История создания
Название бара не просто намекает, а прямо заявляет о том, что это место не только про выпить и поесть. Идея создания пространства, где под одной крышей будут гармонично уживаться книги, авторские коктейли, еда и — главное — гости, которые хотят связать эти составляющие в своем досуге, принадлежит партнерам Георгию Найденову и Маргарите Аристарховой. До открытия собственного места они долгое время работали на руководящих позициях в управлении недвижимостью.
Георгий очень любит литературу (по его словам, он в юности даже продавал книги на Невском проспекте), а еще интересуется интерьерным дизайном и коллекционирует предметы интерьера. В реализацию проекта внесла вклад Дарья Ковальчук — третий партнер. Даша — эстет по образованию (да, и такое бывает!) — после выпуска с кафедры эстетики философского факультета МГУ работала в ММСИ, а затем продолжила свой путь в пиаре недвижимости. Желание создать место на пересечении тем искусства, еды и напитков оказалось близко всем троим. Команда колесила по миру, посещая разные бары и либрерии — места, как правило, с кофе и книгами. В результате они создали заведение, которого в таком виде не встречали нигде, — здесь по задумке первостепенны и коктейли, и книги, и ничто из этого не находится друг у друга на подтанцовке.
Интерьер
Благодаря опыту всех троих создателей в сфере недвижимости команда нашла подходящее помещение на Петровке. Рассказывают, что раньше здесь была построенная в 1876 году усадьба, а нынешние оконные рамы бара — арки входа в конюшню. Позднее, в 1930-х годах, к зданию достроили еще несколько этажей. Кстати, до открытия Shortlist тут ничего не было, а все верхние этажи пустуют и по сей день — скоро там буду жилые апартаменты.
Бар решили делать в стиле mid-century, характерный для интерьерного дизайна в США, Скандинавии, некоторых регионах Италии и частично СССР в 1960–70-х годах. Для mid-century modern в интерьере характерно соединение функциональности и эстетической составляющей. Округлые формы, встроенные в квадратные, преимущественно приглушенные, но самостоятельные цвета: кирпичный, напоминающий расцветку советского чемодана, пыльные синий и зеленый. Почти всю мебель, торшеры и декор покупали у продавцов винтажа и на барахолках. Часть предметов интерьера взяли из коллекции Георгия Найденова. Все это будто переносит в гости в двухкомнатную квартиру к бабушке из середины прошлого века, знающей толк в интерьерном дизайне. Ощущение склонно усилиться после парочки коктейлей.
В большой комнате устроили основное пространство бара со столиками и барной стойкой, за которой тоже можно сесть. Для более уединенной встречи можно занять один из столиков в нишах возле окон. Впрочем, создатели обещают нечасто устраивать шумные вечеринки, так что здесь всегда комфортная для общения обстановка.
Интерьер бара Shortlist. Books & Spirits
Интерьер бара Shortlist. Books & Spirits
Интерьер бара Shortlist. Books & Spirits
Интерьер бара Shortlist. Books & Spirits
Интерьер бара Shortlist. Books & Spirits
Во второй комнате, меньшей по размеру, — царство книг. Здесь есть еще один бар и большой стол, за которым удобно работать. В конце месяца в этой части пространства обещают запустить дополнительное меню с закусками и простыми коктейлями — хайболами и джин-тониками.
Коктейли
Коктейльная карта как будто создана для тех, кто хочет прийти в бар один. Впрочем, даже если вы в компании, лучше договоритесь о 10–20 минутах тишины, чтобы иметь возможность ее внимательно прочитать. Коктейльное меню по своей верстке и структуре точь-в-точь как полноценная книга с зарисовками. Самое важное в содержании — не состав коктейлей, а его художественное описание в форме цитаты из книги или просто короткой выдуманной истории.
Содержание состоит из пяти частей. Для «Экспозиции» шеф-бармен Константин Плесовских, известный по бару Chainaya. Tea & Cocktails, придумал пять легких коктейлей на основе вина и вермута — они отлично подойдут для начала вечера. Дальше — по нарастающей. В «Завязке» еще пять коктейлей, чуть более серьезных, то есть крепких — например, Nettle Sting, вкус которого в рассказе ассоциируют с ожогом крапивой в детстве при попытке побега из пансиона, или Take Your Thyme, сравниваемый с микстурой из французской аптеки.
В «Развитии» стоит искать коктейли с более ярким вкусом: например, сладкий коктейль «Любовница французского лейтенанта» на коньяке с жасминовым кордиалом и сухим вермутом, сопровождаемый цитатой из одноименной книги Джона Фаулза. Коктейль Urozhay имеет такое описание: «По сложному узкому серпантину (но с такими видами на море, что невозможно было не отвлекаться от дороги) они спустились к прибрежной трассе и повернули в сторону рыбачьего городка. День был воскресный, на небольшой площади перед собором раскинулся рынок. Туристический сезон давно закончился, сувениров на лотках не было. Сегодня итальянцы торговали только для своих: спелые овощи, маринованные оливки, специи и травы. Хотелось промочить горло». Для пущей наглядности у каждого коктейля, помимо описания, есть иллюстрация.
Коктейль Yuppie Tie, 580 р.
Коктейль Take Your Thyme, 580 р.
Коктейль Missisipi Connection, 580 р.
Коктейль Dill With It, 580 р.
Коктейль Long Talk, 580 р.
Следом идет «Кульминация» с наиболее крепкими, иногда терпкими коктейлями из меню, а завершает все «Развязка» с четырьмя десертными коктейлями — они сладкие, два из них с кофе.
Подают все коктейли в достаточно простой посуде и часто безо льда, чтобы ничто не отвлекало от вкуса и собственных ощущений. Любой стоит 580 р.
Еда
Еде создатели бара решили отдать второстепенную роль сопровождения к напиткам. Работать над меню пригласили Максима Летуновского, работавшего в недавно закрывшейся «Юности», и он сделал его кратким и емким. Порции, как правило, небольшие, но почти все сытные. В меню всего два основных раздела. Меньший из них — «Сырое», где есть замысловатый тартар из говядины с мостардой (джем из консервированных перцев), каперсами и соусом из анчоусов и большой зеленый салат с обожженным авокадо — одно из немногих блюд в баре, которое подойдет вегетарианцам. В «Несыром» несколько блюд, которые идеально разделить на компанию. Заслуживает внимания аранчини — популярная уличная еда в Сицилии. В версии Максима это четыре небольших рисовых шарика: рис для них перемешивают с мясным рагу, готовят во фритюре и подают с соусом айоли.
Сэндвич с пастрами « Рубен», 600 р.
Краб-ролл, 620 р.
Аранчини с мясным рагу, 430 р.
Зеленый салат с обожженным авокадо, редисом и эдамамэ, 550 р.
Ньокки с красной икрой, 520 р.
Стейк мясника с салатом из жареной кукурузы, 740 р.
Крокеты с креветками, 380 р.
Сам Максим говорит, что сочетал в меню традиции итальянской и испанской кухни. Поэтому в Shortlist появились ньокки (картофельные клецки) с красной икрой и сливочно-лимонным соусом, краб-ролл в виде сэндвича на бриоши, стейк мясника (из диафрагмы) с жареной сливочной кукурузой, которую мы бы с удовольствием ели отдельно, судак с бататом фри и соусом романеско.
Помимо этого, есть по два супа и десерта. В принципе, все располагает к тому, чтобы заказать еду не только на пятничной вечеринке, но и просто зайти на обед.
Литература
Подборку из 500 книг, разместившуюся на полках во втором помещении с отдельным входом со двора, составила для Shortlist Полина Рыжова, работавшая в проекте «Полка». Большой плюс этой книжной лавки в том, что здесь, в отличие от больших книжных магазинов, ограниченный выбор: все книги тщательно отобраны и постоянно меняются. Поэтому вы с легкостью найдете интересную книгу самостоятельно в течение 5–15 минут, но, если захотите, всегда сможете задержаться подольше и почитать здесь же или задать вопросы продавцу. Кстати, днем здесь много света и варят неплохой кофе на зерне «Сварщицы Екатерины» — все располагает к неторопливому чтению или работе с перерывами на книгу.
Художественной литературы в подборке немного, зато есть нон-фикшен на самые актуальные темы: кино, искусство, культура, феминизм, еда и напитки, о теле и душе, поп-наука. Почти все книги от независимых маленьких издательств, поэтому, если давно хотели прочитать что‑то зарубежное, но не было перевода, посмотрите здесь — возможно, найдется.
Вечеринки и «пьяные» чтения
В книжном баре создатели планируют проводить и тематические литературные мероприятия, и просто веселые вечера с музыкой и коктейлями. Например, в декабре здесь рассказывал о своей новой книге Артемий Троицкий. Уже в январе совместно с Марией Пацюк (Mutabor, «Школа» при Мастерской Брусникина) начнут устраивать «пьяные» чтения: драматург и герои читают пьесу за бокалом для гостей.
Вердикт
Такого места Москва еще не видела. Здесь можно найти все то, к чему мы уже успели привыкнуть, — отличные авторские коктейли, уместная еда к ним и хороший кофе днем — но в другом пространстве, более интеллектуальном и обогащенном стремлением к высокому. Будет ли это симбиоз или все же перевесит одно из двух начал — бар или книжный магазин — покажет время.