Afisha Aid

«Если можешь помочь — помоги»: кто и как проводит благотворительные концерты

22 декабря 2020 в 17:00
Фото: «Ночлежка»
Благотворительные концерты с участием звезд — давняя и мировая практика: от Live Aid с участием Queen и Дэвида Боуи до One World в поддержку фонда COVID-19 Solidarity Response. Рассказываем, какими бывают благотворительно-культурные инициативы в России и как на этот сектор повлияла пандемия.

Как устроен благотворительный фестиваль

В ноябре 2019 года «Ночлежка Fest» прошел в пятый раз — и впервые в Москве. На нем выступали Face, Найк Борзов, Муся Тотибадзе, Ic3Peak и секретный гость в лице Noize MC. Между выступлениями показывали фильм Ильи Варламова: многие москвичи узнали про «Ночлежку» благодаря ему. «Это же банальная тема, но это правда, что в такой ситуации может любой человек оказаться, и не обязательно быть алкоголиком», — заявил со сцены Face.

«Ночлежка» — благотворительная организация, помогающая бездомным. В Петербурге она работает с 1990 года, а собственный фестиваль организует с 2012-го — в лайнапе тогда среди прочих были Юрий Шевчук и Борис Гребенщиков. К моменту проведения первого московского фестиваля проекты «Ночлежки» в столице еще не запустили: их открывали долго, трудно, выдерживая противостояние с частью местных жителей. В 2020 году Гребенщиков поучаствовал в записи видеоролика #язаночлежкувмоскве: «Мне кажется, все просто: если можешь помочь попавшим в беду людям — помоги».

Дарья Байбакова

директор «Ночлежки» в Москве

https://www.facebook.com/daria.baybakova

«Мы начали подготовку к фестивалю в мае 2019 года. Сознательно для первого концерта в Москве решили пригласить к участию музыкантов, которые раньше не поддерживали «Ночлежку». Для нас это мероприятие не столько позволяет собрать деньги, сколько помогает привлечь внимание к проблеме бездомности. Поэтому мы стали думать, на кого бы пришла аудитория, с которой мы реже сталкиваемся».


В Москве, вспоминает Дарья Байбакова, больше всего времени заняли переговоры с артистами. Кто‑то не ответил, у кого‑то на конец осени уже был плотно расписан гастрольный график. Быстро договорились только с клубом «ГлавClub Green Concert», на чьей петербургской площадке проходил первый фестиваль.

Аренда площадки была некоммерческой, а все музыканты выступали без гонораров. Основными затратами стали обеспечение технических и бытовых райдеров артистов, уборка помещений после фестиваля, таргетированная реклама и мерч. Фестиваль принес «Ночлежке» 1,2 млн рублей, которые пошли на запуск в столице консультационной службы и «Ночного автобуса» (бесплатная еда, средства гигиены и медицинские консультации для бездомных).

В этом году «Ночлежка» не проводила фестиваль — ни офлайн, ни онлайн: «Было ощущение, что к осени накопится усталость от онлайн-мероприятий. Мы думали и про офлайн-событие, пытались предугадать, и хорошо, что ничего не запланировали — было бы обидно за потраченные усилия, когда пришлось бы все отменить». В 2021 году «Ночлежка Fest», возможно, снова пройдет в Москве. «Но когда именно и будет ли вообще — посмотрим по ситуации», — заключает Дарья Байбакова.

Как обычные промоутеры сотрудничают с благотворительными фондами

Куда чаще в России благотворительные организации присутствуют на обычных, не фандрайзинговых мероприятиях. Та же «Ночлежка» еще с начала 2010-х сотрудничает с компанией «Светлая музыка» — организатором ежегодного фестиваля Stereoleto. В сентябре 2020-го девятнадцатый фестиваль прошел в пространстве «Севкабель-порт». Отличительная особенность международного события в условиях пандемии — выступали только отечественные артисты: Земфира, Хаски и другие.

Екатерина Кириллова

директор по работе с партнерами компании «Светлая музыка»
https://m.vk.com/id1809688

«Я бы не сказала, что в поддержке благотворительных фондов и организаций есть для нас какая‑то пиар-составляющая. В соцсетях мы размещаем лишь по одному посту о присутствии фондов на наших фестивалях. Прежде всего это интересно самим фондам.

Присутствие благотворительных фондов — часть концепции наших фестивалей. Например, мы уже не первый год сотрудничаем с БФ «Гуманитарное действие» — прямо на фестивале можно сдать тесты на ВИЧ и гепатит. Казалось бы, это совсем не про фестиваль, но мы попробовали и были удивлены, что довольно много гостей сдали такие тесты. Фестивальная атмосфера располагает людей к принятию многих вещей, помимо музыки и развлечений.

Некоторым благотворительным фондам мы просто выделяем билеты на фестивали. Считаем, что здорово давать возможность посетить наш праздник родителям детей с инвалидностью, которым часто приходится непросто и совсем не до развлечений.

Мы сотрудничаем далеко не со всеми благотворительными фондами и организациями, подающими заявки. Отдаем предпочтение тем, кто не просто собирает пожертвования в коробку, но предлагает яркий и интересный интерактив силами волонтеров — квесты, аквагрим, мастер-классы и так далее.

реклама

Что касается нынешней ситуации кризиса из‑за пандемии, она никак не затрагивает вопрос присутствия благотворительных фондов на фестивалях. Главные наши затраты — аренда мебели для нужд БФ. Это небольшие деньги. Ну и приглашения для подопечных фондов — немного, но даем».

Как провести концерт в условиях пандемии

Один из первых благотворительных онлайн-концертов в 2020 году провела государственная структура: 13 апреля фонд «Росконгресс» транслировал выступление группы Uma2rman. Концерт посмотрели около 100 тыс. зрителей, в итоге собрали порядка 100 тыс. рублей пожертвований (в «Росконгрессе» не ответили на запрос «Афиши» о том, сколько составили затраты). Деньги направили в помощь пожилым и маломобильным людям, которые оказались в зоне риска из‑за пандемии и изоляции.

«Будь с городом!» — петербургский пример окологосударственного благотворительного проекта: ежегодный фестиваль организует автономная некоммерческая организация содействия развитию культуры, туризма и спорта «Городские проекты» при поддержке Смольного. В конце августа 2020 года событие прошло в пятый раз. В отличие от «Ночлежка Fest» его перенесли в онлайн. Результатом организаторы довольны: более 300 тыс. просмотров трансляции концерта с участием IOWA, «Марсель», Муси Тотибадзе и Елки — это почти в десять раз больше людей, чем теоретически может вместить Дворцовая площадь, на которой фестиваль проводили до сих пор.

Впрочем, цели «Будь с городом!», как и у «Ночлежка Fest», скорее не фандрайзинговые, а информационные. В этом году организаторы сосредоточились на теме воспитанников детдомов и приютов. «У большинства людей существуют устойчивые нерушимые стереотипы о детях, оставшихся без попечения родителей. Но нужно говорить об этом и действовать, потому что главная проблема — это социализация сирот. Сейчас они живут изолированно в своих учреждениях. Но дети очень быстро вырастают, и вот они уже выпускники и становятся частью общества — дается им это очень трудно. Чем раньше мы осознаем, что это наши будущие соседи, и начнем им помогать подготовиться к новой для них, но обычной для нас жизни, тем лучше будет для всех», — поясняет руководитель социально-благотворительного проекта «Будь с городом!» Александра Хачатрян.

По ее словам, в будущем, со снятием коронавирусных ограничений, мероприятие вернется к привычному формату, но прямой эфир оставят: «Раньше эта идея как‑то не приходила нам в голову, но пандемия внесла свои изменения в этом году — можно даже сказать, что в каком‑то смысле положительные».

Екатерина Иванчикова

солистка группы IOWA

«Мне это дает очень сильную эмоцию, когда удается собрать необходимую сумму или подарки и так далее. Ты являешься частью проекта, помогаешь сдвинуться с мертвой точки, говоришь о проблеме в медиа, тем самым помогая, например, собрать подарки, отвезти их детям. Однозначно я чувствую, что сделано важное дело.

Я работаю с людьми и организациями, которым доверяю. Я могу быть уверена, что собранные средства идут на конкретное дело. Если я участвую в благотворительных мероприятиях, то мы обсуждаем, чтобы процент шел в фонд, другом которого я являюсь, — «Доброделы Петербурга» (новый петербургский фонд, помогающий разным категориям нуждающихся. — Прим. ред.)».

Почему не все фестивали перенесли в онлайн

Из‑за пандемии пока не состоялось другое крупное благотворительное событие — срежиссированный Кириллом Серебренниковым гала-концерт «Viva la Vita» фонда «Подари жизнь» (помощь детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями). На нем планировали собрать не менее 20 млн рублей. Концерт должен был пройти 6 апреля в Большом театре, но к тому моменту в Москве фактически ввели изоляцию, и мероприятие перенесли на неопределенный срок, предварительно — на 2022 год. Как рассказали «Афише» в фонде «Подари жизнь», многое зависит от площадки: изначально Большой предоставил сцену бесплатно, но «после пандемии им самим нужно выходить из кризиса и решать свои проблемы».

Переносить «Viva la Vita» в онлайн не стали — в фонде поясняют, что это невозможно для концерта «со сложной режиссерской задумкой и большим количеством артистов со всего мира». Но в целом директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова с оптимизмом оценивает перспективы онлайн-формата: «Он чаще всего не требует больших вложений, при этом фандрайзинговый и пиар-результат может быть достойным. Но мы, как фонд, ресурсно вкладываемся в другие формы фандрайзинга. Кроме того, когда все перешли в онлайн, количество просьб к артистам выступить на том или ином онлайн-мероприятии выросло. В какой‑то момент мы заметили, что форматы очень похожи, они повторяют друг друга, и сидеть дома и смотреть, например, концерт одного и того же артиста людям становится не так интересно. Поэтому тут, как и в офлайне, все зависит от оригинальности формата».

В фонде придумали и провели онлайн-акцию «Рак не уходит на карантин» — причем с нулевым бюджетом, силами сотрудников. Артисты — друзья фонда (Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Манижа, Елка и другие) — выходили в прямой эфир из инстаграм-аккаунта «Подари жизнь», давали концерты или мастер-классы и просили подписчиков жертвовать деньги. Аналогичные акции прошли на волонтерской платформе «Друзья фонда «Подари жизнь»: например, гимнастка Маргарита Мамун организовала онлайн-тренировку и собрала более 150 тыс. рублей. Всего в ходе марафона «Рак не уходит на карантин» поступило 2,1 млн рублей пожертвований.

Как в условиях пандемии проводят благотворительные аукционы

В пандемию объектами благотворительности стали и сами деятели культуры — люди, по которым в первую очередь ударила невозможность работать как раньше. Интересный пример симбиотической помощи — прошедший летом благотворительный онлайн-аукцион, организованный Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина, благотворительной организацией «Во благо» и фондом «Образ жизни», в котором участвовали работы Олега Кулика, Константина Звездочетова, Оксаны Мась и других художников. Целью аукциона стало, во-первых, приобретение техники для больниц, во-вторых — поддержка художников-участников. Всего за 53 лота выручили 3,3 млн рублей.

Ольга Мансир

директор «Во благо» и основатель voblago.club
https://www.facebook.com/diplomatique

«Если на офлайн-события люди приходят повстречать старых друзей и познакомиться с единомышленниками, в случае с онлайн-аукционами все «софиты» направлены на искусство.

Главная проблема онлайн-аукционов — покупатель не видит продукт, и ему трудно расставаться с деньгами. Поэтому с точки зрения привлечения клиентов и продаж онлайн-аукционы современного искусства мы считаем более сложной задачей. Технические моменты не затронули наш процесс, поскольку мы пришли на действующую площадку».

Средства на московском аукционе собирали для закупки аппарата в петербургской больнице Святого Георгия. 12 мая 2020 года в больнице на Северном проспекте произошел пожар. Погибли пять пациентов, лечившихся от коронавируса. Причиной пожара стал вспыхнувший в палате реанимации аппарат ИВЛ. «Мы знали про пожар и поняли, что если можем помочь больнице, то нужно это сделать, потому что погибли люди», — поясняет Ольга Мансир. Кроме того, по итогам аукциона приобрели 20 рециркуляторов (приборы для очистки и обеззараживания воздуха) для Долгопрудненской центральной городской больницы и Госпиталя для ветеранов войн № 2.

В декабре организаторы решили повторить опыт и провели похожий аукцион, собрав 2,4 млн рублей. «Денежные средства пойдут на решение сразу нескольких задач: покупку специализированного оборудования для учреждений, помогающих людям с инвалидностью, оплату обучения молодых врачей-онкологов, поддержку инициативы «Что делать» и ее справочной службы «Просто спросить о COVID-19», развитие арт-резиденций для российских региональных художников», — говорит директор Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина Анна Зыкина.

реклама

Это не единственные подобные события в 2020 году. Например, в мае на благотворительном аукционе «Фотографы — врачам» собрали больше миллиона рублей, которые перевели в фонд «Живой», закупающий средства индивидуальной защиты для врачей. А в ноябре на благотворительном аукционе в поддержку Фонда Константина Хабенского собрали 4,3 млн рублей, которые направили в помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного и спинного мозга.

Зачем проводить благотворительное мероприятие, если пожертвований будет мало

Екатерина Шергова

директор фонда «Подари жизнь»
https://www.facebook.com/ekaterina.shergova

«Мы иногда проводим благотворительные мероприятия, про которые сразу понимаем, что они не будут фандрайзингово успешны без бюджета, но могут привлечь к нашей деятельности новых сторонников. Особенно когда речь идет о молодой аудитории, которой мы стараемся рассказать о себе в привычных и интересных ей форматах — потому что в будущем это наши благотворители.

Так, например, в прошлом году мы провели день фонда «Подари жизнь» на Даниловском рынке вместе с концертом группы «СБПЧ». Весь день за прилавками рынка стояли звездные продавцы — друзья фонда, а часть выручки шла в фонд. Мы собрали относительно немного для масштабов тех трат, которые лежат на нас по помощи детям с онкологией. Но мы провели это мероприятие практически без вложений, и у нас появилась лояльность от новой для нас аудитории, чье участие мы увидели позже, поэтому считаем мероприятие успешным».

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия