в интернете ощущался настоящим подарком для фанатов.

«О мой бог, слитый профиль Марго Робби на Letterboxd, я в восторге»

На принадлежность аккаунта актрисе указывала еще одна деталь: единственным фильмом, который она оценила на Letterboxd (и сразу на 5 звезд), было «Избавление» Джона Бурмана. За год до этого Робби говорила о нем в интервью британскому Vogue.

Аккаунт прожил яркую, но трагичную жизнь: после того как скрины оттуда начали разлетаться по твиттеру, профиль удалили. А представители Letterboxd заявили, что, если бы у актрисы был официальный аккаунт, они бы об этом знали. Но интернет уже было не остановить: на тот момент о «Барби» не было известно почти ничего, и именно тогда появилось предположение, что нас ждут элементы мьюзикла и декорации мира под куполом. Теория подтвердилась: в «Барби» действительно появился оммаж «Поющим под дождем» в легендарной сцене с поющим Райаном Гослингом, а сама идея Барбиленда перекликается с «Шоу Трумана». Кто‑то, кстати, до сих пор ждет интервью с Марго Робби по поводу этой утечки.

Некоторые селебрити не скрывают своих профилей — например, звезда фильма «Шалом, папик!» и нашумевших в этом году «Неудачниц» о женском школьном бойцовском клубе Рейчел Сеннотт. Актриса добросовестно пишет ревью и ставит оценки фильмам. Как и ее коллега по «Неудачницам» Айо Эдебири — она даже написала ироничный отзыв на картину, который стал самым залайканным: «Я в этом фильме со своими друзьями, так что…»

В октября этого года на Letterboxd зарегистрировался режиссер Мартин Скорсезе и вызвал настоящий переполох: это первая официальная страница такого крупного режиссера. На него подписались 282 тысячи человек. Скорсезе поделился фильмами, которые дополнят его новую картину «Убийцы цветочной луны». И хотя страница режиссера, скорее всего, просто часть промокампании к новому фильму, факты говорят за себя: сервис стал настолько значимым, что киностудии уже используют его для продвижения.

Кто пользуется Letterboxd в России?

Иван, 24

Смотрит кино в ущерб сну, чтобы ставить отметки на Letterboxd

«Про Letterboxd я узнал от своей девушки в 2019 году — она порекомендовала мне его, потому что у нее не было там друзей. Я люблю сервисы, где можно отмечать что‑то, и сначала упорно рекомендовал ей „Кинопоиск“. А потом понял, что тут удобнее, и стал уже сам вести партизанскую работу по переманиванию людей в Letterboxd.

Теперь это мой основной инструмент для того, чтобы узнавать о новом кино. Я вижу, что смотрят те, на кого я подписан, что популярно на главной странице — там всегда будут блокбастеры и фестивальное кино. А еще я иногда натыкаюсь на таких же киноэнтузиастов из разных уголков мира. Так у меня появились знакомые из Аргентины, США и Ирана.

Letterboxd — международный сервис. И это не „Кинопоиск“, где на фильм наберется пара отзывов десятилетней давности — тут ревью пишутся быстрее и смешнее. В отличие от большинства сервисов здесь нет цензуры и топ отзывов всегда напоминает добрую прожарку. Это даже влияет на опыт просмотра: кино еще не досмотрел, а уже пытаешься придумать смешное ревью.

Еще тут очень удобная система списков, которые похожи на плейлисты в Spotify: иногда их делают концептуальными, а иногда ради прикола. Я чаще завожу списки по своим интересам (например, у меня есть подборка советского кино про летчиков), но что‑то оказывается полезным и внешней аудитории — так, кажется, удачным получился список фильмов про советскую и постсоветскую музыкальную сцену.

По моим ощущениям россиян в Letterboxd сидит больше, чем кажется, но меньше, чем мне бы того хотелось. Зато их легко находить по отзывам, например, к любому отечественному кино, снятому не Тарковским или Эйзенштейном. Когда я хожу в условный „Иллюзион“ на утренние сеансы советского кино, я всегда поглядываю, кто еще сегодня поставил отметку фильму и кто что о нем думает.

А еще слежу за теми, кто является для меня авторитетом в кино и знает о нем больше меня. Например, это кинокритик и переводчик Миша Захаров, инди-режиссер Шон Бейкер. А сценарист комиксов о Хеллбое Джошуа Дайсарт, кажется, с моей помощью узнал о ютуб-канале „Мосфильма“ — хоть больше советского кино в его истории просмотров и не появилось».

В российском сегменте Letterboxd профили активно ведут режиссеры Кантемир Балагов, Алексей Чупов, Михаил Идов и Егор Абраменко, кинокритики Никита Лаврецкий, Василий Говердовский, Дмитрий Карпюк, Феликс Зилич и Денис Виленкин. А также комик Кирилл Селегей.

Кроме того, туда можно перенести свои оценки из «Кинопоиска».

Расскажите друзьям