7 лет колонии за Музей мороженого: разбираемся в деле экс-замминистра культуры

10 мая 2024 в 18:10
Заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова, ноябрь 2021 года Фото: Максим Блинов/РИА «Новости»
25 апреля бывшую замминистра культуры Ольгу Ярилову приговорили к семи годам колонии общего режима по делу о махинациях на 125 млн рублей — за то, что в каталоге «Пушкинской карты» появился Музей мороженого. Обвиняемая не признала вины. «Афиша Daily» разбирается, почему в этом деле до сих пор остаются вопросы.

Осенью 2021 года в программу «Пушкинская карта» включили частную компанию «СП-капитал», которой и принадлежит Музей мороженого. Курировала список и отвечала за его формирование тогда как раз Ольга Ярилова.

Примерно полгода к организации не было претензий. Но в апреле 2022-го подчиненный Яриловой, гендиректор подведомственного Минкульту проекта «Цифровая культура» Дмитрий Коновалов, написал докладную записку, в которой обратил внимание на отсутствие у «СП-капитал» официального статуса музея: юридически компания оказалась просто организатором выставки мороженого.

По версии следствия, именно Ярилова должна была исключить музей из программы. Однако сама бывшая замминистра утверждает, что у нее не хватало полномочий: такие решения принимали члены экспертного совета, которые не были ее подчиненными. При Минкульте действительно существует автономный федеральный и региональные экспертные советы, «которые одобряют мероприятия для участия в программе „Пушкинская карта“ или отклоняют их голосованием входящих в состав советов экспертов». По словам защиты экс-чиновницы, эти объединения состоят из представителей общественности и силового блока, они не имеют отношения к Минкульту.

Дело против Яриловой строилось на показаниях еще одной ее сотрудницы — заместителя директора департамента региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры Жанны Алексеевой. На суде она рассказывала, что не раз приходила к Яриловой и просила исключить Музей мороженого из проекта. Но та, по словам Алексеевой, отказывалась, ссылаясь на то, что из четырех тысяч участников программы лишь немногие обладают статусом музея.

Между тем защита Яриловой считает одним из главных аргументов для обжалования приговора тот факт, что даже если музей должны были исключить из программы, свидетель обвинения Жанна Алексеева могла сделать это сама. По словам адвокатов, она уже поступала так с другими неподходящими институциями и — что самое важное — позднее действительно убрала «СП-капитал» из списка самостоятельно, когда Ярилова еще занимала должность. К моменту публикации этого материала на наш вопрос о том, в чьи полномочия входит и не входит исключение музея из программы, пресс-служба Минкультуры не ответила. В методических рекомендациях для участников программы указаны возможные причины для исключения учреждения культуры из программы, но не указаны лица, ответственные за это.

Кроме того, помощница Яриловой Танзиля Кайгермазова в ходе процесса говорила, что отношения между ее начальницей и Алексеевой были натянутыми и они нередко конфликтовали — причем по инициативе последней.

Суд встал на сторону обвинения, заключив, что Ярилова необоснованно проигнорировала просьбы подчиненных, из‑за чего частной фирме выплатили более 125 млн рублей из государственной казны в счет возмещения расходов на входные билеты по программе «Пушкинская карта». Помимо семи лет колонии, ее наказание по статье о злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) включает запрет занимать государственные должности на два года и штраф в размере 125 млн 829 тысяч рублей.

Однако Ярилова не признала свою вину и собирается обжаловать приговор. А следствие не смогло найти у нее корыстный мотив не исключать «СП-капитал» из программы.

«По этой статье максимальное наказание десять лет, минус смягчающие обстоятельства и ее отношение к совершенному деянию — то есть срок в семь лет в целом укладывается в нашу судебную практику, у которой обвинительный уклон в 99% случаев: когда судья видит, что не хватает доказательств вины или они получены с нарушениями, что‑то додумывает и как будто подыгрывает обвинению. Я бы не назвал приговор Яриловой жестоким, но в теории суд в таком деле мог бы дать ей и год, и два, так как нижняя планка по этой статье не установлена», — говорит адвокат, бывший следователь прокуратуры Вадим Багатурия.

По его мнению, наказание могло быть более жестоким в том числе потому, что изначально экс-чиновницу, судя по всему, пытались привлечь к ответственности за получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Для этого следствию необходимо было как раз доказать корыстный мотив. В таком случае речь могла идти уже о пятнадцати годах лишения свободы. Если бы дело квалифицировали по этой статье, уголовной ответственности не избежали бы и представители Музея мороженого: так, Ярилова стала бы «взяткополучателем», а некое другое лицо — «взяткодателем», отмечает Вадим Багатурия.

При этом у линии защиты экс-чиновницы были существенные слабые места, подчеркивает Багатурия: «Основная линия защиты заключалась в том, что решение о включении Музея мороженого в „Пушкинскую карту“ принималось коллегиально — это окей. Но далее защита говорит, что коллегиально должны были и исключить музей. Тут есть проблема: если ты понимаешь, что в результате твоих действий как должностного лица что‑то пошло не так, ты сообщаешь об этом, предлагаешь созвать эту экспертную комиссию, каким‑то образом стараешься минимизировать ущерб. В таком случае можно было бы говорить, что она действительно сделала это неумышленно, и Ярилова могла избежать уголовной ответственности. А поскольку она никаких мер не предпринимала, следователи квалифицировали это как злой умысел».

Защитник Яриловой, партнер адвокатского бюро ZKS Сергей Дякин, придерживается другого мнения. В комментарии «Афише Daily» он подчеркнул, что среднестатическое наказание по аналогичным делам — 4-5 лет, причем примерно в 40% случаев оно условное. Но важнее всего то, что здесь отсутствует состав преступления: «С учетом того, что это преступление считается должностным, обвинение должно указать, каким нормативным актом установлены ее права и обязанности и что конкретно она нарушила со ссылкой на статью, часть и пункт».

«А в период, который вменяется моей подзащитной, не существовало никакого нормативного документа, который регулировал бы эту историю, — он появился только после ее увольнения через два месяца».

Второй спорный момент, по мнению защиты, — мотив. Так как обвинению не удалось доказать, что Ярилова получила взятку, на суде продвигали другую версию: бывшая замминистра якобы хотела выслужиться перед начальством, выполнив необходимые показатели эффективности (какие именно, обвинение не уточняет).

«Но программа реализуется с 2021 года. И в 2021 году тоже не достигались существовавшие показатели эффективности — но ведь тогда ее никто не наказал? Берем 2022 год, когда она уже уволилась: человек, который встал на ее место, тоже не достиг необходимых результатов и часть бюджетных денег вернули обратно как неизрасходованные. Так с чего вы взяли, что Яриловой нужно было выполнять эти показатели с таким риском?» — рассуждает Сергей Дякин. По его мнению, все эти пробелы суд толковал не в пользу Яриловой, хотя должно быть наоборот.

При этом, по данным «Коммерсанта», дело о злоупотреблениях против экс-чиновницы завели в ходе расследования другого преступления, также связанного с «Пушкинской картой». Тогда речь шла о трех людях — Викторе Якубове, Эмиле Гурбанове и Илье Сафонове, — которые, по версии следствия, предлагали владельцам «Пушкинских карт» приобрести билеты на концерты, но не посещать их. По словам адвоката Яриловой, дело возбудили после обращения его подзащитной в правоохранительные органы, а «сама она к этому делу не имеет никакого отношения».

«Карта — пушкинская, ситуация — гоголевская», — пишет телеграм-канал про культурные инсайды «Ку-ку». Одна из версий событий заключается в том, что Ярилова сегодня — фигура незначительная, человек, уже не занимающий важной должности и не имеющий крыши, поэтому ее сделали козлом отпущения в коррупционной схеме. По неподтвержденному свидетельству анонимного источника, опубликованному в канале «ВЧК-ОГПУ», арест Яриловой может быть «накатом на [бывшего заместителя министра культуры Аллу] Манилову», «человеком которой» они называют Ярилову.

Музей мороженого на наш запрос о комментарии по делу Яриловой не ответил.

«Цифровой» замминистра

Ольге Яриловой 53 года. Она родилась в Ярославле и окончила местное музыкальное училище, а затем выучилась на педагога в Северном международном университете в Магадане. Там же она долго работала в местной детской школе искусств, пройдя путь от преподавателя до директора организации. А с 2005 года перешла в Министерство культуры России. На какую именно роль — не уточняется, в открытых источниках начало ее работы в ведомстве описывают словами «трудилась на различных должностях».

Через восемь лет Ярилова возглавила департамент туризма и региональной политики ведомства и исполняла эти обязанности до того момента, пока в 2018 году не стала заместителем министра культуры. В сентябре 2022-го она освободила должность по собственному желанию.

Как пишет «Коммерсант», в декларации за 2020 год указано, что годовой доход Яриловой составлял 5,34 млн рублей. На тот момент ей также принадлежала недвижимость общей площадью более 120 кв. м и автомобиль «мерседес». В декларации за 2021-й ее годовой доход увеличился и превысил 13,5 млн рублей.

Ярилова — кандидат педагогических наук, она также награждена нагрудным знаком «За вклад в российскую культуру». Ее проекты в Минкультуры были связаны с цифровой трансформацией ведомства. Так, в 2021 году в СМИ ее даже называли «цифровым» замминистра: тогда Ярилову назначили ответственной за технологическое развитие Минкультуры. В одном из интервью она обещала «сформировать моду ходить в учреждения культуры» у молодого поколения, модернизировать дома культуры и библиотеки не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.

Ярилова поддерживала идею давать дополнительные баллы для поступления в российские университеты абитуриентам, занимавшимся волонтерской деятельностью, а также обращала внимание на дефицит необходимого оборудования в книгохранилищах и библиотеках.

Под ее контролем находились департамент региональной политики, образования и проектного управления, департамент кинематографии и цифрового развития и Российский фонд культуры. Также Ярилова более семи лет числилась в Федеральном резерве управленческих кадров на высшем уровне. Нахождение в этой базе данных фактически гарантирует, что управленец «на хорошем счету» у вышестоящего руководства и сможет продвинуться дальше по карьерной лестнице.

Музей мороженого

Как выглядит Музей мороженого

Музей мороженого расположен на 89-м этаже башни «Федерация» в Москва-Сити. Отдельного сайта у него нет, билеты (2500 рублей на одного взрослого) можно приобрести на портале Panorama 360 — это смотровая площадка с платным входом. Там же сказано, что в экспозицию входит самая высокая фабрика мороженого в мире.

Посетить музей можно заодно с шоколадной фабрикой и упомянутой смотровой площадкой, где они и располагаются. Чтобы попасть на 89-й этаж, надо сначала дважды спуститься по эскалаторам на минус второй, а затем назвать кодовую фразу «Панорама 360» на ресепшене. Из‑за специфичности процедуры возникает ощущение, что вы идете не в музей, а на вечеринку закрытого типа.

На входе становится очевидно, что это скорее небольшая выставка в панорамном зале: на стенах висят стенды с интересными фактами об истории мороженого и марки с его изображением, рядом за стеклом лежат дореволюционные книги, посвященные производству этого продукта, а еще чуть дальше стоит знаменитый красный мотороллер «Муравей» с ящиком для развоза мороженого. Всё это занимает пространство не больше 5 метров в длину, дальше — фактически киоск «Чистой линии» с мини-копией реальной фабрики в Долгопрудном. И хотя табличка над плакатами упорно утверждает, что перед вами «Музей мороженого», так его не называют даже сотрудники. На вопрос «А где музей?» вам сначала ответят встречным «Какой музей?» и только после уточнения отправят «туда, где бесплатно раздают мороженое „Чистая линия“».

«Музей мороженого» плавно переходит в «шоколадную фабрику» — так называют небольшой киоск с двумя машинами по производству покрытых глазурью орешков и классических плиток. Продукцию здесь тоже можно попробовать в счет купленного билета, причем количество порций на человека не ограничено. Далее — только ресторан и сувенирный магазин.

Как работает «Пушкинская карта» и почему музей должны были исключить из программы?

«Пушкинская карта» — совместная программа Минкульта и Минцифры, которую запустили в 2021 году. Этот проект позволяет молодым россиянам от 14 до 22 лет бесплатно посещать театры, музеи и кинотеатры. Номинал карты составляет 5000 рублей в год, превышать его нельзя.

У проекта есть аналоги и в других странах. Так, недавно власти Германии начали дарить гражданам на восемнадцатилетие абонемент на посещение культурно-просветительских мероприятий (ограничение — 200 евро на счету). Похожие программы также работают, например, в Испании (там можно потратить максимум 400 евро) и Италии (номинал карты — 500 евро).

Первое отличие российской карты в том, что она пополняется, то есть подарок не единоразовый. А второе — государство устанавливает критерии для мест, в которые можно ходить по ней. В частности, необходимо обладать официальным статусом музея или другого культурного учреждения (театры, библиотеки и тд) и быть партнером проекта. Выставка мороженого, организованная в Москва-Сити, как утверждает следствие, критериям не соответствовала.

На презентации, посвященной запуску культурной программы «Пушкинская карта», в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, август 2021 года

Почему это так важно для музеев

«В разных музейных и околомузейных сообществах постоянно всплывает эта тема: „Нас включили“, „Ой, нас исключили, что теперь делать?“, „Мы хотим войти в программу“ — и тут регламент вхождения и техническое обеспечение тоже играют роль, эти вопросы часто обсуждают. Операции с „Пушкинской картой“ и включение институции в программу — это все не так чтобы легко дается. Но сейчас существуют и семинары, и чаты, и специалисты, например, по грантам, которые могут ответить на все вопросы. Юридические форумы часто дают разъяснения к обновлению правил „Пушкинской карты“, музейщики ими делятся и их активно обсуждают. Поэтому я лично не верю, что история с включением в эту программу музея мороженого — просто случайная ошибка», — говорит искусствовед, куратор и главный редактор издания «Артгид» Мария Кравцова.

На сайте афиши «Пушкинской карты» можно найти около 2000 других мест, некоторые их которых на первый взгляд вызывают большие вопросы, чем Музей мороженого: например, по программе можно научиться играть на укулеле, сходить на эмоциональный тренинг, декорировать свечу для интерьера или посетить мероприятие под названием «Ароматное настроение».

«„Пушкинская карта“, с одной стороны, субсидирует зрителя, особенно молодого, а с другой — субсидирует музей. Музейщики ценят ее как инструмент, который приносит им живые деньги и одновременно делает культурный продукт доступнее. И этот инструмент они боятся потерять», — продолжает Мария Кравцова.

Официально музеи не комментируют дело Музея мороженого. Так, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (одним из первых вошел в программу «Пушкинская карта») Елизавета Лихачева ответила «Афише Daily», что впервые слышит о нем, не читала и ничего не знает, и отметила, что включением в каталог ГМИИ занимались другие люди. Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов также отказался прокомментировать этот кейс, а глава Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева оставила запрос «Афиши Daily» без ответа.

В одном из популярных чатов для представителей индустрии — «Музейные связи» — вопрос с «Пушкинской картой» действительно обсуждается активно. Судя по сообщениям участников, институции могут отключать от программы даже при наличии официального статуса музея. Например, от музея истории Выксунского металлургического завода требуют внести в государственный реестр все объекты, чтобы заведение вернули в каталог, — а ведь коллекция большая и часто обновляется, жалуются сотрудники. А сотрудники Музея станка в Туле рассказывают, что институция вынуждена приглашать эксперта, чтобы тот оценил художественную ценность собрания.

«Видели стенды на входе? Вот, это вам и весь музей, — сказал встреченный нами сотрудник. — Раньше здесь „Пушкинская карта“ была, тогда ходили в основном студенты, а не как сейчас — семейные пары, дети поиграть, и всяких аниматоров, этого всего было меньше. Но когда в Минкульте просекли, что это никакой не музей все-таки, а смотровая площадка, лавочку закрыли. Пришлось переориентироваться, цены повысить, меньше народу стало».

Расскажите друзьям