В марте тикток запретил россиянам выкладывать видео, а инстаграм* был заблокирован. Из‑за этого многие блогеры ушли в альтернативные соцсети, инстаграм-инфлюэнсеры начали вести телеграм-каналы. Полгода спустя узнали у них, смогут ли Yappy, «VK Клипы» и YouTube Shorts заменить тикток и чего больше всего не хватает блогерам в телеграме.

Куда ушли инфлюэнсеры из TikTok

В начале марта TikTok заявил о приостановке деятельности в России. В свете принятия закона о фейках пользователям запретили загружать новый контент и смотреть ролики, созданные блогерами из других стран. По данным Mediascope, приложение было четвертым по популярности в России, им пользовались более 39 млн человек.

После своеобразной блокировки сотни блогеров остались без доступа к многотысячной и многомиллионной аудитории и из‑за этого обратили внимание на альтернативные соцсети, работающие в формате стока с короткими вертикальными пользовательскими видео. За несколько месяцев популярные тиктокеры завели аккаунты в Yappy, в «VK Клипах» и начали снимать в YouTube Shorts.

Yappy

Российская соцсеть с вертикальными роликами запустилась в ноябре 2021 года. За первые месяцы 2022-го количество установок приложения выросло в 3,5 раза, а число авторов — в пять раз. Главной фишкой приложения стали коллабы, в рамках которых можно создавать ролики на основе уже опубликованных видео. Причем в Yappy указываются как блогер, снявший оригинальный ролик, так и все, кто с ним заколлабился. Таким образом приложение дает возможность креаторам обмениваться аудиторией.

Завсегдатаю тиктока лента Yappy может показаться немного пустой. Только что зарегистрировавшемуся пользователю алгоритмы предлагают ролики, на которых всего несколько сотен просмотров, а под ними — 30–40 комментариев. Видео из раздела «Top Yappy» собирают в среднем 200–800 тыс. просмотров, а у их создателей 2–4 тыс. подписчиков.

Например, у блогерки Кати Адушкиной, у которой в тиктоке более 6,5 млн подписчиков, за время публикации в Yappy эта цифра пока достигла отметки лишь в 1800. А ее самый удачный ролик в российской соцсети набрал максимум 19,4 тыс. просмотров.

Катя Адушкина

Блогерка и певица

«Мой фокус остался на инстаграме* и ютьюбе. Несмотря на то что моя статистика упала примерно на 30%, в запрещенном инстаграме* все равно есть люди, которые жаждут контента, подписаны, смотрят, интересуются и покупают. Ютьюб же сейчас — одна из приоритетных площадок для рекламных интеграций. Она пока не запрещена в нашей стране, и большие бренды все еще заинтересованы в ней. Отмена монетизации там вообще никак не повлияла на заработок и общую картину мира. Мотивация работать сохранилась.

Я также есть в Yappy. Пока там не так много людей, как хотелось бы, хотя ролики довольно похожи на то, что публикуют в тиктоке. Окупаться там непросто: в тиктоке хотя бы были рекламодатели, и они могли круто себя продвигать, закупая контент у блогеров. А еще могли использовать таргетированную рекламу от площадки, это тоже важно. Yappy старается делать все возможное, чтобы заинтересовать людей: продвигается, внедряет прикольные особенности, например медиакомнаты (раздел приложения, в котором блогеры могут в режиме реального времени совместно создавать ролики. — Прим. ред.). Так что надо наблюдать».

«Мне кажется, что на данный момент не существует площадки, которая способна на 100% заменить тикток. Это была универсальная социальная сеть, алгоритмы которой были устроены так, что каждый может залететь в тренды и стать звездой. Сложно сейчас что‑то с ним сравнить. Не сказала бы, что его аудитория активно ищет аналоги. Для себя отметила, что большая часть пользователей тиктока, в том числе и блогеры, ищет обходные пути, чтобы сидеть там и делать контент. Это о многом говорит.

Но тикток никогда не был моей любимой и основной площадкой. Это не мой формат контента. Соцсеть лишь случайно стала у меня самой подписываемой. Если бы тикток вернул возможность публикации, то, наверное, у всех было бы больше шансов заработать и стать популярнее. Тренды быстро раскручивали аккаунты, да и пользователи стремились создать что‑то виральное».

«Но не стоит уходить в закат: думаю, сейчас лучшая стратегия — работать где можно и адаптироваться».

«VK Клипы»

Еще один российский сервис вертикальных видео — «VK Клипы», запустившийся в 2020 году. Изначально посмотреть ролики можно было только в отдельной вкладке, а в мае 2022-го у сервиса появилось отдельное приложение. Однако сервис до сих пор не позволяет создавать оригинальные звуки или открывать все видео, снятые под конкретную аудиодорожку.

За 2021 год платформа зафиксировала рост более чем на 111%, а в начале апреля суточные просмотры клипов достигли отметки в 1 млрд. Новому пользователю в ленте предлагаются ролики блогеров, у которых несколько сотен подписчиков, а клипы в профиле набирают более миллиона просмотров.

В марте на «Клипы» обратила внимание блогерка Кариша, на тикток которой подписано почти 900 тыс. человек. За несколько месяцев набрала в VK 20,5 тыс. подписчиков. В среднем ее видео собирают несколько сотен тысяч просмотров.

Кариша

VK Клипер

«Я даже не думала, что начну снимать клипы. Но где‑то после недели-двух без тиктока случился небольшой творческий кризис, потому что все площадки стояли, а я уже привыкла делать контент, получать обратную связь от людей, заряжаться эмоциями, когда видео залетают. В этот период блогеры начали активно перегонять аудиторию в свои паблики во „ВКонтакте“ и в „VK Клипы“. Я сделала так же и не прогадала.

Мне очень нравится интерфейс площадки, функции редактирования видео. Но есть и недостатки. Не все знают о „Клипах“, кто‑то думает, что там публикуют неинтересный контент, хотя все их любимые блогеры уже там».

«Поначалу я сталкивалась с негативом со стороны комментаторов, не могла понять, почему люди не понимают юмора, и не знала, как с этим справиться. Но сейчас я вижу, что аудитория очень изменилась и положительных реакций и лояльных подписчиков становится больше».

«В „VK Клипах“ я публикую тот же контент, что постила и раньше в других социальных сетях, — это юмористические скетчи о разных жизненных ситуациях, липсинги, влоги или танцы. Больше охватов набирают короткие 15-секундные ролики, но мне нравится делать сюжетные видео, поэтому за просмотрами стараюсь не гнаться. Конечно, сейчас активность на видео чуть ниже привычной, так как [в тиктоке] видео с 1 млн просмотров набирает в среднем 100 тыс. лайков, а в „VK Клипах“ у меня сейчас [на подобных роликах] — 14 тыс. лайков. Несмотря на то что я только начинаю активно набирать свою аудиторию, площадка показывает крутые результаты и ежедневно все больше пользователей присоединяются к VK».

«Сейчас монетизация у „VK Клипов“ небольшая. Рекламодатели только начинают активно рассматривать их для рекомендации своих товаров и услуг. [В тиктоке] было чуть больше рекламы, так как платформа существовала давно и алгоритмы были понятны многим».

«Я уверена, что „VK Клипы“ станут очень популярными. Замечаю это на себе. В тиктоке уже нет нового контента, а смотреть видео хочется, поэтому я захожу во „BКонтакте“. Тикток мы поначалу тоже не принимали, но вскоре у каждого второго он был установлен на телефоне. Аналогичная ситуация и с „VK Клипами“, правда, их принимают быстрее, потому что из‑за дефицита люди ищут новый контент. Если тикток вернется в Россию, я продолжу снимать „VK Клипы“, потому что аудитория у меня там уже сформировалась».

YouTube Shorts

Формат коротких видео Google запустил в июле 2021 года, а год спустя заявил, что аудитория Shorts по всему миру достигла 1,5 млрд человек в месяц. Особенность сервиса заключается в том, что в Shorts можно использовать любой музыкальный отрывок из видео, опубликованных на ютьюбе. Кроме того, ролики привязаны к стандартному профилю креатора наравне с горизонтальными видео.

Судя по всему, сейчас ютьюб активно продвигает именно Shorts. У одного и того же профиля на стандартных видео может быть несколько тысяч просмотров, а Shorts просматривает по несколько сотен тысяч или даже миллионов человек.

Освоить Shorts решил и блогер Дима Ермузевич. На его аккаунт подписаны 919 тыс. человек. В то время как его видео стандартного формата в среднем собирают около 100 тыс. просмотров, некоторые короткие ролики посмотрели более 4,3 млн раз.

Дима Ермузевич

Блогер

«Это хорошая альтернатива, даже, скорее, дополнение к сервисам вертикального контента. Shorts дают возможность присутствовать на площадке в разных форматах, не только в горизонтальном, и таким образом больше взаимодействовать с аудиторией.

Однако у сервиса не очень разнообразный набор функций для съемки и монтажа, поэтому я заливаю только готовые ролики, которые заранее записываю и монтирую. Было бы круто, если бы функционал позволял креативнее снимать и редактировать видео сразу в Shorts, перед публикацией. И еще один недостаток — к роликам нельзя добавлять описание, только название в 100 символов».

«В Shorts я экспериментирую с форматами, снимаю туда как эксклюзивные ролики, так и дублирую контент из тиктока. Аудитория Shorts сейчас очень активна, а так как раздел на площадке новый, видео активно продвигаются алгоритмами».

«У меня каждый второй-третий ролик набирает миллионы просмотров, благодаря этому быстро растет число подписчиков на канале».

«Мне нравится делать вертикальные видео в дополнение к основному контенту. Это поддерживает активность на канале в промежутках между выходом полнометражных роликов и растит аудиторию, которая потом также переходит в другие соцсети».

Удалось ли заменить инстаграм* на телеграм

В отличие от TikTok, который самостоятельно решил ограничить функционал в России, доступ к сервисам Meta* (в том числе Instagram*) был заблокирован Роскомнадзором в начале марта «в связи с распространением призывов к совершению насильственных действий в отношении россиян, в том числе военнослужащих».

В конце 2021 года Instagram* возглавлял топ самых популярных соцсетей в России, многие бренды и блогеры вели там свои профили и рассматривали платформу как важный источник заработка. После появления новостей о возможной блокировке, блогеры стали массово заводить профили в телеграме и пытаться перевести свою аудиторию туда.

Телеграм, в отличие, например, от Yappy, знаком российским пользователям очень хорошо, однако его функционал довольно сильно отличается от возможностей инстаграма*: нет сториз, больше возможностей для работы с текстом, а не с фотографиями. Блогерка Ваша Маруся завела свой канал еще в 2019 году, однако стала вести его активнее и увеличила число подписчиков в 20 раз — примерно с 10 тыс. в середине февраля до 200 тыс. к началу апреля. Сейчас на профиль подписаны 132 тыс. человек.

Ваша Маруся

Блогерка и певица

«Конечно, после блокировки соцсетей блогерам стало жить сложнее, учитывая даже то, что активность просела более чем на 50%. Я, как и многие, перешла в телеграм. Полностью инстаграм* он заменить не может, и мне, в принципе, трудно перестроиться: выглядит непривычно для глаза и всю аудиторию туда перегнать не получится. Но я рада, что с теми, кто не может заходить в инстаграм*, я могу поддерживать связь в телеграме. Мне так же отвечают на вопросы, мы общаемся в комментариях.

В телеграм я выкладываю эксклюзивный контент: фотографии, видео, текстовые сообщения. В основном делюсь своими мыслями или пишу, когда хочу с кем‑то поругаться, делая это очень аккуратно, чтобы поняли только мои подписчики. Кроме того, там есть прикольные стикеры. Мои подписчики и фанаты делают гифки со мной, вырезают отрывки из видео».

«Однако мне очень не хватает формата историй. Хочется записывать что‑то онлайн, как в инстаграме*, а не только выкладывать как пост на стенку».

«Подписчики не очень охотно переходили в телеграм, [аудитория активно росла] только тогда, когда появилась информация про блокировку инстаграма*. Сейчас [набирать подписчиков в канале] очень тяжело, потому что многие [пользуются инстаграмом*] через VPN и в телеграме им делать нечего.

У меня в канале можно отправить донат через бота. Минимальная сумма — 1 евро. Когда я вижу, что мне пришло поступление, перехожу и передаю привет этому человеку. Кроме того, покупают рекламу. Многие рекламодатели приходят в телегу, в ВК. Конечно, брендов осталось не так много, и доходы упали чуть ли не в два раза. Но мотивация работать и вдохновлять сохраняется. Сейчас телеграм приносит примерно четверть всего моего дохода.

Если бы все [соцсети разблокировали], я бы продолжила выкладывать что‑то в телеграм, потому что там есть прямая связь с подписчиками и они переписываются между собой в комментариях. Общения там намного больше, чем в инстаграме* или других социальных сетях, в которых иногда не видно комментарии или ответы приходят в директ».

* Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.

Подробности по теме
«Все, чем ты жил, могут просто уничтожить»: инфлюэнсеры — о блокировках и будущем блогинга
«Все, чем ты жил, могут просто уничтожить»: инфлюэнсеры — о блокировках и будущем блогинга