Плюс патриотизм, минус бакалавры: как изменится высшее и среднее образование в 2024 году

24 мая 2024 в 12:51
Фото: Maskot/Getty Images
Российское образование продолжает стремительно меняться: в 2024 году школьникам начнут преподавать семьеведение, а студенты готовятся к отмене бакалавриата и магистратуры. «Афиша Daily» разобралась в этих и других изменениях, а также поговорила с преподавателями о том, на что повлияют такие перемены.

В 2023 году школы перешли на единую программу обучения и общие учебники по истории, а в вузах появился новый патриотический курс «Основы российской государственности». Перемены продолжатся и в 2024 году: школьников ждут новые предметы и возможность пересдать государственные экзамены, а студентов — обновленная система высшего образования, пришедшая на смену привычной болонской. Однако этим изменения в российском образовании не ограничиваются.

«Формирование семейных ценностей» и новый предмет в школах

В апреле 2024 года Министерство просвещения анонсировало введение семьеведения — нового предмета в школьном курсе, направленного на «формирование семейных ценностей». Зампредседателя правительства России Татьяна Голикова отметила, что семьеведение будет представлять собой «доверительный и деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, направленный в том числе на формирование позитивного отношения к созданию семьи».

Уроки семьеведения, как обещают в министерстве, не войдут в обязательную программу старшеклассников — их включат в «Разговоры о важном» или как форму внеклассной работы по выбору. Отдельного преподавателя для этого предмета не предусмотрено — с детьми, по словам Голиковой, будут разговаривать психологи или историки. «Речь идет о том, чтобы специалисты-психологи, которые работают в школе, специалисты по истории рассказывали нашим детям, в большей степени старшеклассникам, о том, что такое семья, что такое традиции, что это важно», — объяснила чиновница.

При этом методические пособия по семьеведению стали появляться задолго до 2024 года — «Афиша Daily» нашла «вспомогательные» материалы по курсу от 2019 и даже 2013 годов. В них рассказывается о взглядах на брак с точки зрения разных религий и законодательства и функциях семьи, взглядах психологов (например, Эриха Фромма) на любовь, а также о ценности открытости, честности и не только, необходимых для гармоничной коммуникации между близкими. В 2024 году семьеведение останется факультативным, но если раньше оно внедрялось только по желанию руководств отдельных образовательных учреждений, то теперь этот предмет будет доступен на федеральном уровне во всех школах.

Помимо семьеведения, у старшеклассников появятся и обязательные уроки черчения, но только для тех, кто учится на технологическом или инженерном профилях. Рисовать схемы и эскизы, а также учиться «читать» их будут и в 5–9-х классах в рамках «освоения основ черчения». «Оно развивает пространственное воображение, которое пригодится в любой отрасли знания. Черчение является основой инженерной и конструкторской мысли. Его изучение в период профессиональной ориентации школьников заложит фундамент для дальнейшего технического, инженерного образования», — объяснила необходимость этого предмета депутат от «Справедливой России» и автор инициативы Яна Лантратова.

Отказ от болонской системы в вузах

Болонская система высшего образования была принята в России в 2003 году. Тогда процесс обучения в вузах был разделен на два этапа — бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года), после которых можно было поступить в аспирантуру. Реформа началась с некоторых вузов, а в 2010 году стала нормой для всех университетов. Это облегчало студентам поступление в зарубежные вузы с аналогичным подходом к образованию. С весны 2022 года Россия начала процесс выхода из болонской системы: чиновники обещали разработать собственную систему образования, при этом оставив привычные бакалавриат и магистратуру, но в измененном формате.

Окончательно отказаться от болонской системы в России должны с сентября 2025 года: поступившие в вузы в 2024 году студенты станут последними, кто получит звания магистров или бакалавров. С 2025 года университеты будут предлагать два типа обучения — базовое высшее образование (4–6 лет, в зависимости от программы) и специализированное высшее (1–3 года). Длительность обучения теперь будет зависеть от учебной программы: если раньше она длилась шесть лет (бакалавриат и магистратура), то теперь может занимать от пяти до девяти лет.

Сами преподаватели оценивают последствия таких перемен по-разному. Так, старший преподаватель кафедры «Управления и интеллектуальных технологий» НИУ МЭИ Андрей Новиков отмечает, что отказ от разделения на бакалавриат и магистратуру не приведет к мгновенным изменениям модели образования. «Для полноценного изменения потребуется несколько лет кропотливой работы из‑за необходимости сжать шесть лет обучения в более короткие сроки», — говорит он. По словам Новикова, нововведение может ускорить обучение специалистов высокого уровня и их выход на рынок труда, но вместе с тем увеличит нагрузку на преподавательский состав вузов, так как количество занятий в день увеличится. «Это может привести к усталости и снижению эффективности работы преподавателей. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить достаточное количество квалифицированных преподавателей и создать условия для их работы, — размышляет Новиков. — Например, можно организовать дополнительные группы или использовать новые технологии обучения, такие как онлайн-курсы».

Некоторые преподаватели говорят и о возможном росте цен на платное высшее образование и количества программ профессиональной переподготовки. Ксения Кострова, операционный руководитель отдела письменного перевода «Русской переводческой компании» и преподаватель МГЛУ им. Мориса Тореза, предполагает, что на некоторых программах — например, иностранного языка и перевода — длительность обучения в формате «базового высшего образования» может вырасти с четырех до минимум пяти-шести лет, а вместе с ними возрастет и суммарная стоимость обучения. На этом фоне профессиональная переподготовка, которая обойдется дешевле и займет меньше времени, станет привлекательнее для студентов.

«Спрос на подобные программы в последние годы и так был высок, но сейчас, по-видимому, стоит ожидать настоящего бума.

Ведь посвятить полноценные пять лет переквалификации, к примеру, из филолога в переводчика, мало кто готов, особенно если за плечами уже есть один диплом.

Спрос на более быструю и доступную по цене профессиональную переподготовку продолжит расти, а он, как известно, рождает предложение«, — заключает Кострова.

„Патриотический“ курс для студентов

С сентября 2023 года в российских вузах появился новый предмет „Основы российской государственности (ОРГ)“. Задача курса, по словам профессора факультета политологии МГУ Сергея Перевезенцева и соавтора учебника для этой программы, — „понять, что такое российская, русская цивилизация, чем она отличается от Запада, Востока или Африки“. „Пора на себя посмотреть своими глазами, сохраняя и уважая сторонний взгляд. А посмотрев на себя изнутри, раскрыть и понять смыслы и ценности российской цивилизации. И на основе русского консерватизма научить студентов не заучивать, а прививать им научное мышление путем анализа и критического осмысления“, — объяснил причины введения нового курса профессор (авторский стиль сохранен).

ОРГ продолжит преподаваться в форматах лекций и семинаров и в 2024 году. „Пока курс очень эклектичен и включает в себя блоки из географии, истории, обществознания. Курс идет на всех первых курсах российских вузов и занимает около 30 пар — причем только в первом семестре: 25 практических занятий и 5 лекций“, — объясняет структуру предмета Петр Тазов, старший преподаватель Государственного университета управления. По его словам, курс почти не затрагивает геополитические события последних лет — тем не менее, он не исключает, что они могут появиться в ОРГ в будущем.

Курс состоит из пяти блоков, посвященных разным этапам становления российского государства — от темы „Что такое Россия“, где обсуждается „страна в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении“, до „Вызовов будущего и развития страны“, которая освещает „сценарии перспективного развития страны и роль гражданина в этих сценариях“ и „неразрывность личного успеха и благосостояния Родины. План программы ОРГ доступен на сайтах некоторых вузов — например, на портале Казанского федерального университета.

«Пока студентам не особо понятны ни цель, ни содержание, ни логика курса. У многих создается ощущение, что это все они где‑то уже слышали — на истории, обществознании», — рассказывает Тазов.

Новые условия пересдачи ЕГЭ

С 2024 года выпускники школ смогут пересдать ЕГЭ до конца приемной кампании — правда, всего один предмет. При поступлении в вуз в таком случае учитываются новые баллы, полученные на пересдаче, а прошлый результат аннулируют, даже если он окажется более высоким.

ОГЭ можно будет пересдать три раза: два летом в резервные дни и один — осенью. «Если осенью у ученика ничего не получается, заходит речь о повторном прохождении курса. Если же ученик ОГЭ успешно пересдаст, то получит не справку, а аттестат и сможет, не теряя год, подать документы в колледж, — уточняет Татьяна Воронцова, филолог и репетитор по русскому языку и литературе. — Обычно заявления на очную форму обучения принимаются до 15 августа, но, если остаются свободные места, срок продлевают до ноября».

Тема СВО в экзаменах

Летом 2023 года журналисты обратили внимание на появление в ОГЭ и ЕГЭ темы СВО — ее затронули в демонстрационных вариантах ЕГЭ по истории и в устной части ОГЭ по русскому языку. С последним сталкивалась Александра — преподавательница русского языка и литературы в одной из московских школ, когда готовила учеников к ОГЭ. В демоверсии экзамена, который все еще доступен для скачивания на сайте ФИПИ, школьникам предлагалось ознакомиться с текстом о некой жительнице Белгорода Екатерине Ивановой, которая якобы «с началом Специальной военной операции…> отправилась на передовую в должности фельдшера».

«Это текст, который нужно прочитать без ошибок и после подготовки подробно пересказать. Как правило, на этом экзамене даются тексты о знаменитых личностях, памятниках архитектуры, промыслах — в общем, обширный список, а тут текст про СВО, актуальный, злободневный, — рассказывает Александра. — Я показала детям эту демоверсию, потому что не могла не показать, ведь она, 2023/2024, была свежая и самая актуальная. Дети отнеслись к этому скептически, с непониманием и недоумением — почему именно такой текст? Кто‑то, наоборот, никаких эмоций не проявил».

«Я всех предупредила — раз в демоверсии такое размещают, будьте готовы, что и на реальном устном собеседовании вас может ждать нечто такое неоднозначное, на военную тематику. Просто чтобы они были готовы к этому», — говорит Александра. Когда наступил день экзамена, в заданиях темы СВО не было — там оказались «безобидные и приятные» тексты об известных личностях и благотворительном фонде. Больше в ЕГЭ и ОГЭ Александра с СВО не встречалась.

Расскажите друзьям