На какие выставки стоит сходить в декабре 2022-го

2 декабря 2022 в 20:15
«Афиша Daily» советует выставки, которые стоит посетить в Москве и Петербурге в декабре.

Москва

«Настя Миро. Траектория энергии» в галерее Jart

До 13 декабря

В галерее Jart показывают проект Насти Миро, посвященный идее сталкерства — так художница называет исследование заброшенных, покинутых или запрещенных территорий для выброса адреналина или научного познания. В частности, Настя Миро отправилась в Кызылординскую область Республики Казахстан, сочетающую в себе бескрайнюю степь, необычные артефакты и заброшенный космодром, чтобы изучить взаимное влияние окружения и эмоционального фона человека. Результатом этого художественного исследования стала серия картин, в которых Миро обращается к гиперреализму: за счет скрупулезной проработки деталей создает новое ощущение реальности, основанное на имитации жизни. Посетители выставки сами смогут положить ей начало, посадив в интерактивной инсталяции степные цветы.

A-s-t-r-a Open Vol. 2 в галерее A-s-t-r-a

С 15 декабря по 22 января

Галерея A-s-t-r-a на «Винзаводе» покажет вторую часть ежегодного проекта, посвященного открытию новых имен. На месяц ее пространство превратится в место институционального дебюта художников и площадку для проверки и обсуждения экспериментальных идей. В экспозиции представят работы молодых российских авторов, прошедших опен-кол. Среди них — Кирилл Доешвили, Катя Юрашевич, Василиса Лебедева, Оксана Афанасьева, Даша Закрытная, Маша Шишова, Георгий Чаушба, Ксения Федорова и Ло Си.

«Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея» в ММОМА

До 29 января

В ММОМА на Гоголевском на примере коллекции Саратовского художественного музея создали ликбез по основным направлениям отечественного искусства XX века. Экспозиция начинается с авангарда, художников «Бубнового валета» и «Голубой розы», продолжается раннесоветской жанровой живописью и плавно переходит к риторике соцреализма и военному искусству. Большой раздел на выставке посвящен периоду оттепели 1960-х: суровый стиль представлен произведениями Гелия Коржева и Петра Оссовского, а неофициальное искусство — абстрактным экспрессионизмом Элия Белютина. Также на выставке можно увидеть работы современных авторов — Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова, Сергея Браткова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, представленные в 2004 году в российском павильоне на Венецианской биеннале и после переданные в саратовское собрание.

«Сны Сибири» в Историческом музее

До 30 января

В Историческом музее открылась к 130-летию Транссибирской магистрали иммерсивная выставка, знакомящая с историей и культурой регионов России, расположенных по пути ее следования. Визуальные и звуковые эффекты имитируют путешествие по древним лесам, горам и степям, наполненным образами коренных народов Приуралья и Сибири. Также на выставке в натуральную величину воссозданы тысячелетние стелы и представлены артефакты, обнаруженные вдоль Транссиба. В диалог с ними вступают работы современных художников, переосмысляющих культуру Сибири: скульптуры Даши Намдаковой, эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева и панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева.

«И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery

До 30 января

В Alina Pinsky Gallery отобрали работы 18 художниц XX–XXI веков, чтобы поднять вопрос о недооцененности женского искусства. Среди них — Наталья Гончарова, Анна Старицкая, Лидия Мастеркова, Наталия Турнова, Ирина Петракова и другие. Каждая уже вошла в историю искусства, но половина из них чаще всего упоминается в связи с мужьями и соратниками и обычно в роли помощниц или вдохновительниц. В галерее предлагают посмотреть на вопрос под другим углом: «Почему бы нам не считать Ларионова музой Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина музами Веры Пестель?» И стремятся определить, что есть сугубо женское в художественном творчестве и транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или создают свою красоту.

«1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов»

До 12 марта

Первая выставка нового центра «Зотов», как и положено дому конструктивизма, рассказывает о рождении этого художественного явления, изменившего искусство ХХ века. Сперва кураторы вспоминают о предшествовавших ему авангардных экспериментах: кубофутуризме Татлина, музыке Скрябина и поэзии Хлебникова. А затем уже показывают, как конструктивисты применяли свои идеи в разных сферах жизни, планируя изменить мир. Помимо архитектуры они отразились в театре, музыке, танце, мебели, полиграфии, производстве и даже отношению к человеческому тексту. Поэтому в экспозиции представлены макеты зданий и механических декораций, реплики шумовых аппаратов Владимира Попова, архитектурные листы, партитуры машинной музыки, пространственные конструкции Родченко и видео с упражнениями из курса Владимира Мейерхольда «Биомеханика».

«Настройки-3» в «ГЭС-2»

До 12 марта

В «ГЭС-2» проходит третья часть проекта «Настройки», продолжающая выстраивать связи между музыкой, визуальным искусством и архитектурой. В этот раз в галереях на минус первом этаже построили семь уникальных павильонов, рассчитанных на индивидуальный, камерный опыт взаимодействия с искусством. В основе сюжетов — семь знаковых сочинений композиторов XII–XX веков. Например, можно заглянуть в музыкальную гостиную с «Императорским вальсом» Штрауса, студию звукозаписи Бетховена и тревожное пространство, окутанное «Вариациями» Шумана. Звук дополняют работы художников XX–XXI веков: Михаила Врубеля (из собрания Третьяковки), Фрэнсиса Бэкона (из коллекции фонда V-A-C), Джованни Баттисты Пиранези (из МУАРа и Пушкинского), Франсиско Инфанте-Араны (из Мультимедиа-арт-музея), Ивана Чуйкова (из Ovcharenko) и других.

«Игорь Грабарь. К 150 летию со дня рождения» в Третьяковской галерее

До 26 февраля

Традиционным осенним блокбастером в Третьяковке стала ретроспектива лучших живописных работ Игоря Грабаря — одного из основоположников русского импрессионизма. Основываясь на опыте европейского искусства начала XX века, он создавал яркие, жизнеутверждающие пейзажи и натюрморты, в 1930-е годы писал портреты известных личностей, а под конец жизни стал мастером соцреализма. В экспозиции представят более 100 картин из Третьяковки, Русского музея (где год назад уже показывали этот проект) и других российских собраний. Выставка познакомит и с музейно-исследовательской деятельностью Грабаря — он написал первую многотомную историю русского искусства, монографии о Серове и Левитане, а в 1910-е годы, став директором Третьяковки, превратил частную галерею в музей европейского типа.

«Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию» в Третьяковской галерее

До 14 мая

Параллельно в Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная одному из крупнейших отечественных архитекторов Алексею Щусеву. В ее основу легли 200 недавно приобретенных листов — рисунки и проекты Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала. Они представлены в контексте произведений знаменитых художников эпохи модерна, тоже работавших над этими проектами: Бенуа, Серебряковой, Добужинского, Кустодиева, Нестерова. Кроме того, выставка раскрывает Щусева как музейного куратора, внесшего большой вклад в развитие Третьяковской галереи сначала в качестве ее директора (1926–1928), а затем — главного архитектора (1928–1929).

Петербург

«Исключение» в Myth Gallery

До 13 января

Групповая выставка в Myth Gallery — это кураторский проект художника Владимира Кустова, осмысляющий современную «культуру отмены» и ее предысторию, начиная с сожжения ведьм и еретиков. Как один из участников движения некрореализма, возникшего в 1980-е, Кустов акцентирует внимание не на репутационных скандалах, а на менее очевидных аспектах — маргинализации одних типов знания и превращении в догму других, а также удалении настоящей смерти из повседневного опыта «успешного западного человека». Так с помощью живописи, инсталляций, видео- и саунд-арта художники размышляют о транскоммуникации и небезопасной территории между жизнью и смертью. Среди участников проекта — Людмила Баронина, Лиза Бобкова, Зои ДеВитт, Катя Исаева, Сергей Тихонов, Егор Федоричев, Тимофей Шульц и другие.

«Время летать» в музее «Эрарта»

До 26 февраля

На выставке в музее «Эрарта» собрали около 40 киноафиш преимущественно 1980-х годов. В это время канон соцреализма уже не доминировал, а голливудские маркетинговые стандарты еще не пришли — образовался временной промежуток, когда авторы имели довольно много творческой свободы. Они часто использовали игровые черты модернизма и приемы сюрреализма, изображая свой взгляд на фильмы Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Фрэнсиса Форда Копполы, Милоша Формана, Питера Файмана и многих других режиссеров. Всего здесь собрали работы двадцати советских художников-графиков, среди них — Юрий Ильин-Адаев, Леонид Богданов и Игорь Майстровский.

«Русский авангард. Искусство для нового мира» в Эрмитаже

С 8 декабря по 26 марта

В Манеже Малого Эрмитажа проводят масштабную выставку о появлении русского авангарда. В составе экспозиции около 500 предметов: живопись, графика, а также печатные издания, текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам Александра Родченко и Варвары Степановой. Интересно, что полотна Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, Альтмана представлены вместе с их проектами для бывшего (на тот момент) Императорского фарфорового завода. Отдельно здесь выделяют супрематический фарфор Николая Суетина и Ильи Чашника, радикально изменивший все последующие изделия завода: в доказательство показывают фарфор Анны Лепорской и Эдуарда Криммера 1960-х и работы современных мастеров, в которых прослеживается влияние авангардистов.

«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» в Шереметевском дворце

До 16 апреля

К XIII Международному фестивалю искусств «Дягилев. P.S.» в Шереметевском дворце открылась выставка, переносящая посетителей в Петербург Серебряного века. Основная идея — показать, как в его культуре отразился образ Венеции XVIII века и «История моей жизни» Джакомо Казановы, ставшая культовой книгой для мирискусников и других творцов эпохи. Аналогичным символом нашего Серебряного века кураторы выбрали молодого тогда авантюриста Сергея Дягилева. Выставка построена как драма в четырех актах. В первом заявлены основные мотивы: театральность и чувственность «веницейской жизни». Второй посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников, а третий — богеме Серебряного века, жившей по образцу комедии дель арте. Последний акт описывает трагический финал эпохи, предсказанный в «Маскараде» Мейерхольда — его премьера состоялась на сцене Александринского театра в вечер Февральского переворота. Обо всем этом рассказывают с помощью более сотни картин, рисунков и театральных костюмов из двадцати музеев и частных коллекций Москвы и Петербурга.

«Найти Бэнкси» в «Севкабель Порту»

До 14 мая

В «Севкабель Порту» создали тотальную инсталляцию по мотивам творчества одного из самых известных и неуловимых стрит-арт художников в мире — Бэнкси. Он создает сатирические граффити на острые социально-политические темы на стенах зданий и выкладывает фото работ в соцсети. Поскольку большая часть оригинальных работ закрашена или украшает улицы по всему миру, на выставке представлено свыше 150 точных копий граффити, картин и скульптур, а также концептуальные инсталляции по мотивам его акций. Пространство охватывает все основные темы творчества Бэнкси и поделена на зоны: «общество потребления», «социальное неравенство», «эпоха контроля», «защита окружающей среды» и «будущее для потомков».