Миллионы долларов и дизлайков: как NFT с трудом, но неумолимо проникают в игры

24 декабря 2021 в 00:13
Разбираемся, как NFT попали в видеоигры, кому они нужны и когда это кончится (спойлер: вероятно, теперь уже никогда).

Бум NFT пришелся на начало 2021 года, когда крупнейший аукционный дом Christie’s анонсировал первые в мире торги цифрового искусства. В марте за 69 млн долларов с молотка ушла работа художника Beeple. Затем в мир NFT пришли музыканты, режиссеры, авторы мемов и разработчики игр.

Что такое NFT?

NFT, или non-fungible token, переводится с английского как «невзаимозаменяемый токен». Это уникальный цифровой идентификатор, который невозможно скопировать, заменить или разделить. Простыми словами, если купюру в сто рублей разменять на две банкноты по 50 рублей, то они в любом случае будут иметь ту же самую стоимость, так как являются взаимозаменяемыми. С NFT такая схема не сработает — каждый объект является оригинальным и единственным в своем роде. Будь то картины Кандинского или неизданный трек Уитни Хьюстон — заменить их нечем, и торговать токенами на равных условиях тоже не получится.

Вся информация о NFT записывается в блокчейн (последовательную цепочку блоков) и используется для подтверждения подлинности и права собственности на конкретный цифровой актив.

Зачем в играх NFT и как они там появились?

NFT успели охватить многие сферы жизни человека. С помощью них можно купить работы известных художников, кинодеятелей, музыкантов, а можно и вовсе приобрести права на мемы или купить какой‑нибудь скин персонажа в игре. Пока можно сказать лишь одно: NFT перевернули с ног на голову культуру гейминга во всем мире.

Если раньше пользователи в основном только вливали деньги в игры для покупки предметов, то теперь они могут по-настоящему зарабатывать на собственных достижениях

Проще говоря, редкость ножей«Поверхностная закалка»Такой скин для ножа кермабит оценивается в $800 тыс. в Counter-Strike зависит только от желания Valve ограничивать их выпуск. Если Гейб Ньюэлл захочет, то выпустит еще тысячу таких же ножей, обвалив их курс. Но если сделать уникальный NFT-нож, привязанный, скажем, к тысяче побед, то подделать его не получится, ты точно будешь знать, каких трудов стоило его добыть, и у такого товара может резко вырасти стоимость на рынке. Возникает иллюзия подлинности.

Представьте, что HappyHob выставит на продажу алебарду, которой он сокрушил последнего босса во время своего десятичасового Souls-марафона, — NFT позволит придать этому оружию уникальный статус, а маньяки-поклонники Dark Souls подогреют торги. Экономика будущего в действии.

Впервые NFT появились в игре 2017 года CryptoKitties на базе блокчейна Ethereum от канадской студии Axiom Zen. Механика игры проста: заводишь виртуального котенка, ухаживаешь за ним, скрещиваешь с другими и продаешь (каждый питомец уникален, он обладает различными свойствами, которые может передать своим потомкам). В 2018 году одну из таких виртуальных кошек продали на аукционе за 140 тыс. долларов (около 10 млн рублей).

Age of Rust

В марте 2021 года в Steam вышел экшен от первого лица Age of Rust. В игре можно находить, покупать и продавать различные NFT-токены, например прокачанную экипировку. Однако в октябре Valve запретила выпускать блокчейн-игры с криптовалютой и NFT, удалив Age of Rust из Steam.

«Хотя я и уважаю их выбор, но глубоко убежден, что будущее за NFT и блокчейн-играми. Вот почему я начал это путешествие вместе со всеми вами», — сказано в официальном твиттере игры.

Epic Games

После блокировки блокчейн-игр в Steam глава Epic Games Тим Суини выступил в их защиту. По его словам, Epic Games Store, наоборот, будет приветствовать игры, в которых используется технология блокчейн (если авторы не нарушают законы, присваивают играм соответствующий возрастной рейтинг и не скрывают никаких данных).

«Хотя Epic не использует криптовалюту в своих играх, мы приветствуем инновации в области технологий и финансов», — добавил он.

«S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля»

15 декабря украинская компания GSC Game World, разрабатывающая «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля», объявила о сотрудничестве с платформой NFT DMarket (на ней можно продавать внутриигровой контент), вместе с которой планировалось создать «S.T.A.L.K.E.R. Metaverse» на технологии блокчейн. Это означало, что поклонники шутера могли бы владеть частью игры (предметами) и даже населять ее собственными уникальными персонажами. Отмечалось, что купленные NFT-токены никак не повлияли бы на сюжет и не дали бы преимущества покупателям перед остальными игроками.

Новость о введении NFT не понравилась давним фанатам серии. В твиттере пользователи призвали GSC Game World сосредоточиться на работе над «Сердцем Чернобыля» и DLC. Некоторые попытались напомнить разработчикам, что на одну транзакцию, связанную с NFT, уходит большое количество электроэнергии (зависит от блокчейн-платформы) и что из‑за майнинга криптовалют невозможно достать видеокарты по адекватной цене. Многие даже отменили предзаказы на «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля».

17 декабря студия сдалась и объявила, что услышала мнение поклонников игры, поэтому решила отказаться от всего, что связано с NFT. «Если вам не все равно, то и нам не все равно», — отметили в GSC Game World.

Незадолго до этого компания попыталась объяснить, зачем в игре NFT. По словам разработчиков, дополнительная прибыль от токенов помогла бы улучшить грядущий шутер.

Ghost Recon Breakpoint

Ubisoft тоже решила выпустить линейку внутриигровых NFT-токенов для одиннадцатой части Ghost Recon на собственной платформе Quartz. Это также вызвало негативную реакцию со стороны геймеров.

Игрокам предложили уникальный NFT-шлем, который может получить каждый, кто провел в Ghost Recon Breakpoint более 600 часов. Предполагалось, что такое солидное время, требующееся на получение трофея, повысит стоимость предмета на внутриигровом рынке, а Ubisoft получит свой процент от продаж.

«600 часов, чтобы заработать NFT! Теперь криптобратки будут просто AFK (находясь не у компьютера. — Прим. ред.) накапливать часы, чтобы собрать свой дерьмовый шлем. Ubi выигрывает, потому что они могут записать эти показатели как „увеличение MAU“ (ежемесячных активных пользователей. — Прим. ред.), хотя они все накачаны этим мусором», — написал игровой журналист SkillUp.

После шквала критики Ubisoft скрыли из ютьюба ролик с презентацией NFT — теперь он доступен только по ссылке.

Legacy

11 декабря геймдизанер Питер Молинье показал «первый в мире» бизнес-симулятор Legacy, релиз которого состоится в 2022 году. В нем будет представлена новая цифровая валюта LegacyCoin на блокчейне Ethereum. К игре геймеры смогут присоединиться лишь после покупки NFT под названием «Land» (участок земли). На нем вы построите свой город и создадите бизнес в Legacy, конкурируя или сотрудничая с другими игроками для получения прибыли.

Интересно, что еще до старта Legacy заработала более 53 млн долларов на продаже земель для строительства. Самым дорогим стал «лондонский участок», который приобрели за немыслимые 900 тыс. долларов (63 млн рублей).

А что дальше?

Мнения разработчиков, журналистов и аналитиков о NFT категорически разделились. Например, компания Square Enix заявила, что планирует поддерживать и развивать свой бизнес в сфере NFT и блокчейна, а глава Xbox Фил Спенсер отметил, что идеи, заложенные в такие проекты, являются скорее эксплуататорскими, чем развлекательными.

Журналисты игровых изданий попробовали заглянуть в будущее NFT. Так, редактор Happy Mag предположил, что внедрение технологии поможет игрокам монетизировать потраченное время и достижения, а Дэниел Тэк из Game Informer посчитал, что NFT — это маркетинговая уловка, которая будет «выкачивать» деньги из пользователей, побуждая их к покупке ненужных предметов.

В популярном посте на реддите автор емко подытожил текущую ситуацию с NFT, заметив, что вы покупаете не само произведение, а ссылку, ведущую на сторонний хостинг. Случиться с этим хостингом может все что угодно, и никто не даст гарантии, что когда вы перейдете по ссылке, там не окажется «404 — Page Not Found».