Удивительные странствия Геральта, или Стоит ли смотреть «Ведьмака» после третьего сезона?

6 августа 2023 в 14:00
Фото: Netflix
На «Нетфликсе» завершился третий сезон «Ведьмака», который стал последним для исполнителя главной роли Генри Кэвилла, — теперь Геральта из Ривии будет играть Лиам Хемсворт. Евгений Ткачев кратко подводит итоги сериала эпохи Кэвилла: вспоминает, с чего все началось, и рассуждает о том, есть ли смысл смотреть шоу дальше.

Когда в конце 2019 года на «Нетфликсе» наконец вышел «Ведьмак», то он оказался похож не на польскую экранизацию книг Анджея Сапковского, которую сейчас невозможно смотреть без улыбки, а на взрослую версию «Удивительных странствия Геракла» и «Зены — королевы воинов», которую забросило в первый сезон «Мира Дикого Запада». Иначе говоря, ведьмак Геральт (Генри Кэвилл) смахивал на Геракла, его возлюбленная, чародейка Йеннифер (Аня Чалотра) — на Зену, а сам сериал мог похвастаться нелинейным нарративом: несколькими параллельно развивающимися временными линиями, так что приходилось внимательно следить за платьями Йеннифер, чтобы понять, какой сейчас год на Континенте.

В итоге такая стратегия сработала. «Ведьмак» был визуально искуснее «Геракла» (все-таки того не снимали на объективы камеры Panavision) и явно поглупее «Вестворлда», но при этом не менее захватывающим. Казалось, что шоураннерка сериала Лорен Шмидт-Хиссрик («Сорвиголова», «Академия „Амбрелла“») и его ведущий режиссер Алик Сахаров («Рим», «Черные паруса») сняли если не ответ «Игре престолов», то самобытное шоу с отлично поставленными боевыми сценами и трогательными лиричными моментами. От встречи Геральта и его названной дочери Цири (Фрейя Аллан) в финале первого сезона предательски щипало в глазах, а от лихо поставленных поединков в начале отвисала челюсть.

Однако на втором сезоне авторы как будто испугались собственной храбрости и пошли на попятную. Сначала они распрямили повествование, а затем устами друга Геральта, барда Лютика (Джоуи Бейти), иносказательно извинились перед возмущенными зрителями за нелинейный хронотоп первого сезона. Такой ход выглядел несколько кринжово, а второй сезон получился откровенно трешевым — из него словно испарилась вся магия.

А когда стало известно, что третий сезон станет для Кэвилла последним (у него был затянувшийся конфликт с шоураннерами), возникло ощущение, что на сериале можно ставить крест. Все-таки Кэвилл — сердце «Ведьмака», а заменивший его Лиам Хемсворт типажно не тянет на Геральта (для воина у него слишком интеллигентный вид). Это как если бы в «Удивительных странствиях Геракла» «качка» Кевина Сорбо рекастнули на «интеллектуала» Дэвида Духовны! Невероятно глупая затея. Эх, если бы новым Геральтом стал хотя бы старший брат Лиама, Крис Хемсворт, известный благодаря образу Тора в марвеловской франшизе.

В общем, третий сезон «Ведьмака» превратился в долгие проводыКак и «Очень странные дела» в прошлом году, «Ведьмака» разбили на два блока с перерывом в несколько недель. Кэвилла, во время которых обсуждали все что угодно (не та фигура у Кейры Мец, снова не те эльфы, не тот вайб, что у Сапковского), но только не сюжет, а он, меж тем, остается ахиллесовой пятой сериала. Лорен Шмидт явно переоценила свои и зрительские способности. Поскольку «Ведьмак» выходит раз в два года, категорически невозможно удержать в голове его мутную интригу. Она настолько непроходима сложная, настолько внутри себя, что самой честной реакцией на происходящее будет вопрос: кто все эти люди и что вообще происходит? А поскольку четвертый сезон выйдет не раньше 2025 года, авторам необходимо что‑то сделать с этой проблемой — к тому времени уже можно и забыть, что Геральта вместо Кэвилла будет играть Хемсворт-младший.

Однако каким бы кризисным ни получился третий сезон, есть в нем и свои прелести. Например, авторы сделали ставку на актерскую химию между Кэвиллом, Чалотрой и Аллан — и сцены, когда Геральт, Йеннифер и Цири изображают семью, пожалуй, лучшие в сериале. А эпизод, в котором Цири и Лютик дурными голосами комментируют разговор Геральта и Йеннифер — и трогательная, и смешная, и страшно романтичная, и вообще стоит всего «Ведьмака». Жаль только, что таких восхитительных моментов в третьем сезоне было не так уж много. Большую часть времени Шмидт и ее свита либо долго запрягали лошадей (первые пять серий были отданы под неспешную экспозицию), либо экспериментировали с формой (пятая серия — очень странный оммаж «Расемону» Акиры Куросавы), либо устраивали игра-престольную поножовщину в Аретузе (ожидаемо высокоценная зрителями IMDb шестая серия, в которой происходит настоящая бойня), либо разыгрывали «бутылочный эпизод»В сериалах — снятая как правило в пределах одной локации серия. в пустыне (седьмая серия, в которой Цири переживает психоделический трип в духе джармушевского «Мертвеца»). Все это было по-своему мило, но несло какую‑то печать усталости и даже больше — необязательности.

Непонятно, зачем смотреть сериал дальше, если Кэвилл отправился на вольные хлеба, бюджет шоу съеживается, как шагреневая кожа, а авторы продолжают держаться за Сапковского (в основе третьего сезон лежит роман «Час презрения»), хотя по-хорошему от него стоило бы давно отказаться и писать свою историю. Кажется, лучше уже не будет, а покалеченный главным злодеем Геральт в конце третьего сезона прекрасно суммирует впечатления от «Ведьмака», который в последнее время приносил больше боли, чем радости. При этом нельзя сказать, что на удивительные странствия Геральта совсем уж жалко потраченного времени. Несмотря на то что «Ведьмаку» не удалось стать убийцей «Игры престолов», несмотря на то что замах был на рубль, а результат получился на копейку, несмотря на то что сами авторы, кажется, получают все меньше удовольствия от своей работы, это была дикая охота.

Смотреть

на Netflix

Расскажите друзьям