12 сентября
«Семью восемь» Михаила Лебедева (Самарский театр драмы им. Горького, Самара)
Безжалостная история перекрестного абьюза
«Семью восемь — это самое сложное», — унижала бабушка внучку таблицей умножения, изводила оскорблениями, пирожками и ненавистью, била по щекам. Прошло двадцать лет. Инсульт, паралич, и вновь «семью восемь — самое сложное», только теперь не для маленькой девочки, а для беспомощной старухи, которую не поднимут с пола, пока она не даст правильный ответ. Эта история о том, как на абьюз иногда приходится отвечать абьюзом, как исковерканную нелюбовью жизнь сложно починить, а поднимать парализованного родственника с пола просто не хочется. Пьеса Дарьи Слюсаренко «Семью восемь» стала одним из главных событий прошлогоднего фестиваля «Любимовка».
13 сентября
«Спички» Артема Устинова (Театр юных зрителей им. Брянцева, Санкт-Петербург)
То ли собаку взять, то ли убиться
Один из топовых современных белорусских драматургов Константин Стешик создал очень тихую пьесу об одиночестве и смерти, затаившейся где‑то между всполохами чиркающей спички. Главный герой Толя много курит, рассказывает дочери притчи, теряет друга, не хочет заводить собаку, задумывается о смерти и пытается все-таки быть несмотря на тихое, но назойливое ощущение одиночества. Спектакль Артема Устинова существует где‑то на границе повседневности и неосознанных сновидений, где‑то между очень простой и классной жизнью и абсолютной ее невозможностью.
14 сентября
«Йыван Кырла. Путевка в жизнь» Степана Пектеева (Марийский национальный театр драмы им. Шкетана, Йошкар-Ола)
Марийцы, история кинематографа и террор
Йыван Кырла — марийский национальный герой, актер, в 1931 году сыгравший главную роль в киноленте «Путевка в жизнь» — первом отечественном звуковом фильме. Когда советский кинематограф впервые заговорил, он сделал это на марийском языке. Кырлу ждали шесть лет успеха, а с 1937 года, как водится, шесть лет лагерей. Степан Пектеев сплетает сюжет кинофильма с реальными фактами из жизни артиста и исследует границу между тщательным советским мифом, марширующим под звонкие лозунги в ритме Маяковского, с неприглядной, отчаянной реальностью.
16 сентября
«Фотография, на которой меня нет» Ивана Пачина (Канский драматический театр, Канск)
Порция уютной сибирской ностальгии
Как приезд фотографа становится смыслообразующим событием в жизни деревни, как важно попасть на общую фотографию класса, как выглядят настоящие сибирские окна и как правильно париться в бане, — вот лишь некоторые зарисовки из жизни маленького Вити, жителя одной красноярской деревни. В основе спектакля — рассказ Виктора Астафьева, главного летописца деревенской жизни середины прошлого века. Режиссер Иван Пачин создает коллекцию образов, которые складываются в призрачный, ускользающий облик самобытной предвоенной сибирской деревни.
20 сентября
«Беруши» Ильсура Казакбаева (Башкирский драматический театр, Салават)
История о двух сильно недовольных братьях
Два брата-башкира маются в московской однушке от ненависти друг другу, от невозможности поделить девушку и ее ребенка, от обид и хилых, нереализованных амбиций. А главным образом от того, что убогая невнятица их жизни не может оправдать некогда принятое решение покинуть семью и родную Башкирию. История двух оглушенных ненавистью братьев для драматурга Олжаса Жанайдарова — повод поговорить о потаенной боли представителей малых народов, отправившихся искать счастье на «большой земле».