#FreeTheNipple: как в соцсетях борются за право публиковать фото с женскими сосками

7 февраля 2023 в 12:30
Фото: Found Image Holdings/Corbis via Getty Images
В январе стало известно, что Facebook* и Instagram* могут снять запрет на публикацию фото с женскими сосками. Пока неясно, какое решение примет Meta*, но уже более 10 лет активисты и публичные личности борются за «освобождение сосков». Разбираемся, почему было введено ограничение и как оно затрагивает женщин, малый бизнес и креаторов.

Что случилось

Сейчас правила Facebook* разрешают публикацию женских сосков на картинах и скульптурах, но не на фотографиях. 17 января Наблюдательный совет — группа ученых, политиков и журналистов, консультирующих компанию по правилам модерации контента, — потребовал изменить политику в отношении наготы.

Поводом стало цензурирование постов американской пары, в которой партнеры являются трансгендерной и небинарной персонами. На них они позировали топлес, но с прикрытыми сосками. В публикациях пара рассказывала о здравоохранении транслюдей и собирала деньги на операцию груди. Другие пользователи пожаловались на пост, после чего его удалил искусственный интеллект. Когда пара обжаловала решение, Facebook* восстановил публикации.

В записке Наблюдательного совета говорится, что «политика [компании] основана на бинарном взгляде на гендер и различии между мужским и женским телом». Таким образом, правила не учитывают интерсексуальных, небинарных и трансгендерных пользователей. С момента постановления у материнской компании есть 60 дней, чтобы публично отреагировать на рекомендации.

Как соцсети ограничивают публикацию фото обнаженных тел

Политика Meta* запрещает размещать фото обнаженных тел, за исключением случаев, когда они сделаны «для выражения протеста, повышения осведомленности о какой‑либо проблеме, а также в образовательных и медицинских целях». В остальных ситуациях публикации, на которых присутствуют неприкрытые гениталии, анус или изображен половой акт, а также фетишистский контент, будут удалены. Под цензуру попадают и женские соски — но только на фотографиях людей. Посты с изображениями картин, скульптур и других произведений искусства, где видна грудь, разрешены.

Представители компании объясняют политику в отношении сосков следующим образом: «Мы пытаемся отразить и учесть разнообразие множества культур и стран по всему миру. Причина, по которой Instagram* проводит границу между фотографией и другими формами изобразительного искусства, заключается в том, что соски обычно принадлежат живым людям, и сайт не может точно знать, дали ли они согласие на публикацию». Таким образом компания стремится обезопасить женщин от слива интимных фотографий и помешать распространению порнографии на своей платформе, в том числе детской.

Изменение политики может поставить эти стремления под угрозу. «Автоматизированной технологии нелегко понять, кто сделал фотографию топлес — ребенок или взрослый, — объясняет Джиллиан Йорк, активистка и директор по международной свободе слова в Electronic Frontier Foundation. — Искусственный интеллект, возможно, сможет отличить 9-летнего от 26-летнего, но как насчет 17-летнего и 18-летнего?».

Пользовательница Карен показывает в аккаунте @breastcancernow, как украсила грудь тату, после того как потеряла сосок в результате удаления раковой опухоли.

Так как цензурирование сосков происходит за счет искусственного интеллекта, при изменении политики остается неясным и то, как эти системы смогут различать добровольные нюдсы, посты о раке груди, детскую порнографию и слив интимных фото. «Контекст — это все, а алгоритмы ужасны в контексте. Интересно, как Meta* может создать новые правила, не открывая ворота для порнографии», — отметила в интервью Guardian Эмили Белл, директор Центра цифровой журналистики Tow. При этом в рекомендациях Наблюдательного совета указано, что при изменении правил соцсети могут предоставить пользователям больше настроек, которые позволят им видеть или скрывать обнаженные фото в своей ленте.

Тем не менее текущая политика компании далека от совершенства. Стремление обезопасить пользователей заслуживает похвалы, но некоторые уязвимые группы считают правила дискриминационными.

Что не так с политикой соцсетей относительно женских сосков

Первый вопрос, который всплывает, когда разговор заходит о политике соцсетей в отношении наготы: почему сексуализированным контентом считается только женская грудь? Феминистская риторика гласит, что это вторичный половой орган, который не участвует в процессе зачатия. Но сексуализация груди в обществе и популярной культуре привела к тому, что она стала табуированным органом.

«Некоторые даже отрицают, что грудь играет какую‑либо роль в воспитании детей», — говорит Кэтрин Детвайлер, антрополог из Техасского университета и автор книги «Грудное вскармливание: биокультурные перспективы». «Сексуальная одержимость грудью является культурной, — добавляет она, — и не очень широко распространена». Например, Детвайлер и другие антропологи обнаружили, что только 13 из 190 культур считают грудь сексуально привлекательной. Исторические примеры также подтверждают, что грудь — просто один из вариантов того, что когда‑либо сексуализировали в женском теле.

Таким образом, соцсети усугубляют табу на демонстрацию груди, которое было наложено в результате ее сексуализации в западной культуре. В частности, цензура негативно отразилась на видимости кормящих матерей. Она привела к тому, что в публичном пространстве женщины не могут кормить детей, не вызывая негативных реакций на этот естественный процесс. Против табу выступает движение лактивистов, которое борется с цензурой груди в публичных местах, на телевидении и в интернете уже не одно десятилетие. В декабре 2008 года Международная кампания за лактацию матерей (Mothers International Lactation Campaign — MILC) устроила акцию протеста перед штаб-квартирой Facebook* в центре Пало-Альто, потому что соцсеть удаляла фотографии матерей, кормящих грудью своих детей. В результате только в 2015 году Instagram* разрешил изображения грудного вскармливания, а также изображения шрамов от мастэктомии.

В прошлом году представительницы бренда женского белья Pantee опубликовали открытое письмо Марку Цукербергу, в котором подробно описали несправедливую цензуру в отношении «сексуального контента». Pantee в основном постит фотографии женщин в нижнем белье — причем довольно закрытом. Но платформа регулярно блокировала контент бренда и отклоняла рекламу. «Женщины в нижнем белье — это не сексуальное содержание. Наше общество и социальные сети автоматически сексуализируют изображения женщин. И это должно прекратиться», — говорится в открытом письме. Основательницы отметили, что эта проблема касается не только их бизнеса: «От женщин, рассказывающих о своем пути к выздоровлению от рака молочной железы, до рекламы послеродовых спортивных бюстгальтеров — эта проблема выходит далеко за рамки Pantee».

Пэстисы Миколь Хеброн с изображение мужских сосков

Последнее постановление Наблюдательного совета также привлекло внимание к тому, что ограничивающая политика соцсетей построена на бинарных представлениях о мужчине и женщине и их анатомии. Разделение на грудь, которая может принадлежать только мужчине или только женщине, исключает анатомию интерсексуальных, небинарных и трансгендерных людей, чьи половые признаки, в том числе и вторичные, могут не соответствовать тому, как они себя идентифицируют.

«Когда дело доходит до сосков, существуют критерии, которые помогают как людям, так и технологам идентифицировать сосок как мужской или женский», — сказал представитель Instagram* изданию New York Times. Что это за критерии, в компании не уточняют. Как написала британская колумнистка Дейзи Джонс: «И как они [соцсети] решают, что представляет собой „женская грудь“? Ну, если говорить прямо, это зависит от того, сколько жировой ткани находится за сосками».

В то же время художник Скотти Со экспериментировал с алгоритмами: сначала выложил фото топлес, а потом тоже топлес, но в образе своего дрэг-персонажа, с ярким макияжем. Алгоритмы считали, что второе фото принадлежит женщине, и удалили его.

А в 2015 году художница из Лос-Анджелеса Миколь Хеброн создала пэстисы с изображением мужских сосков, чтобы женщины могли накладывать их на свои собственные при публикации — таким образом она высмеивала загадочные критерии, по которым распознают, женские соски или мужские. У Хеброн были личные мотивы: несколько лет назад Facebook* удалил ее фотографию топлес, сделанную на художественной выставке, посвященной осведомленности о раке молочной железы. В 2019 году Хеброн наряду с другими инфлюэнсерами, художниками и активистами, выступающими против цензуры, пригласили в штаб-квартиру Instagram*, чтобы обсудить политику компании в отношении сосков. «Во время этой встречи мы узнали, что в команде по модерации контента нет трансгендерных людей. Также я заметила, что там не было гендерно-нейтральных туалетов. Для меня этого было достаточно, чтобы понять, что разговор о гендере и инклюзивности не велся в Meta*», — комментирует Хеброн.

#FreeTheNipple

Несмотря на то, что дискуссия об «освобождении сосков» обострилась совсем недавно, публичная кампания по изменению политики соцсетей продолжается уже 10 лет. Хештег #FreetheNipple стал популярным в 2013 году, когда вышел одноименный документальный фильм режиссерки и активистки Лины Эско. Фраза вошла в поп-феминистский лексикон после того, как Facebook* удалил тизеры картины на своей платформе. Эско и ее кампанию поддержали Майли Сайрус, Лена Данэм, Рианна, Крисси Тейген и другие знаменитости. В последующие годы публичные призывы освободить соски поступали от Тейлор Расселл, Виктории Де Анджелис, Зои Кравиц, Беллы Хадид и других больших звезд.

А в 2022-м общественность потрясла Флоренс Пью в розовом прозрачном платье от Valentino, за которое она не только получила восторженные комментарии, но и столкнулась с критикой в адрес своего тела и «слегка прикрытых» сосков. В интервью Vogue Пью говорит: «Конечно, я не хочу обижать людей, но моя точка зрения такова: как мои соски могут тебя настолько оскорблять?»

С ограничениями борются не только знаменитости, но и художники и фотографы, для которых инстаграм* изначально был площадкой для бесплатного продвижения. Соцсеть демократизировала фотографии и открыла новую главу в истории искусства. От изображений кормящей Мадонны в Италии XIV века до француженок, отдыхающих в обнаженном виде на картинах XVI века, грудь долгое время оставалась излюбленным предметом художников — об этом говорит гендерная исследовательница Мэрилин Ялом, авторка книги «История груди». «Хотя грудь по-прежнему вызывает слишком много культурных и сексуальных ожиданий, многие женщины надеются увидеть день, когда их грудь перестанет нести это бремя», — пишет она. В отличие от предыдущих эпох, в которые женская грудь возводилась до уровня произведений искусства, сегодня сами женщины намного чаще владеют кистью или, как в данном случае, камерой на телефоне. И они отстаивают право самим решать, что им делать со своими телами.

* Компания Meta признана в России экстремистской организацией, деятельность ее сервисов Instagram и Facebook в стране запрещена.