— Как тебе трейлер новой GTA?
— Я не стал смотреть, потому что такое цифровое кусочничество — это вредное занятие. Игра выйдет через два года и будет либо хуже, либо лучше этого трейлера. Если пропустить окружающую ее медиаактивность, то ничего не потеряешь.
— А саму игру ждешь?
— Если там будет такой же технологический скачок, как между третьей и четвертой частями, то я буду безумно рад. Я знаю, что там впервые в серии появляется главная героиняВ большинстве предыдущих игр Rockstar вы управляете персонажем-мужчиной.. Если это пойдет на пользу нарративу, то я обеими руками за такой сюжетный ход. Если же это просто маркетинговый трюк и пиар, то мне это не очень интересно.
— Наши гости часто вспоминают Disco Elysium. Ты, кажется, тоже ее любишь.
— Вовремя ты спросил. Я вот недавно приобрел коврик с артом оттуда на весь стол.
— Какой классный… Можешь назвать свой самый незабываемый момент из Disco Elysium?
— Возле гостиницы «Танцы в тряпье» начинается перестрелка. Вижу, что мои шансы на успех — 8%. Мне никогда не везет в такие моменты, и я чувствую, что я сейчас умру, как в сцене ©ZA/UM с сердечным приступом во время упражнения со штангой. Кидаю кубик… И выкидываю эти несчастные 8%! Гарри Дюбуа каким‑то шальным выстрелом убивает мужика с винтовкой. Я почувствовал невероятную эмоциональную волну, как будто я реально был там.
— Для меня любовь к этой игре — однозначный маркер того, что человек хороший. Ты согласен? Или можно любить Disco Elysium и одновременно быть мудаком?
— Disco Elysium — это и есть репрезентация мудака. Раз она тебе нравится, то ты, скорее всего, ассоциируешь себя с героем, и вы в чем‑то похожи. Так что да, еще как можно!
Для меня Disco Elysium — это порог, за которым начинается осознанное восприятие игр. Если ты можешь ей насладиться, значит, ты не просто ищешь мимолетные развлечения в сессионных боевиках, а хочешь найти более комплексное содержание и готов к тому, чтобы посидеть и как следует подумать. Я считаю, что ее нужно проходить всем. Я купил ее своей девушке, посоветовал всем друзьям, навязал корешу-сценаристу. Он никогда не играл в видеоигры, но Disco Elysium прошел. Хочу, чтобы мои родители тоже с ней ознакомились. Моей маме 60 лет, и, думаю, ей понравится.
— Мой папа прошел Disco Elysium.
— Как? Как ты уговорил его это сделать?!
— А мы с ним давно вместе играем. Начинали еще с Sega Mega Drive.
— О, про это я как раз недавно на «Дваче» наткнулся на один стих, он мне запал в душу.
— Можешь прочитать?
— Я помню только одно четверостишье. Сын обращается к своему отцу, которого уже нет с нами.
Мамке скажем, что будем пить чаю,
И все игры пройдем мы на пару,
Что тогда не прошли, обещаю.
— Ух ты, как грустно!
— Да, трогательно очень. Вообще, мои родители далеки от игр. Дядя вот много играл; познакомил меня с Doom и Quake, а сам я, когда стал повзрослее, начал больше играть в сюжетные RPG.
— Я знаю, что ты любишь Fallout, Mass Effect и The Witcher. Можешь назвать свои любимые квесты из этих игр?
— В «Ведьмаке» мне нравится все дополнение «Каменные сердца», я даже не хочу выделять в нем отдельные задания. В оригинальном «Ведьмаке» классная линия Кровавого Барона.
Из Mass Effect, пожалуй, вспомню финал второй части, самоубийственную миссию, когда вся твоя команда готовится погибнуть с честью и ты проникаешься этим безумным задором.
А в Fallout 2 здорово оформлен Нью-Рино, где ты устраиваешься на порностудию и чистишь там дилдаки за десять баксов.
— Кстати, как тебе сериал по Fallout? Ждешь?
— Я думаю, там будет то же самое, что в сериале по «Ведьмаку», когда оттуда ушел Генри Кэвилл. Всем плевать на материал — просто за деньги делают свою работу. Если бы это был какой‑то авторский проект с именитым режиссером, я бы ждал его с большим интересом. А так это, по-моему, будет фан-сервис, а не самостоятельное произведение.
— Baldur’s Gate 3 на фоне всеобщего опопсения кажется глотком свежего воздуха. Как по-твоему, это игра года?
— Да, с большим отрывом. Видеоигровой мир опускается во тьму, а Larian Studios — это последний лучик надежды. С таким авторитетом разработчики могли бы выиграть любую войну с издателем, а потом выпустить какую‑то недоделку вроде Cyberpunk 2077. Или за куда большие деньги и сэкономив кучу времени выпустить три сессионки с лутбоксами вместо одной большой игры. Но они делают то, что им самим нравится, вкладывают в игры душу.
— К слову об искренности и душевном подходе к творчеству: ты любишь последние God of War, а мне они показались насквозь фальшивыми и лицемерными. Докажи, пожалуйста, что я неправ.
— Это очень легко сделать, достаточно одного тезиса. Я считаю, что новый God of War любят те, у кого не было хороших отношений с отцом. Как и, например, в Bioshock: Infinite, где сюжет строится вокруг отношений Букера и Элизабет, здесь важно командное взаимодействие отца и сына. Именно оно меня так тронуло: я получал опыт, которого у меня в жизни по большому счету не было. Отношения с отцом у меня так себе, и никогда не было возможности пройти тот путь, что проходит Атрей, взрослея на глазах своего папы.
— Интересный ракурс. Наш последний традиционный вопрос. Будь у тебя неограниченный бюджет и талантливая команда, какую игру ты бы сделал?
— 3D-экшон, суть такова: пользователь может играть лесными эльфами, охраной дворца и злодеем. И если пользователь играет эльфами, то эльфы в лесу, домики деревянные. Набегают солдаты дворца и злодеи. Можно грабить корованы.