Обреченные на счастье: как стать успешным блогером, если ты — ребенок

26 ноября 2021 в 12:15
Фото: HRAUN/Getty Images
Дети-блогеры никого не оставляют равнодушными: одни хотят такую же яркую жизнь, как у них, другие не смотрят, но осуждают. «Афиша Daily» спросила у блогеров Максима Чернова и Максима Роговцева, как взрослые системно зарабатывают на детях, что такое «социальный капитал» и почему первый ролик всегда выходит плохим и это нормально.

Многие родители наизусть знают песни из «Синего трактора» или «Малышариков». К списку невольно приобретенных знаний можно отнести все челленджи, конкурсы и эксперименты, которые устраивают детские блогеры. И если одни родители включают видео, чтобы собраться с мыслями или найти время на работу, сон и общение с друзьями, другие превращают этот бесконечный праздник жизни в свою работу.

У Максима Роговцева четыре дочери и примерно столько же YouTube-каналов. Самые успешные из его блогов — Nicole CrazyFamily (4,7 миллиона подписчиков) и Ya — Alisa (более 11 миллионов). К обвинениям в эксплуатации детского труда он давно привык и отвечает на них просто: девочки снимаются в роликах, когда хотят, а родители не отвлекаются на офисную работу, разделяя с ними самые яркие моменты детства.

Максим Роговцев

Блогер, создатель школы ютуберов bestyoutubers_club и каналов Nikol CrazyFamily и Ya — Alisa

Как создать детский блог?

Мы тестировали разные ниши для работы — одной из них был YouTube. Как‑то нам попался ролик американских блогеров Family Fun Pack, и мы подумали: почему бы не попробовать? Они снимали обычный лайф про бассейн, завтраки, поездки куда‑то — съемка была легкая.

Это было в 2015 году, Алисе тогда было два-три года, Николь — где‑то шесть лет. На тот момент мы не понимали, что такое алгоритмы, какие инструменты работают в YouTube. Просто снимали все подряд: делали распаковки игрушек, потом перешли на челленджи. А перед этим застали важный тренд на огромные пасхальные яйца. У нас на тот момент было непростое положение — мы родом из Донецка. Во время войны пришлось закрыть бизнес, схватить детей в охапку и улететь в другую страну. Начинать жизнь надо было с нуля, поэтому денег на дорогие игрушки или оборудование не было. И, когда посмотрели видео с гигантским яйцом, долго придумывали, из чего его можно сделать. В итоге взяли нудлыДлинный цилиндр из полиэтилена, который используют для плавания, разрезали по диагонали и соединили в кольцо. Затем прикрепили зубочистками следующий слой. Так мы собрали большую часть яйца. Денег на нужное количество палок не хватило, и мы взяли одноразовые стаканчики. Крепили их степлером друг к другу — в итоге получилась верхушка конструкции. А потом на этот каркас налепили папье-маше. Сзади яйца была дырка, в которую мы закладывали игрушки для детей. Девочки доставали из нее «сюрпризы» и распаковывали.

Яйцо мы собирали две недели: днем работали, а по ночам лепили этот гигантский «киндер». Но в итоге было классно — и детям, и нам с женой.

Что делать, если контент не заходит?

Важно найти правильное окружение, которое поддерживает. Потому что в любом начинании надо уметь ждать и продолжать делать. Даже если видео не заходят, а поначалу так и происходит. Это все я вижу не только на своем опыте, но и на примерах своих учеников из Best Youtubers. Очень важно просто дождаться. Мы вчера разговаривали с одной из наших учениц: у них долго «не конвертил»Не побуждает юзера совершить целевое действие контент, хотя они делали отличный канал. Проанализировав их работу, мы пришли к выводу, что в блоге нечего добавить. Мы с супругой сказали: «Вы — молодцы, и на данный момент делаете все правильно. Ваша задача — просто верить и продолжать». И вот буквально месяц назад канал взлетел. И сейчас он зарабатывает 10-15 тысяч долларов. С того момента, как они получали несколько сотен, до того, как они начали зарабатывать десятки тысяч долларов, прошло несколько месяцев. Но эти месяцы адовые. Ты выкладываешься на все 100%, делаешь вроде все правильно, но у других работает, а у тебя — нет. В нашей ситуации было так же. Мы долго разбирались с тем, как правильно создавать контент, чтобы он нравился и аудитории, и алгоритмам.

Первые девять месяцев были самыми тяжелыми, потому что мы снимали по два ролика в день и выпускали их ежедневно на два канала. Ночью монтировали, ставили на загрузку, а утром публиковали. Представьте, что вы работаете девять месяцев без зарплаты.

В какой‑то момент упал один цент, потом — 10 центов. Я помню нашу первую зарплату — 600 долларов. Это было через девять месяцев упорной работы. И мы офигеть как радовались этому. Через год мы заработали первые 12 тысяч долларов за месяц, купили семейный минивэн. И поняли, что теперь можем каждый месяц покупать себе по машине.

Как собрать миллион просмотров?

Приходя в YouTube, многие думают: «Я уникален, моя идея суперуникальна». Все классно, но так это не работает: первые несколько месяцев (а может, даже год) не стоит тратить ресурсы на выдумывание. Есть топовые блогеры, которые на этом деле набили громадные шишки — больше собственной головы. Я сам провожу бесплатные мастер-классы на волнующие начинающих блогеров темы. Если объяснять на пальцах — YouTube создает все условия, чтобы не совершать очевидные ошибки. Если мы возьмем за пример какой‑то бизнес, то большая часть деловых процессов будет скрыта от глаз посторонних людей — обычно все происходит за закрытыми дверями. Бизнес-процессы YouTube суперпонятные, конечный продукт любого канала находится у тебя перед глазами. Ты можешь его разложить на мелкие составляющие: успех всегда оставляет за собой хлебные крошки.

Зачем выдумывать, как смонтировать влог, если можно взять чье-то видео, загрузить его в программу для монтажа и разложить на все составляющие — звуки, музыку, сюжет, количество и смену кадров. Тогда становится понятно, как снимать контент, чтобы он заходил аудитории. Важное правило: сначала копируешь, потом придумываешь свое.

С большей чем 99,9% вероятностью содержание канала на первых порах будет * (напоминающим фекалии)-контентом.

Исключение, которое составляет 0,1 процента, — это профессионалы. Если начинающий блогер работал в кино, создавал качественный контент до этого, это будет другое дело. А всем остальным нужно просто понять, что первые десять видео будут плохими. И это нормально. Очень важно делать работу над ошибками, при этом не сравнивая себя с другими людьми со словами «я — унылый, а вот они делают классно». Также и наоборот: «Я делаю самый лучший контент, вы ничего не понимаете». Сравнивать надо только с собой предыдущим: сделал десять видео — сравни одиннадцатое и первое. Задавайте себе вопросы на каждом новом видео: «Как я могу выставить свет, улучшить картинку и монтаж, где взять новые звуки для видео». Это и приводит к результату.

Какие темы для детского блога самые популярные?

Главный тренд 2021–2022 годов — YouTube Shorts. Это такой TikTok в YouTube. Наша школа сделала обучающий блок по этому формату. Но тут есть загвоздка: многие сейчас создают YouTube Shorts, но не могут на нем зарабатывать, потому что там минимальная монетизация. И люди думают: «Блин, у нас какие‑то бешеные просмотры, а денег ноль». У меня вообще большой фокус на деньгах — мне они очень нравятся. Поэтому я ищу инструменты, которые могут объединить способы монетизации и раскрутки канала. Четыре канала в моей школе за последний месяц получили серебряные кнопки (это за 100 тысяч подписчиков) и три канала — золотые (за миллион подписчиков) по YouTube Shorts.

Наша жизнь постоянно ускоряется: я слушаю книги в темпе 1,75, смотрю видео в форсированном режиме. Но TikTok все-таки проигрывает, потому что его крайне сложно монетизировать. Даже рекламодатели, которые рискнули и вошли на платформу, сейчас не хотят там раскручиваться. Потому что аудитория приложения слабо реагирует на рекламный контент. А в YouTube зритель настроен благосклонно, потому что там можно прогреть аудиторию, сделать рекламу более нативнойИнформация, которая встраивается в контент без маркировки «реклама», органичной для контента.

Сколько времени надо потратить в день, чтобы сделать успешный детский канал?

Все зависит от формата. Если мы едем в парк снимать влог, это одна история. А если готовим постановочную съемку — другая. Есть определенная подготовка, которую можно сделать самому или доверить команде. Сама съемка занимает от двух до четырех часов. Первые пару лет мы все делали сами: придумывали, организовывали, снимали и монтировали. Потом набралась команда из режиссера, сценариста, фотошопера и монтажера.

Можно снимать по три-четыре ролика в неделю. Но если человек воспринимает блогинг как профессию и хочет добиться больших результатов, нужно понять — это не офисная работа, которая начинается в девять утра и заканчивается в семь вечера. Это происходит с раннего утра до глубокой ночи. Но и результат будет быстро. Для многих ютьюберов, с которыми я общаюсь, блогинг — это стиль жизни, а не работа. Даже если дети снимаются по два часа, родители вовлечены в этапы производства контента на протяжении всего дня.

Как дети относятся к тому, что зарабатывают больше многих взрослых?

Взрослым свойственно сравнивать людей по уровню материального благополучия, а дети меряют окружение по другим параметрам.

Блогинг для них — это вход в любое сообщество без необходимости социальной адаптации. Потому что они априори для других детей звезды. Для моих девочек основной актив не деньги, а социальный капитал. Если у ребенка есть тысяча подписчиков, то он круче всех на свете. И все хотят с ним дружить.

То есть для детей это крепкий социальный трамплин для будущего. У них формируется узнаваемость, и они смогут использовать это, когда вырастут. Им необязательно идти в университеты, работать в офисе — они уже состоялись в жизни.

И всякий раз, когда я это говорю, многие спрашивают: «А не избалует ли это детей?» С нашими детьми этого в целом не происходит. Мне кажется, надменность — это все-таки часть воспитания. Наши девочки поначалу переживали из‑за своей известности и даже пытались как‑то избежать столкновения с фанами, прятались, когда к ним подходили, чтобы сфотографироваться. Они просто не понимали, почему так происходит. Но однажды, когда мы были в Киеве, они столкнулись со звездой, которая им по-настоящему нравилась, — солисткой группы «Время и стекло» Надей Дорофеевой. И как только девочки ее увидели, они стали буквально прыгать от счастья. Я спросил у старшей дочери: «Что ты чувствовала, когда увидела любимую артистку? Тебе хотелось сфоткаться? А теперь представь, как приятно то же самое другим детям, которые смотрят твои ролики на YouTube». И на этом примере нам с супругой удалось показать, что ощущают их зрители.

Чем будут заниматься дети-блогеры через 15–20 лет?

Мир меняется очень быстро. И я не знаю, какой путь выберут мои дети. Но в любом случае мы с супругой не будем заставлять их что‑то делать через силу и говорить: «У вас есть социальный капитал, вы должны быть блогерами». На фиг это все. Пусть выбирают то, что им нравится, и кайфуют от жизни.

Максим Чернов до того, как уйти в блогинг, занимался продвижением Gucci в России. Он признан лучшим российским экспертом по нетворкингу 2015 года по версии Global Networking Marathon. Максим считает, что детский формат — это отдельная сфера YouTube. И сейчас платформа старается перевести детей (от 0 до 13 лет) в дочернее приложение YouTubeKids — аналог детских профилей на Netflix, где работают совсем другие методы монетизации.

Максим Чернов

Эксперт в нетворкинге, ютьюбер и блогер

Как зарабатывать на YouTube?

Есть несколько подходов, если смотреть широко. Первый — это монетизация просмотров. Это то, что сам YouTube платит через систему Google Adsense за просмотры создателям контента: примерно 45% берет себе площадка, 55% получает блогер. Заработок сильно привязан к географии: в США или Норвегии он повыше, в России или Индии — ниже. Все это зависит от выкупленной компаниями рекламы, которая транслируется в роликах ютьюбера. Если бренд хочет продвигаться на американском рынке, то он будет платить больше, чем если контент транслируется на условную Индию.

Второй фактор — тема. Детские каналы, пранки или лайфстайл именно на просмотрах зарабатывают меньше, чем бизнес и саморазвитие.

Еще один способ — запуск сообщества. Если у блогера есть лояльная аудитория, то он оформляет платную подписку на Patreon. Тогда его подписчики платят, например, пять долларов в месяц и получают доступ к эксклюзивному контенту. Это не очень большой заработок, зато стабильный. Такая технология дает широкое поле для креатива. Например, каналы про недвижимость очень понятно привязывают содержание к услугам риелторов. Недавно мы в своем телеграм-сообществе обсуждали, что канал историка и переводчицы Тамары Эйдельман запустил собственные туры. Блогер привязывает свой контент к какому‑то продукту или услуге — это может быть инфопродукт, сервис или игрушка.

Ну и пятый подход — это партнерка. Это когда блогер делает рекламу, но ему выплачивают деньги за каждую транзакцию (например, если человек приобрел банковскую карту, после того как посмотрел твой канала).

Насколько перспективен детский блогинг?

Не надо делать детский контент, если ты на самом деле не хочешь этим заниматься.

И наоборот: не надо идти в сегмент IT и делать распаковки гаджетов, если тебе на самом деле хочется снимать с детьми смешные ролики. Потому что самая большая проблема ютьюбера — это выгорание. И на контенте, который не нравится самому блогеру, он очень быстро выдохнется.

Конечно, в детский сегмент сейчас сложнее войти, чем пару лет назад. Но если ты понимаешь, как работает YouTube, и у тебя хорошая насмотренность, трудно не выстрелить с каналом. Ниша, конечно, довольно заполненная, но это не значит, что туда не надо идти.

Почему распаковки детских игрушек так много собирают?

Мне кажется, здесь срабатывает простая детская психология: момент разворачивания подарка чаще всего важнее самого подарка.

Дети забрасывают игрушку уже через пару дней или недель, но вот момент ожидания и предвосхищения того, что же скрыто за упаковкой, — это очень ценно для ребенка.

Получается, что дети по одну сторону экрана смотрят, как дети по другую сторону распаковывают игрушки. Это фактор неожиданности, сюрприза — интересно узнать, что же там внутри.

Почему у детских видео так много дизлайков?

Первый фактор — дети ставят лайки и дизлайки случайно, это для них не осознанное действие.

Если же видео очень виральное и хорошо заходит, то оно становится более легкой мишенью для дизлайков. Что происходит, когда видео смотрит аудитория в 50 тысяч человек на канале в 60 тысяч человек? В этой ситуации видео смотрит, скорее всего, постоянный зритель этого автора. А если ролик выстрелил на миллион или пять миллионов просмотров при таком же количестве подписчиков, это значит, что YouTube показал его совершенно нелояльной аудитории. И, соответственно, более «холодные» зрители легче ставят дизлайки. Кстати, YouTube сейчас убирает дизлайки. Это не значит, что их нельзя ставить вовсе, просто вашу реакцию теперь увидит только автор ролика, сидя у себя в студии.

Что делать, чтобы детский канал стал популярным?

Внимательно исследуйте свою нишу. Для анализа виральных тем подходит vidIQПлатформа по анализу поисковых запросов, им пользуются многие популярные блогеры. Например, если автор хочет проверить, насколько интересна тема распаковки сюрпризов Kinder, он должен вбить запрос и найти самые свежие и популярные ролики на эту тему. При этом на канале должно быть намного меньше подписчиков, чем просмотров этого видео. Если на канале в 10 миллионов подписчиков ролик с распаковкой достиг 5 миллионов просмотров — это не наш случай. Мы спускаемся ниже по тематическому списку и ищем пятый-шестой ролик по популярности в течение последнего месяца. Если этот ролик залетел на миллион просмотров с 50 тысячами подписчиков, это подсказка, что к видео надо присмотреться. Я советую своим ученикам покадрово разобрать такой ролик на составляющие: сколько он длится, какое вступление, как себя ведут персонажи, как выстроен свет. Дальше надо сделать свою версию: как же назвать, смоделировать похожую обложку. Такую операцию надо повторять много раз. Сначала просмотров будет мало: 100–150. Затем раз — и один ролик выстрелит на 700 просмотров. И надо разобраться, почему именно это видео зашло аудитории. Можно сделать продолжение этого контента или что‑то похожее по структуре и содержанию. Не надо ждать, пока какой‑то ролик соберет сотни тысяч просмотров, до этого момента еще долго. Необходимо постоянно искать, какой материал на канале вирусится, и продолжать работу в этом русле.

Как правильно назвать ролик с детской темой на YouTube?

Есть две техники: когда мы фокусируемся на поисковом трафике или на трафике с главной страницы платформы.

В первом случае мы определяем, что люди ищут ролик по запросу «как сделать игрушечный пистолет», вбив предложение в поисковик. Блогер видит, что на эту тему есть 15 тысяч запросов в месяц. Тогда можно прямо эту формулировку использовать в названии.

Во втором случае мы сосредотачиваемся на трафике с главной страницы YouTube. Это все те ролики, которые мы видим, когда заходим на главную страницу приложения. Мы не ищем и не запрашиваем эти ролики. Название видео, рассчитанного на на главную страницу, будет не «как сделать игрушечный пистолет», а «картонный пистолет прямо как настоящий!» — оно должно быть тизерное, кликбейтное. Второй тип названия рассчитан на людей, которые не искали информацию про «игрушечный пистолет».

TikTok победил YouTube?

Я надеюсь, что Shorts не вытеснят большие форматы. Долгие ролики позволяют удерживать аудиторию: и зритель остается не на две минуты, а на восемь-десять. Это и для YouTube выгодно: он может показать больше рекламы. И, соответственно, длинные ролики с хорошим удержанием лучше продвигаются. Хотя YouTube и присматривается к формату ТikTok и Instagram, его бизнес-модель сейчас такая. А в формате Shorts блогер не получает денег за рекламу, потому что они откручиваются в длинных видео.

Я верю в то, что в детском сегменте выживут длинные видео. У меня есть четырехлетняя дочь, и она часто смотрит мультик «Три кота». Видео длится сорок минут, и у меня есть понимание, сколько времени ребенок будет увлечен просмотром ролика. Если же мультик будет коротким, придется отсматривать каждые пару минут, что смотрит мой ребенок. Это неудобно. Родители, как правило, включают контент сами, им безопаснее остановиться на длинном видео, зная, когда оно закончится.

Что делать, чтобы алгоритмы YouTube вас полюбили и закинули в «Рекомендации»?

Задача криейтора — как можно дольше удержать вас на своем видео. Но здесь есть нюансы. Одно дело, когда видео длится пять минут, а его смотрят четыре минуты. Другая история, если десятиминутный контент смотрят четыре минуты. YouTube выгоднее продвигать первый ролик. Ведь чем дольше видео смотрят, тем больше рекламы увидит пользователь. Есть такая метрика: если видео идет больше восьми минут, то реклама может показываться в начале, середине и конце ролика. Если контент транслируется меньше восьми минут, то реклама идет только в начале и в конце. Отсюда следует универсальное правило: если видео блогера идет шесть или семь минут, то лучше удлинить его до восьми минут, тогда YouTube будет лучше продвигать этот ролик. А если вы научились делать длинные видео с высоким удержанием по пятнадцать-двадцать минут, то это самое лучшее.

Какова вероятность, что дети-ютьюберы будут заниматься блогингом во взрослом возрасте?

Это довольно новая среда, и точного ответа на этот вопрос мы не знаем. Есть негативные примеры из актерства: тот же Маколей Калкин. Он стал звездой очень рано. Наверняка такой же эффект может быть и с детьми-блогерами, потому что они не выбирают себе работу, за них это делают родители.

Я думаю, родители должны вести себя очень аккуратно с детьми, отслеживать психологическое состояние ребенка, и если у него повышается тревожность, он начинает чего‑то бояться или замыкаться в себе, обращаться к психологу.

С одной стороны, когда родитель создает актив из подписчиков и просмотров, это хорошо, с другой — нужно действовать аккуратно, чтобы не навредить ментальному здоровью ребенка.